Система формирования сквозного навыка работы над предложением в 1-4 классах УМС «Планета знаний» Учебник – автор Т. М. Андрианова


Автор: Татьяна Анатольевна Матузова
Место работы: МБОУ «СОШ № 1 п. Смидович»
Должность: учитель начальных классов


задания, страница

Вид задания

Цель задания

Взаимосвязь тем

Стр. 12

Кто изображен на рисунке?

Что изображено на рисунке?

Придумай по рисункам предложения к данным схемам .Сколько слов в этом предложении?

Формирование понятия «слово» и «предложение»

Ознакомление учащихся с графической моделью предложения.

Устная и письменная речь.

Стр.13

Прочитайте одно и то же предложение с разной интонацией.

Ознакомление учащихся с понятием «интонация»

Формирование умения читать и сравнивать предложения с разной интонацией.

Виды предложений.

(связь с уроками русского языка)

Стр. 24

Дополни предложение соответствующими словами. Прочитай их.

Работа со схемами предложений.

Формирование умения читать предложения со словами «А» и «У», умения читать и правильно интонировать предложения.

Правописание имен собственных. Антонимы.

(связь с уроками русского языка)

Стр. 25

Стр. 26

Прочитай предложения. Сравни их. Ответь на вопрос.

Подумай, каким словом можно дополнить эти предложения. Прочитай их.

Работа со схемами предложений.

Формирование умения читать предложения со словами «А» и «У», умения читать и правильно интонировать предложения.

Правила правописания предложения. (связь с уроками русского языка)

Стр. 30

Прочитай текст. Найди в нем одинаковые по написанию слова. Чем они различаются?

Формирование умения определять количество предложений в тексте.

Большая буква в именах людей и кличках животных.

Обращение. (связь с уроками русского языка)

Стр. 32

Прочитай предложения. Сравни их.

Формирование умения читать предложения, при записи которых использованы слова и рисунки. Работа над интонацией вопросительного предложения.

Имена собственные. Вопросительные предложения. (связь с уроками русского языка)

Стр. 33

Сравни предложения и слова в них. Что интересного ты заметил?

Формирование умения устанавливать связь слов в предложении.

Имена собственные. Правила правописания предложения.(связь с уроками русского языка)

Стр. 36

Рома мал? Рома мал?

Мал. Рома.

Сравни диалоги. Прочитай их по-разному.

Формирование умения читать предложения, перемещая логическое ударение.

Виды предложений. (связь с уроками русского языка)

Стр. 37

У Романа ара. Он мал. Роман наломал_______. На, ара, на!

Выбери из текста предложение к данной схеме:

Формирование умения выбирать из текста предложение, соответствующее данной схеме.

Имена собственные. (связь с уроками русского языка)

Стр. 40

Прочитай. Ответь на вопрос.

Формирование умения отвечать на вопросы к тексту.

Род имен существительных. (связь с уроками русского языка)

Стр. 48

Определи, какие предложения в тексте можно озвучить, не используя речь. Разыграй их.

Формирование умения выбирать способ озвучивания некоторых предложений без использования речи.

Формирование осмысленного чтения, перевод прочитанного в действие.

Многозначные слова.

Стр. 49

Полина пила молоко. У папы пила.

Прочитай предложения. Найди одинаковые слова. Объясни их значение.

Формирование лексического значения слова.

Лексика. ( связь с уроками русского языка)

Стр. 50

Найди в тексте слово с буквой П. Прочитай его. Прочитай вопросительные предложения. Прочитай стихотворение, выражая удивление.

Отработка интонационного чтения предложения с учетом знаком в конце предложения.

Виды предложения.

Стр. 52

Объясни название текста. Назови главных героев.

Выделение главной мысли в предложении.

Текст. (связь с уроками русского языка)

Стр. 54

Определи, сколько предложений в стихотворении. Прочитай последнее предложение. Ответь на вопрос. Прочитай выразительно все стихотворение.

Зрительное выделение предложений из текста. Ответы на вопросы.

Подготовка к изложению.

(связь с уроками русского языка)

Стр. 58

Послушай стихотворение. О ком идет в нем речь? Определи, кто задал первый вопрос: грибы или лисицы. Прочитай стихотворение – диалог по ролям.

Выделение главной мысли в виде предложения. Чтение диалога.

Диалог. (связь с уроками русского языка)

Стр. 60

Восстанови предложение, изменяя, где нужно слова.

Что интересного ты заметил в славах этого предложения?

Восстановление предложения.

Работа с деформированным текстом. (связь с уроками русского языка)

Стр.61

Прочитай выделенные слова. Задай вопросы, используя выделенные слова.

Вспомни, из каких сказок эти герои. Какие вопросы они задают в сказках?

Формирование умения придумывать и восстанавливать вопросительные предложения. Формирование умения задавать вопросы.

Вопросительные предложения. (связь с уроками русского языка)

Стр. 62

Скороговорки.

Формирование умения анализировать текст скороговорок, различать слова – названия предметов и слова – признаки.

Части речи.

Стр. 64

Выбери название к тексту.

Формирование умения выбирать наиболее точное название текста из нескольких предложенных.

Текст.

Стр. 65

Прочитай подписи к рисункам. Что ты заметил? Сделай вывод.

Формирование умения узнавать географические названия среди других слов.

Находить закономерность в цепочке названий городов и продолжать эту закономерность.

Имена собственные.

(связь с уроками русского языка)

Стр. 67

Назови схожие по звучанию слова в конце предложений. Прочитай вопросительные предложения. Ответь на вопрос. Прочитай стихотворение сначала медленно, потом быстро.

Формирование умения находить рифмы в стихотворении.

Работа над стихотворением.

(связь с уроками литературного чтения)

Стр. 70

Назови животных по-разному.

Формирование умения сравнивать содержание текста и иллюстрации к нему, пересказывать текст с опорой на иллюстративный ряд.

Связь с уроками литературного чтения.

Стр. 71

Озаглавь текст. Какие виды спорта ты знаешь? Каким видом спорта занимаешься сам? Расскажи, что дает человеку спорт.

Формирование умения самостоятельно озаглавливать текст.

Подготовка к изложению и сочинению.

Стр. 73

Объясни, что означают стрелки и слова на рисунке. Придумай предложения, используя эти слова. Понаблюдай, как меняется смысл предложений.

Формирование умения устанавливать зависимость между смыслом предложения и средствами связи слов (предлогами)

Предлог. (связь с уроками русского языка)

Стр. 76

Подумай, почему этих животных назвали одинаково. Озаглавь текст.

Формирование умения объяснять значения слов и причину переноса названия

одного предмета на другой.

Многозначные слова.

Стр.80

Надуть губы. Совать нос.

Унести ноги. Задирать нос.

Найти общий язык. Повесить нос.

Замени каждое предложение одним словом.

Формирование умения заменять фразеологические обороты(термин не используется) соответствующим словом.

Устойчивые сочетания слов

(фразеологизмы)

Стр. 81

Озаглавь текст. Найди в тексте слова с противоположным значением.

Формирование осмыслено читать текст, понимать его содержание, отвечать на вопросы и озаглавливать.

Антонимы.

Стр. 82

Прочитай стихотворение. Можно ли назвать его скороговоркой? Докажи.

Формирование умения сопоставлять содержание стихотворения с иллюстрациями к нему.

Связь с уроками литературного чтения.

Стр.83

Найди схожие по звучанию слова. Чем они различаются? Разыграй стихотворение по ролям.

Формирование умения находить в четверостишии рифмующиеся слова.

Связь с уроками литературного чтения.

Стр.84

Расскажи, как относятся люди к тем, для кого они поют эти песни.

Вспомни, кому принадлежат эти слова. Продолжи песенку. Попробуй прочитать слова иначе: «Петух. Петух…»

Как зазвучат названия сказок, если не использовать в них ласковых слов?

Формирование умения выявлять в текстах сказок и песен звуковой ряд, влияющий на образование слов с оттенками нежности и ласковости.

Словообразование.

Стр.85

Прочитай восклицательные предложения. Найди два одинаковых слова с разным значением.

Нахождение слов сходных по звучанию, но не являющимися рифмами.

Омонимы.

Стр.89

Прочитай начало сказки. Продолжи сказку с опорой на иллюстрацию.

Формирование умения при помощи иллюстрации закончить рассказ.

Связь с уроками литературного чтения.

Стр.92

Прочитай текст по ролям.

Чтение по ролям.

Связь с уроками литературного чтения.

Стр.94

Ответь на вопрос. Какое предложение в тексте помогло тебе ответить?

Умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы.

Текст.

Стр.96

Объясни, почему Бобик не понимает слова Барбоса? Разыграй сценку.

Чтение по ролям. Формирование умения приводить примеры использования слов в прямом и переносном значении.

Лексика.

Стр.98

Прочитай стихотворение, выражая чувство нежности.

Формирование умения заучивать стихотворение наизусть и выразительно его читать.

Связь с уроками литературного чтения.

Стр.99

Выбери из стихотворения вопросы, на которые ты можешь ответить сам. Подумай, на какой свой вопрос ты хотел бы получить ответ.

Формирование умения определять, к каким строчкам стихотворения выполнена иллюстрация.

Связь с уроками литературного чтения.