Развитие эмоциональной сферы дошкольников через совместную с педагогом деятельность


Автор: Яковченко Е.А.
Место работы: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №21" г. Биробиджана
Должность: старший воспитатель


Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является одним из приоритетных в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности, определяющей как психоэмоциональное самочувствие ребёнка, так и успех любой деятельности.

В современной отечественной психологии часто используются понятие «эмоциональный комфорт», «эмоциональное развитие». Авторы современных программ также считают, что воспитателю необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого ребёнка, способствовать развитию эмоциональной сферы, понимать его душевное состояние, причины душевного дискомфорта и выбирать оправданную с этой точки зрения форму педагогического воздействия.

Вместе с тем, работа по развитию эмоциональной сферы традиционно считается прерогативой психологической службы. Однако, педагог-психолог не присутствует ежедневной в каждой группе, поэтому работа по развитию эмоциональной сферы должна стать особой заботой воспитателя.

Эмоции ребёнка – это послание о его состоянии окружающим его взрослым. Дети трёх-пяти лет уже в состоянии ярко проявлять внутреннее эмоциональное состояние, распознавать эмоциональное состояние окружающих. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании взаимодействий и привязанностей.

Детские эмоции влияют на будущее поведение человека. Эмоции способствуют социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?». Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.

Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций: радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх. Каждая эмоция, имеет своё мимическое выражение, одни распознаются легче, другие ‒ труднее. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений к людям. Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.

Воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, напрямую зависит и от того, какие чувства вызывает у ребёнка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.

Настроение улучшает и процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события. Люди, наделённые развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства. Ребёнок, как показывает практика, быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него большого значения.

Эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. Вместе с тем, принятые в состоянии эмоционального напряжения решения, как правило, не выполняются. Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций. Поэтому, при воспитании эмоций важно научить детей не бояться отрицательных эмоций, так как не возможно представить себе какую-то деятельность без ошибок и неудач.

В настоящее время у детей часто отмечается состояние эмоциональной напряжённости, и как следствие, напряжённые отношения в детском коллективе. Поэтому необходимо в совместной деятельности с детьми использовать игры, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других.

Начинать знакомить детей с эмоциями можно с трёхлетнего возраста (вторая младшая группа). Дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется за счёт слов, обозначающих эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для детей этого возраста словом «настроение».

Вторая младшая группа. Основными задачами на этом возрастном этапе являются:

— побуждение детей к эмоциональному реагированию,

— поддержание экспрессивных проявлений малышей (мимические, жестикуляционные, речевые).

Для реализации этих задач применяются сенсорные игры, игры с водой и песком (пускать кораблики, купать игрушки, наполнять водой пластиковые ёмкости и т.д.). Параллельно с сенсорными играми проводятся игры, направленные на развитие моторных механизмов эмоциональной экспрессии, прежде всего по жестикуляционной выразительности. Сюжетной основой для таких игр выступают произведения детских писателей, фольклор.

Во второй младшей группе детей знакомят с лексикой, отражающей наиболее яркие эмоциональные состояния: радость, веселье, злость, испуг, печаль. Основную роль в решении этих задач выполняют литература, фольклор. Читая сказки и рассказы следует акцентировать внимание детей на слова, характеризующие определённые эмоциональные состояния. Одновременно, необходимо демонстрировать проявление эмоций в мимике, жестах, интонациях, побуждать детей к определению эмоциональных состояний.

Дети этого возраста должны научиться видеть и воспроизводить характерные особенности эмоциональных состояний. Для этого надо использовать иллюстративный материал, театрализованную деятельность. Например, используя серию сюжетных картинок и наборы карточек с изображением героя в разных эмоциональных состояниях, предлагать детям подобрать к каждой сюжетной картинке карточку, соответствующую настроению героя.

Средняя группа. На этом этапе решаются задачи больше связанные с эмоциональным состоянием детей. Это, прежде всего, расширение опыта эмоционального реагирования. В среднем возрасте «эмоциональный» словарь детей пополняется словами, обозначающими различные настроения, словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не очень злой, совсем не страшный и т.д.). Детей необходимо учить подбирать синонимы (радостный – весёлый; грустный – печальный – тоскливый и т.д.); находить слова, конкретизирующие эмоциональные состояния, понимать эмоциональные характеристики.

Чтобы облегчить детям процесс овладения эмоциональным словарём, формирования умения анализировать эмоции с помощью слов следует обращаться к литературе, использовать наглядный материал. Детей следует научить определять и дифференцировать эмоциональные состояния по внешним признакам, замечать изменения в настроении. Для решения этих задач проводятся беседы с использованием пиктограмм.

Старший дошкольный возраст. К задачам этого возрастного этапа относятся следующее:

— совершенствование опыта внешнего оформления эмоций,

— стимулирование самобытности эмоционального реагирования.

Для их решения используется серия эмоционально-экспрессивных игр. Детей необходимо подвести к мысли: от настроения человека во многом зависят его взгляд на окружающий мир, отношения между людьми. Поддерживая в ребёнке радостное настроение, мы укрепляем его психическое здоровье.

Разумеется, что говорить, читать, писать ребёнка обязательно обучают, забывая о том, что его надо научить чувствовать, сопереживать, общаться и любить. Надеюсь, что работа в этом направлении поможет сделать эмоциональный мир наших воспитанников ярким, насыщенным, что каждый из них сможет гордо сказать: «Пусть всегда буду Я!».

Работа с родителями

Для достижения наилучшего результата необходима организация совместной деятельности воспитателя и родителей, родителей и детей.

В работе с родителями можно отметить следующие формы:

  • родительские собрания с чаепитием, где проинформировать их о целях, задачах, особенностях эмоционального развития;

  • анкетирование родителей с целью получения информации об особенностях детско-родительских отношений и индивидуальности ребёнка;

  • знакомство родителей с результатами педагогического наблюдения.

На следующем этапе родителей подключают к созданию групповой атмосферы, предметной среды, позволяющей формировать детское сообщество. В этом поможет:

  • домашние задания по участию в групповых делах (оформление и оснащение группы);

  • участие родителей в праздниках;

  • совместные мероприятия родителей с детьми «Понимаем ли мы друг друга?» с использованием уже знакомых детям игр и упражнений на развитие эмоциональных способностей в ситуациях общения;

  • домашние задания «Вместе с детьми», в которых родителям предлагается дома повторить отдельные игры и упражнения, разученные на занятиях, с целью поддержания и улучшения контакта родителей с детьми.

Эти формы работы позволят понять причины трудностей в эмоциональном развитии ребёнка и их специфики, выяснить особенности социальной ситуации формирования личности ребёнка, найти возможности помочь ему