От пространства слова к пространству человеческой души
И я слышу, как сердце цветет…
- Работа с эпиграфом и темой урока.
Создание интриги
Учитель: Что можно сделать необычного с обыкновенным цветком?
Учащиеся предлагают варианты ответов.
Учитель: Для того, чтобы услышать ещё один необычный ответ на этот вопрос, я предлагаю вам отправиться вместе со мной в творческую мастерскую к Афанасию Афанасьевичу Фету, прикоснуться к пространству души поэта. Давайте прочитаем стихотворение Фета «Я тебе ничего не скажу…», которое поэт написал в 1885 году в возрасте 63-х лет.
Учащиеся выразительно читают стихотворение
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
И в больную, усталую грудь
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.
Учитель: Что же необычного сделал с обыкновенным цветком А. А. Фет?
Оказывается, цветок можно превратить в человеческое сердце и даже услышать его цветение. Какие строки вы предлагаете взять в качестве эпиграфа к нашему уроку?
Учащиеся: «И я слышу, как сердце цветет».
Записать тему урока и эпиграф в тетради.
- Работа с текстом лирического произведения.
Учитель: Сейчас я вам предлагаю совершить путешествие в пространство человеческой души , увидеть, услышать и почувствовать то, что мог видеть, слышать и чувствовать лирический герой стихотворения. Путеводительными звездочками для нас будут слова: «И я слышу, как сердце цветет». Из этого путешествия мы должны привезти образ цветущего сердца.
Анализ стихотворения
Работа групп:
1 группа: «Я вижу…»
2 группа: «Я слышу…»
3 группа «Я чувствую…»
План выступления
- Выразительное чтение первой строфы.
Выступления групп
- Я вижу….
Я слышу…
Я чувствую…
Учитель: Вот вы осмыслили первую строфу, и у вас сразу возникает отчетливое ощущение соприкосновения с чьей-то напряжённой внутренней жизнью, каким-то сильным чувством, которое мучает человека, тревожит его. Но какое это чувство – мы только угадываем, о чём хочет сказать герой – тайна.
И вместе с этой тайной нам передаётся ощущение тревоги, волнения, неопределённости.
- Выразительное чтение второй строфы.
Выступления групп
1) Я вижу….
2) Я слышу…
3) Я чувствую…
Наблюдения: спокойное начало второй строфы. Здесь все другое, здесь ясно и красиво: цветы, заход солнца – это природа. И мы почти физически ощущаем контраст между состоянием человеческой души и вечным миром природы. И волны человеческой тревоги успокаиваются в этом океане мира и покоя.
В тишине этого мира расцветает человеческое сердце – можно услышать это цветение.
- Выразительное чтение третьей строфы.
Выступления групп
1) Я вижу….
2) Я слышу…
3) Я чувствую…
Учитель: Когда же расцветает человеческое сердце?
Ученики: Сердце человека расцветает только в единстве с миром – только это и важно, осознание этого приносит какое-то облегчение.
Учитель: Да, об этом третья строфа: перед нами снова человек с его смятением и болью – но она уже смягчена, умиротворена влагой ночи, слиянием с природой.
IV. Создание образа цветущего сердца.
Учитель: Давайте попробуем подержать образ цветущего сердца в ладонях и выразить свои ощущения.
Выступления групп.
Заключительное слово учителя: Мы мечтаем о каком-то волшебном саде, полном роз, который виднеется где-то за горизонтом, вместо того, чтобы наслаждаться теми розами, которые цветут в нашем сердце сегодня. Примите в подарок образ цветущего сердца, который дарит вам сам поэт, Афанасий Афанасьевич Фет.
Чтение стихотворения учителем (учащиеся держат в ладонях образ цветущего сердца).