Развитие универсальных учебных действий на занятиях английского языка у детей младшего школьного возраста


Автор: Светлана Алексеевна Бакова
Место работы: МАОУДО «Центр детского творчества»
Должность: педагог дополнительного образования


Многолетний опыт работы педагогом дополнительного образования показал, что раннее обучение иностранному языку психологически и физиологически эффективно, так как младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Дети младшего школьного возраста открыты всему новому, любознательны, быстрее запоминают и усваивают иноязычную речь, чем дети постарше.

Я часто замечаю, что одной из наиболее характерных трудностей обучения иностранному языку является неумение младших школьников организовать самостоятельную работу, а ведь системность — одно из главных условий успешного освоения иноязычной речи. В данных условиях особую важность приобретает умение самостоятельно учиться, но как показывает практика, немногие обучающиеся младшего школьного возраста владеют навыками самостоятельной работы.

Поэтому я считаю, что формирование и развитие универсальных учебных действий на занятиях английского языка в системе дополнительного образования для достижения установленных новыми стандартами результатов является весьма актуальным.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. УУД – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Для формирования УУД в контексте обучения иностранным языкам в системе дополнительного образования следует учитывать, что обучающемуся следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «С какой целью я изучаю иностранный язык?», «Для чего я выполняю то или иное упражнение на занятии (читаю, пишу, слушаю, говорю)?», «Чему я научился на занятии и что еще мне следует сделать на последующих занятиях?». Язык должен осваиваться осознанно. А мне, педагогу, важно создавать условия, при которых дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.

Выделяют четыре типа универсальных учебных действий:

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов.

Познавательные УУД обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Регулятивные УУД обеспечивают способность обучающегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность.

Коммуникативные УУД обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.

Рассмотрим подробно каждый тип УУД.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

— действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ребенок должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение?» и уметь находить ответ на него;

— действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

С целью формирования личностных УУД я использую следующие способы:

  • чтобы у ребят возникло желание приобретать новые знания, умения, навыки и совершенствовать имеющиеся, я предлагаю ребятам поработать с интересными текстами на различные темы, обсудить ту или иную тему;

  • для формирования у обучающихся положительного отношения к познавательной деятельности предлагаю выполнять упражнения, стимулирующие познавательную деятельность (найти информацию, дополнить текст, заполнить таблицы и т. д.);

  • для того, чтобы у детей возникло желание осваивать новые виды деятельности использую огромное разнообразие упражнений (ответы на вопросы, аудирование, заполнение таблиц, подготовка презентаций и докладов и др.);

  • для того, чтобы ребята были активны и хотели всегда участвовать в творческом процессе, я им предлагаю выполнение проектов, написание сочинений, составление и драматизация диалогов, участие в спектаклях;

  • для осознания себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, для признания общепринятых морально-этических норм, я с ребятами провожу беседы на темы о семье, о себе, о своих друзьях, о своем хобби, обсуждаю поведения персонажей текстов и их действий и т. д.;

  • для того, чтобы обучающиеся проявляли интерес и уважение к другим народам, относились толерантно к иным культурам, предлагаю на занятиях тексты и темы для обсуждения по страноведению, о городах, достопримечательностях, знаменитых людях и событиях России и других стран;

В результате можно представить «портрет» обучающегося со сформированными личностными УУД:

1. Ребенок осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат.

2. Обучающийся умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.

3. Обучающийся понимает, кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься.

4. У ребенка развита рефлексия.

5. У ребенка сформирована учебная мотивация.

6. У ребенка сформирована адекватная самооценка.

Для развития личностных УУД на своих занятиях я предлагаю следующие упражнения и задания.

Задание 1. «Оцени поведение героев»

Цель — совершенствование навыков диалогической речи.

Форма выполнения задания: индивидуальная, групповая (чтение комикса по ролям).

Описание задания: прочитать комикс, данный в учебнике на стр. 84-85. (Учебник «Английский язык» Комарова Ю.А., 4 класс).

Ответить на следующие вопросы: 1. Как ты думаешь, сможет ли Брилл и его друзья вернуться на Замечательный остров? 2. Какой сюрприз ждал детей?3. Как бы ты повел себя на месте Элис и Берти?

Задание 2. «Мы можем это делать!»

Цель — совершенствование навыков монологической и диалогической речи, активизация лексико-грамматических навыков.

Форма выполнения: работа в парах

Описание задания: отметить в таблице, что умеют делать ваши одногруппники.

Материалы: карточки с заданием.

Инструкция:

1. Заполни информацию о себе и своих одногруппниках.

2. Расскажи о себе и своих одногруппниках, используя информацию, записанную на карточке.

3. Впиши в таблицу имя товарища по парте.

4. Расспроси его о том, что он/она умеет делать и заполни таблицу.

 

you

 

ride a bike

  

swim

  

skate

  

ski

  

playhockey

  

read

  

fish

  

climb

  

Speak English

  

Предлагаю еще несколько примеров заданий, направленных на формирование личностных УУД, для обучающихся младшего школьного возраста, занимающихся по интегрированной программе «Английский + компьютер»:

Задание по теме “My family” («Моя семья»). Обучающимся предлагается нарисовать себя в центре и вокруг себя расположить всех членов своей семьи и в последующем представить одногруппникам рассказ о своей семье.

Задание по теме “My room” («Моя комната»). Обучающимся предлагается на занятии нарисовать план своей комнаты, расположение мебели, предметов, игрушек, подписать изученные слова и затем группе представить свой рисунок, рассказывая и показывая, где что находится.

Познавательные универсальные учебные действия.

Изучение иностранного языка с психологической точки зрения — это сложный процесс формирования новой речевой системы, которая начинает взаимодействовать с выработанной системой родного языка.

Проблема познавательного интереса является одной из сложных, требующих для своего решения комплексных усилий специалистов разных наук.

Самая главная моя задача, как педагога — наметить образовательный маршрут для своих обучающихся. Кроме того, на меня возлагаются и другие задачи:

  • обращать внимание на каждого обучающегося;

  • уметь подмечать малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;

  • создать все условия для того, чтобы пробудить подлинный интерес к изучаемому иностранному языку и к занятиям в учреждении дополнительного образования в целом.

Я уверена: интерес – важнейший побудитель любой деятельности. А преподавание английского языка для детей младшего школьного возраста ‒ очень увлекательный процесс, одинаково интересный как для обучающихся, так и для педагога. Способность педагога организовать общение с обучающимися на занятии определяет педагогический процесс обучения иностранному языку, направленный на раскрытие личностных особенностей обучаемых.

Я всегда планирую и провожу занятия по английскому языку, учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, их расписание в школах и требования СанПиН.

Ведущей в этом возрасте является учебная деятельность, хотя по-прежнему много времени уделяется и игре. На протяжении этого периода происходят существенные изменения в развитии внимания, памяти, мышления обучающихся. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Примерно в два раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. В ходе усвоения новых знаний происходит развитие словесно-логического, рассуждающего мышления. В младшем школьном возрасте у обучающихся завершается развитие самосознания. Ребенок учится анализировать свои поступки, давать оценку своим действиям.

При обучении иностранному языку дети не редко сталкиваются с дополнительной трудностью: снижение мотивации и познавательной активности, что может быть связано с трудностью овладения навыками речевой деятельности на иностранном языке или с большой загруженностью в школе. И здесь я всегда стараюсь в первую очередь поддержать интерес к английскому языку. Даже если у ребенка практически ничего не получается и иностранный язык дается ему крайне тяжело, я всегда нахожу слова, чтоб похвалить и подбодрить его, ведь каждый педагог знает, что легче поддерживать интерес к обучению, чем пытаться потом снова его вернуть.

Познавательная активность — это действие эмоционально-оценочного отношения обучаемого к процессу и результату познания, которое проявляется в стремлении человека учиться, преодолевая на пути приобретения знаний определённые трудности, прилагая максимум волевых усилий, энергии в умственной работе.

Различают несколько уровней активности:

Нулевой уровень – обучающийся пассивен, слабо реагирует на требования педагога, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает молча отсидеть все занятие.

Низкий уровень обучающийся стремится понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. На мой взгляд, на данном этапе очень важно хвалить ребенка за любое его стремление и инициативу.

Средний уровень обучающийся стремится к выявлению смысла изучаемого содержания, овладению способами применения знаний в измененных условиях. Очень часто такой ребенок не отказывается от выполнения дополнительного задания и самостоятельно пытается его выполнять.

Высокий уровень обучающийся стремится не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Как и у многих коллег, у меня есть много методов и приемов, направленных на повышение учебной мотивации и развитие познавательного интереса обучающихся младшего школьного возраста. Вот некоторые из них:

1. Наблюдение.

Чтобы правильно вести работу по развитию познавательного интереса, необходимо изучить, выявить уровень интереса у обучающихся. Для этого в начале учебного года в группах первого года обучения я наблюдаю и пытаюсь выяснить, что наиболее интересует детей младшего школьного возраста –какие виды учебной работы интересны ребятам, при каких условиях они проявляют активность на занятиях. В процессе многолетних наблюдений я выяснила, если я каждое занятие усложняю материал и даю новую лексику,обучающиеся всегда занимаются с неослабевающим интересом.

2. Ролевая игра, театрализация.

Для обучающихся младшего школьного возраста игра –это излюбленный вид деятельности. Создание игровой атмосферы на занятиях развивает познавательный интерес и активность обучающихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. При использовании игры дети непроизвольно накапливают словарный запас, развивают речь, внимание активизируется, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества.

Дети учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Во время игры, дети не боятся говорить на иностранном языке, проявляют заинтересованное отношение к изучению предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий — все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого для них языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.

Отдельным методом активизации познавательного интереса обучающихся младшего школьного возраста выделяю драматизацию, которая помогает на занятиях активизировать творческие способности детей. При помощи театрализации решается целый ряд учебных задач.

У обучающихся формируются:

— постановка артикуляции;

— фонетические навыки;

— интонационные навыки;

— ритм;

— обновление лексической базы;

— навыки сравнительного анализа национальной языковой культуры родной страны и англоязычных стран.

Ежегодно мы с ребятами принимаем активное участие в городских и областных конкурсах и фестивалях. Выступаем на сцене Центра детского творчества с постановками на английском языке для обучающихся ЦДТ, их родителей, для учащихся школ города.

(Сценарий спектакля “Cockadoodledo”/«Ку-ка-ре-ку» представлен в Приложении 1).

3. Интеграция.

Для повышения познавательного интереса я использую интегрированную программу «Английский + компьютер». Данная интеграция позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп занятия, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся. Самым важным, на мой взгляд, является то, что все интегрированные занятия не проходят разово, а они проводятся регулярно в течение всего учебного года. Поэтому я считаю, что подобные занятия являются необходимостью в системе современного дополнительного образования. Использование компьютера на занятиях английского языка, сотрудничество педагогов и обучающихся способствуют повышению мотивации детей к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребенка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности обучающихся.

Вот некоторые варианты заданий по формированию познавательных универсальных учебных действий.

1) Задание на информационный поиск при работе с текстами (на примере учебника для 4 класса «Английский язык», авторы: Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, Ж. Перрет; стр.33).

Для этого обучающиеся:

— прежде всего, смотрят на картинки к текстам в учебнике;

— дают свои предположения, о чем они будут читать;

— находят в тексте имена собственные и пытаются их перевести на русский язык (в данном случае, это theTate Gallery in London, the Natural History Museum in London/ галерея Тейт в Лондоне и Музей естественной истории в Лондоне)

— ищут совместно с педагогом информацию в Интернете об этих музеях;

— находят незнакомые слова в тексте;

— выписывают данные слова в свои тетради;

— ищут перевод данных слов в словаре;

— выписывают из текста предложения с новыми словами и переводят их;

— читают тексты, устно их переводят;

— выполняют письменно задания к текстам, данные в учебнике.

2) Задания на преобразование модели утвердительного  предложения в отрицательные и вопросительные предложения различных типов.

3) Составление таблиц, схем-моделей.

4) Самостоятельное заполнение выражений/ предложений/ диалогов/текстов/ стихотворений недостающими компонентами.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Чтобы стать успешным в современном обществе,обучающийся должен обладать регулятивными действиями, которые обеспечивают детям умение организовывать свою учебную деятельность.

К регулятивным УУД относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

  • оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Таким образом, в результате формирования регулятивных УУД на занятиях английского языка ребенок научится:

  1. Составлять план действий.

  2. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости.

  3. Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.

  4. Определять учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и освоено обучающимся, и того, что еще неизвестно.

  5. Осуществлять самоконтроль.

  6. Составлять свой личный план действий.

  7. Перед тем, как начать действовать, определять последовательность действий.

  8. Адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

  9. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты). Здесь каждый ребенок должен четко осознавать, что положительные результаты достигаются при активной работе на протяжении всего занятия и в течение всего учебного года.

Формирование и развитие регулятивных действий будет успешным, если поощрять детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение учебной задачи, любой ответ, даже неверный. Необходима организация взаимопроверки заданий в паре и в группах, а также разрешение учебных конфликтов. Для формирования регулятивных УУД целесообразны одобрения и поддержка, замечания «Попробуй еще раз», «Выполняй дальше», «Сейчас у тебя точно получится!» и инструктаж по ходу действий, демонстрация правильного выполнения действия.

В результате формирования регулятивных УУД обучающийся будет осознавать, что усвоено, а что подлежит усвоению, адекватно реагировать на трудности и не боятся ошибиться, научится сам определять степень успешности выполненной работы.

В зависимости от того, какой результат я хочу получить в «слабой» или «сильной» группе,на занятии я всегда могу адаптировать любое задание. Разумное применение разнообразных упражнений позволяет добиться у обучающихся максимально положительных результатов.

Как пример, я предлагаю конспект занятия «Виды спорта. Здоровый образ жизни», в котором я использовала некоторые технологии и приемы, направленные на формирование регулятивных УУД (конспект занятия «Виды спорта. Здоровый образ жизни» представлен в Приложении 2).

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Безусловно и совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет. Однако, несмотря на то что, на современных занятиях английского языка идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, последнее, на мой взгляд, является ведущим в рамках выполнения стандарта по предмету «Иностранный язык».

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении той или иной проблемы. И именно они могут быть сформированы только в условиях учебной деятельности обучающихся младшего школьного возраста, так как этот возраст является самым благодатным для того, чтобы заложить основы для формирования коммуникативных УУД.

Коммуникативные универсальные учебные действия в процессе изучения иностранного языка обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо, где возможно использование различных методов, форм и приемов.

Следует отметить, что для формирования коммуникативных УУД можно использовать различные виды коммуникативно-направленных упражнений. В своей работе я использую:

— респонсивные упражнения;

— ситуативные упражнения;

— дискутивные упражнения;

— композиционные упражнения.

Пример респонсивных упражнений:

Тема «Еда и напитки»:

Задание: Поработайте в парах и ответьте на вопросы:

— What is your favourite food?

— Have you got any butter in your fridge?

— What do you usually drink in the evening?

Do you like pizza?

Следующие упражнения способствуют эффективному формированию коммуникативных УУД, а именно в чтении:

  • Прочитай вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

  • Прочитай про себя и предай содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале.

Развивать навыки говорения необходимо посредством ролевых игр, дискуссий, проектной деятельности и инсценировки различных ситуаций, эти методы предполагают обучение общению через общение.

Использование игровых методов также эффективно развивает коммуникативные УУД особенно на начальном этапе:

На занятиях с ребятами я использую следующие игры:

Игра с муляжами фруктов и овощей (закрепление лексики):распредели данные продукты по группам,по цветам и т.д., коротенькие скороговорки на определённый звук:

Oh, a little goat in a red coat is in an old boat!

Слушаем и разучиваем детские песни на английском языке «We are going to the zoo», «The ABC song», «The weather song», «One little finger» и др.

Я сочинила четверостишия на все буквы английского алфавита, которые изучаю с детьми подготовительных групп. Данные стишки помогают ребятам с легкостью выучить весь английский алфавит и запомнить некоторые лексические единицы на определенную букву (четверостишия «English Alphabet» представлены в Приложении 3).

По моему мнению, игры так же помогают снять языковой барьер и помогают обучающимся быстрее освоить материал на иностранном языке.

Результативность занятий английского языка находится в прямой зависимости от того, насколько педагог рационально организовывает сменяемость устных и письменных заданий, создает ли условия для преодоления детьми трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.

Таким образом, делаю вывод, что языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения, а для этого педагогу необходимо на каждом занятии создавать условия речевого общения. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является важным аспектом, т.к. именно они обеспечивают социальную компетентность и способствуют успешному овладению иностранным языком.