Представлен сценарный план учебной деловой игры вформе заседания редколлегии и работы над выпуском журнала «серебряный век русской поэзии». Первый урок темы.
Тема: Серебряный век русской поэзии.
Форма урока: учебная деловая игра в форме заседания редакции и работы над выпуском журнала «Серебряный век русской поэзии».
Оборудование: учебник для общеобразовательных организаций «Литература. 11 класс» под редакцией В.П. Журавлева, компьютер с подключением к интернет-ресурсам, принтер
Цель: создать творческую атмосферу для разработки материалов по теме «Серебряный век русской поэзии»
Задачи:
- Содействовать осознанию учащимися поэтического мира России первой четверти XX века
- Показать трудность и противоречивость этого процесса.
- Развивать интерес учащихся к миру поэзии, русскому слову.
Сценарный план
Учащиеся заранее разделены на экспертные группы, выбран редактор журнала.
Постановка учебной задачи/ введение в игру:
Учитель: Сегодня проводится заседание редакции по выпуску очередного номера журнала, посвященного литературе первой четверти XX века… Просьба начать заседание редакции. Слово предоставляется редактору журнала.
Редактор (учащийся, наиболее подготовленный, хорошо владеющий материалом):
Наш журнал должен показать трудность и противоречивость этого периода русской культуры, заинтересовать информацией о ярких судьбах представителей этого времени. За работу, друзья!
На подготовительный этап – 20 минут.
Выступление группы- 5 минут
Раунд вопросов — 3
Распределение ролей в экспертных группах:
— автор рубрики (организует работу группы, обобщает и представляет материалы сотрудников как целостное выступление)
— сотрудники (выполняют конкретные задания: выбирают главную информацию, подбирают слайды, рисунки, видеофрагменты, аудио-записи, создают презентации)
— эксперт (задает вопросы после выступления других групп, поэтому изучает материал, знакомится с дополнительной информацией)
Конструирование игровой ситуации:
Редактор: Давайте обсудим названия разделов журнала, выберем наиболее ярких представителей этого периода для презентации в журнале, представим произведения этих авторов для публикации.
Примерное оглавление журнала / в процессе обсуждения:
Раздел I. «Этот мир очарований, этот мир из серебра…»
Хроника ключевых событий эпохи. Модернизм в художественной культуре начала XX века.
Раздел II. Особенности литературной жизни
Символизм: «….каждый миг исполнен откровенья»
Акмеизм: «…из сердца пригоршней беру я радость»
Футуризм: «Пощечина общественному вкусу»
Раздел III. Интересные факты из жизни поэтов
Раздел IV. «Как слово ваше отзовется»
Поэзия Серебряного века — лучшие образцы.
Работа групп по исследованию следующих направлений:
Символисты, акмеисты, футуристы/ работа с учебником «Литература» стр. 20-26, Интернет-ресурсами
течение | Цель творчества | Отношение к миру | Отношение к слову | Особенности формы | Представители | Поэтическое кредо |
Подготовка к обсуждению основных тезисов статей, представленных «авторами». Презентации групп.
Заключение экспертов. Вопросы к группам. Решение о подготовленности журнала. Назначение времени выхода журнала, определение места его размещения / возможно на сайте школы/
Заключительное слово учителя.
Культура Серебряного века поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков. Судьба литературы Серебряного века трагична: кровь, хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу ее существования. Почти все имена на долгие десятилетия были преданы забвению. Вслушаемся в голоса поэтов начала века, узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и разделяло их. Но это уже задача следующих уроков литературы.
-
Домашнее задание:
Стр. 20-26, вопросы к статье учебника
Использование в образовательном процессе учебной деловой игры предполагает интенсивное взаимодействие учащихся по освоению изучаемого материала. Учебная деловая игра представляет собой специально организованную деятельность по переводу теоретических знаний в деятельностный контекст. Учебная деловая игра обладает высоким обучающим потенциалом, содержит средства личностного вовлечения всех участников в процесс обучения.
Перед уроком классу дается задание по изучению материалов, исторической ситуации. Проводятся консультации и предварительное обсуждение действий участниками игры.
Во время игры педагог не вмешивается, допускается лишь корректировка действий участников со стороны ведущего / редактора/, если они отклонились от игры. В ходе анализа, обсуждения, оценки результатов осуществляется рефлексия. Участники имеют право отстаивать свою позицию.
Учебная деловая игра способствует овладению предметной и социальной компетенциями.