Развитие одаренности младшего школьника через освоение исследовательской деятельности


Автор: Оксана Геннадьевна Калинникова
Место работы: МБОУ "Лицей №23 с этнокультурным (еврейским) компонентом"
Должность: учитель начальных классов


«Если мы хотим, чтобы процессы развития
и саморазвития личности младшего школьника

шли интенсивно, нам необходимо стимулировать его исследовательскую активность, поддерживать в ребёнке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину»

А. В. Савенков

В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у обучающихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально значимых качеств. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность , в частности, учебно-исследовательскую.

Моей педагогической задачей является создание условий, способствующих развитию исследовательской деятельности младших школьников, формирование у детей активной личностной позиции для выражения своей индивидуальности, развития одаренности.

Несмотря на то, что младшие школьники имеют очень маленький опыт осуществления отдельных элементов исследовательской деятельности, в начальной школе можно создать базу исследовательской деятельности:

  1. методологическую (усвоение структуры исследовательской деятельности и отдельных исследовательских умений и методов, общих и специальных для предмета);
  2. общую логическую (работа над общими умственными и логическими умениями);
  3. содержательную (овладение предметными знаниями и умениями);
  4. субъектную (накопление личностного опыта осуществления исследовательской деятельности).

Я считаю, что наиболее продуктивной для достижения поставленной цели является единая система работы «урок – внеурочная работа».

Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются эвристический и исследовательский методы; приемы и средства стимулирования учения, а также общедидактические приёмы: анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведенного исследования.

Среди многообразия форм и методов внеурочной работы широкими возможностями для создания условий работы с одаренными учащимися обладают:

  • факультативы,
  • кружки,
  • конкурсы,
  • предметные декады,
  • привлечение школьников к участию в различных олимпиадах и конкурсах вне школы,
  • участие в научно-практических конференциях,
  • создание детских портфолио.

В урочной деятельности я применяю индивидуальный подход, элементы дифференцированного обучения, частично-поискового и проблемного метода.

Для создания условий, способствующих развитию исследовательской деятельности, выделяю три этапа:

  • 1 этап – подготовительный,
  • 2 этап – основной,
  • 3 этап – заключительный.

На подготовительном этапе до начала занятий с учащимися провожу комплексную диагностику, в которой, кроме самих учащихся, принимают участие их родители.

Цель данной диагностики – составить портфель данных об учащемся. Для этого использую тесты по определению личностных особенностей учащихся, уровня мотивации учения, развития познавательной сферы, творческих способностей; анкеты для родителей и другие формы. В связи с этим провожу диагностику выявления склонностей ребенка.

Процесс выявления способных детей является достаточно сложным. На данном этапе наиболее важным достижением являлось убеждение родителей в необходимости организованного досуга детей с признаками одаренности.

Прежде всего, было проведено анкетирование среди родителей с целью выявления личной заинтересованности семьи в получении ребенком исследовательских навыков и готовности к сотрудничеству.

Собрание «Роль семьи в развитии потенциальных возможностей ребенка» помогло родителям осознать, что существует необходимость организации досуга ребенка, развитие его творческих, спортивных и научно-исследовательских способностей.

Родителям было предложено заполнить «Карту одаренности ребенка» (по А.И. Савенкову) (Приложение 1).

Благодаря этой работе выявлена готовность родителей участвовать в развитии исследовательской деятельности учащихся (100%), но при этом 45% семей выражали сомнение в том, что ребенку будет по силам предложенная работа и испытывали опасения в личной компетентности при оказании помощи своему ребенку.

Среди учащихся проведена педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе (методика Венгера А.Л., методика Журовой Л.Е.). Анкетирование учащихся с целью выявления мотивации учебной деятельности выявило 86 % учащихся, желающих в школе получать новые знания. Диагностика уровня сформированности компонентов учебной деятельности помогла скоординировать дальнейшую работу с отдельными школьниками, учитывая особенности их развития.

На данном этапе происходит формирование групп по интересам. Выстраивается работа кружков: академического направления («Мы – исследователи», «Наглядная геометрия», «Мастера слова»), эстетического направления (декоративно-прикладное творчество) и спортивного направления.

Методом наблюдения за деятельностью учащихся на уроке определяю лидеров для работы в группах на следующем этапе.

2 этап включение в первичные исследования (рассчитан на период первого и второго года обучения).

Одним из самых сложных в методическом отношении этапов учебно-исследовательской работы с детьми является момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую деятельность.

Для работы в 1 классе по УМК «Гармония» представлена целая система упражнений, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания используются на уроках математики, окружающего мира, технологии, русского языка и литературного чтения (в том числе и в букварный период).

Во внеурочной деятельности при проведении занятий кружка «Мы – исследователи» дети знакомятся со следующими теоретическими понятиями: исследование, открытие, опыт, наблюдение, эксперимент, гипотеза, логика, схемы, парадоксы, результат, доклад, защита, конференция и другие.

Строится работа по ознакомлению с методикой деятельности на разных этапах исследования:

  • как сделать сообщение,
  • как составить план,
  • как выбрать интересную тему,
  • как научиться наблюдать,
  • как работать с книгой,
  • как делать схемы,
  • как задавать вопросы (выстраивание интервью).

Следуя рекомендациям А.И. Савенкова, использую следующие упражнения для развития умения видеть проблемы:

«Посмотри на мир чужими глазами».

«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…».

После прочтения неоконченного рассказа учащимся необходимо продолжить данный рассказ, но несколькими способами: со своей точки зрения; с точки зрения летчика, отправляющегося в полет; с точки зрения зайца или лисы в лесу.

«Составь рассказ, используя данную концовку».

«… и котёнок мирно заснул на руках у Маши».

Использую упражнения, направленные на формирование умения вести наблюдения с целью выявления проблемы.

«Тема одна – сюжетов много».

Необходимо придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например: «Лес», «Животные родного края», «По тайге», «Охота на зверей» и др.

«Рассказ на заданную тему».

Тему игры объявляет учащийся, выходя к доске, например, «Зима». Дети называют слова, связанные с этой темой. Учащийся записывает слова на доске и составляет рассказ или сказку на экологическую тему.

Успешно применяю в 1 классе методику конструирования сказок (по методике И.В. Вачкова), позволяющую формировать коммуникативные навыки обучающихся для работы в группе, способствующую развитию творческого, неординарного подхода к решению проблемы. Например, на занятии кружка «Мы — исследователи» в 1 классе использую групповую форму работы. Объясняю детям, что на следующем этапе работы им предстоит создать творческую работу – сочинить сказу, но уже с известными персонажами.

— Для чего сочиняют и рассказывают сказки?

— Какие черты характера чаще всего высмеиваются в сказках? За что бывают наказаны персонажи?

— Вам необходимо, посоветовавшись с товарищами в группе, выбрать из названных отрицательных черт характера одну и использовать ее в своей сказке. Возможно, вам легче будет сделать свой выбор после того, как вы по жребию вытянете карточки с изображением сказочных персонажей.

Группа имеет право ввести одного своего литературного героя, выполнив замену в предложенном наборе карточек. При подборе следует соблюдать условие: персонажи должны быть хорошо известны детям. Женские персонажи: Баба Яга, Царевна-лягушка, Мальвина, Красная Шапочка, Русалочка и т. п., мужские персонажи: Дед Мороз, Старик Хоттабыч, Буратино, Карабас-Барабас и др.

Работа проходит в группах по пять человек. Карточки необходимо перемешать, каждая группа наугад вытягивает 5 карточек, через 15-20 минут должны представить название сказки и разыграть ее. После просмотра представленной сказки обсуждается, удалось ли актерам продемонстрировать отрицательную черту характера персонажа и проучить его.

На следующем занятии для усложнения задания учащимся предлагаю составить сказку, повествующую об их жизни в семье или в классе. В сказке ученик должен представить себя в качестве главного персонажа, изображенного в любой форме, возрасте, облике. После того, как дети прослушают сказку, им предоставляется возможность высказать свои ощущения: понравилась эта сказка или нет, если да то, то какие моменты, если нет, то почему?

Несмотря на то, что самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена, вводится работа, выполняемая ребенком с долей самостоятельности, соответствующей его возрасту. При этом на каждом этапе мое сопровождение обязательно.

Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют на мини-конференциях, проводимых после различных экспресс-исследований.

Продолжая работу на основном этапе, провожу исследовательские экскурсии. Исследовательская экскурсия предусматривает ряд этапов. Некоторые из этапов предполагают самостоятельную работу по извлечению информации из найденного источника. Обработка такой информации и преобразование её в мини-доклад осуществляется с помощью родителей. Подобная работа позволяет рассматриваемые ранее отдельные этапы исследовательской деятельности применить в системе на практике в процессе исследования.

Экскурсия «Мои маленькие исследования» важна во 2 классе. Такую экскурсию провожу в конце сентября по теме: «Где могут расти грибы?» . Начиная занятие, учащиеся отвечают на вопрос, который вызывает спорные ответы: могут ли в нашем городе среди домов расти съедобные грибы? Обучающиеся не просто дают ответ, но и приводят доводы, выслушивают собеседника, выступают в роли оппонента.

Выйдя на экскурсию на пришкольный участок, дети находят грибы под окнами своего кабинета. Удивление и радость удачной «грибной охоты» вызывают желание продолжить поиски. Высказываются предположения, в каких ещё местах нашего города могут расти грибы. Проверка данной гипотезы должна осуществиться вместе с родителями на городской прогулке в парке, скверах.

Чтобы выяснить, являются ли грибы съедобными, необходимо найти достоверные источники информации. Фотографии грибов, найденных на пришкольном участке, размещаются на слайдах будущей презентации.

В поисках информации о грибах учащиеся побывали в школьной и в детской городской библиотеках, вместе с родителями работали в сети Интернет, советовались с членами семьи. Найденную информацию представили на следующем занятии.

В процессе работы со справочной литературой дети знакомятся с интересной информацией о царстве грибов, о разновидностях съедобных и несъедобных грибов.

В результате данного исследования мы познакомились с правилами по сбору грибов, которые предупреждали о ядовитых грибах. Данная работа получила продолжение. Появился новый вопрос о том, как извлечь гриб, чтобы сохранить грибницу – срезать плодовое тело (учитывается мнение о том, что оставшаяся часть гриба гниёт и заражает гнилью грибницу) или выкрутить его из грибницы (но в таком случае можно повредить грибные нити, что повлечёт разрушение грибницы)? Ребята советовались с родителями, обращались за разъяснением к научным консультантам – сотрудникам научного отдела заповедника «Бастак». Каждый участвовавший в исследовании выразил желание, чтобы грибные полянки в городе не исчезли.

Начиная со второго полугодия первого года обучения, в рамках предметных декад проводятся классные туры олимпиад, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, на которых каждый ученик может продемонстрировать свои интеллектуальные способности, открыть для себя новые возможности реализации творческого потенциала.

Не менее важно развитие умений и навыков экспериментирования. Эксперимент (проба, опыт) – важнейший из методов исследования и самый главный метод познания в большинстве наук. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. В своей работе использую мысленные эксперименты, т. е. такие, которые можно проводить только в уме и с реальными объектами.

В ходе мысленных экспериментов исследователь представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий.

Так, на занятии кружка «Наглядная геометрия» в ходе мысленного эксперимента, обучающимся было предложено решить задачу: «Правильно ли нарисованы тени?» Рассмотрев рисунок, на котором изображены солнце и геометрические тела, выясняется, правильно ли художник нарисовал их тени? Почему тени должны быть другими? Какая тень соответствует каждому из изображенных геометрических тел?

Работая в разделе «Целое и части» на занятии кружка «Наглядная геометрия» (Истомина Н.Б., Редько З.Б.), предлагаю первоклассникам визуально выбрать две фигуры, из которых можно составить заданную фигуру. После вынесенных предположений из листа приложений дети вырезают детали и на практических действиях проверяют сделанные ранее предположения.

На уроках литературного чтения (букварный период) я использую упражнения для развития навыков мысленного эксперимента (УМК «Гармония», Букварь, часть 2 стр. 11). Обучающиеся должны ответить на вопрос заголовка текста «Так ли?». В ходе данного мысленного эксперимента необходимо рассмотреть иллюстрацию, на которой изображены поющие дети. Сопоставляя личные наблюдения за работой артикуляционного аппарата, дети выносят решение, что единственный мальчик в хоре иначе открывает при пении рот. А значит, неверно утверждение о том, что Валера поет: «Ре-ре-ре».

«Так ли?»
Лена пела: «Ле-ле-ле!»
Оля пела: «Ля-ля-ля»!
Вера пела: «Ве-ве-ве!»
А Валера: «Ре-ре-ре!»

На уроках окружающего мира в рамках изучения программного материала по теме «Свойства воды» учащимся предлагается выполнить эксперименты с реальными объектами. Помимо программного материала на занятиях кружка «Мы – исследователи», возможно проведение и других экспериментов с реальными объектами. Такими экспериментами стали «Возвращение в жидкое состояние», «Все зависит от воды», «Вода из ничего». Учащиеся получают возможность провести опыты в классе и дома. Занятия кружка позволили не только расширить область изучаемого материала, но и использовать на практике систему упражнений для формирования исследовательского поведения. Так, организация эксперимента с реальными объектами представлена в данном фрагменте урока окружающего мира в 1 классе УМК «Гармония».

Класс работает по группам.

— Перед вами различные предметы (бумажная салфетка, чайная ложка, ватный диск, комок пластилина, камешек, яблоко, пластмассовая игрушка, картонная коробочка, металлический болт и т. д.).

— Как вы считаете, какие предметы будут плавать, а какие утонут? Посовещайтесь и разделите предметы на две группы: те, которые будут держаться на поверхности воды и те, которые утонут. (Дети выдвигают гипотезы, заслушиваются ответы).

— Ваши гипотезы надо проверить. Проведем опыты. Опускайте поочередно предметы на воду и наблюдайте за их положением.

Дети не всегда могут гипотетически предсказать поведение в воде таких предметов, как яблоко или пластилин, ватный диск и бумажная салфетка.

— Какие предметы погрузились в воду? Подтвердились ли ваши предположения?

— Изучим плавающие предметы. Все ли они легкие? Все ли они одинаково хорошо держатся на воде? Зависит ли плавучесть от размеров и формы предмета? Будет ли плавать пластилиновый шарик? А если мы придадим пластилину, например, форму тонкостенной тарелки, не изменяя его веса? А что произойдет, если мы соединим плавающий и не плавающий предметы? Они будут плавать или оба утонут? И при каких условиях возможно и то и другое?

— Сделаем выводы на основе выполненных опытов.

Заключительный3 этап рассчитан на обучающихся 3 и 4 классов.

Его целью является включение детей в интеллектуальные игры, олимпиады , научно-практические конференции, конкурсы .

На данном этапе учащимися осуществляется самостоятельное долговременное исследование по интересующим их темам с применением имеющихся знаний и умений (осуществляют поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Исследование проводится под руководством учителя, с помощью родителей.

Учащиеся проводят опросы, анкетирования, интервьюирование. Опрос проводится по предварительно составленному плану, представленному в виде вопросов с целью увидеть уровень знаний, которым обладают другие по теме, либо пополнить свои знания у компетентных в данном вопросе людей, либо выявить степень заинтересованности окружающих в исследуемом вопросе. В классе на стенде «Я – исследователь» ребята могут поделиться результатами своей исследовательской работы.

Ход исследования обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, учителем оказывается консультативная помощь. К концу года большая часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план исследования, определить одну-две задачи, найти материал, представить доклад с показом, самостоятельно провести этапы исследования в течение урока.

Приведу примеры некоторых этапов исследований, представленных на научно-практической конференции.

При подготовке к исследованию улицы Казакевича выяснялось, знают ли учащиеся начальной школы об этом человеке, его вкладе в развитие области, его биографии. Интерьвью с заместителем главного редактора газеты «Биробиджанская звезда» Виктором Ивановичем Антоновым помогло не только найти информационные источники, но и лучше понять особый стиль поэта, раскрыть характер. В.И. Антонов лично занимался переводом стихотворений Э. Казакевича и представил более точный перевод популярних произведений.

Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской работе, моя роль заключается в консультативной помощи. Наиболее сложным составляющим элементом исследовательской работы оказалось выступление – представление работы. Необходимость держать внимание слушателей, быть готовым ответить на вопросы слушателей и жюри требует дополнительной подготовки, верного психологического настроя.

В 3 классе проводятся коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, проявляется больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности. По результатам проделанной работы определяется группа учащихся, которые будут представлять свой доклад на школьной научно-практической конференции. Каждый из участников исследовательской работы знает о возможности опубликования своей работы на сайте в сети Интернет, участии в конкурсах научно-практических работ областного уровня.

Результатом проделанной работы является не только высокий интерес учащихся к исследовательской деятельности и качества личности, развитые благодаря проделанной работе, но и широкий спектр деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования.

С каждым годом в классе растёт количество детей, желающих принять участие в исследовательской работе. В процессе работы обучающиеся демонстрируют умение отбирать и анализировать информацию, работать с энциклопедиями, справочниками, специальной литературой, использовать возможности информационных технологий. Ребята неоднократно становились победителями научно-практических школьных конференций, победителями в областной научно-практической конференции.

За период 2011-2012 уч. года было подготовлено 4 участника школьной научно-практической конференции. Из них в 2011 году две работы заняли 1 и 2 место: Горев Д. и Булаев Д., в номинации отмечен Кудрин Д. В 2012 году работы Горева Д., Поповой М. заняли 1 место. В областной научно-практической конференции младших школьников стали победителями Горев Д., Булаев Д. В городской научно-практической конференции 3 место у Поповой М.

60 % обучающихся класса являются лауреатами и призерами всероссийской олимпиады «Познание и творчество». За участие в олимпиаде дети получили дипломы призеров и сертификаты лауреатов.

Организация индивидуальных ученических исследований и специально разработанные уроки, предполагающие коллективное выполнение исследовательских заданий, дали вполне конкретные результаты, а именно:

  1. повысился уровень знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений;
  2. изменился уровень сформированности мыслительной деятельности детей, они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию;
  3. стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;
  4. наблюдается положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;
  5. повысился уровень владения детьми общепредметными, коммуникативными и социальными компетенциями.

Таким образом, система работы по организации педагогических условий позволили мне решить поставленную задачу – сформировать начальные навыки исследовательской деятельности младших школьников для развития личной одаренности учащихся.

Использованная литература

  1. Антоненко, Т. Е. Приемы занимательности на уроках математики // Начальная школа. – 2008. – № 4. – С. 45-47.
  2. Братанова, Т. А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками // Начальная школа. – 2008. – № 5. – С. 2-7.
  3. Лейтес, Н.С. Об умственной одаренности. – М., 1960.
  4. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000.
  5. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников» : учеб.-метод. пособие. – Самара, 2008.
  6. Савенков, А.И. Виды исследований школьников // Одаренный ребенок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.
  7. Савенков, А.И. Истоки практики исследовательского обучения // Исследовательская работа школьников. – 2005. – № 4. – С. 29-39.
  8. Савенков, А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. – 2002. – № 1. – С. 34-45.
  9. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002.
  10. Савенков, А. И. Психология исследовательского обучения. – М,. 2005.
  11. Савенков А.И. Путь к одаренности. – СПб, 2004.
  12. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2003.
  13. Файн, Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников // Практика административной работы в школе. 2004. – № 1.
  14. Якиманская, И.С. Развивающее обучение. – М., 1979.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

восемь + 5 =