Хорошая речь —важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем активнее осуществляется его психическое и речевое развитие. (В.А. Сухомлинский)
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немалые усилия, чтобы речь развивалась правильно и своевременно. Потому как всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важным условием становления у ребёнка полноценной психики и дальнейшего правильного её развития.
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а также происходит формирование основных качеств личности.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Нужно отметить, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях, но для этого нужно знать особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста различных возрастов.
Выбор моей темы обусловлен тем, что у детей слабо развита связная речь, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать рассказы. Поэтому мною была выбрана театрализованная деятельность как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.
Актуальность и проблема определили тему моего опыта работы – «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается связная речь, ее грамматический строй.
Проанализировав литературу и требования программ по данной теме, я сделала вывод, что действенным средством для развития связной речи детей является творческая театрализованная деятельность. Мои наблюдения показывают, что театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством.
К сожалению, в современных условиях в дошкольных учреждениях недостаточно используется развивающий потенциал театрализованной деятельности. Изучив методическую литературу по данной теме, я пришла к выводу, что система работы по развитию речи детей в театрализованной деятельности недостаточно разработана. Поэтому я решила исследовать эту проблему и провести работу, направленную на развитие связной речи детей, через театральную деятельность и проведение игр.
В связи с этим, целью моей работы стало – повысить уровень развития связной речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Я предполагаю, что театрализованные игры и театрализованная деятельность детей послужат важнейшими факторами, стимулирующими развитие у детей связной речи. А значит, будут способствовать повышению уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Цель и задачи
Цель – развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Для реализации поставленной цели мне необходимо было решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности развития связной речи в дошкольном возрасте.
- выявить возможности театрально-игровой деятельности как средства развития связной речи детей дошкольного возраста.
- познакомить детей с разными видами театра;
- развитие связной речи детей;
- развитие интонационной стороны речи;
- развитие мелкой моторики детей, их воображения, фантазии.
- обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников;
- организовать образовательный процесс с детьми по речевому развитию через театрализованную деятельность.
Ожидаемый результат:
- повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность;
- позитивное взаимодействие детей в коллективе;
- раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;
- целостное воздействие на речевую систему;
- речевое раскрепощение ребенка, несмотря на имеющиеся у него речевые возможности.
Понятие и виды театрализованных игр
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в «театр», игры-драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. В педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребенка, авторы приводят разные квалификации театрализованных игр. Л.В. Артемова предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет, на игры-драматизации и режиссерские игры.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.
Видами драматизации являются:
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров. В группе я использую следующие виды театрализованных игр:
- настольный: «Курочка Ряба», «Цирк», «Теремок», «Маша и медведь»;
- плоскостной и объемный;
- кукольный (бибабо, пальчиковый – «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Красная шапочка») и т.д.;
- лопаточный: «Три поросёнка», «Заюшкина избушка»;
- ложковый или на шпателях «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Три медведя» и т. д.;
- магнитный: «Волк и семеро козлят», «Гуси лебеди», «Сказка об умном мышонке», «Сказка о глупом мышонке»;
- фартучный: «Колобок», «Теремок»;
- перчаточный: «Колобок», «Репка», «Три поросёнка», «Три медведя»;
- масочный: «Пых», «Теремок», «Колобок» и т. д.
В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Все перечисленные виды театрализованных игр требуют режиссирования и проговаривания реплик. Поэтому я учу детей использовать выразительные интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и поведение, и соответствующую мимику, дополняющую игру голоса.
Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. В моей группе дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи
Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
В сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», я считаю, что очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?» В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, невозможно.
Мне кажется, что игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить, как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа.
Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ни с чем не сравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные представления. Дети очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.
Участвуя в театрализованных играх, дети моей группы отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Умело поставленные мною вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний у ребят незаметно активизировался словарь, звуковая сторона речи. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Например, после драматизации сказки «Теремок» многие ребята группы делились вечером впечатлениями со своими родителями: они рассказывали, как Маше удалось передать, с помощью голоса и мимики роль «Лисы», а Дима так правдоподобно показывал «Медведя», и они тоже в следующий раз хотели бы показать какую-нибудь сказку для своих товарищей.
Этапы подготовки к театрализованной деятельности
Подготовка к театрализованной деятельности детей в нашей группе проходит в несколько этапов: подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный этап состоит из подбора репертуара, предварительного знакомства с текстом, подборе музыкального сопровождения, изготовления костюмов, декораций, атрибутов.
Я считаю, что правильно подобранное литературное произведение для постановки – это залог успеха будущего спектакля.
Для инсценирования литературного произведения я сначала подбираю сценарий. Иногда включаю в текст плясовой материал, что придает особую живость спектаклю. Обязательно нужен хороший конец, радость, победа добра над злом.
В совместной образовательной деятельности я знакомлю детей с текстом литературного произведения будущего спектакля, беседую по содержанию, разборчиво объясняю непонятные слова.
Вначале я выразительно читаю произведение, а затем провожу беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Например, после чтения сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» предлагаю следующие вопросы: «Какой был мышонок в этой сказке? (глупый, маленький, капризный) Почему в сказке мышонка называют «глупым»? (мышонка называют глупым, потому что он не слушался маму, потому что он другим нянькам говорил, что их голос не хорош, потому что он был маленький и не знал других животных).
Какая была мама у мышонка?» Как она заботилась о мышонке? Куда исчез мышонок? Как вы думаете, мама переживала за мышонка? Что произошло дальше, как вы думаете? (Мышка-мама и все няньки пошли искать мышонка, он успел убежать от кошки и вернулся домой).
(Какое может быть продолжение этой сказки? (мышонок попросил прощения у мамы, сказал, что будет ее слушать, вовремя ложиться спать)
В ходе подготовительного этапа работы над спектаклем совместно с детьми определяем, какими должны быть декорации, реквизит, музыкальное оформление.
Мне кажется, не следует злоупотреблять обилием декораций. Достаточно символическое обозначение места действия. Костюмы всех исполнителей тщательно продумываем, подготавливаем с учетом характера их образов. Дети и их родители оказывают посильную помощь в изготовлении декораций, костюмов действующих лиц.
Хорошо продумываю музыкальное оформление. Для этого использую технические средства обучения (музыкальный центр). Для каждого героя используется своя музыка, которая соответствует характеру событий, передаёт образность персонажа. Например, при инсценировании «Сказки о глупом мышонке» для каждого героя я подбирала музыку для выхода в современной обработке, что вызывало огромный интерес у зрителей.
Затем начинается главный этап – работа над ролью.
Начиная работать над ролью, дети должны четко представлять свои обязанности и естественно подключаться к действию по ходу спектакля. Я считаю, что важно ясно излагать актерам ситуацию, в которой они должны действовать, цель действия. Для того, чтобы суметь исполнителям ролей передать сущность своего персонажа, раскрыть свои потенциальные возможности, нужна специальная актерская тренировка. При подготовке к исполнительской роли большое значение имеет индивидуальная работа с детьми.
В ходе работы над спектаклем несколько раз провожу объединенные репетиции со всеми участниками спектакля.
Наконец все готово: декорации, костюмы, запомнился текст. Пьеса уже несколько раз репетировалась вся целиком, все замечания учтены.
Театрализованная игра – универсальное средство, которое отражается в каждой образовательной области, в контексте рассматриваемой проблемы я особо обращаю внимание на интеграцию театрализованной игры в такие образовательные области как «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие» направление «Чтение художественной литературы».
В рамках образовательной области «Речевое развитие»: у детей моей группы развивается интерес к художественной литературе, навык слушания, формируется эмоциональное отношение к поступкам героев, умение высказывать его, умение описать характер героев; формируется и закрепляется умение выразительно читать стихи. Перед началом драматизации обращаю внимание детей на композицию произведения: как начинается, о чем рассказ или сказка, чем заканчивается, на его языковые особенности. Для закрепления прочитанного произведения, использую пальчиковый театр, в котором действия и содержание производят сами дети. В случае затруднения, оказываю необходимую помощь.
В рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: происходит формирование и развитие речи как средства общения. Развитие умения поддерживать беседу, совершенствовать диалогические формы речи, умение высказывать свою точку зрения. Развитие умения составлять рассказ о событиях из личного опыта. Придумывание своих концовок сказок, сочинение сказок на тему, предложенную мною, а также на свободную тему, разучивание диалогов.
Развитие связной речи формируется у детей постепенно, по мере их развития мышления, взросления, а также индивидуальных особенностей. В соответствии с возрастом детей подбираются театрализованные игры, виды театров, доступные детям и способствующие развитию связной речи.
Совместная театрально-игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения.
Выбирая материал для инсценировки, я отталкивалась от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащала их жизненный опыт, побуждала интерес к новым знаниям, расширяла творческий потенциал:
- Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
- Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.
- Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями.
Таким образом, я сделала вывод, что театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
После изучения современной методической литературы, я выбрала материал для внедрения таких занятий в практику своей группы, провела обследование состояния сформированности связной речи, целью которого было выявление уровня развития связной речи детей.
В результате наблюдений выявлено, что у большинства детей развитие связной речи находилось на недостаточном уровне, и не соответствовало уровню развития связной речи детей среднего дошкольного возраста. Поэтому, эти дети нуждались в развитии связной речи.
В начале года провела анкетирование родителей для того, чтобы выявить их педагогические знания, проблемы в общении с детьми.
Проанализировав анкетирование, пришла к выводу, что большая часть родителей не знают, как можно развивать речь ребенка, помимо занятий по развитию речи, а также многие из них не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить и всё усвоят в процессе взросления.
Поэтому подготовила и провела родительские собрания по темам «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет», «Театр наш друг и помощник».
Направления работы
А практическую работу с детьми я осуществляла по трём направлениям:
Первое направление– формирование развивающей среды и создание театрального уголка в группе, включающего в себя:
— техническое оборудование (ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, звуки птиц, зверей, природных явлений, транспорта, детские сказки).
— наглядные пособия: репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии;
— создание мнемотаблиц в помощь к разучиванию этюдов, потешек, стихов;
— детскую художественную, познавательную и методическую литературу;
— атрибуты для организации театрализованных игр: магнитная доска, ширмы, костюмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый, резиновой игрушки, театр на ложках и др.);
— дидактические игры («Назови сказку», «Что перепуталось в сказке» «Назови одним словом», «Настроение» и др.).
Второе направление – это работа с детьми:
— творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми использовала следующие методы: дыхательно-речевая гимнастика: помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляция);
- литературно-художественная практика (связная речь): дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. Д.), а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее;
- театрализованная деятельность: в театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам, потешкам;
- организованно-образовательная театрализованная деятельность включает в себя:
- просмотр спектаклей и беседы по ним;
- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- отдельные упражнения по этике;
- упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
При работе с детьми очень помогают самостоятельно созданные презентации или заимствованные из Интернет-источников (для показа на экране).
Третье направление – взрослые.
Взаимодействие с родителями и специалистами ДОУ. Оно включает в себя:
- посещение театров семьями;
- организация работы по изготовлению атрибутов и пособий;
- создание эскизов декораций и костюмов к спектаклям;
- совместное выступление детей и их родителей.
В своей работе знакомство с театром я начинаю с детьми средней группы. Чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребенок будет общаться в дальнейшем.
Чтение художественной литературы каждый раз превращаю в сказку по ролям, для того, чтобы дети с малого возраста усваивали эталон персонажей их тембр, манеры голоса.
С детьми среднего дошкольного возраста часто использовала игры с разными видами театра «Придумай сказку», дети с удовольствием включались в придумывание новых интересных сюжетов сказок. Не меньше интерес у детей вызвала игра-пантомима, в которой сочетаются пластические позы, жесты и мимика. Предлагала детям с помощью указанных образных средств представить следующие ситуации: «Я мыл посуду и случайно разбил чашку», «Я пришивала пуговицу и уколола палец иголкой». Потом просила детей «изобразить» распускающийся цветок, прыгающую лягушку, засыпающего ребёнка, качающееся на ветру дерево и т.д.
При чтении произведения старалась использовать средства интонационной выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом инсценировать прочитанное. Затем проводила беседу, стараясь выяснить, насколько ребенок понял суть произведения, эмоциональное состояние героев. Например, при чтении стихотворения С. Маршака «Котята» спрашивала у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы об этом догадались? Что произошло с котятами? Почему они оказались на улице?».
Для развития у воспитанников умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, я использовала специальные упражнения, проблемные ситуации. Например, при чтении отрывка из сказки «Волк и семеро козлят», спрашивала: «Кому принадлежит эта песня – волку или козе? Почему вы так думаете?». При рассматривании иллюстраций с зайцем, спрашивала: «Как вы думаете, из какой сказки этот заяц? Почему вы так решили?». Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему они именно так думают, дети вспоминали текст и представляли определённый образ.
При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяла анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним, почему он плачет?», «Как вы думаете, кто ему помог?»).
Когда текст хорошо усвоен, приступала к обучению детей средствам выразительности (интонация, мимика, жесты). При этом использовала знакомые и любимые сказки. Фрагменты из сказок использовала как упражнения.
Например, предлагала детям попроситься в теремок, как мышка или лягушка, потом совместно с детьми решали, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз старалась усложнить задание, предложив одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого.
Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко всеми улавливались.
Передать характер персонажей в движении помогает и использование музыки. Огромную помощь в работе оказывает музыкальный руководитель.
Итогом нашей работы в средней группе был показ сказки «Колобок» для детей младших групп.
В последствие в старшем возрасте дети, которые изо дня в день были вовлечены, в той или иной степени, в театрализованную деятельность проявляют большую речевую активность. Театрализованная деятельность для моих детей является большим подспорьем для развития речи.
В старшей группе для обучения детей средствам речевой выразительности использовала более сложные упражнения.
Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры: «Капуста», «Перестройся по росту».
Пальчиковый игротренинг «Утречко», «Мальчик – с пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания» помогает развивать мелкую моторику.
Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «Чашечка», «Самовар», «Лошадка», «Чистим зубки», «Иголочка». Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…».
Для развития дикции я использовала скороговорки, игры «Подскажи словечко».
С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории», например:
- Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость». Какая новость может быть у мамы?
- Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?
- О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?
Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой.
Для развития пластической выразительности я предлагала детям:
- Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
- От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
- Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.
При выполнении этих упражнений детьми, я следила за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.
Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики: «Солёный чай», «Ем лимон», «Мне грустно» и др.
В процессе образовательной деятельности с воспитанниками стараюсь осуществлять поддержку инициативы и самостоятельной творческой деятельности детей. В свободное время они импровизируют небольшие диалоги: например, лисы и зайца, лисы и собак, лисы и петушка и т.д.; стараются следить за своей речью и речью других, отрабатывают жесты, мимику, движения, голос.
Совершенствованию навыка диалогической речи воспитанников способствовало рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников И. Хохлова, Е. Антоненкова, Т. Мавриной, В. Лебедева, Е. Рачева, беседы об особенностях иллюстрирования художниками драматических моментов сказки.
После знакомства детей с произведениями разных жанров: сказкой, стихотворением и рассказом, задавала им вопросы «Чем отличается сказка от рассказа, рассказ от стихотворения?», провела с детьми викторину «Узнай сказку». Вопросы побуждают детей думать, рассуждать. Воспитанники узнавали сказки по иллюстрациям, прочитанным отрывкам, загадкам.
Заключительным и самым значимым для детей этапом является постановка сказок. Работа по подготовке детей к постановке спектакля осуществляется поэтапно. На подготовительном этапе знакомлю детей с художественным произведением. В процессе ознакомления детей с произведением обсуждаем характер, поступки героев, одновременно решаю задачу обогащения словаря детей эмоционально–оценочной лексикой. В дальнейшем читаем с детьми текст по ролям, распределяем роли, уточняем предполагаемые обстоятельства и мотивы поведения отдельных персонажей, организуем репетиции по отрывкам. Я ненавязчиво помогаю детям объединяться в небольшие творческие группы вместе подготовить, оформить и проиграть фрагмент инсценировки, учу детей модулировать голосом: говорить громко, тихо, грубо, мягко, передавать радость, печаль, грусть, страх, произносить текст в характере разных персонажей, выполнять имитационные движения. После таких упражнений дети становятся более раскрепощёнными, свободными, лёгкими в общении, проявляют своё творчество. После разучивания текста начинаем работать над пластикой движений: учу детей посредством движений передавать характер литературного героя (например: лиса хитрая, ходит на цыпочках, заглядывает всем в глаза, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться; Колобок весёлый, озорной, доверчивый, бегает легко, на носочках; Кай до волшебства – добрый, весёлый, смелый, внимательный мальчик, а после волшебства Снежной королевы выражение его лица становится злым, бессердечным, надменным, он хмурит брови, взгляд его холодный, равнодушный). В процессе работы над образом использую видеофрагменты из мультипликационных и художественных фильмов. Вместе с детьми обсуждают, какими средствами актёр создаёт образ (с какой интонацией говорит, как ходит). Обсуждение и подготовка декораций, костюмов, реквизита осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями: родители принимают активное участие в изготовлении афиши, рисуют декорации, придумывают идеи для костюмов и сами воплощают их.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; упражнения для социально эмоционального развития детей; коррекционно-развивающие игры; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); задания для развития речевой интонационной выразительности; игры-прев ращен и я («учись владеть своим телом»), образные упражнения; упражнения на развитие детской пластики; ритмические минутки (логоритмика); пальчиковые игры, игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения; упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы; театральные этюды; отдельные упражнения по этике во время драматизации; подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и т.д.
Дети старшей группы самостоятельно придумывают замысел, содержание игры, отбирают изобразительно-выразительные средства, организовывают игру. Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющий много радости от переживания его содержания и особенно от собственного актерства. Театрализованные игры дошкольников еще нельзя назвать искусством в полном смысле этого слова, но они приближаются к нему. Прежде всего тем, что при разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Так же, как артистов, волнуют впечатления, реакция зрителей, так и дети в театрализованной игре думают о воздействии на других людей. Для маленьких артистов важно, как у них получилось, понравилось ли окружающим. Другими словами, их заботит результат, которого они добились. А результат – это то, как изобразили, как разыграли произведение. На достижение этого результата направлено внимание педагога и детей. Собственно, в активном стремлении к творческому исполнению произведения заключается воспитательное значение театрализованных игр.
Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело – спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам, и зрителям. Позже это послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества.
Театрализованная деятельность в группе организуется в утренние и вечерние часы – в нерегламентированное время; органично включается в другие занятия.
Все организованные формы театрализованной деятельности провожу небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Причем каждый раз подгруппы формируются по-разному, в зависимости от содержания занятий.
Занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременно достижению трёх основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей. Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом, какого-либо литературного произведения или сказки, но и знакомство с жестами, мимикой, движением, костюмами. Также содержание театрализованных занятий включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения; упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Таким образом, театрализованная деятельность будет способствовать развитию у детей уверенности в себе, формированию социальных навыков поведения тогда, когда каждый ребенок будет иметь возможность проявить себя в роли того или иного персонажа. Для этого использую разнообразные приемы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли не только смелых, но и робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание всех ролей всеми детьми по очереди.
Я считаю, недопустимо разделение детей на артистов и зрителей, т.е. на постоянно выступающих и постоянно смотрящих, как играют другие. Нельзя допускать в атмосфере занятий страха перед ошибкой, чтобы дети не боялись выходить на сцену. Поэтому, предлагая ребенку сыграть роль, я исхожу из реальных возможностей конкретных детей. Именно поэтому передо мной встают две основные задачи:
- Понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, на сколько они глубоки и серьёзны;
- Помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействия тем о ком он услышал.
Ещё одной из форм организации театрализованной деятельности является парная работа воспитателя с ребёнком – один на один. В процессе индивидуальной работы происходит тесный контакт между педагогом и малышом. Это даёт мне возможность глубже изучить чувства ребёнка, понять, на что направлены его переживания, на сколько они глубоки и серьёзны; помогает воспитателю выявить пробелы в знаниях, устранить их с помощью систематической работы. Также индивидуальная работа помогает подготовить ребёнка и к предстоящей деятельности (занятию, игре-драматизации, работе в спектакле). В процессе этой работы знания, умения, навыки в дальнейшей деятельности закрепляются, обобщаются, дополняются, систематизируются.
У детей, которые активны в течение всего года, значительно активизировался словарь, они стали чаще употреблять в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Дети начали пользоваться прямой и косвенной речью, развилась диалогическая и монологическая речь, память, мышление, воображение.
Для детей я подготовила подбор игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно-игровых действий, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика; сценарии сказок, театрализованные игр, этюды. Собрала ряд пословиц и поговорок, скороговорок, подборку сказок. Разработала сценарии совместных развлечений и досугов детей и их родителей «Сказка про Колобка на новый лад», «Путешествие в сказку».
В организации театрализованных игр широко использовала практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера), упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки и драматизация. Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала внимание память, воображение, творческое воображение.
Организация работы с детьми строилась следующим образом:
- Чтение художественных произведений, сказок, стихов.
- Обыгрывание этюдов, театрализованных игр.
- Показ сказок для детей младшей группы: «Заюшкина избушка», «Репка», «Сказка о глупом мышонке».
Подбирая репертуар, сценарии сказок основывалась на основные требования: сказка должна быть интересной, доступной, музыкальной, воспитывающей, выявлять способности каждого ребёнка и взрослого; изготовление костюмов, декораций и атрибутики.
В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает, успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни я часто использовала сказки для воспитания детей. Вместе с тем разработала и подобрала для детей игры на развитие речи, пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику. Моя работа с детьми была направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. При этом процесс воспитания получается естественным.
Большое значение имеет также использование разнообразных технических средств. Это видео и аудиозаписи. В рамках материально-технического обеспечения использую на занятиях технические средства.
В группе для использования на занятиях театрально-игровой деятельности детей имеется наглядный материал:
- Иллюстрации.
- Маски-шапочки.
- Костюмы — уголок ряжения.
- Пальчиковый театр кукол.
- Настольный театр.
Вся работа осуществлялась в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим.
Занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию. Их содержание, формы и методы проведения способствовали одновременно достижению трёх основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей.
Таким образом, театрализованная деятельность способствует развитию у детей уверенности в себе, формированию социальных навыков поведения, каждый ребенок имеет возможность проявить себя в роли того или иного персонажа.
Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя расковано, свободно, естественно. Таким образом, в процессе игры у детей сформировались навыки самостоятельных действий, которые заключаются в том, чтобы уметь без посторонней помощи продумать замысел, находить изобразительно-выразительные средства для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное, контролировать свои действия в различных видах театрализованной деятельности, уметь действовать в различных ситуациях.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование театрально-игровой деятельности с детьми способствует развитию звуковой культуры речи, грамматического строя родного языка, детского словаря, а также диалога как формы социализированной (коммуникативной) речи.
К концу года у всех детей показатели развития связной речи повысились. В большинстве случаев у детей страдала содержательность и богатство связной речи. Предложение использовали простые, но правильные по грамматическому оформлению. Некоторые дети упускали начало или конец рассказа; 20% показали высокий уровень, эти дети содержательно, логично, точно и последовательно излагают свои мысли, в речи используют как простые, так и сложные предложения. Речь оформлена грамматически правильно.
Работая над темой «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности», пришла к выводу, что совместная театрально-игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе с взрослыми дети овладевают ценным навыками общения. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать. Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
Результаты проделанной работы были следующими:
- расширились представления об окружающем мире;
- значительно расширился детский словарь;
- улучшилась звуковая культура речи (четкость произношения, интонационная выразительность и др.);
- речь стала более связной (диалогическая, монологическая);
- освоили грамматический строй родного языка. Дети легко стали пересказывать сказки, рассказы, выразительно читают стихи, в повседневной жизни включают в свою речь традиционные сказочные выражения, пословицы и поговорки, знают много загадок, проявляют интерес к выполнению творческих заданий по изменению сюжета и образа художественного произведения.
Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия. Работая по ФГОС, благодаря интегрированным занятиям, стало намного легче включать в игры и занятия различные виды деятельности.
Организованная таким образом работа способствовала самовыражению и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатилась за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находили свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
Проведенная работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрализованных игр оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание.
Благодаря театрализованным играм у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для развития речи детей.
В своем опыте работы я достигла поставленных задач и целей. Я показала в своей работе, что благодаря театрализованным играм можно улучшить связную речь детей.
Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Я не останавливаюсь на достигнутом, работу по развитию связной речи детей через театрализованную деятельность продолжу и в подготовительной к школе группе.