Содержимое
Актуальность развития познавательной активности учащихся в урочной деятельности в начальной школе
Я занимаюсь изучением педагогической проблемы, связанной с развитием познавательной активности учащихся в рамках урочной деятельности в начальной школе. Эта проблема актуальна, поскольку она соответствует современным требованиям развития педагогической теории и практики, представленным в ФГОС третьего поколения.
ФГОС определяют задачи начального образования. Закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка — систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить: познавательную мотивацию и интересы учащихся,
готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками,
сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
На практике необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности.
Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.
Развитие познавательной активности у учащихся начальных классов на уроках
Эффективными условиями развития познавательной активности на уроке являются: учебно — игровая деятельность, дидактические игры, ресурсы учебников, использование практических методов обучения, создание положительных эмоциональных ситуаций, технологии уровневой дифференциации, формы организации деятельности (работа в парах, групповая работа, использование современных методов обучения (проблемное обучение)
Для организации учебно-игровой деятельности с первых дней пребывания детей в школе, я начинаю работу по формированию коммуникативных УУД. Потому что ребятам трудно договариваться между собой, они не могут подчиняться определённым правилам, даже слушать учителя на уроке. Знакомлю ребят с правилами поведения в школе и на уроке. Договариваемся о правиле, когда один говорит, остальные ребята слушают и не повторят уже сказанное и добиваюсь выполнения этого правила, постепенно ребята замечают повторы и дают советы товарищам слушать внимательно ответы одноклассников. С первого класса учу воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога; воспринимать разные точки зрения; в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу; строить устные речевые высказывания. В четвёртом классе обучаю ребят признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение, создавать устные и письменные тексты в соответствии с речевой ситуацией, готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания.
В изучаемый материал я включаю занимательные моменты, элементов новизны и неизвестности, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей. На уроках письма это могли быть следующие задания, которые заложены авторами в прописях в вариативной части:
На уроках обучение грамоте, следующие задания:
Истинное сотрудничество между учителем и учеником возникает, когда ученик проявляет желание выполнять задания, предложенные учителем.
Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы.
Повысить у учащихся интерес к самостоятельному «творчеству» позволяют уроки: урок-сказка, урок — КВН, урок-путешествие, урок-экскурсия, уроки-проекты и интегрированные уроки. На таких уроках воплощаются творческие замыслы учителя и творчество учащихся, что дает возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще.
Например, при изучении Прописной буквы «Э» на урок письма к нам пришла в гости девочка Эмма, которая очень хотела, что бы ребята научились писать её имя. Ребята выяснили каких знаний им не хватает для того что бы помочь Эмме, научились писать для этого прописную букву Э, написали её имя, порадовали тем, что составили о ней предложение, на физминутке они вместе с Эммой рубили и солили капусту.
При изучении раздела Космос, по окружающему миру во 2 классе, ребята на одном из творческих уроков совершили полёт на Луну. Весь урок был объединён идеей фантазийного путешествия, для большей реалистичности доску украсили рисунками ребят, которые они рисовали для раннее проведенных уроков, ученики определили, что им необходимо для полёта ракета, знания, костюмы, еда и тд. Из ознакомительного текста выделили новые сведения о космосе и о Луне, с помощью плана и полученых сведений из текста составили в группах мини сочинения «Как я летал на Луну», завершился урок составлением из танграма космической ракеты.
Сам учебник предполагает ряд игровых практических уроков
Так на уроке математики, при изучении раздела «Величины» во 2 классе авторы предлагают ряд заданий, где ребята узнали, кто такие диспетчеры и решали задачи, представляя себя в данной роли.
На данном уроке математики в 3 классе ребята переносятся в приключенческий мир Александра Дюма и выполняют задания, в основе которых лежит сюжет книги «Три мушкетёра»
Один из ключевых аспектов стимулирования интереса к обучению заключается в осознании детьми важности изучаемого материала. С этой целью предлагаю задания практической направленности, или по-другому задания компетентностного содержания.
При изучении темы «Собственные имена существительные» на уроке русского языка во 2 классе, содержание материала представленного в учебнике направлено было на знакомство детей с почтовым конвертом, его назначением и правилами оформления.
Во время практического занятия ребята успешно применили свои знания и увидели их значимость в реальной жизни. С энтузиазмом они подписывали настоящие почтовые конверты и отправляли письма своим близким, демонстрируя готовность использовать полученные навыки в будущем.
При изучении на уроках окружающего мира во 2 классе раздела «Приборы и инструменты» ребята знакомились с термометром, часами, а на уроках технологии изготавливали модель часов и термометр, далее упражнялись в определении времени и температуры.
В процессе изучения темы «Вода в природе» третьеклассники столкнулись с различными мнениями о минеральной воде. Некоторые принесли с собой бутылки с минеральной водой, другие составили список её названий. Когда задала вопрос о том, где ученики узнали об этой воде, они рассказали, что нашли информацию в интернете, спросили у родителей или заметили на этикетках в магазине. Ученики также обратили внимание на различия в составе минеральной воды. Одна из учениц обнаружила информацию о роли минералов в организме человека. В ходе обсуждения некоторые из ребят заинтересовались покупкой той или иной минеральной воды в разных магазинах.
Важное значение для активизации познавательной деятельности имеет создание положительных эмоциональных ситуаций.
На уроках я создаю условия, в которых учащиеся сами: отстаивают своё мнение, принимают участие в дискуссиях и обсуждениях, задают вопросы друг другу и учителю, анализируют ответы друг друга, оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка), консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников, самостоятельно выбирают разноуровневые задания, находят несколько вариантов решения проблемы, нахождение «ошибкоопасных мест”.
При изучении темы «Периметр многоугольника» в 3 классе ребята предлагали разные способы нахождения периметра прямоугольника, среди них оказались и ошибочные, мы рассмотрели все случаи предложенные ребятами, среди них нашли верные и не верные, наиболее рациональные.
Работая по УМК «Планета знаний», я решаю проблему всестороннего развития личности путем применения технологии уровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, его склонности, интересы, ценности. Использование данной технологии вызывает интерес к изучению предметов, развивает способности учащихся, формирует необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.
Начинаю любой опрос с более простых вопросов и постепенно перехожу к более сложным и глубоким, при этом сначала спрашиваю ребят с низким уровнем обучаемости, затем с более высоким уровнем обучаемости.
На уроках математики при анализе содержания задач использую различные модели краткой записи текста задачи. Удачно выбранный способ краткой записи содержит все данные задачи и наглядно отражает связи между ними. Наиболее эффективно содействует применение графических видов модели: схем, чертежей, таблиц. На своих уроках рассматриваю с ребятами различные способы записи одной и той же задачи, а ребята выбирают для себя тот способ, который ближе им для понимания и осмысления.
Авторы методического комплекта «Планета знаний» закладывают в содержание ряд таких заданий, которые предполагают разноуровневые задания, логические, творческие, в условных обозначениях они выделяют их специальными символами.
Каждый урок включает в себя обязательную часть для усвоения и дополнительную, которую учитель может использовать по своему усмотрению. Я в свои уроки стараюсь включать задания из вариативной части, они вызывают у ребят особый интерес, закрепляют полученные знания в новых, не стандартных условиях, расширяют кругозор. Многие ребята самостоятельно из интереса знакомятся с заданиями данного раздела. Учебники и тетради на печатной основе предполагают задания интеллектуального и творческого характера, где ребята могут выбрать задания в соответствии со своими способностями.
Обучение грамоте. Ученики выбирают из предложенных заданий к тексту те, с которыми могут справиться на данный момент.
Обучение письму. Ребята могут выбрать для себя задания разных уровней сложности: одни могут обвести предложения по точкам, другие написать эти предложения самостоятельно.
Русский язык. В рамках задания 20 учащимся предоставляется возможность выбрать между простым переписыванием стихотворения и выполнением более сложного задания, заключающегося в поиске отрывка, содержащего призыв к читателю. На этой же странице можно предложить творческое задание 21, требующее составления предложения или текста, и интеллектуальное задание 22, предполагающее определение и анализ отличительных черт устной народной речи.
Литературное чтение. После знакомства со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина «Листопад», ребята могут сочинить рассказ о радостном осеннем дереве, могут нарисовать словесную картину или красками к понравившимся строкам стихотворения, либо нарисовать другую картину к данным в задании словам.
В своей работе применяю разнообразные формы организации учебной деятельности, которые основаны на дифференцированном подходе.
Использую работу в парах, начинаю вводить эту работу с первого класса. Пары определяю по принципу «сильный – слабый», «средний – сильный», «средний – слабый».
Организую различные виды парной работы, такие как «разговор по телефону» для проверки правил русского языка или таблиц умножения по математике, математические диктанты с взаимной проверкой тетрадей, оценивание успехов соседей по парте по определённой шкале и проверка решений по эталонным образцам.
Цель парной работы заключается в развитии навыков коммуникации и умения договариваться. Ученики осваивают правила работы в парах: обращение друг к другу по имени, соблюдение тишины во время общения, освоение техник оказания помощи и запроса поддержки, внимательное выслушивание ответов товарищей, тактичное исправление ошибок и справедливая оценка результатов. Проверка ответов по ключу (эталонному образцу) и выставление отметок партнёру по парте способствуют развитию взаимоконтроля и умения планировать совместную деятельность.
Групповая работа способствует эффективной организации совместной деятельности благодаря обучению детей следующим навыкам:
распределение ролей, определение функций каждого участника группы, планирование деятельности.
На начальных этапах обучения учу учеников формулировать учебные задачи, определять шаги для их решения (разработка плана работы) и следовать этому плану.
На занятиях по обучению грамоте я предлагаю детям решить учебные задачи, и они, сначала вместе со мной, а затем самостоятельно, объясняют последовательность действий, необходимых для достижения результата. Например, при звуковом анализе слова ученики используют модель для определения качественной характеристики слова. Они должны знать все шаги, которые помогут им выполнить эту задачу: подсчитать количество звуков в слове, установить их порядок, проанализировать характеристики каждого звука (гласный, согласный, твёрдый или мягкий согласный) и обозначить каждый звук соответствующим цветом.
В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но проходит немного времени, и дети начинают использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что, научившись строить план выполнения учебной задачи, дети уже не смогут работать по-другому. В результате дети учатся думать, правильно строить свою речь. В работе использую планы ответов, алгоритмы, памятки. Так для анализа звукового состава используем следующий алгоритм, а чуть позже план фонетического разбора приобретает следующий вид.
Для анализа сообщения использую памятку «Для тех, кто слушает»
На уроках литературного чтения использую следующие памятки – алгоритмы:
Во время выполнения практической работы дети часто сталкиваются с проблемой, конфликтом, ищут способы разрешения и делают свои первые открытия.
Так, например, при изучении темы по математике «Новая единица длины: дециметр», сравнивая квадрат, периметр которого 28 дм и равносторонний треугольник, периметр которого 240 см, у ребят возник спор, в результате которого пришли к выводу, чтобы сравнить результаты измерений, нужно выразить их в одинаковых единицах измерения.
Урок я строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной, менее утомляемой.
Благодаря систематическому использованию такого подхода, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности.
На своих уроках учу ребят работать с информацией, так на уроках окружающего мира перед знакомством с текстом рассматриваем иллюстрации, плакаты, с помощью наводящих вопросов стараемся узнать как можно больше материала из данных пособий.
Например, при изучении темы «У лесного озера» в начале изучения темы ребята прослушивают звуки лесного озера и рассматривают плакат, делают выводы и предположения об обитателях лесного озера, далее рассматривая иллюстрации учебника, изучают водомерку и жука-плавунца, находят приспособления их к жизни в озере, а затем, знакомясь со статьёй учебника расширяют и закрепляют свои представления о них.
Результативность опыта
За последние годы регулярное применение учебно-игровой деятельности, дидактической игры, использование практических методов и ресурсов учебника, технологии уровневой дифференциации, элементов проблемного обучения, парная и групповая работа на уроках позволили большинству учеников развить положительную мотивацию к изучению школьных предметов, повысить мотивацию к успешной деятельности и сформировать чувство личной ответственности за результаты своего труда. Позволило младшим школьникам расширить кругозор, стимулировало их умственное развитие, улучшило подготовку и качество знаний по предметам. Благодаря этому дети стали увереннее ориентироваться в окружающем мире и научились применять полученные знания в повседневной жизни и на конкурсах и викторинах.
Развитие познавательной мотивации и готовности к сотрудничеству расширили кругозор младших школьников, способствовали умственному развитию, повысил качество подготовленности, а также качество знаний по предметам, позволил детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать полученные знания в повседневной жизни, применить свои знания при проведении конкурсов, викторин.
Результаты последнего года подтверждают эффективность применяемых методик и подходов к обучению. По итогам года во втором классе все ученики достигли стопроцентного уровня успеваемости по всем предметам. Средний балл по освоению учебных дисциплин составил от 4,1 до 4,3.
Предмет | Распределение отметок | Средний балл | |||
«2» | «3» | «4» | «5» | ||
Русский язык | — | — | 24 | 4 | 4,1 |
Математика | — | — | 23 | 5 | 4,2 |
Литературное чтение | — | — | 18 | 10 | 4,3 |
Окружающий мир | — | — | 18 | 10 | 4,3 |
Для определения уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) была разработана анкета, состоящая из 12 вопросов. Максимальное количество баллов, которое могли набрать ученики, составляло 100. Вот какие результаты были получены:
Результаты развития регулятивных универсальных учебных действий (УУД) достигли 85,4 %, познавательных УУД — 90 %, а коммуникативных УУД — 89,5 %, что свидетельствует об эффективности реализации программы по формированию УУД.
Применение указанных методов позволило значительно улучшить эффективность моей работы и стимулировать познавательную активность учащихся. Однако для достижения ещё более высоких результатов необходимо продолжать использовать эти подходы.
Список литературы:
- Единое содержание общего образования, рабочие программы https://edsoo.ru/rabochie-programmy/
- Развитие познавательной активности, Ищенко О. С https://infourok.ru/statya-na-temu-razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-detey-964817.html
- Развитие познавательной активности младших школьников в условиях реализации ФГОС, Ю. Петрова, сообщество «Школьная пора» https://vk.com/@-207702061-razvitie-poznavatelnoi-aktivnosti-mladshih-shkolnikov-v-usl
- Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе, Ш. А. Амоношвили, интернет журнал «Вопросы и ответы» http://www.voppsy.ru/issues/1984/845/845036.htm
- Учебники
- Башмаков М. И., Нефёдова М. Г. Математика 1, 2, 3, 4 класс. — Дрофа. Астрель Москва 2019.
- Желтовская Л. Я., Калинина О. Б. Русский язык 1, 2, 3, 4 класс. — Дрофа. Астрель Москва 2019.
- Кац, Э. Э. Литературное чтение 1, 2, 3, 4 класс. – Дрофа. Астрель Москва 1919.
- Потапов И. В., Ивченкова Г. Г. Окружающий мир 1, 2, 3, 4 класс . — Дрофа. Астрель Москва 2019.