Развитие навыка чтения в начальных классах


Автор: Ольга Михайловна Усова
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» с. Аур
Должность: учитель начальных классов


Актуальность формирования навыка грамотного чтения в начальной школе

В нашем быстро меняющемся мире способность читать является одним из фундаментальных навыков, способствующих успешному обучению и интеграции в общество. Особую значимость приобретает развитие навыков чтения среди учащихся начальных классов, ведь именно тогда формируются основы грамотности и зарождается любовь к книгам.

Василий Александрович Сухомлинский подчёркивал: «Чтение — это окно, через которое дети открывают для себя мир и познают самих себя».

В своей педагогической деятельности я всегда стремлюсь найти эффективные способы обучения детей чтению, помочь им преодолеть сложности в этом процессе и поддерживать их интерес к нему. Моя задача — сделать процесс чтения увлекательным и полезным для образования. Ведь навыки чтения играют важную роль в развитии речи и мышления, а также служат инструментом самовоспитания, саморазвития и основой для освоения других школьных предметов.

Однако в последнее время наблюдается тенденция к снижению уровня навыков чтения у многих учеников. Результаты диагностики, проведённой среди первоклассников, показали увеличение количества детей с речевыми проблемами, такими как дефекты звукопроизношения, недостаточное развитие навыков техники речи, неправильное дыхание, неясная дикция и нарушения фонематического слуха. В связи с этим я считаю необходимым уделить особое внимание развитию навыков чтения у этой группы учащихся.

В возрасте 6–9 лет необходимо помочь ребёнку развить навыки быстрого и эффективного чтения, учитывая следующие факторы:

  • неправильное движение глаз при чтении;
  • избыточная артикуляция при чтении;
  • возвратные движения глаз (регрессии);
  • узкое поле зрения (медленный читатель одновременно видит от 2 до 6 символов);
  • неустойчивое внимание;
  • маленький словарный запас;
  • отсутствие стратегии чтения (понимание текста как основная цель чтения).

Только после устранения этих препятствий или работы над их улучшением ребёнок сможет научиться читать быстрее и лучше понимать прочитанное.

Таким образом, формирование навыка выразительного, грамотного, осмысленного чтения имеет приоритетное значение в начальном звене образования учащихся.

Особенности формирования навыка чтения в начальных классах

В рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ставятся задачи развития и обучения младших школьников. В соответствии с этим учитель должен формировать у учеников универсальные учебные действия. Наряду с УУД, ключевым результатом освоения основной образовательной программы является развитие навыков чтения текстов различных жанров и стилей.

Навык чтения – явление сложное, комплексное. Степень овладения навыком чтения — один из показателей общего уровня развития ребенка. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:

а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов),

б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков. Изучив разные методики, я стала применять на своих уроках упражнения по методике М.А.Рыбниковой и из системы И.Т.Федоренко.

М.А.Рыбникова утверждает, что упражнения должны воспитывать внимание к звуку, к слову, к предложению, к абзацу, воспитывая чёткость голоса, чуткость и ясность, и требовательность слуха. Кроме уроков всестороннего анализа текста, необходимо уделять время на специальные занятия техникой произношения.

Согласно методике М.А. Рыбниковой, на уроках литературного чтения я систематически уделяю время (3–5 минут) речевой гимнастике. Речевая гимнастика направлена на решение нескольких задач: совершенствование чёткости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; кроме того, она способствует формированию выразительности речи, развитию основных приёмов выразительности чтения.

На первом этапе при выполнении дыхательных упражнений решаю следующую задачу: научить обучающихся выполнять элементы правильного дыхания (вдох носом, выдох через рот)

На втором этапе речевой зарядки — при выполнении артикуляционных упражнений – показываю, как правильно «разогреть» мышцы языка, губ. Щек, чтобы обеспечить им наибольшую подвижность при чтении (упражнение «Язык ищет конфету»).

На третьем этапе — стараюсь добиться отчетливого произнесения слогов, слов. Это закладывает базу для произнесения скороговорок, трудных слов, встречающихся в тексте, и служит дополнительным способом повышения мотивации для работы по совершенствованию техники речи. На этом этапе используется чтение открытых и закрытых слогов, чтение слогов со стечением согласных.

Основными задачами четвертого этапа речевой разминки является работа над четким произнесением скороговорок.

В речевой разминке (пятиминутке) использую «жужжащее» чтение. Прием очень эффективный и дающий хорошие результаты. Результативный потому, что читают все одновременно, вслух, вполголоса и что важно, каждый со своей скоростью.

Как показывает опыт работы, наиболее эффективными из системы И.Т.Федоренко являются упражнения:

  • многократное чтение;
  • чтение в темпе скороговорки;
  • выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

В многократном чтении Я использую разнообразные виды чтения, такие как хоровое, одновременное с учителем и чтение «буксир». Это позволяет учащимся развивать навыки чтения и работать в команде.

Упражнения по выработке выразительности чтения вплотную переплетаются с упражнениями по развитию беглости.

С целью совершенствования выразительности произношения провожу работу над произношением звуков, над отработкой дикции, над развитием голосового аппарата, темпа речи. Развиваю навык выразительного чтения через чтение текста по ролям, по лицам.

В 2021 году я открыла для себя методику Шамиля Ахмадуллина и начала применять её на практике. Сначала я использовала «Букварь-тренажёр», включая задания из него в пятиминутки в первом классе. Затем перешла ко второй книге «Скорочтение», адаптируя задания из неё для второго класса. Эти упражнения не только ускоряют чтение и улучшают понимание текста, но и развивают память и внимание, которые часто являются недостающими элементами для формирования устойчивого навыка чтения.

Таким образом, для совершенствования техники чтения необходимо использовать различные виды упражнений, комбинируя и усложняя их в зависимости от темы и возраста учащихся. Регулярный контроль и отслеживание прогресса каждого ученика помогут достичь лучших результатов.

Мои ученики демонстрируют успехи в освоении навыков осмысленного и выразительного чтения. Они способны давать объективные характеристики героям произведений и оценивать прочитанное. Ребята делятся со мной своими эмоциями и восторгом от прочитанных книг, что свидетельствует об их глубоком погружении в мир литературы.

Благодаря регулярным занятиям и индивидуальному подходу, успеваемость учеников значительно улучшилась и по другим предметам. Это подтверждает эффективность методики преподавания и мотивирует меня продолжать развиваться в качестве педагога.

Литература

Учебники, монографии, брошюры

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995
  2. Ахмадуллин Шамиль. Букварь-тренажер. Обучение чтению с нуля – М.: Нева, Филипок и К, 2021.- 112с.: ил.
  3. Ахмадуллин Шамиль. Скорочтение. Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное?-М.:Нева, 2021.-192с., цв.ил.
  4. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.
  5. Гольдин З.Д. Учебное моделирование орфоэпического чтения: Книга для учителей и родителей.- М.: Новая школа, 1997
  6. Гордеева Н. Б. литературовед, методист, художник ( к 90-летию М.А.Рыбниковой) Н.Б. Гордеева //Литература вшколе. – 1975. — №4.- с.94-96.
  7. Зайцев В.Н. “Резервы обучения чтению”. – М.: “Просвещение”, 1991. – 32с.
  8. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. №8. сс. 22-25.
  9. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению”. – М.: изд. “Ось-89”, 1999. – 239с.
  10. Кудряшев.Н. М.А.Рыбникова как методист //Н.Кудряшев//Литература в школе. – 1942.-№3- с. 27-33.
  11. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя – М.: АРКТИ, 2001.    
  12. Сухомлинский В.А . Сердце отдаю детям. – Киев, 1969).
  13. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. сс. 27-31