Одна из основных задач музыкального воспитания по ФГОС – развитие музыкальных способностей. Основоположником современной теории ритмического воспитания является швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950), который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить. Продолжателем стал композитор Карл Орф (1895-1982), который уделял большое внимание ритмическому воспитанию, основой которого становятся движение, речь и игра на детских музыкальных инструментах.
Чувство ритма – одна из музыкальных способностей, без которой невозможна любая музыкальная деятельность. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Ритм – один из основных элементов выразительности мелодии. Мелодия образуется только в том случае, если звуки организованы ритмично, то есть обладают определенными длительностями; чередование звуков вне определенного ритма не воспринимается как мелодия. Это происходит потому, что ритм обладает большой выразительной силой; подчас он настолько ярко характеризует мелодию, что ее можно узнать только по обозначению длительностей звуков.
Для чего же нужно развитие этого чувства у детей?
Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
Чувство ритма является одной из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.
В жизни все подчиняется ритму. Ритм, пульс, биение сердца, смена времен года, день и ночь – все эти явления имеют прямое отношение к термину «ритм». Развитое чувство ритма в дошкольном возрасте – прямой путь к обретению гармонии с внешним миром в дальнейшем.
У многих детей оно слабо развито, недостаточно развита речь и координация движений. Ритм помогает соединить слово, музыку и движение.
Хорошо развитое чувство ритма позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность «жить в ней», двигаться. Поэтому чувство ритма должно развиваться в комплексе с другими способностями, в их тесной взаимосвязи.
Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Поэтому ведущим направлением в своей работе я выбрала развитие чувства ритма у дошкольников через все виды музыкальной деятельности с самого раннего возраста в доступной форме, используя современные инновационные технологии.
Мои занятия представляют собой коллективное творчество, ритмические хлопки, озвучивание стихотворений в ритме, «топотушки» ножками, «шлепки» по коленкам, по бокам и другим частям тела, «щелчки» пальцами, импровизация движений под музыку.
Внимание уделяю технике: спинка прямая, легкость в беге, подскоках, гибкость корпуса, правильное положение корпуса при ходьбе. Музыкально-ритмические упражнения для развития чувства ритма дошкольников под музыку способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, координации движений, ориентирования в пространстве, быстроту реакции. Развитие слуха способствует развитию ритмичности и музыкальности.
Свою работу я строю на принципах:
Принцип личностной направленности создает условия для музыкальной деятельности. Отбираю материал соответственно возрастным особенностям ребенка.
Принцип интеграции определяется в различных направлениях воспитательной работы и видах музыкальной деятельности детей.
Принцип от простого к сложному развивает потенциал ребенка в музыкальном развитии и корректирует речевые нарушения.
Использую речевые упражнения, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки. Только звуки речи отрывисты, бесцветны, не звонки, а вокальные звуки – протяжны, ярки и выразительны. Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух – одна из основ слуха музыкального. Ребенок на музыкальных занятиях учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки (темп, тембр, артикуляция, динамика, регистр, и т д., а также ритм). Основой для речевых упражнений служит детский фольклор: прибаутки, заклички, имена, зовы, рифмующиеся созвучия, считалки, загадки, потешки, баюканье в колыбельных – основа детской песенки. Для развития у детей чувства ритма, слуха речевые упражнения очень важны. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на детские музыкальные шумовые инструменты. Особая легкость для детей работы с речевыми ритмами кроется в поддержке ритма артикуляционным движением. В качестве подкрепления действуют импульсы, идущие от речевой мускулатуры. Сам текст помогает запомнить и удержать правильный ритм. Дети, сочиняя или декламируя стихи, упиваются ими как музыкой, не вникая в смысл: их увлекает ритмика и созвучия стиха.
Используя в практике музыкальных занятий стихотворения, убедилась в том, что ритмизованный текст может быть полезен для работы с дошкольниками. Начинаю работу с потешки, прибаутки или считалки. Читаю в определенном ритме, воспроизвожу речевую интонационную линию со всеми ее оттенками, которые помогают точнее раскрыть ее содержание. Когда усвоили задание, заменяем слова на ритмические хлопки и другие жесты.
Дети не стоят на месте, то декламируя стихи, то напевая, то прыгая в своих массовых спонтанных танцах, выкрикивая дразнилки и считалки. Речь и движение взаимосвязаны. Формирование движения происходит у ребенка при участии речи, а речи – при участии движения.
Это разнообразные круговые движения рук, локтей, кистей; ходьба медленная, быстрая, на пятках, носках, восьмерками, зигзагами, с переменой направления, остановками, поворотами, подскоками, прыжками, приседаниями, покачиваниями, бег в ритме.
В процессе активного слушания музыки и исполнения пластических движений у детей формируются музыкальные образы и музыкальные впечатления. Совокупность характера музыки и движения, выразительное исполнение движений детьми, точность передачи музыкального произведения – результат моей работы.
Новые подходы к дошкольному воспитанию требуют от меня не только организации современных новых форм деятельности, направленной на музыкальное воспитание дошкольников, сколько смены ее содержания. Для меня главное: сделать обучение, развитие, воспитание детей дошкольного возраста интересным и не заметным для самих детей.
Мы знаем, что ведущей формой обучения и развития дошкольников является игра, но современным детям необходимы новые, интересные игры, которые соответствуют как потребностям деток, так и велению времени. Приходится искать и придумывать новые игры, новые персонажи. Считаю, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. В развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Я использую музыкально-двигательные игры, помогающие развить наблюдательность и сообразительность, эмоциональность и образность восприятия музыки. Упражнения предлагаю к разучиванию через игру. Задания развивают воображения, они интересны, естественны, побуждают творческую активность, но и позволяют в игровой занимательной форме многому научится. Ребенок и не подозревает о каком-то «обучающем эффекте», с ним играют. Такое обучение, когда ребенок овладевает каким-то навыком, развивает в себе нужное качество не в результате специальных сознательных усилий, т.е. не имея перед собой цели чему-то определенному научиться, а в результате игровой деятельности, можно назвать непроизвольным обучением. Такое обучение очень эффективно.