Цель:
- активизировать поисково-исследовательскую работу;
- формировать у учащихся умение работать с историческими документами, различной литературой, периодикой, навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
- не просто найти документы и предметы, вещественные и письменные источники исторической информации, но и провести их анализ;
- продолжить формирование культуры публичного выступления.
Форма проведения : конференция.
Ход работы конференции
Фоновая музыка
Ведущий 1.
У меня на ладони лежит тёплый влажный комок земли. Земля…. Это истинное чудо. То единственное, что превыше всего.
Земля — мать всех поколений, колыбель человечества. Земля даёт нам духовные и физические силы. Земля обувает и одевает нас, кормит и поит, защищает в трудную минуту.
Ведущий 2.
Так мы называем землю матерью, матушкой, кормилицей, поём ей гимны, слагаем стихи.
Одна земля вскормила нас с тобою,
И принесла нам солнечные сны.
Мы как подарок унесём с собою
Её пригорки, пашни, валуны.
Тот редкий луч, который жадно ловим,
Лесов, колосьев золотоголовых,
Родных садов и луговой росы.
Ведущий 1. За свою долгую историю у человека не было более верного союзника, защитника и друга, чем его земля. Чувство сыновней преданности матушке земле передавалось из поколения в поколение.
Ведущий 2. А вы когда-нибудь задумывались над тем, с чего начинается земля?
Ведущий 1. А наша земля, с чего начинается наша земля?
Учитель: Уважаемые гости, учителя, ребята, участники школьной конференции!
Позвольте начать нашу небольшую поисково-исследовательскую конференцию.
Целью конференции является формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности, культуры публичного выступления. Наша конференция носит учебный характер и каждый из вас должен осмыслить и оценить выступление участников конференции. Вы выступаете в роли независимой комиссии.
Сегодня вы услышите и узнаете много нового. Кто-то больше, кто-то меньше. Участники конференции, авторы проектов, исследовательских работ будут сегодня отмечены дипломами и грамотами за большую работу, которую каждый из них провел.
Оценивать ваши выступления и проекты будет жюри.
Представление жюри.
Уважаемые члены жюри!
На ваших столах находятся оценочные листы с критериями, по которым предлагается провести оценку представленных работ. Каждый из вас по каждой работе должен будет вывести общее количество баллов методом суммирования оценок по отдельным критериям. Итог необходимо свести и определить три призовых места, а также определить номинантов конференции.
Ведущий 1 . Вашему вниманию сегодня будут представлены проекты (поисково-исследовательские работы) по следующим темам:
- «Происхождение фамилии основателей Волочаевки, их родословная» (Исакова Кристина, ученица 11 класса);
- «Волочаевка без легенд» (Федотова Софья, ученица 8 класса);
- «Учителя Волочаевской школы» (Ашурова Алина, ученица 6 класса);
- «Дата основания села Волочаевка» (Дубровина Валентина, ученица 8 класса);
- «История школы села Волочаевка» (Седова Юлия, ученица 11 класса);
- фотоотчет «Я – частичка малой Родины» (Карташов Сергей, ученик 7 класса);
- «Памятники Волочаевки» (Тишков Алексей, ученик 10а класса);
- «Гордость школы и села» (Недоимкина Ксения, ученица 11 класса).
Идет подготовка авторов к защите работ.
Ведущий 2 . Основание для проведения поисково-исследовательской работы явились материалы и экспозиции нашего школьного музея.
Ведущий 1 . Звучит стихотворение «Школьный музей»
Есть в России музеев тысячи.
Хранят они истории страницы.
В моём же сердце мой музей высечен,
Здесь земляков знакомые все лица.
И музей для жизни наш необходим.
Он детскими руками в школе создан,
Только он расскажет вам один,
С каким трудом он здесь был собран.
Уходят безвозвратно годы в лету,
Уносит память поколений земляков.
И только лишь в музее школьном этом
Узнаете, что началось село из безземельных казаков.
Что у Июнь-Корани поселились,
И своим именем селенье нарекли.
Строились, рыбачили, трудились,
А годы Волочаевки текли, текли…
Рождались улицы, а сами землю поднимали,
Строили в глуши восточной Дом большой.
Без страха революцию встречали…
Участвовали в Первой Мировой!
Как 41-м о войне узнали,
И провожали сыновей на фронт.
На них держалось в годы те село.
На карте Родины село наше лишь точка.
В победу общую она свой вклад внесла,
Сражались за Победу и её сыночки,
И для России много героев родила.
Вот почему музей нам школьный дорог.
В нем память земляков наших кричит,
Чтоб век села не затмевал нам ворог,
Пусть совесть наша нынче не молчит.
Защита проектов (исследовательских работ).
Ведущий 1. Вашему вниманию предлагается проект на тему «Происхождение фамилии основателей Волочаевки, их родословная» (Исакова Кристина, ученица 11 класса).
Кристиной проведена большая поисковая и исследовательская работа по материалам письменных исторических источников, воспоминаниям, автобиографиям, фотографиям, экспозициям школьного музея, в сети Интернет. До Кристины подобную систематизацию никто не проводил. Материалы её работы послужат хорошим материалом для стендов школьного музея.
Ведущий 1. Вашему вниманию предлагается проект на тему «Волочаевка без легенд» (Федотова Софья, ученица 8 класса).
Соней проанализированы статьи и книги о Гражданской войне, а именно о Волочаевском сражении. Автор попытается показать факты и привести данные, которые практически ранее не указывались в книгах и публикациях о Волочаевской битве. Материалы работы Сони будут использованы в ходе проведения экскурсий в зале Гражданской войны и Волочаевской операции.
Ведущий 1. Вашему вниманию предлагается проект на тему «Учителя Волочаевской школы» (Ашурова Алина, ученица 6 класса).
Алиной проведена большая работа по поиску фамилий учителей за период сущестВОвания школы в Волочаевке с 1912 года по настоящее время. Ею было изучено более 100 классных журналов с 1943 года, воспоминания первожителей, жителей села – учеников школы, автобиографии, трудовые книжки, материалы музея, более 20 домовых книг. В работе Алина приводит ряд биографий учителей, которые удалось восстановить. Материалы работы Алины лягут в основу экспозиции «История школы».
Ведущий 1. Вашему вниманию предлагается проект на тему «Дата основания села Волочаевка» (Дубровина Валентина, ученица 8 класса).
Валентина проанализировала большое количество письменных источников, энциклопедий, воспоминаний, автобиграфий. Ученица попыталась соотнести данные, связанные с датой образования села Волочаевка. В своей работе автор попытается установить более точное время основания села. Материал послужит хорошим подспорьем для обновления экспозиции «Откуда есть пошла Земля Волочаевская».
Ведущий 1. Вашему вниманию предлагается проект на тему «История школы села Волочаевка» (Седова Юлия, ученица 11 класса).
Автор работы впервые сделает попытку установить дату, близкую к дате основания школы в селе. Юля расскажет об истории школы и основных моментах её жизни с 1930-х до 1980-х гг. Работа ляжет в основу экспозиции музея «История школы»
Ведущий 1. Вашему вниманию предлагается необычный проект — это фотоотчет «Я – частичка малой Родины» (Карташов Сергей, ученик 7 класса).
Сергеем в летний период проведена фоторабота по окрестностям села, кроме всего прочего им фиксировалась работа, которую мы проводили вместе с учениками школы по изучению природных особенностей нашей малой Родины. Материал работы Сергея послужит для организации фотовыставки «Это все вокруг нас», а также фотодокументы помогут при проведении уроков географии в 5-8 классах.
Ведущий 1. Вашему вниманию предлагается проект на тему «Памятники Волочаевки» (Тишков Алексей, ученик 10а класса).
Алексей в своем проекте систематизировала материал об историко-культурном памятнике села и других достопримечательностях, которые есть у нас. В работе приводятся даты создания скульптурных сооружений, авторы работ, архитекторы. В работе автор описывает не только то, что мы с вами привыкли видеть, но и то, что создано ранее и связано с историей нашего села. Материал станет основой для новой экспозиции «Достопримечательности Волочаевки»
Ведущий 1. Вашему вниманию предлагается проект на тему «Гордость школы и села» Недоимкиной Ксении, ученицы 11 класса.
Автором в работе приводится неокончательный список людей – уроженцев села, учеников Волочаевской школы, внесших большой вклад в историю села, Дальнего Востока, страны. Материал достаточно интересен и приводится на суд зрителей впервые. Ксенией проведен анализ выпусков школы с 1943 года, проанализированы фотодокументы, классные журналы, воспоминания жителей села, книги выдачи аттестатов выпускникам школы. Работа раскрывает интересные факты и картину классов школы военного и послевоенного времени. Это хороший статистический блок в экспозиции «История школы».
Материал проекта может быть использован не только в экспозиции «История школы», но и при проведении вечеров встреч с выпускниками и жителями села.
Учитель: Пока члены уважаемого жюри подводят итоги, слово для выражения мнения о прослушанных работах предоставляется гостям школы.
Какая работа сегодня может считаться по праву лучшей?
Слово предоставляется Совету ветеранов (Паньков В.М., Панькова М.К.)
Слово предоставляется членам жюри: Награждение победителей конференции. Вручение дипломов.
На этом разрешите нашу конференцию считать закрытой. Всем, кто принял в ней участие большое спасибо!