Тема «Загадка»
Цель: создание условий для формирования исследовательской деятельности через обучение методике составления загадок.
Задачи:
1. уточнить и расширить представление учащихся о способах составления загадок;
2. продолжить работу над формированием УУД:
личностных — формирование у детей мотивации к обучению;
регулятивных — планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
познавательных — добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
коммуникативных — учить выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), координировать свои усилия с усилиями других; формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Ход занятия:
— Тема занятия — «Загадка»
— Какие умения вы бы хотели приобрести, чему научиться?
Актуализация знаний.
— Что вы знаете о загадках? Для чего их используют? («Загадка-игра для взрослых» ‒ беседа о происхождении загадок)
— Какими отличительными особенностями обладает загадка?
(В загадке не называется сам предмет, его замещает предмет-близнец с похожими свойствами. Необходимо перечислить важные отличительные признаки загаданного предмета. Желательно наличие рифмы.)
Углубление знаний
- Нам предстоит рассмотреть новые способы составления загадок, познакомиться с моделями.
Таблица «Классификация загадок»
Уровень | Тип загадки | Способ составления загадки |
1 уровень | модель-представление | самый простой и распространенный тип загадок представляется простым вопросом, подразумевающим описание объекта, перечисление его признаков. |
2 уровень | модель-интерпретация | задается вопросом об истолковании объекта А с помощью объекта В. |
3 уровень | модель-замещение | задается вопросом о замене одного объекта другим в мысленном или реальном действии (метафора). |
4 уровень | модель исследования | задается вопросом об исследовании объекта А через объект В. |
Групповая работа (5 человек в каждой группе).
— Вам предстоит самим построить загадку. Загадки будут разные, т.к. в каждой группе разные отгадки (обозначены на карточках). Воспользуемся данной таблицей для составления и классификации загадок.
— Определим необходимые «шаги» для дальнейшей успешной работы. Каждый из шагов построенного алгоритма фиксируется карточкой с символом.
Последовательность составления загадки:
- «Видим в первый раз»
Следует ответить на вопросы: какой? какая? что делает? Выбирается объект, например снег. Предлагается перечислить его признаки (белый, пушистый, серебристый и др.).
- «Найдем близнеца».
Следует ответить на вопросы: кто такой же? на что похож? (Снег, например, ‒ на пух, на покрывало, на сахар и т. п.)
- «Узнаем, в чем похожи».
Следует ответить на вопрос: что одинаковое? (В нашем случае ‒ у снега и пуха: и то и другое белого цвета, с малым весом, медленно опускается с высоты)
- «Узнаем, как узнать».
Следует ответить на вопрос: как узнать о предмете? (Тает.)
5. «Загадаем загадку сами».
Белый пух кружит, летает,
На ладони сразу тает.
(Снег)
Учащиеся, ориентируясь на составленный алгоритм действий, составили загадки в соответствии с предложенными моделями. Представленные загадки обсуждали, выявляя соответствие требований к загадкам.
1. Модель-представление. ( Перечисление признаков. Описание.)
Круглощекий толстячок
Подставил солнышку бочок,
Солнышко пригрело –
Всё тело покраснело.
(Помидор)
Это животное ходит с трудом.
Носит оно на себе свой дом.
Еле плетётся оно по земле,
Но очень быстрое в воде.
(Черепаха)
2. Модель-интерпретация. ( Антитеза, сравнение. Объяснение.)
Он, как птица-небылица,
Прилетит и закружится.
Лишь крылом коснется глаз
И сморит тебя тот час.
(Сон)
3. Модель-замещение. ( Подбор метафор-парадоксов. Иносказание.)
Разноцветный крокодил
По бумаге проходил.
Откусил 15 раз –
Получился дикобраз!
(Ножницы)
4. Модель-исследование. ( Олицетворение . Исследование.)
Меня спроси, как я тружусь.
Вокруг оси своей кружусь.
(Колесо)
Режет, крошит он умело.
Иногда лежит без дела.
Очень острый господин,
Он у мамы не один.
(Нож)
Итог занятия .Рефлексия.
— В начале занятия вы поставили цель – приобрести определенные умения. Какие знания, умения вы получили? Чем это вам поможет в дальнейшей работе? Устарела ли в современном мире эта игра? В чем секрет ее популярности? Как вы считаете, какие способности позволяет развить умение составлять загадки?
— Ваши загадки войдут в альбом «Классного речетворчества». Появилось ли желание составить самостоятельно загадку?
Творческое задание: составить загадку любого типа.