Занятие кружка «Мастера слова», 3 класс


Автор: Оксана Геннадьевна Калинникова
Место работы: МБОУ "Лицей №23 с этнокультурным (еврейским) компонентом"
Должность: учитель начальных классов


Тема «Загадка»

Цель: создание условий для формирования исследовательской деятельности через обучение методике составления загадок.

Задачи:

1. уточнить и расширить представление учащихся о способах составления загадок;

2. продолжить работу над формированием УУД:

личностных — формирование у детей мотивации к обучению;

регулятивных — планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

познавательных — добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

коммуникативных — учить выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), координировать свои усилия с усилиями других; формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Ход занятия:

— Тема занятия — «Загадка»

— Какие умения вы бы хотели приобрести, чему научиться?

Актуализация знаний.

— Что вы знаете о загадках? Для чего их используют? («Загадка-игра для взрослых» ‒ беседа о происхождении загадок)

— Какими отличительными особенностями обладает загадка?

(В загадке не называется сам предмет, его замещает предмет-близнец с похожими свойствами. Необходимо перечислить важные отличительные признаки загаданного предмета. Желательно наличие рифмы.)

Углубление знаний

  • Нам предстоит рассмотреть новые способы составления загадок, познакомиться с моделями.

Таблица «Классификация загадок»

УровеньТип загадкиСпособ составления загадки
1 уровеньмодель-представлениесамый простой и распространенный тип загадок представляется простым вопросом, подразумевающим описание объекта, перечисление его признаков.
2 уровеньмодель-интерпретациязадается вопросом об истолковании объекта А с помощью объекта В.
3 уровеньмодель-замещениезадается вопросом о замене одного объекта другим в мысленном или реальном действии (метафора).
4 уровеньмодель исследованиязадается вопросом об исследовании объекта А через объект В.

Групповая работа (5 человек в каждой группе).

— Вам предстоит самим построить загадку. Загадки будут разные, т.к. в каждой группе разные отгадки (обозначены на карточках). Воспользуемся данной таблицей для составления и классификации загадок.

— Определим необходимые «шаги» для дальнейшей успешной работы. Каждый из шагов построенного алгоритма фиксируется карточкой с символом.

Последовательность составления загадки:

  • «Видим в первый раз»

Следует ответить на вопросы: какой? какая? что делает? Выбирается объект, например снег. Предлагается перечислить его признаки (белый, пушистый, серебристый и др.).

  • «Найдем близнеца».

Следует ответить на вопросы: кто такой же? на что похож? (Снег, например, ‒ на пух, на покрывало, на сахар и т. п.)

  • «Узнаем, в чем похожи».

Следует ответить на вопрос: что одинаковое? (В нашем случае ‒ у снега и пуха: и то и другое белого цвета, с малым весом, медленно опускается с высоты)

  • «Узнаем, как узнать».

Следует ответить на вопрос: как узнать о предмете? (Тает.)

5. «Загадаем загадку сами».
Белый пух кружит, летает,
На ладони сразу тает.
(Снег)

Учащиеся, ориентируясь на составленный алгоритм действий, составили загадки в соответствии с предложенными моделями. Представленные загадки обсуждали, выявляя соответствие требований к загадкам.

1. Модель-представление. ( Перечисление признаков. Описание.)

Круглощекий толстячок
Подставил солнышку бочок,
Солнышко пригрело –
Всё тело покраснело.
(Помидор)

Это животное ходит с трудом.
Носит оно на себе свой дом.
Еле плетётся оно по земле,
Но очень быстрое в воде.
(Черепаха)

2. Модель-интерпретация. ( Антитеза, сравнение. Объяснение.)

Он, как птица-небылица,
Прилетит и закружится.
Лишь крылом коснется глаз
И сморит тебя тот час.
(Сон)

3. Модель-замещение. ( Подбор метафор-парадоксов. Иносказание.)

Разноцветный крокодил
По бумаге проходил.
Откусил 15 раз –
Получился дикобраз!
(Ножницы)

4. Модель-исследование. ( Олицетворение . Исследование.)

Меня спроси, как я тружусь.
Вокруг оси своей кружусь.
(Колесо)

Режет, крошит он умело.
Иногда лежит без дела.
Очень острый господин,
Он у мамы не один.
(Нож)

Итог занятия .Рефлексия.

В начале занятия вы поставили цель – приобрести определенные умения. Какие знания, умения вы получили? Чем это вам поможет в дальнейшей работе? Устарела ли в современном мире эта игра? В чем секрет ее популярности? Как вы считаете, какие способности позволяет развить умение составлять загадки?

— Ваши загадки войдут в альбом «Классного речетворчества». Появилось ли желание составить самостоятельно загадку?

Творческое задание: составить загадку любого типа.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × один =