Цель – воспитание духовно-нравственной личности дошкольников через приобщение к русской национальной культуре (казачество).
Задачи:
Обучающие: Расширять знания о народных праздниках, обычаях и традициях казачества.
Развивающие: Развивать вокально-хоровые навыки средствами песенного фольклора, сценическое мастерство через искусство народного театра. Осваивать азы массового народного танца (пляски, хороводы).
Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к малой родине – амурскому краю, его традициям и обычаям.
Предварительная работа: Беседы на тему «Казаки и их традиции», рассматривание старых фотографий, экскурсии в краеведческий музей, знакомство с народными казачьими играми, слушание казачьих песен, чтение «Казачьи сказки»
Б. Алмазов.
Оборудование: Вдоль стены расставлены столы покрытые скатертью с разложенным «товаром»: овощи, фрукты (муляжи), игрушки, посуда, самовар, бублики, бусы. Кони (палки с головами коней), 2 ведра, корова (картонная).
Ход:
Под веселую, русскую народную музыку выходят 2 девочки в казачьих юбках.
1 девочка:
На ярмарку казачью спешите все сюда.
Здесь шутки, песни, сладости, давно вас ждут, друзья!
2 девочка: Эй, не стойте у дверей, заходите к нам скорей!
Народ казачий собирается, ярмарка веселая начинается!
1 девочка: А как ты думаешь, о нашей ярмарке все знают?
2 девочка: А как же! Гляди, сколько гостей!
Вместе: Добрый день, гости званные и желанные!
Под русскую народную мелодию «Во кузнице» дети гурьбой идут в зал и встают на определенное место. Поют.
1: На я, на ярмарку (2 раза)
Как на ярмарку казаки собрались (2 раза)
Споем, споем веселей (2 раза)
Мы товары наберем, наберем(2 раза)
Играй, играй музыкант(2 раза)
Здесь казацкие гуляния начались.
Ведущий: Молодцы, как весело и задорно гостей встретили, запевай песню, детвора, повеселить гостей пора!
Песня «Ярмарка»
Ведущий: Любая ярмарка была для людей настоящим праздником. Там всегда играла музыка, выступали актеры, звучали песни и детский смех. Туда ходили всей семьей, наряжались в красивые праздничные одежды, принимали участие в игрищах и конкурсах, веселились от души. Покупали различные товары: сладости, гостинцы. Осенью там и тут, по Биробиджану ярмарки идут, люди товар свой, урожай продают.
Осень самая щедрая и богатая пора, торопись, честной народ….
Ребёнок 1: Всех на ярмарку зовем как у нас ли тары-бары
Всяки разные товары…
Подходите! Подходите!,
Посмотрите! Посмотрите!
Кому бусы? Кому баранки?
Диво-дивное, чудо-чудное, а не товар!
Гляди, не моргай, рот не разевай, ворон не считай
Все товары хороши, что угодно для души!
Ребёнок 2: Да! Товары хороши, а вот песня для души!
Так давайте славить осень, песней, пляской и игрой,
Будем радоваться вместе,
Осень, – это праздник твой.
Песня «Осень»
3 ребёнок: Одарила гостья осень урожаями плодов
Моросящими дождями
Кузовком лесных грибов.
Подходите! Подходите! На грибочки посмотрите!
Я сама их набрала, и на рынок принесла
Замечательный товар – леса ценный, щедрый дар!
Ведущий: — Да! Грибочки просто класс! Дорого возьмешь ты с нас?
Ребёнок: — Дорого? Танец с дождичком, чтоб грибочки росли.
Танец «Злая тучка»
Ребёнок: Птицы стаями летят. Грустно…дождь и листопад.
Ветер тучи в небе носит, потому что это Осень.
Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!
Листья соберите, с нами попляшите!
Танец с листьями
Ведущий: Поработал – отдыхай, весели подружку! Ну девчата-казачата, запевай частушку.
1: Мы, девчата-казачата, не умеем мы тужить.
Без частушек прибауток, ой, на свете не прожить.
2: Не смотрите на меня – глазки поломаете.
Не из вашей я станицы – вы меня не знаете.
3: Ребят много, ребят много, ребят некуда девать.
Когда лошади устанут – их мы будем запрягать.
4: Выйду, выйду я плясать в новеньких ботиночках.
Все ребята говорят, что я как картиночка.
5: Обожаю петь частушки, обожаю танцевать.
И молоденьких девчонок люблю в танце обнимать.
6: Гармонист у нас хороший, и играет хорошо.
Растяни гармонь пошире – я спляшу с тобой ишшо. (Сели)
Ведущий: Кто еще хочет потешить нас, на нашей ярмарке? (под веселую р.н.м. «Барыня» появляется скоморох с медведем).
Сценка
Скоморох: Расступись, народ честной ! Идет медведюжка со мной!
Много знает он потех. Будет шутка, будет смех! (медведь кланяется)
Эй, народ, сюда глядите, да потом не говорите: ничего мол не видали, ничего мол не слыхали. Спой, медведюшко! (Э-э-э рычит) А Михайло Потапович умеет загадки отгадывать (Э-э-э)
Ведущий: А мы сейчас проверим: Круглое, румяное, я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко). (медведь ищет предмет на столе)
Скоморох: А есть ли на вашей ярмарке медок?
Дети: Есть!
Скоморох: Мы бочонок покупаем? (медведь кивает головой) Может, 2? Мы забираем.
Покажи-ка, Михайло Потапович, как наши девицы в детский сад собираются? (Медведь красит губы, вертится, прихорашивается)
А как Ваня проспал, в детский сад опоздал? (медведь спит, вскакивает, бежит)
А как молодцы танцуют? (медведь выставляет одну и другую ногу)
А как Дуняша пляшет? (медведь делает руки полочкой)
Да не та Дуняша, что раньше была, а теперешняя (медведь крутит задом)
Молодец! А теперь поклонись, да под музыку пройдись. (медведь кланяется, уходят)
Ведущий: Ай, да, Михайло Потапович, ай, да умница! Ну, а вы что приуныли? Или игры все забыли? Как в народе говорят: Казак без коня, не казак! Сейчас посмотрим, как наши казачата со своими лошадьми справятся.
Игра «Наездники»
Участники делятся на 2 команды, у каждой команды по одной лошади, первый на лошади бежит до ориентира, возвращается назад, передает лошадь следующему и встает в конец колонны, чья команда победит.
Ведущий: Вот какие ловкие, казаки да казачата. А плетень поставить сдюжите?
Игра «Плетень»
Дошколята разделяются на две группы и выстраиваются в две шеренги друг напротив друга. При этом образуется «живая плетень» – дети берутся перекрестно через одного за руки.
В начале игры одна шеренга наступает на другую, затем возвращается обратно. Далее те же действия повторяет вторая шеренга. С началом веселой плясовой музыки, дети танцуют, по окончанию музыки каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро, правильно «заплести плетень» (взяться за руки крест-накрест).
Ведущий: Молодцы! А какая же ярмарка без карусели ?
Игра «Карусель»
Дети берутся за цветные ленты, привязанные к обручу, а обруч прикреплен к шесту, двигаются по кругу держась за ленты под музыку, темп движений постепенно ускоряется, затем замедляется.
(Слышится мычание коровы) Выходит Федул (ребенок), выводит корову.
Сценка:
Рассказчики1 и 2:
1: На рынке корову мужик продавал. Никто за корову деньжат не давал
Федул: Купите, прошу вас, корову мою. Деньжат я чуть-чуть заработать хочу! Корова моя хоть на вид и худа, не выдоишь за день – устанет рука.
2: Зачем продаешь ты корову свою ?
Федул: Детишкам подарки купить я хочу.
1: Федул! Коровка твоя не доена стоит, молочко у нее по вымечку бежит.
Федул: Уж как я свою коровушку люблю! Уж, как я ее сегодня подою! Молочком парным детишек напою, да, в горшочке манной каши наварю!
1: Федул, а давай мы поможем подоить твою корову!
Игра «Подои Буренку»
Федул: Спасибо вам, детишки, за это я вас молочком парным угощу! (заглядывает в ведро, а там леденцы, угощает детей)
Ведущий: Ну что, Федул? Продашь теперь корову свою?
Федул: Такая корова нужна самому. Пойдем, Буренка.
Ведущий: Вот и солнце закатилось.
Наша ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!