Серебряный век русской поэзии


Автор: Ирина Васильевна Солодова
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 п. Теплоозерск»


Представлен сценарный план учебной деловой игры вформе заседания редколлегии и работы над выпуском журнала «серебряный век русской поэзии». Первый урок темы.

Тема: Серебряный век русской поэзии.

Форма урока: учебная деловая игра в форме заседания редакции и работы над выпуском журнала «Серебряный век русской поэзии».

Оборудование: учебник для общеобразовательных организаций «Литература. 11 класс» под редакцией В.П. Журавлева, компьютер с подключением к интернет-ресурсам, принтер

Цель: создать творческую атмосферу для разработки материалов по теме «Серебряный век русской поэзии»

Задачи:

  1. Содействовать осознанию учащимися поэтического мира России первой четверти XX века
  2. Показать трудность и противоречивость этого процесса.
  3. Развивать интерес учащихся к миру поэзии, русскому слову.

Сценарный план

Учащиеся заранее разделены на экспертные группы, выбран редактор журнала.

  1. Постановка учебной задачи/ введение в игру:

Учитель: Сегодня проводится заседание редакции по выпуску очередного номера журнала, посвященного литературе первой четверти XX века… Просьба начать заседание редакции. Слово предоставляется редактору журнала.

Редактор (учащийся, наиболее подготовленный, хорошо владеющий материалом):

Наш журнал должен показать трудность и противоречивость этого периода русской культуры, заинтересовать информацией о ярких судьбах представителей этого времени. За работу, друзья!

На подготовительный этап – 20 минут.

Выступление группы- 5 минут

Раунд вопросов — 3

  1. Распределение ролей в экспертных группах:

— автор рубрики (организует работу группы, обобщает и представляет материалы сотрудников как целостное выступление)

— сотрудники (выполняют конкретные задания: выбирают главную информацию, подбирают слайды, рисунки, видеофрагменты, аудио-записи, создают презентации)

— эксперт (задает вопросы после выступления других групп, поэтому изучает материал, знакомится с дополнительной информацией)

  1. Конструирование игровой ситуации:

Редактор: Давайте обсудим названия разделов журнала, выберем наиболее ярких представителей этого периода для презентации в журнале, представим произведения этих авторов для публикации.

Примерное оглавление журнала / в процессе обсуждения:

Раздел I. «Этот мир очарований, этот мир из серебра…»

Хроника ключевых событий эпохи. Модернизм в художественной культуре начала XX века.

Раздел II. Особенности литературной жизни

Символизм: «….каждый миг исполнен откровенья»

Акмеизм: «…из сердца пригоршней беру я радость»

Футуризм: «Пощечина общественному вкусу»

Раздел III. Интересные факты из жизни поэтов

Раздел IV. «Как слово ваше отзовется»

Поэзия Серебряного века — лучшие образцы.

  1. Работа групп по исследованию следующих направлений:

Символисты, акмеисты, футуристы/ работа с учебником «Литература» стр. 20-26, Интернет-ресурсами

течение

Цель творчества

Отношение к миру

Отношение к слову

Особенности формы

Представители

Поэтическое кредо

       

Подготовка к обсуждению основных тезисов статей, представленных «авторами». Презентации групп.

  1. Заключение экспертов. Вопросы к группам. Решение о подготовленности журнала. Назначение времени выхода журнала, определение места его размещения / возможно на сайте школы/

  2. Заключительное слово учителя.

Культура Серебряного века поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков. Судьба литературы Серебряного века трагична: кровь, хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу ее существования. Почти все имена на долгие десятилетия были преданы забвению. Вслушаемся в голоса поэтов начала века, узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и разделяло их. Но это уже задача следующих уроков литературы.

  1. Домашнее задание:

Стр. 20-26, вопросы к статье учебника

Использование в образовательном процессе учебной деловой игры предполагает интенсивное взаимодействие учащихся по освоению изучаемого материала. Учебная деловая игра представляет собой специально организованную деятельность по переводу теоретических знаний в деятельностный контекст. Учебная деловая игра обладает высоким обучающим потенциалом, содержит средства личностного вовлечения всех участников в процесс обучения.

Перед уроком классу дается задание по изучению материалов, исторической ситуации. Проводятся консультации и предварительное обсуждение действий участниками игры.

Во время игры педагог не вмешивается, допускается лишь корректировка действий участников со стороны ведущего / редактора/, если они отклонились от игры. В ходе анализа, обсуждения, оценки результатов осуществляется рефлексия. Участники имеют право отстаивать свою позицию.

Учебная деловая игра способствует овладению предметной и социальной компетенциями.