Довольно часто встречаются ученики, пасующие перед второй частью, и, особенно перед 22-м заданием, где нужно построить график и ответить на вопрос по нему.
Некоторые учащиеся не «берутся» за это задание по причине, что в школе такие задания не рассматриваются вовсе. Другие считают, что раз даже на «пятёрку» решать это задание не требуется ( на оценку «отлично» достаточно решить правильно 20 и 21 задание), то вообще непонятно, зачем оно даётся. Третьи испытывают скорее психологический страх, полагая, что все задания второй части такие сложные, что и готовить их к успешной сдаче экзамена не следует.
Между тем, задания на построение графиков с модулями и выколотыми точками не такие уж и сложные. И научиться строить такие графики, при его на то желании может не только ученик, претендующий на «пятёрку», но также и любой хорошист. Для этого нужно только желание научиться строить такие графики.
Задания №22 из года в год предлагаются примерно одинаковые. Существует не более десятка типовых заданий, отличающихся друг от друга только числами, и мотивированному учащемуся овладеть ими «реально».(Слайд 2)
Основным условием положительной оценки за решение задания является верное построение графика. Верное построение графика включает в себя: масштаб, содержательная таблица значений или объяснение построения, выколотая точка обозначена в соответствии с ее координатами.
Критерии оценки выполнения задания 22:
Баллы | Критерии оценки выполнения задания |
2 | График построен правильно, верно указаны искомые значения параметра |
1 | График построен правильно, указаны не все верные значения c |
0 | Другие случаи, не соответствующие указанным критериям |
Основные виды задания 22 (Слайд 3)
Требуется построить график , затем найти значение параметра.
Требуется найти значение параметра и затем построить график.
Построить график дробно-рациональной функции.
Построить график кусочно-заданной функции.
Построить график функции, содержащей модуль.
Оптимальный порядок действий при построении графиков и решении задачи:
(Слайд 4)
Записать область определения функции (в этих задачах совпадает с ОДЗ выражения).
Упростить выражение.
Построить требуемые графики с учётом ОДЗ.
В тех же осях координат построить несколько прямых заданного типа.
Проанализировать пересечения прямых с графиками. Вычислить координаты нужных точек пересечения.
Записать ответ.
Использую указанный порядок при решении некоторых задач:
Список использованных источников
1.Ященко И.В. ОГЭ 2020. Математика .Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ. 50 вариантов / Высоцкий И.Р., Рослова Л.О., Хачатурян А.В.; под ред. Ященко И.В.-М.: Издательство «Экзамен», 2020 г. — 280 с.(Серия «ОГЭ Тесты от разработчиков»).
2.Лысенко Ф.Ф. Математика.9-й класс.Подготовка к ОГЭ-2020.40 тренировочных вариантов по демоверсии 2020 года. / Иванов С.О., Коннова Е. Г., Кривенко В.М.; под ред. Лысенко Ф.Ф., Иванова С. О.:Издательство «Легион»,2019 г.-384 с.(Серия «ОГЭ»)