Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие, направленное на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления и т.д. – важнейшая составляющая развития общей культуры личности ребенка. Особенно важное значение оно приобретает в самые ранние ступени в развитии ребенка.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.
Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.
Выдающиеся зарубежные ученные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В.Запорожец, А.П. Усова) справедливо считали, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Большой вклад в дошкольную педагогику внесли дидактические игры
Е.И. Удальцевой, Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, Е.И. Радиной и др. Однако, как отмечалось А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, игры использовались без достаточно тесной связи с основными видами детской деятельности, что значительно снижало общую эффективность сенсорного развития детей.
М. Монтессори предложила систему «сенсорной гимнастики», главная цель в ней учить различать детей цвета и оттенки, формы и величины, различать разные звуки (как гудит шмель, пищит комар, тикают часы, шуршат листья). А.П. Усова и К.П. Сакулина создали систему сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
Сенсорное воспитание оказывает большое влияние на развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, вкусе и так далее. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Одним из эффективных средств сенсорного развития детей возраста является использование дидактических игр – игровых заданий, направленных непосредственно на развитие сенсорных способностей (различение формы, цвета, объема и др.). Дидактические игры представляют собой не что иное, как игровое обучение. Обучение в форме игры основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка – на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, диктуемым игровой ситуацией.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
— является основой для интеллектуального развития;
— упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
— развивает наблюдательность;
— готовит к реальной жизни;
— позитивно влияет на эстетическое чувство;
— является основой для развития воображения;
— развивает внимание;
— дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
— обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
— влияет на расширение словарного запаса ребенка;
— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Сенсорное воспитание во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание является ценным составляющим развития формирования у детей представлений о сенсорных эталонах, они активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания мира, обладают уникальным развивающим эффектом: мыслительной деятельностью и качеством ума.
Благодаря сенсорному развитию обучение становится ярким, именно сенсорное воспитание, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности. Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Ведь не зря профессор Н.М. Щелованов называл младший дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного развития.
Проблема развития восприятия окружающего мира, знакомства с предметами и явлениями окружающей действительности существовала со времён древних цивилизаций. Ещё Платон, изучая древнейшие папирусы в библиотеках Египта, узнал, что детей обучали, используя предметы домашнего обихода. Так, например, детям поручали собрать все чаши в доме и рассортировать на серебряные, глиняные, деревянные и т.п. Или во время плетения венков из цветов и листьев их обучали определению цвета, формы, величины. Проблеме сенсорного развития детей во все времена придавалось большое значение, и занималось ей множество педагогов и психологов.
Проблема развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста представляет большой интерес, так как сенсорное развитие дошкольника является основой для развития мышления, восприятия. Но наблюдается недостаток литературы, методических разработок по данному вопросу, а главное нет четкой явной системы в работе по сенсорному развитию. Также не достаточно по этому вопросу подготовлены родители, что является существенной проблемой в закреплении навыков малышей.
Таким образом, проблема сенсорного развития детей дошкольного возраста является актуальной и в настоящее время, и является одной из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.
Цели и задачи
Новизна моего опыта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.
Цель – формирование сенсорных способностей у детей посредством дидактических игр.
Для достижения данной цели определила следующие задачи:
— создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
— использовать элементы сенсорного развития во все виды деятельности;
— формировать сенсорные эталоны, умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);
— развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);
— развивать аналитическое восприятие (умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины);
— воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.);
— взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей;
— реализовывать системы мероприятий, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей.
Теоретическое обоснование
Начала работу со второй младшей группы в 2016 году с того, что изучила педагогическую, научно-методическую литературу, современные программы, нормативные документы, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников. Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы, я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности ребенка.
Анализ научно-методической литературы, связанной с темой моей работы, позволил определить круг вопросов, выявить условия, при которых воспитание сенсорное развитие детей будет происходить наиболее успешно.
Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей начиная с первой и второй младшей группы. Мне как педагогу, интересно найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогут мне добиться хорошего результата.
Работая над проблемой сенсорного развития дошкольников через дидактическую игру, я поняла, что это очень длительный процесс, который невозможен без участия родителей. Работа по сенсорному развитию должна вестись совместно с семьей. Ведь одним из важных условий обеспечивающих нормальное развитие ребенка является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в воспитании ребенка, а это и педагоги и родители. Для меня было важно выяснить, насколько важной родители считают проблему сенсорного воспитания, занимаются ли они со своими детьми, имеют ли они достаточно знаний, чтобы успешно решать эту проблему.
Свою работу я начала с создания предметно-развивающей среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта ребенка. Причем предметно-развивающая среда не только должна обеспечивать совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды учитывала:
— индивидуальные социально- психологические особенности детей;
— интересы, склонности, предпочтения, потребности детей;
— возрастные особенности.
Дидактический материал подбирала с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности.
Исходя из этих требований, постаралась наполнить группу игрушками, играми, предметами, вещами, которые бы мне помогли сформировать у детей сенсорные способности.
В группе была оформлена «Сенсорная стена»:
— фланелеграф (дети создают композиции из ниток, ткани, поролона различного цвета и формы);
— ленточки различного цвета и длины;
— доска с крючками (группируют предметы по цвету, форме, величине);
— доска с липучками (собирают целый предмет или картинку из частей);
— доска для рисования (закрепляют знания о сенсорных эталонах в продуктивной деятельности;
— дидактический стол (позволяет детям упражняться в перцептивных действиях).
Оформляя физкультурный уголок, я постаралась наполнить его таким материалом, который бы способствовал сенсорному развитию детей. В уголке много нетрадиционного оборудования (дуги и обручи из киндерсюрпризов, ребристые доски из решеток для раковин, дорожки из губок и др.), а также мячи, кегли, кольцеброс. Все эти предметы разного цвета и размера, сто позволяет их использовать как для проведения дидактических игр, так и в свободной деятельности детей и для проведения индивидуальной работы.
В группе имеется центр «Песок — вода», его значение для развития органов чувств трудно переоценить. В уголке природы много различного природного материала (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки…), который используется в дидактических играх (например: «Собери букет», « Где большой листок?» и др.), продуктивной деятельности («Выложи узор из листьев», « Кто скорее соберет узор из камушков?») и помогает детям освоить сенсорные эталоны, развивает эстетические чувства. Уголок изобразительной деятельности тоже важен для формирования сенсорных способностей. Нам помогут карандаши, краски, фломастеры, пластилин, раскраски. Также в уголке имеются дидактические игры- упражнения по изобразительной деятельности (например: «Спрячь мышку», «У кого какое платье» и др.)
Также в группе большое количество игр и игрушек, в которых ярко выражены: цвет, форма, величина, материал:
— «Мозаика» (несколько видов, настольная и напольная),
— конструкторы «Лего»,
— пазлы,
— кубики (разного цвета и величины),
— пирамидки (деревянные и пластмассовые, разной величины),
— игрушки- вкладыши (домик, куб, машина),
— строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины.
При оформлении уголка для сюжетных игр, я старалась подбирать игрушки и вещи с хорошо выраженными сенсорными признаками (посуда разного цвета и величины, салфетки, прихватки разной формы и цвета, одежда для ряженья разного цвета и т.д.).
Сенсорное развитие посредством дидактических игр представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Чтобы реализовать раннее поставленные задачи, мною были определены этапы работы:
1 этап – предэталонный, происходит на 3 году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами, о круглых говорит, что они похожи на мячик. Т.е, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.
2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т. д Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.
3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, – «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать ряд. Соответственно усложняются дидактические игры.
Чтобы спланированная работа была успешной необходимо применение эффективных методов и приемов в организации занятий и дидактических игр.
Я использовала следующие методы и приёмы:
— Словесные (беседа, объяснения, указания, вопросы, напоминания, использование художественного слова – стихов, загадок, считалок, песенок…)
— Наглядные (использование дидактического материала, картин, картинок, игрушек, вещей предметов с ярко выраженными цветом, формой, величиной, показ образца, показ способа действия…)
— Практические (действия ребенка с предметами, обследование предметов с использованием различных рецепторов, продуктивная деятельность детей….).
— Игровые (игровые поручения, дидактические игры-занятия, подвижные игры с предметами, настольно-печатные игры, игры поискового характера).
Особое значение для успешного решения поставленных задач, имеет правильная организация дидактической игры педагогом.
Организация дидактических игр осуществлялась мной в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
— отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
— установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
— определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное время);
— выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место можно отвести и в групповой комнате и на участке детского сада;
— определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
— подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, карточки, картинки, природный материал);
— подготовка самого воспитателя к игре: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, способы руководства игрой;
— подготовка детей к игре: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
— ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления о них);
— объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
— показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие. Доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату.
— определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, ведущего, болельщика. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
— подведение итогов игры- это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об
эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание, дисциплинированность.
В конце игры я всегда спрашивала у детей, понравилась ли игра, и обещает, что в следующий раз будем играть в новую игру, она тоже будет интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого момента.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.
Занимательность игры возрастает, если в неё включаются элементы загадочности. Например: воспитатель вносит коробку на которой нарисованы овощи, рассматривает её с детьми, а затем говорит: «Дети, а вы хотите узнать что в этой коробке?».
Интерес к игре вызывается использованием художественного слова: загадок, стихов, считалок, песенок, потешек, воспитатель знает их наизусть, читает выразительно.
Известные игры детям становятся более интересными, если в их содержание вносится что — то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
Для чувственного познания окружающего мира, воспитатель должен подбирать такой материал, который все дети могли бы обследовать и активно с ним действовать.
Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам и мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. Педагог широко открывает от удивления глаза, дети подражают ему, у воспитателя грустное лицо и у всех детей на лицах мгновенно появляется грусть.
При объяснении правил игры воспитатель должен обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
Подводя итоги игры с детьми младшего возраста воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указать конкретно что), убрали на место игрушки…
Необходимо у маленьких детей создавать интерес к новым играм: сегодня мы хорошо играли в «чудесный мешочек». А в следующий раз в мешочке будут другие игрушки. И мы будем их отгадывать.
Интерес к игре усиливается, если воспитатель дает возможность поиграть теми игрушками, которые использовались в дидактической игре.
Исходя из всего перечисленного, мы можем сделать вывод: игра не терпит принуждения и скуки. Только когда ребенок с большим интересом и желанием будет выполнять игровые действия, решать дидактическую задачу, он достигнет хороших результатов в развитии сенсорных способностей, а также при умелом руководстве педагога будет развиваться умственно, физически, эстетически, нравственно.
Таким образом, использование дидактической игры в целях формирования сенсорных способностей ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
— наличие детской деятельности для освоения ими сенсорных эталонов и перцептивных действий;
— насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
— постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными сенсорными эталонами в процессе содержательной детской деятельности;
— наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
— совместного участия в данном процессе детей и взрослых ( педагогов и родителей).
Следовательно, ведущая педагогическая идея данного опыта заключается в том, что знакомя ребенка с сенсорными эталонами через дидактические игры, мы способствуем его всестороннему развитию.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Я как педагог одновременно являюсь и учителем, и участником игры. Я учу и играю, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов (найди лишнее, поставь матрешку на красный кубик, …). Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Я забочусь об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно- печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила. Например, при нанизывании шариков двух цветов на веревочку, добавить еще цвета.
С помощью игр-занятий я не только передаю детям определенные знания, но и формирую представления, учу детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы
затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры. С помощью дидактических игр приучаю детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
В своей работе я использую следующие виды дидактических игр:
1. Игры для сенсорного развития:
Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
2. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр – способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию – контроль над состоянием сенсорного развития детей.
Дидактическая игра дает возможность в процессе сенсорного воспитания развивать ребенка и эстетически: через использование в игре наблюдений, природного дидактического материала, картин, музыки ребенок учится удивляться, восхищаться совершенством красок, форм, звуков. А это в конечном итоге помогает нам развивать художественные, музыкальные, конструктивные способности детей.
Большинство используемых в работе дидактических игр, были взяты из системы, предложенной Л.А. Венгер в своем пособии «Ознакомление детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предметов».
Например:
Дидактическая игра «Воздушные шары»
Дидактическая задача: способствовать формированию у детей цветовых представлений, побуждать детей соотносить цвета разнородных предметов. Игра рассчитана на первоначальное ознакомление детей с семью цветами спектра (задача запомнить названия перед детьми не ставится).
Дидактическая игра «Геометрическое лото»
Дидактическая задача: Побуждать детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу (задача запомнить названия геометрических фигур перед детьми не ставится).
Дидактическая игра «Что там?»
Дидактическая задача: способствовать закреплению умения устанавливать соотношение трех предметов по величине, использовать это умение при выполнения действий с предметами ( составление матрешки).
Дидактическая игра «Соберем овощи»
Дидактическая задача: Совершенствовать восприятие формы предметов; упражнять детей узнавать, различать и называть знакомые овощи в цветном и контурном изображении.
Сенсорное развитие осуществляется в разных видах деятельности — в действиях с предметами в игре, рисовании, пении, занятиях со строительным материалом и др.
Таким образом, данные, полученные в ходе моей работы, подтверждают тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, дидактическая игра – наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.
Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно и расчленено воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.
Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.
Поэтому можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.