«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой личности»
В.А. Сухомлинский
Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили и что делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащает их, способствует их развитию. По своему жизненному значению речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Усвоение речи ребёнком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей.
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX — начале XXI века их стало 55,5% (данные основоположника отечественной логопедии М.Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям?
В дошкольном возрасте основной вид деятельности — это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из игрового опыта дошкольник черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
«Мелкая моторика – это согласованное движение пальцев рук, умение ребёнка пользоваться этим движениями: держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, лепить, рисовать и т. д.», — дает определение И.А. Светлова. Неуклюжесть детских пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика ещё недостаточно развита.
По мнению доктора медицинских наук, профессора М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие пальцев рук соответствует возрасту ребёнка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы: если же развитие движения пальцев отстает, задерживается и развитие речи. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.
Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводят к возбуждению речевых центров головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальцами создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
Ребёнок учиться концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет белее чёткой, ритмичной, яркой.
Развивается память ребёнка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
У ребёнка развивается воображение и фантазия.
По утверждению Марии Монтессори итальянского педагога, известной своей уникальной педагогической системой, таланты детей находятся на кончиках их пальцев. Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Актуальность опыта заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
Выбор темы возник не случайно, длительный срок работы с детьми показал, что у многих детей плохо развита речь, а это влияет, на дальнейшее развитие ребёнка. Поэтому считаю, важно уделять большое внимание пальчиковым играм в различных видах деятельности, тем самым способствовать развитию речи детей дошкольного возраста.
Я поставила перед собой цель: формировать и развивать речь детей с включением в непосредственно образовательную и игровую деятельность игрового метода обучения (пальчиковые игры и использование нетрадиционных технологий).
Для достижения цели были обозначены задачи:
1. Обогащение предметно — развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи.
2. Развитие детской речевой деятельности через пальчиковые игры.
3. Воспитание коммуникативных способностей в процессе общения дошкольников с взрослыми и сверстниками.
4. Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей.
В первую очередь, я начала свою работу с изучения методической литературы (Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников, Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика, Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей), журнала «Дошкольное воспитание» с целью определения организационно-педагогических условий проведения пальчиковых игр, направленных на развитие речи детей. Проанализировав методическую литературу, я выбрала наиболее эффективные формы, методы и приёмы для развития речи детей дошкольного возраста. На основе анализа составила перспективный план.
Перспективный план работы
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | Изучение литературы |
Сентябрь | Разучивание пальчиковых игр: «Мышка», «Моя семья»; игры с мозаикой, пазлами. | Ознакомление родителей с задачами по развитию речи детей | Изучение литературы и опыта работы по данной теме | Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи |
Октябрь | Игра пальчиковая «Мой веселый круглый мяч…» Игра пальчиковая «Семья». Игра пальчиковая «Капуста…» | Изготовление родителями сенсорного коврика, игр с застёжками, липучками, шнурками | Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций | Аникин В.П. Русское устное народное творчество Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками |
Ноябрь | Д/и «Весёлые прищепки». Игры с использованием массажного мячика: «Бежит ежик по дорожке».«Всюду, всюду мы вдвоем неразлучные идем…» | Консультация «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста» | Создание нестандартного для игры | Александрова Т.В. Сказки на кончиках пальцев, Данилова Л. Пальчиковые игры |
Декабрь |
Аппликация «Огоньки в нашем доме»; Игры с сыпучими материалами (песок, крупы); Разучивание с детьми игр «Мишка-медведь», «Синичка», «Ласточка» | Работа по организации выставки «Новогодняя сказка» | Павленко Н.Н. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром | |
Январь | Разучивание пальчиковых игр: «Дом», «Дождик» «Коготочки»; ручной труд «Нанизывание бус»; д/и с сыпучими материалами («Сухой бассейн». | Консультация «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей» | Создание игр с сыпучими материалами (подбор оборудования) | Изучение материалов в сети интернет Навицкая О.П. Ум на кончиках пальцев |
Февраль | Лепка «Божья коровка»; игры с мозаикой, пазлами; пальчиковый театр «Теремок»; пластилинография «Грибок» | Привлечение родителей к созданию персонажей сказки «Теремок» | Изготовление атрибутов для пальчикового театра | Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы |
Март | Сбор материала, изготовление оборудования и игр по теме: «Игры с фасолью для развития мелкой моторики у детей». Игры с фасолью: «Волшебные домики» (цветные тарелки, фасоль). «Рисование фасолью» | Подборка материала для уголка родителей «Чем полезны игры с природным материалом нашим детям». | Подготовка необходимых материалов для игр с фасолью | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ: пособие для воспитателей и родителей |
Апрель | Пластилинография «Цветы»; игры со шнурками, прищепками, мелкими игрушками Подбор ленточек разной длины, ширины по цветам радуги. Учить детей продевать ленточки в отверстия решетки в разных направлениях. | Привлечение родителей к сбору природных материалов, решёток | Мастер-класс по теме: «Влияние пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста» | Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика: пособие для родителей и педагогов |
Май | Повторение пальчиковых игр; пальчиковый театр «Лисичка со скалочкой», пластилинография «Солнышко»; рисование по трафаретам, раскрашивание рисунков | Фотоотчёт о проделанной работе за учебный год | Отчёт о проделанной работе, обмен опытом с коллегами | Белая А. Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников |
Для достижения поставленных целей и задач в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая соответствует индивидуальным особенностям и способствует продвижению к цели «Развитие детской речевой деятельности через пальчиковые игры и нетрадиционных технологий».
Постоянно обновляющийся сенсомоторный уголок включает в себя:
— игровые манипуляции с бусами «Бусоград»;
— собери бусы на леску своими руками «Разноцветная шкатулка»;
— собранные на проволоку пуговицы. «Чудесные палочки»;
— игровые манипуляции с нитками;
— пальчиковый театр «Сказка на кончиках пальцев»;
— игры шнуровки;
— динамические игрушки;
— природный материал: шишки, жёлуди, фасоль, горох, гречка, семечки и многое другое;
— раскраски, трафареты;
— предметы широкого спектра использования (мячики, палочки, бумага и др.);
Ожидаемые результаты:
Повышения уровня развития речи детей посредством использования пальчиковых игр с нетрадиционным оборудованием.
Проявление интереса у детей к выполнению упражнений по развитию мелкой моторики, где дети самостоятельно будут использовать пальчиковые игры в свободной деятельности.
Развитие моторики пальцев рук.
Формирование навыков речевого общения.
В своей работе по данному направлению использую следующие принципы.
Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам.
Последовательность – (от простого, к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием.
Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера.
Данная педагогическая идея воплощалась на протяжении трёх лет: с 2020 года по 2023 год. (2 младшая – средняя – старшая группы).
Работу по созданию опыта можно разделить на несколько взаимосвязанных этапов:
1 этап – диагностический — сентябрь-ноябрь 2020-2021 учебный год.
Задачи:
— выявление уровня развития мелкой моторики рук, проведение анализа сложившейся ситуации в группе;
— обнаружение проблемы, противоречия;
— изучение литературы по данной теме;
— определение цели и задачи опыта.
2 этап – формирующий — декабрь – март 2021-2022 учебный год.
Задачи:
— апробация технологии работы с учётом, индивидуальных особенностей детей;
— разработка конспектов занятий, создание картотеки пальчиковых игр;
— отслеживание процесса развития детской речевой деятельности через пальчиковые игры у детей дошкольного возраста;
— подбор консультативного материала, рекомендаций, для родителей по теме: «Развиваем детскую речь через пальчиковые игры»;
— проведение совместных с родителями мероприятий.
3 этап — констатирующий, итоговый – апрель — май 2022-2023 учебный год.
Задачи:
— проведение диагностики;
— обработка полученных знаний;
— соотнесение результатов с поставленной целью.
Новизна опыта для меня состоит в:
— в использование пальчиковых игр, направленных на развитие детской речевой деятельности;
— в обогащении предметно-развивающей среды нетрадиционными пособиями для развития у детей мелкой моторики рук;
— в использовании активных форм работы с родителями по вопросу развития детской речевой деятельности.