Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся


Автор: Татьяна Степановна Рогачева
Место работы: МКОУ «Центр образования им. полного кавалера ордена Славы Александра Ивановича Раскопенского»
Должность: учител русского языка и литературы


Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, с кем общается, одним словом, под влиянием той речевой среды, в которую он погружён, от которой так или иначе постоянно зависит.

Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых. У обучающихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения. Современная жизнь ставит перед ними новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.

Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления формирования коммуникативной компетенции личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. В новом Законе «Об образовании в Российской Федерации» обозначена главная направленность ФГОС это повышение качества образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. «Если раньше традиционно перед школой ставилась задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, то в настоящее время цель образования − развитие функционально грамотной личности, способной осваивать потоки новой информации и новые виды деятельности, умеющей учиться, общаться, решать возникающие проблемы и, как следствие, быть успешной. Поэтому отличие новых стандартов заключается именно в том, что целью школьного обучения является не предметный, а личностный результат. Решению этой задачи способствует формирование у учащихся универсальных учебных действий, то есть, развивать ключевые компетенции. Причём одной из ведущих, на мой взгляд, является коммуникативная компетенция учащихся.

Основными задачами формирования коммуникативной компетенции являются: формирование функциональной грамотности учащихся, формирование продуктивных навыков и умений в различных видах устной и письменной речи, формирование у учащихся «общелингвистической компетентности», что необходимо для успешного овладения другими предметами.

В моей педагогической деятельности возникла проблема: противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся, их интеллектуального уровня и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.

Таким образом, актуальность выбранной методической темы не оставляет сомнений. Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды.

Современные подходы к изучению русского языка в школе предполагают приоритет речевого развития, формирование в первую очередь коммуникативной компетенции обучающихся.

Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.

По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.

Русский язык это не свод пыльных правил, которые надо выучить и положить на полку. Это инструмент, которым мы пользуемся постоянно, и именно это мы должны показать детям и научить их пользоваться средствами языка для работы с совершенно разными текстами.

Сегодня ни для кого не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, неоправданно мало учебного времени отводит на развитие устной речи учеников.

Зачастую на вопрос «что?» школьники отвечают «это когда…»

Устное общение отошло на второй план. К тому же дефицит общения в семье, языковая среда, общение в соцсетях, где используются зачастую символы, и приводит к обеднению и так небогатого словарного запаса.

Поэтому школа, особенно в условиях работы по стандартам нового поколения, должна обратить внимание на развитие компетенций, направленных на качество современного образования.

Мы все на уроках применяем различные технологии. Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на уроках русского языка, как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи.

Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды.

В лингвистике текст определяется как категория, которая показывает «язык в действии». Именно это качество текста и позволяет сделать речевую среду на уроке не искусственной, а совершенно естественной.

Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик. Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом. Постепенно она приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания: от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.

Целенаправленный отбор текстов и заданий, включение каждого урока в продуманную систему работы это условия, которые создают развивающую речевую среду, обеспечивающую речевое развитие учащихся, в основе которого совершенствование, развитие чувства языка.

При подходе к тексту как к средству создания на уроках русского языка развивающей речевой среды особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове. Особую роль в воспитании современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно — нравственное развитие личности: о культуре, памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии, красоте и величии природы. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передаст автор. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистические мироощущения.

Для реализации поставленной цели формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом мной были поставлены следующие задачи:

1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;

2) подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;

3) вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей.

Решение этих задач осуществляется в процессе формирования интеллектуальной и речевой культуры. Результативными, на мой взгляд, в этой работе являются следующие формы и методы работы с текстом:

— комплексная работа с текстом;

— лингвостилистический анализ текста;

— сочинение-рассуждение;

— редактирование текста;

— различные виды диктантов;

— интеллектуально-лингвистические упражнения;

— работа с текстами-миниатюрами;

— коммуникативные и игровые ситуации;

— «самодиктанты»;

— интеллектуально-лингвистические упражнения;

— работа с текстами-миниатюрами;

— составление синквейнов, кластеров к тексту;

— коммуникативные и игровые ситуации.

Работа с текстом занимает особое место в развитии речи учащихся. В своей деятельности я использую большое количество разнообразных форм её организации, например, такие, как:

  • синтаксическая пятиминутка;

  • «включи воображение»;

  • лингвистические «угадайки»;

  • лингвистические «почемучки»;

  • «напиши подобно»;

  • через дополнительное задание к диктанту;

  • составление таблицы;

  • пересказ текста;

  • лингвистический анализ текста;

  • комплексный анализ текста;

  • создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста (часть С из заданий ЕГЭ).

Уроки, где как высшая единица обучения выступает текст, активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, способствуют осуществлению личностного подхода к учащимся. Работу с текстом можно использовать на уроках-исследованиях, семинарах, практикумах, в деловых играх, в дискуссии, на интегрированных уроках. Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников.

Урок, посвященный упражнениям с текстами, можно определить как «урок-коммуникация», он позволяет формировать коммуникативные умения школьников, отрабатывать навыки как устной, так и письменной речи. На таких уроках дается возможность ученикам:

  • думать свободно;

  • говорить непринужденно, эмоционально;

  • читать внимательно, по желанию;

  • осознавать, как сделаны тексты;

  • писать свободно, эмоционально.

Общение ученика и учителя, ученика и ученика становится обязательным условием учебной деятельности, расширяется применение технологии проблемного обучения, интегрированного и дифференцированного обучения, коммуникационно-информационных технологий, технологий развития критического мышления, при этом урок сохраняется как форма организации обучения.

Развитию коммуникативной компетенции также способствуют и внеурочные формы деятельности, а именно: работа кружка, элективных курсов, подготовка литературно-музыкальных композиции, творческих конкурсов и исследовательская работа.

Многоаспектная работа с текстом позволяет достичь следующих результатов:

  • у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению русского языка;

  • развивается языковое чутье и вырабатывается лингвистическая зоркость, расширяется коммуникационный фон (общий фонд культурно-исторических знаний); развиваются аналитические и творческие способности;

  • эффективное развитие интеллектуальных умений и навыков позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, в различных конкурсах, предметных олимпиадах.

Подробнее я хотела бы остановиться лишь на нескольких формах работ с текстом, используемых на уроках русского языка.

1. Лингвистические «угадайки» использую в своей работе на уроках русского языка в 5-7 классах. Работа над нестандартными заданиями этого типа связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, учащиеся должны либо восстановить «первоисточник» (словосочетание, фразеологический оборот, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо «угадать» слово по его описанию (толкованию). Выполнение подобных заданий во многом напоминает хорошо известную всем игру–задачу под названием «кроссворд».

Таким образом, обогащается словарный запас учащихся – за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов – и грамматический строй речи – при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно–выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Это способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).

Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:

— угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

— расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;

— разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);

— игры–задачи «Я задумала слово», «Вопрос – ответ» и другие.

2. Лингвистические «почемучки». Основная цель использования активизация мыслительной деятельности учащихся. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие «открытия» в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому. За внешней простотой  вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить «научным языком». Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, то есть формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.

К заданиям этой группы относятся:

вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов);

вопросы занимательного характера (в их основе – внеязыковая ситуация, (вопросы–шутки, вопросы–загадки, «неожиданные» или «детские» вопросы).

3. Комплексный анализ текста создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности.

Выбирая текст комплексного анализа, необходимо учитывать  возрастные особенности учащихся. Соответственно возрасту составляется текст и подбираются задания к нему, в 5-6 классах в основном для анализа пользуюсь текстами художественного стиля, в 7-8 классах – это и публицистический, и научный стили речи. По мере изучения материала составляются тексты различного уровня сложности.

Основное требование ФГОС основного общего образования: «В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции».

Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся инновационные педагогические технологии (например, технология развития критического мышления). Создание синквейнов, кластеров, фишбоунов к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, усвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.

На уроках стараюсь использовать разные виды работы с текстом: сравнение отдельных предложений и текстов, нахождение границ предложений в тексте, деление текста на абзацы, восстановление деформированного текста, составление планов, определение темы текста, определение идеи текста (выделение предложения, в котором выражается основная мысль, отношение автора к предмету речи), анализ авторского заголовка, выделение структурных частей текста (вступления (зачина), основной части, заключения (концовки), сочинение по данному тексту, дописывание концовки текста, составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной теме

Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:

1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.

3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.

4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

Приведу пример работы с текстом на уроке русского языка в 8 классе. Изучая тему «Назывные предложения», которая является завершающей в разделе «Односоставные предложения», учащиеся работают с предложенным текстом (текст спроецирован на экран и у каждого ученика лежит на столе): «Проснувшись и взглянув в окно П.И. Чайковский был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный морозный денек! Чувства композитора затрепетали будто струны. Снегопад. День как гнездышко весь пуховый мягкий свежий. Серо-белое небо пушистый непримятый снег на земле крупные снежные хлопья в воздухе. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж! И вдруг прерывая царящую вокруг тишину слышатся едва уловимые звуки музыки композитора наполняя сердце очарованием. Усиливается снегопад, усиливаются аккорды. Услышав раз никогда не забудешь их. Смягчают душу, оживляют сердце, вдохновляют любовь. Хочется наслаждаться этими звуками вечно».

Прослушав текст, ученики отвечают на вопросы:

— Действительно ли это текст? Докажите.

— К какому стилю и типу речи принадлежит данный текст?

— Какие слова помогают описать красоту природы?

Затем учащиеся выполняют следующие задания: Расставить в тексте знаки препинания. Найти в нём все односоставные предложения, выписать их, определив вид предложения. Озаглавить текст назывным предложением. После этого демонстрируются слайды с изображением зимних пейзажей. Задаю вопрос: «Какие чувства у вас просыпаются, когда вы видите зимние картины? Могли бы эти картины стать своеобразной иллюстрацией к нашему тексту?» В заключение я предлагаю учащимся побыть в роли творцов слова: опираясь на текст, с которым они только что работали, ребята сами сочиняют небольшой текст, используя односоставные предложения.

Такая работа не только развивает навыки анализа предложенного текста, создания собственного текста, но и воспитывает чувства, будит в душах детей любовь к прекрасному. Относительно полный языковой разбор текста требует много времени и возможен только на специальных уроках. На обычных же уроках русского языка при изучении фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса, на уроках повторения, при обобщении и систематизации изученного материала учителя часто используют частичный языковой разбор текста, связывая эту работу с усвоением норм правописания, с проведением разных видов разбора слов, предложений.

В результате применения разработанных методических приемов предполагается достижение следующих результатов:

  • высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;

  • повышение интереса к русскому языку и литературе;

  • прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;

  • умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;

  • умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;

  • активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

В Приложениях 1-4 предлагаю практический материал, который любой учитель-словесник может использовать на своих уроках или внеурочных занятиях во втором полугодии 7 класса.

Актуальность исследования, как было указано выше, определяется необходимостью повышения интереса учащихся к занятиям русским языком, поскольку недостаточный уровень интереса тормозит успешно обучение. Падение интереса к чтению художественной литературы, низкая коммуникативная, языковая и лингвистическая компетенция учащихся, их эстетическая глухота – все это находится в зависимости от уровня сформированности интереса к родному языку как национальному достоянию, к его изучению в школе.

Коммуникативная компетенция – это демонстрируемая область (области) успешной коммуникативной деятельности на основе усвоенных средств и стратегий речевого общения, подкрепляемых языковыми навыками и речевыми умениями. При всем разнообразии подходов к изучению структуры коммуникативной компетенции, наиболее общими компонентами являются:

  • лингвистический (лексика, грамматика, фонетика, орфография),

  • дискурсивный (построение устных и письменных текстов),

  • прагматический (успешное достижение коммуникативной цели),

  • стратегический (преодоление трудностей коммуникации),

  • социокультурный (соответствие социокультурным нормам).

Итак, работе по формированию коммуникативной компетенции предшествовало изучение возможностей учащихся. По результатам диагностики были подобраны соответствующие методики, которые помогли формированию ключевых компетенций, где коммуникативная является основной. Для объективной оценки сформированности данной компетенции использовали результаты самодиагностики учащихся, результаты анкетирования учащихся, результаты наблюдений и экспертного заключении педагогов, работающих в данном классе.

Сформированность коммуникативной компетенции в процессе обучения предметам вооружает учащихся языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и реализовать себя в любой творческой деятельности.

Приобщить учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитать внимательное, вдумчивое, бережное отношение к слову, чувство ответственности по отношению к нему; способствовать повышению интереса к изучению системы родного языка; содействовать формированию школьника как личности, эти задачи стоят перед каждым преподавателем русского языка. Возможность решения этих сложных вопросов дает современная концепция филологического образования, которая рассматривает филологию как совокупность гуманитарных дисциплин, изучающих духовную культуру человека через языковой и стилистический анализ письменных памятников, а в качестве основной категории филологии рассматривает текст. На базе текста изучается «язык в действии», рождается «языковая индивидуальность ученика» (М.М. Бахтин), повышается интерес к изучению родного (русского) языка.

Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь результатов:

у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;

более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;

повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах;

повысился уровень коммуникативной компетенции:

Различные формы и методы работы с текстом применяю не только на уроках, но и на занятиях литературного кружка «Юный журналист» (например, ситуативные упражнения, дидактические игры, синквейны способствуют развитию творческих способностей учащихся).

Таким образом, при систематической работе по формированию коммуникативной компетенции возможен положительный результат.

Вышеизложенный опыт по работе с текстом применим как на отдельно взятом уроке русского языка или его части, так и в системе уроков, необходим на уроках в средних и старших классах; уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе, с успехом может использоваться не только учителями русского языка и литературы, но и педагогами начальной школы с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.

И как говорил Максим Горький: «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено тем оно победоносней».

Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.