Система физических упражнений и учебных заданий по спортивной гимнастике


Автор: Поткин Сергей Александрович
Место работы: МАОУДО «Центр детского творчества»
Должность: педагог дополнительного образования


Вольные упражнения:

1. Темповые перевороты вперед.

2. Рондат.

3. Фляк (темповой переворот назад).

4. Сальто вперед.

5. Сальто назад.

Темповые перевороты вперед

Этот прыжок можно выполнять с места и с разбега. Мах руками в вальсете перед переворотом не должен приводить к расслаблению мышц спины, а для этого, выполняя мах руки вверх. При постановки рук на опору, следует сохранить округлость туловища и упругую жесткость рук и плечевого пояса.

Ставить руки рекомендуется под углом примерно 30° к вертикали таким образом, чтобы угол между руками и туловищем был при этом возможно большим. Мах ногой надо направлять вверх, соединение маховой и толчковой ног должно происходить после пересечения ими вертикали, проходящей через точку опоры руками. Руки после толчка следует оставлять над головой, тянуться ими вверх. Приземляться надо на носки напряженных ног. Тело при этом должно быть слегка прогнутым, голова наклонена назад.

Учебные задания:

1. Стоя ноги врозь, руки вверху, опускание в мост.

2. Стойка на руках, опускание в мост.

3. Толчок руками в стойке на руках.

4. С вальсета переворот на горку матов, лечь на спину.

Рондат

Переворот вперед с поворотом (рондат) начинается широким шагом «передней» ногой при сохранении округлости туловища. Движение руками к опоре осуществляется по закругленной траектории, При этом второй рукой необходимо потянуться вперед, разворачивая кисть, для последующего отталкивания от опоры. Эффективность рондата обусловливается также быстрым махом одной ногой и полным отталкиванием другой при переходе на руки с последующим акцентированным подхлестывающим махом ногами в курбете.

Учебные задания:

1) Из стойки на руках курбет с быстрым разгибанием туловища.

2) Серия из 5-6 переворотов боком после вальсета с быстрым переходом от переворота к перевороту.

3) Проводка по рондату.

4) С вальсета переворот в сторону с поворотом в положение стоя согнувшись.

5) Рондат с 2-3 шагов разбега.

Фляк (темповой переворот назад)

Важнейший элемент акробатической подготовки гимнаста, играющий роль разгонного и связующего движения в прыжковых комбинациях.

Фляксоединение двух полупереворотов назад, образующих прыжковый цикл, с ног на руки и с рук на ноги.

Учебное задание №1:

1) Опускание в полноценный мост.

2) Быстро отталкиваться вверх и назад.

Учебное задание №2:

1) Прыжок назад-вверх с хлестообразным махом руками и приземление на спину на горку матов.

2) Стоя на руках на повышенной опоре прыжок с рук на ноги с мощным подхлестывающим махом ногами.

Фляк с места с помощью преподавателя или тренажера (фляк-тренер или на резиновой лонже).

Сальто вперед в группировке

Этот прыжок чаще всего служит начальным элементом комбинаций и выполняется с 2-3 шагов разбега. При отталкивании двумя ногами руки выполняют мах вперед вверх, одновременно со встречным отталкиванием. Плечевой пояс к окончанию толчка должен находиться впереди места отталкивания. За счет наклонного положения и легкого округления тела. Начиная вращение гимнаст должен сгруппироваться, захватив руками колени сверху в положении головой вниз. Удерживать группировку нужно больше или меньше в зависимости от темпа вращения. Выпрямления тела начинается при приближении туловища к вертикали разгибанием ног вперед и вниз по дуге. Руки при этом надо выводить вперед и вверх.

Учебные задания:

1. Кувырок вперед в группировке.

2. Наскок вперед на горку матов, руки вверху.

3. С 2-3 беговых шагов кувырок вперед в группировке на горку матов.

4. Сальто вперед в группировке на батуте.

5. Сальто вперед в группировке на горку матов.

Сальто назад

Сальто назад в группировке, этот прыжок можно выполнять с места толчком двумя ногами после рондата, фляка, Выполняя сальто назад в группировке, нужно оттолкнуться с полным выпрямлением тела, без излишнего наклона плечевого пояса назад принять группировку быстрым движением бедер по дуге вверх назад. Мах руками на сальто должен быть свободным, но не выше уровня глаз. Во время толчка наклонять голову назад не следует. Руки после замедления маха удерживать на месте и ждать приближения постепенно сгибающихся ног, с тем, чтобы захватить их за колени.

Учебные задания:

1. Кувырок назад в группировке.

2. Отход на сальто назад в группировке на горку матов.

3. С места, сальто назад в группировке на резиновой лонже, с поддержкой.

4. Сальто назад в группировке с место самостоятельно.

Упражнения на коне

1. Скрещения (прямое, обратное).

2. Круги двумя продольно.

3. Круги двумя поперек.

Все базовые упражнения на коне представляют собой колебательные движения тела. Поэтому их выполнение подчиняется общим законам механики управляемого тела. Овладение техникой зависит, прежде всего, от рациональности исходных рабочих положений, от взаимодействий с опорой, действий руками и плечевым поясом.

Прямое скрещение

Для скрещения необходим мощный бросок левой или правой ногой в сторону и кверху с увеличением давления на опору. Оттолкнувшись левой или правой рукой (зависит в какую сторону выполняется скрещение), продолжить мах всем телом с разгибанием в тазобедренных суставах и разведением ног в шпагат. С началом опускания повернуть таз и продолжая выводить таз вперед, быстро опустить левую или правую руку за бедро.

Учебные задания:

1. Размахивание в упоре верхом.

2. На коне с ручками проводка с фиксацией позы в середине.

3. На коне с прыжка мах вправо, перемах левой, перемах левой назад, мах вправо.

4. Скрещение вправо или влево.

Обратное скрещение

Мах вправо как при размахивании, но с предельно быстрым приведением левой ноги. Как только правая рука станет мешать дальнейшему развитию маха, ее следует отпустить и тут же сильно взмахнуть правой ногой через сторону вверх. Усилением левой руки не допускать (завала) плечевого пояса влево. Во время торможения подъема правой ноги, слегка поворачивая таз направо, выполнить встречные перемахи. Притормозив перемещение ног поперек снаряда и придерживая их опускание, быстро вернуть правую руку на опору. В этот момент вся нижняя часть тела должна быть максимально отведена вправо.

Учебное задание №1:

1. Размахивание в упоре верхом.

2. Из упора сзади перемах левой назад.

3. Из упора верхом левой перемах правой влево в упор сзади.

Учебное задание №2:

На коне с ручками перемах правой, мах влево обратное скрещение вправо, мах влево, мах вправо, обратное скрещение влево, перемах правой назад.

Круги двумя продольно

Круги двумя на ручках продольно – базовое упражнение для всей последующей круговой подготовки гимнаста. Полный цикл вращения при круге состоит из двух круговых перемахов: из упора сзади вправо – назад в упор и из упора влево в упор сзади.

Учебное задание №1:

Круги двумя на тренажере или проводка на коне с ручками.

Круги двумя на грибке.

На укороченном коне с прыжка или после перемаха одной вне и назад круг двумя в соскок.

Круги двумя поперек

Темповые круги поперек ‒ базовое упражнение для разучивания всех остальных кругов в упоре поперек. В системе подготовки они стоят первыми среди кругов двумя. Особое внимание нужно уделить отведению нижней части туловища и ног в сторону, как из упора, так и из упора сзади.

Равновесие станет более надежным, если кисти ставить не близко к краю, а посредине, не слишком разворачивая пальцами кнаружи.

Учебные задания №1:

1. Круги двумя на грибке, при уменьшенной опоре и шляпке грибка.

2. Круги двумя на козле или коне без ручек.

3. Круги двумя на коне с одной ближней ручкой.

4. Круги двумя на укороченном напольном коне с ручками, круги поперек руки между ручками.

Упражнения на кольцах:

1. Размахивание в висе.

2. Выкрут вперед прогнувшись

3. Выкрут назад

4. Подъем махом назад.

5. Подъем переворотом.

6. Соскок сальто назад.

Размахивание в висе

Упражнение выполняется с прямыми руками. На махе вперед руки поднимаются вверх — назад и слегка в стороны, голова наклоняется вперед. На махе назад руки остаются в положении вверху. Гимнаст нажимает на кольца руками, в крайней точке маха назад разводит руки в стороны, голову держит прямо.

Учебные задания №1:

1. В висе лежа хватом за нижнюю жердь на горке матов, поднимание рук вверх, скользить по матам от жерди.

2. Сидя лицом к стенке, взяться руками за концы резинового бинта, закрепленного за рейку гимнастической стенки. Поднимание руки вверх, лечь на спину, растягивая резину.

Учебные задания №2:

1. Вис лежа на спине на низких кольцах, опираясь на ноги, поднять руки вверх — назад в стороны.

2. То же, но лежа на груди. Опираясь на ноги, поднять руки вверх в стороны.

Учебные задания №3:

Размахивание в висе с амплитудой 45°. Начинать упражнения с маха назад. То же, но с большой амплитудой.

Выкрут вперед прогнувшись

Переход из виса прогнувшись махом назад выполняется хлестообразным движением ногами назад – кверху, выкручиванием рук в плечевых суставах с высоким подниманием спины и всего тела. В дальнейшем это будет использовано при изучении высокого выкрута вперед.

Учебные задания №1:

1. И.П. стойка руки вверх, в руках палка, выкрут руками.

2. И.П. стойка руки вверх, в руках резина, прикрепленной вверху. Имитация движения руками.

3. Вис стоя согнувшись у гимнастической стенки. Вис прогнувшись (силой и махом одной).

Учебные задания №2:

1. Из виса стоя махом одной выкрут вперед с помощью и самостоятельно.

2. Выкрут вперед прогнувшись с помощью и самостоятельно.

Выкрут назад

Выполняя выкрут назад, не следует усиливать мах вперед, а делать его, двигаясь по инерции. Это будет способствовать правильным действиям рук и плавному приходу в вис. Для совершенствования выкрута назад следует выполнить следующие задания.

Учебные задания №1:

1. Хлестообразный мах назад с разведением рук вперед-наружу-вверх и опусканием груди вниз так, чтобы до вертикали принять положения виса, полностью провиснуть в плечевых и грудино-ключичных суставах и выполнить мах вперед.

2. Из виса стоя сзади согнувшись на низких кольцах выкрут назад с опорой ногами о пол (маты).

3. То же из виса согнувшись с помощью.

Учебные задания №2:

1. Из виса согнувшись выкрут назад, ноги опустить на горку матов, с помощью и самостоятельно.

2. Выкрут назад на средних кольцах самостоятельно.

Соскок сальто назад

Выполняя мах вперед, вывести тело возможно больше вперед-вверх выше колец,

Упражнения на брусьях

1. Размахивание в упоре с прогрессирующей амплитудой.

2. Силой, согнувшись ноги врозь с прямыми руками, стойка на руках (спичаг).

3. Махом назад из упора отодвиг в упор на руках и подъем махом вперед.

4. Подъем махом назад с перемахом ноги врозь.

5. Спад назад в вис согнувшись и подъем дугой в упор на руках.

6. Сальто вперед согнувшись в соскок.

Размахивание в упоре с прогрессирующей амплитудой

Учебные задания № 1:

1. Навык предельно широкого маха (от плеча) со смещением плечевого пояса вслед за махом ногами.

2. Полное выпрямление тела в конце каждого маха.

3. Амплитуда движения с подъемом таза выше уровня плечевой оси.

4. Ритмичность и равноценность махов обоих направлений.

5. Силой согнувшись ноги врозь с прямыми руками стойка на руках.

Из упора углом начать поднимание таза, не сгибая рук. Приближая ноги к туловищу и поднимая таз возможно выше, перенести вес тела на руки начать разгибание в тазобедренных суставах. В стойке на руках сохранять выпрямленное тела.

Учебные задания № 1:

1. Со штангой весом 30-40% от максимального веса, поднимаемого гимнастом, поднимание рук вверх из положения стоя.

2. Стоя согнувшись спиной к гимнастической стенке, растягивания амортизатор, поднимать руки вверх, выпрямляя туловище.

3. Из упора присев толчком ног поднимать согнутые ноги и удержать их.

4. То же, поднимать прямые ноги и удержать их.

Учебные задания № 2:

1. Из упора возле бортика, ноги врозь, спиной коснуться бортика, толчком ногами стойка на руках.

2. То же, упражнение выполнить силой.

3. На брусьях, стоялках, из упора ноги врозь, силой стойка на руках. С помощью и самостоятельно.

4. Из упора углом на брусьях силой прямыми руками стойка на руках.

Махом назад из упора отодвиг в упор на руках и подъем махом вперед

Достигнув горизонтальной точки маха назад округляя спину, слегка сгибаясь в тазобедренных суставах и незначительно сгибая руки, опустить плечи на жерди. В упоре плечи достаточно жестко фиксировать, тело приподнять в плечевых суставах. В момент опускания тела ниже жердей разогнуться в тазобедренных суставах и слегка прогнуться. Махом вперед, проходя вертикальное положение, сделать быстрое движение ногами вперед-вверх. В конце маха затормозить движение ног и активно нажимая руками на жерди, выйти в упор.

Учебные задания № 1:

1. Из стойки спиной к гимнастической стенке, руки на верхней рейке, растягивания амортизатор, руки вниз.

2. Стоя согнувшись лицом к гимнастической стенке, растягивания амортизатор, отвести руки назад.

3. Сгибание и разгибание рук в упоре с отягощением.

Учебные задания № 2:

1. В упоре на руках на концах брусьев лицом внутрь фиксировать горизонтальное положение тела.

2. Размахивание в упоре на руках по большой амплитуде.

3. Размахивание в упоре на руках на махе вперед акцентировать внимание на (хлесте) ногами вперед-вверх и активном отрыве (толчке) плеч от жердей.

4. Из упора махом назад отодвиг в упор на руках.

Учебные задания № 3:

1. Подъем махом вперед в сед ноги врозь подальше от точек хвата.

2. Подъем, махом вперед, определяя амплитуду маха вперед и назад.

Подъем махом назад с перемахом ноги врозь

В данном движении соединяются два упражнения, подъем махом назад и перемах ноги врозь из упора.

Прежде чем приступить к обучению этому упражнению, необходимо проделать раздельно подъем махом назад и перемах ноги врозь из упора. После этого рекомендуется выполнить следующие учебные задания

Учебные задания № 1:

1. Из размахивания в упоре махом вперед согнуть руки, а махом назад, разгибая их, оттолкнуться руками.

2. Из размахивания в упоре на руках подъем махом назад, оттолкнувшись руками и оторвать их от жердей.

3. То же, но сгибаясь и делая мах ногами вперед (как при перемахе ноги врозь).

Учебные задания № 2:

1. Подъем махом назад с перемахом ноги врозь.

2. То же, но в упор на согнутые руки и махом назад упор.

Спад назад в вис согнувшись и подъем дугой в упор на руках

Подъем дугой в упор на руках выполняется из виса согнувшись. В исходное положение можно прийти с прыжка вверх назад или после спада назад из упора. Проходя нижнюю точку маха в висе согнувшись и направляя таз вверх вперед, энергично нажать прямыми руками на жерди вверх по отношению к туловищу. По окончании разгибания тела нажим продолжается так, что угол между руками и туловищем увеличивается до 150-160°. Затормаживая движение ног и прекращая нажимать руками на жерди, отпустить их, перенести руки вперед, разводя локти в стороны, энергично опереться плечами о жерди и выйти в упор на руках.

Учебные задания № 1:

1. Размахивание в упоре.

2. Размахивание, в висе согнувшись

3. Из виса согнувшись, проводка по разучиваемому движению и фиксация тела.

4. Сидя высокий угол. Разгибание с переходом в положение лежа на спине, руки вверх.

Учебные задания № 2:

1. Растягивание руками резиновый амортизатор, прикрепленный к стенке

2. Из виса стоя прыжком вис согнувшись.

3. С прыжка подъем дугой в упор на руках. Помогать, поддерживая под спину.

Сальто вперед согнувшись в соскок

Начиная мах назад, подать плечи вперед, опираясь на руки и энергично ускорить движение ногами назад вверх. Тормозя движение ног, отталкиваясь руками, сильно подбросить тело вверх и в сторону. Когда тело поднимается приблизительно на 55° по отношению к вертикали, быстро согнуться и перевернувшись, закончить соскок.

Учебные задания № 1:

1. Размахивание в упоре в конце маха толчок руками с отрывом от жердей.

2. В упоре лежа, прогибаясь, толчок руками и ногами.

3. Махом назад на брусьях толчком руками перейти в стойку на руках на горку матов.

4. То же, с последующим кувырком вперед.

Учебное задание № 2:

1. Сальто вперед на горку матов, в сед.

2. Сальто вперед согнувшись в соскок с помощью, затем самостоятельно.

Упражнения на перекладине

1. Большие обороты назад, вперед.

2. Махом вперед поворот кругом (санжировка).

3. Большой оборот назад с поворотом в хват снизу (келлеровксий).

4. Большой оборот вперед с поворотом плечом вперед.

5. Соскок сальто назад.

Большой оборот назад

Из стойки на руках, перемещаясь прямым телом назад книзу, оттягиваясь от перекладины. Пройдя горизонтальное положение, выполнить опережающее движение туловищем и прогнуться. К моменту приближения к вертикальной плоскости выполнить хлестообразное движение, посылая ноги вперед кверху. Ноги, получившие значительное ускорение, опередят перемещение туловища, продолжая перемещаться кверху, вновь возвратиться в стойку на руках.

 Учебные задания № 1:

1. Из положения, лежа на спине поднимать гимнаста, удерживающего тело в выпрямленном положении.

2. Из стойки на руках медленное опускание прямым телом в положения лежа на ковре с помощью партнера.

3. Размахивание на средней перекладине. Следить за своевременностью хлестообразного движения.

4. То же, но увеличиваем амплитуду движения за счет интенсивности хлестообразных движений.

Учебные задания № 2:

1. При размахивания определять амплитуду маха

2. Определять угол между руками и туловищем в стойке на руках.

3. На средней перекладине размахивание, постепенно увеличивая амплитуду движения до стойки на руках. Для страховки руки прикреплять ремешками к перекладине (фото).

4. То же, но после размахивания перейти к большим оборотам назад. В завершающей части маха вперед оказывать помощь.

5. То же, самостоятельно.

Большой оборот вперед

Со стойки на руках падая вперед, выпрямиться и удерживая голову, возможно больше оттянуться от перекладины. Пройдя горизонтальное положение, слегка согнуться в тазобедренных суставах. В момент прохождения вертикальной плоскости ускорить маховое движение ногами назад до прогиба, после чего согнуться в тазобедренных суставах, подовая плечи вперед. Когда руки и плечи поднимутся над перекладиной, разогнуться в тазобедренных суставах и плечевых суставах и вновь перейти в стойку на руках.

 

Учебные задания № 1:

1. Из стойки на руках опускание вперед с прямым телом в положение, лежа на спине, горка матов.

2. Из упора стоя согнувшись, на полу или на комбинированном снаряде толчком ног стойка на руках.

3. То же, но после выхода в стойку на руках переворот вперед на горку матов.

4. В висе хват снизу размахивание на средней перекладине. Следить за правильностью маха.

5. То же, но постепенно увеличивая амплитуду движения. Для страховки прикрепить руки ремешками к перекладине.

Учебные задания № 2:

1. При размахивании хватом снизу определять амплитуду маха.

2. Махом назад стойка на руках.

3. То же, и большие обороты вперед. В завершающей части маха назад оказывать помощь.

4. То же, самостоятельно.

Махом вперед поворот кругом (санжировка)

На махе вперед к моменту прохождения вертикального положения выполнять хлестообразное движение вперед-вверх. К моменту приближения тела к горизонтальной плоскости разогнуться в тазобедренных и плечевых суставах.

Одновременно с этим выполнить поворот плечом вперед с попеременным перехватом рук в хват сверху, оттягиваясь от грифа перекладины. В момент поворота голову держать прямо. Поворот можно выполнять с одновременным перехватом. В этом случае хлестообразное движение должно быть интенсивней.

Учебные задания №1:

1. Сидя на ковре, высокий угол, руки вперед-вверх. Разгибаясь поворот налево (направо) кругом в положение, лежа на животе. В момент поворота голову держать прямо, после поворота зафиксировать прямое положение тела.

2. Из виса на средней перекладине ближе к стойке поворот кругом махом вперед в вис разным хватом. Поворот выполнять на завершающей части движения.

3. На средней, затем на высокой перекладине махом вперед поворот попеременным перехватом. Первые попытки поворота и попеременного перехвата выполнить с помощью, используя прием медленной проводки по движению.

4. То же, но по мере правильного и уверенного выполнения поворота увеличить амплитуду хлестообразного движения.

Большой оборот назад с поворотом в хват снизу (келлеровксий)

Сделав к моменту прохождения вертикальной плоскости хлестообразное движение, послать стопы вперед-вверх. Когда тело пройдет 45° от вертикали, оттягиваясь, начать поворот, отпустить гриф перекладины рукой, одноименной повороту. Во время поворота вокруг одной руки выпрямиться и к моменту прихода в стойку на руках взяться за перекладину хватом снизу. В момент поворота голову держать прямо.

Учебные задания № 1:

1. Гимнаст лежит на спине, подняв ноги вперед под углом 90°, и держится руками за жердь стоялок. Партнер, захватив за голеностопные суставы, поднимают гимнаста в стойку на руках на жерди стоялок. Во время подъема гимнаст выполняет поворот с перехватом в хват снизу.

2. Из размахивания в висе на перекладине махом вперед хлестообразное движение, поворот с перехватом, хват снизу и соскок.

Учебные задания № 2:

1. То же, но постепенно увеличивая амплитуду махового движения.

2. То же, но из упора, постепенно увеличивая высоту отмаха назад в вис.

Учебные задания № 3.

1. Большой оборот назад с поворотом, хват снизу после больших оборотов назад. 2. 2. Помогать по мере надобности, стоя на подставке.

Большой оборот вперед с поворотом плечом вперед

Когда тело пройдет горизонтальную плоскость, а плечи будут над точками опоры руками, продолжая разгибание в тазобедренных и плечевых суставах, гимнаст готовится пройти положение стойки на руках. Именно в этот момент на завершающей части большого оборота вперед, он активно, опираясь руками о перекладину, быстро поворачивается плечом вперед вокруг одной руки, отпуская перекладину другой рукой.

Поворот гимнаст заканчивает дохватом за перекладину в хват сверху в момент выхода в стойку на руках.

Учебные задания № 1:

1. Из упора стоя согнувшись, опираясь руками, незначительно подавая плечи вперед, легким толчком ног силой согнувшись, стойка на руках.

2. То же, но удерживая между ногами отягощение.

3. В стойке на руках на одной жерди стоялок передовая тяжесть тела на одну руку, выполнить поворот.

Учебные задания № 2:

1. Стоя сбоку у стоялок продольно в упоре согнувшись хватом снизу, толчком ног, стойка на руках с поворотом плечом вперед в хват сверху.

2. На низкой перекладине, отмах в стойку поворот плечом вперед. Выполнять с помощью партнера.

Учебные задания № 3:

1. На перекладине большой оборот вперед с поворотом плечом вперед. Оказывать помощь, стоя на подставке.

2. То же, самостоятельно.

Соскок сальто назад

Пройдя положение стойки на руках, гимнаст, оттягивается от грифа перекладины, должен выпрямиться или незначительно согнутся в тазобедренных суставах. Принятое положение сохранять до момента пересечения горизонтальной плоскости. Далее выполнить опережающее движение туловищем так, чтобы несколько отставшие ноги оказались как бы в положении замаха. Затем без промедления, несколько не доходя до вертикали, выполнить хлестообразное движение, посылая ноги вперед кверху. В результате скорость махового движения возрастает, т тем больше, чем энергичнее было выполнено хлестообразное движение. После прохождения 45° от вертикали, сохраняя направление движения стопами ног вперед кверху, разогнуться в тазобедренных и плечевых суставах так, чтобы к моменту приближения к горизонтальной плоскости тело было выпрямлено. Вследствие последних действий гимнаст ощущает, как действующие силы отрывают его от грифа перекладины. Именно в этот момент он разжимает кисти и переходит в фазу полета. Перемещаясь вверх вперед, гимнаст разводит руки вверх наружу и назад. Эти действия способствуют устойчивости полета и плавности вращения. Далее удерживая положение, гимнаст завершает вращение и готовясь к приземлению.

Учебные задания № 1:

1. Большие обороты назад со свободным управлением скоростью и акцентами движения.

2. Размахивание в висе с направленным бросковым движением вперед.

Учебные задания № 2:

1. Освоение темпа на сальто.

2. Сальто с размахиваний, на первых порах преподаватель сопровождает гимнаста в ходе всего движения, подталкивая его в решающий момент под спину, он помогает определить направление, момент отхода.

3. Сальто назад на подвесном поясе. Первые попытки с малым махом.

Техническая подготовка в спортивной гимнастике. Одна из наиболее характерных сторон процесса тренировки гимнаста, постоянное, систематическое освоение новых гимнастических упражнений. Понятие «техническая подготовка» в его широком смысле включает в себя две связанные, но различные категории.

Первая – техническая подготовка как процесс. Она охватывает все организационно-методические моменты, связанные с обучение и достижением определенного, в том числе планируемого, уровня спортивно-технического мастерства. Именно в этой своей части понятие технической подготовки действительно сливается с обычными представлениями о процессе обучения занятий.

Вторая категория – техническая подготовка как состояние гимнастов (техническая подготовленность). Под технической подготовленностью следует подразумевать совокупность необходимых (программных) или фактически приобретенных в процессе занятий двигательных навыков, а также уровень владения ими, техническая подготовленность, это не только что умеет делать гимнаст, но и как он это делает.

Таким образом, техническая подготовка гимнастов является наиболее важной частью тренировочного процесса. Она предусматривает решение многих задач:

1. Овладение разнообразными по сложности и трудности упражнениями в каждом виде многоборья спортивной гимнастики, а также упражнениями акробатики;

2. Освоение эффектных и рациональных соединений между элементами;

3. Формирование навыков и умений вариативного исполнения изучаемых упражнений как обязательного условия для стабильного выступления в соревнованиях;

4. Воспитание умений импровизировать, управлять арсеналом изученных двигательных действий, выполнять комбинации без предварительной подготовки;

5. Обеспечение психологической основы технической подготовки.

Современную технику гимнастических упражнений характеризует такие черты:

1. Ярко выраженный современный стиль выполнения упражнений (владение сложными и высокими акробатическими прыжками, демонстрация пластики, гибкости, силы);

2. Максимальная амплитуда движений (увеличение амплитуды движений повышает не только зрелищный эффект, но и технический уровень трудности исполняемого элемента);

3. Совершенное владение техникой базовых элементов (это основа для овладения современными сложными и сверхсложными комбинациями);

4. Перспективность техники (перспективна та техника, на базе которой возможно дальнейшее усложнение и совершенствование элементов).