Развитие речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья в игровой деятельности


Автор: Александра Сергеевна Фадеева
Место работы: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №21"
Должность: учитель-дефектолог


«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В.А. Сухомлинский

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического развития, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь, нуждающиеся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

Данная работа посвящена развитию речевой активности детей с ОВЗ в возрасте 5-7 лет.

Исследуя данную проблему, я исходила из важности развития речи у дошкольников, как одного из психических процессов, важного в овладении учебным материалом.

У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Собственная речь у таких детей появляется поздно. Некоторые дети могут произносить только отдельные слова, короткие, непонятные для окружающих фразы. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками, своеобразными словами, в которые они обычно вкладывают определенный смысл.

Речь у детей с ОВЗ формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5-6 лет. Как правило, эти дети ограниченно, но понимают речь других людей, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, наблюдается дефект в произношении по причине недоразвития языка и ли голосовых связок, неправильного расположения зубов и пр. Чаще всего уровень психического недоразвития ребенка отражается на развитии его речи.

Проблема речевого развития детей с ОВЗ на сегодняшний день особенно актуальна. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Поэтому влияние игры на развитие ребенка с ОВЗ бесценно. В этой связи большое значение в работе с детьми с ОВЗ приобретает игровая деятельность. Игра формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, в ней формируется умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами. Во время игр дети взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь, увеличивается объём словаря, дети учатся слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики. Важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей.

Игра – основная деятельность детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются речь, внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи. Развиваются и совершенствуются все стороны устной речи (произношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь). Развивается мелкая моторика рук. Как известно, речь ребенка на кончиках его пальцев. Кисть руки – это орган речи. Вот почему необходимо не только развивать артикуляцию, но и мелкую моторику рук. (пальчиковые игры с предметами и без, шнуровка, мозаика, пирамидки, нанизывание на нитку, игры с прищепками).

В своей работе я использую различные виды игр – дидактические, подвижные, театрализованные, словесные, сюжетно-ролевые.

Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

Настольно-печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти, речи и внимания.

Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи. Этот вид игр используется для побуждения у детей подражательной речевой деятельности, расширению объёма понимания речи и словарного запаса.

Подвижные и хороводные игры. Единственное требование к подвижным играм, они должны быть всегда интересны детям, направлены на совместное движение и контакт с другими детьми.

Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность — это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащение словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи. В своей работе использую разнообразные театрализованные игры (настольный плоскостной театр, пальчиковый театр, театр кукол би-ба-бо,) и игры-драматизации по сказкам.

Драматизированная форма подачи литературного произведения облегчает понимание его смысла. После того как дети поиграют с игрушками в сказку, они могут показать, перечислить персонажей сказки и выбрать фигурки для театра.

Сюжетно-ролевые игры так же оказывают положительное влияние на развитие речи. Сюжетно-ролевые игры создаются самими детьми, они воспроизводят то, что они видят вокруг себя, в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевой игре дети отражают впечатления, полученные из жизни. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает голосам зверей и птиц и т. д. Развивается диалогическая речь. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей.

Таким образом, использование всех видов игр даёт большие возможности для развития речи у детей с ОВЗ. Повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки, обеспечивается психологический комфорт. Дети запоминают большое количество речевого материала, активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление).

Подводя итог, можно сделать вывод, что игра является широко распространенным методом активности речевого развития дошкольников с ОВЗ. Следовательно, педагогам в дошкольных учреждениях необходимо развивать речь детей при помощи игр. Это поможет детям с ОВЗ обогатить свой словарный запас, научит их выражать свои мысли точно, последовательно, улучшит общение с окружающими людьми и сверстниками. Игры, как средство развития речи детей, являются одним из лучших методов. Благодаря игре процесс обучения проходит в доступной форме.

В своей работе особое внимание я уделяю словесным играм. Они требуют от детей большого внимания и умственного напряжения, и их можно применять для развития разных сторон речи.

Речевые игры важны для дошкольников. Благодаря им дети легко обучаются. Игры помогают развиваться, фантазировать и запоминать материал. Благодаря таким играм ребёнок познаёт окружающий мир, развивает познавательную деятельность, решает обучающие задачи.

Предлагаемые игры помогут сформировать у ребёнка фонематическое восприятие, обогатить словарный запас, повысить звуковую культуру речи, развить мыслительные операции и связную речь, что благотворно отразится на его общении со сверстниками и обучении в школе.