К настоящему времени в системе российского образования произошли кардинальные изменения, в результате которых, в жизнь всего образовательного процесса прочно вошёл Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. С внедрением Стандарта большое значение приобрело развитие личностных качеств детей, то есть целевых ориентиров, формирующихся, в том числе, через экологическое воспитание. Важность последнего, обуславливается сложившейся экологической ситуацией, требующей скорейшего разрешения ряда проблем путём формирования культуры экологического восприятия и ответственности человека перед природой за свои действия. В связи с этим повышенное внимание уделяется экологическому воспитанию детей с первых лет жизни, так как именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение: накапливаются представления о разных формах жизни, формируется эмоциональное впечатление о природе и социуме, экологическое мышление и закладываются основы экологической культуры.
Наш детский сад одним из основных направлений в работе определяет работу по познавательному развитию, которое представлено системой работы по экологическому воспитанию дошкольников.
Работа по данному направлению ведется на основании изучения мнения родителей и желаний педагогов ДОО.
Для работы по экологическому воспитанию педагоги ДОО используют программу С.Н. Николаевой «Юный эколог» и учебно-методический комплект к данной программе по всем возрастным группам в соответствии с ФГОС.
Систематически в годовом плане планируется работа по экологическому воспитанию дошкольников.
Целью работы является воспитание экологической культуры дошкольников.
Задачи экологического воспитания:
— Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.
— Развитие познавательного интереса к миру природы.
— Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
— Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы.
— Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
— Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).
— Формирование эмпатийных умений (предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде).
Система экологического воспитания в детском саду |
||||
Профессиональная подготовка педагогов (методическая работа) | Создание экологически развивающей среды | Экологическое воспитание дошкольников | Экологическое просвещение родителей | Взаимодействие с социумом |
Методическая работа в системе экологического воспитания в ДОО
Говоря о значимости экологического воспитания для дошкольников, в первую очередь, передо мной стояла задача изучить работу, проводимую с педагогами ДОО по рассматриваемому направлению. Педагоги должны понимать, что являются главной фигурой и решающим фактором в экологическом воспитании дошкольников, понимать экологические проблемы и причины; проявлять профессионализм и педагогическое мастерство во владении методикой экологического воспитания, должны понимать цели и задачи работы в данном направлении.
Планируя разнообразные формы методической работы, я исходила прежде всего из сложности целей в данной работе, условий, в которых находится дошкольное учреждение. Главным в методической работе для меня являлось оказание реальной действенной помощи педагогам.
Чтобы определить трудности педагогов при работе, я использовала анкетирование по вопросам экологического воспитания детей и ознакомления с природой, а также наблюдение за мероприятиями экологической тематики, проводимыми совместно с дошкольниками. На основании анализа анкет и просмотренных мероприятий экологической направленности планировала дальнейшую методическую деятельность в детском саду.
Из практики работы с педагогами в нашем учреждении я сделала вывод, что наиболее эффективными оказались следующие формы методической работы.
Педагогический совет, на котором с педагогическим коллективом рассматривали различные аспекты экологического воспитания; Главным вопросом педагогического совета по экологии являлся результат работы педагогов -уровень развития детей, формы совместной работы педагогов и родителей по экологическому воспитанию дошкольников.
Для активизации творческого потенциала педагогов, совершенствования их профессиональной компетентности, преимущественно используем нетрадиционную форму педсовета с применением методов мозгового штурма, аукциона, ролевой игры, педагогических ситуаций, метод моделирования, ресурсный метод. В учреждении были проведены педагогические советы на темы «Развитие творческого потенциала педагогов ДОО и их компетентность в вопросах экологии» (Приложение 1), «Система педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие дошкольников», «Влияние фольклора на воспитание экологической культуры дошкольников» и др.
Беседа за «круглым столом». В ходе данного мероприятия вместе с педагогами решали различные педагогические ситуации, педагоги разных групп давали советы по изготовлению дидактических игр и пособий, вырабатывали определённые требования по составлению тематических и интегрированных занятий. В учреждении были организованы беседы за «круглым столом» на темы «Игры в системе экологического образования дошкольников», «Создание экологически развивающей среды в детском саду», «Различные виды занятий с детьми по экологическому воспитанию дошкольников» и др.
Консультирование. Консультации заранее планировались мной и педагогами, и отражались в годовом плане ДОО. Используя разные методы и приёмы, я и педагоги, имеющие опыт работы в данном направлении, проводя консультации, передавали свои знания и опыт коллегам, стремились сформировать у них творческий подход к экологическому воспитанию в работе с дошкольниками. В рамках консультативной работы в ДОО были проведены консультации с педагогами на темы «Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой», «Организация и проведение целевых прогулок с детьми дошкольного возраста на природе», «Использование инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста», «Экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора», «Эколого-экспериментальные проекты как средство экологического воспитания дошкольников» и др.
Семинары-практикумы. При организации данной формы работы основное внимание уделяется повышению их теоретической и практической подготовке. Педагогам заранее предлагаются задания в рамках экологического воспитания дошкольников, которые позволяют каждому развивать педагогические и творческие способности, педагогическое мышление, коммуникабельность. В ДОО были проведены семинары-практикумы на темы «Экологическая культура и проектная деятельность», «Игры в системе экологического воспитания дошкольников», «Познание природы дошкольниками путем наблюдения как ведущего метода экологического образования дошкольников» и др.
Неделям взаимопосещения принадлежит значительная роль в практике работы нашего учреждения. При организации данной формы работы педагоги могли наблюдать работу коллег, использовали их познавательный опыт, осознавали свои недочёты. Педагоги учились анализировать особенности воспитательно-образовательного процесса в целом, а также совместной и самостоятельной деятельности экологического содержания.
Презентации опыта педагогов используется с целью целенаправленного накопления педагогического материала; анализа результатов деятельности по экологическому воспитанию детей; взаимодействия всех специалистов.
В нашем учреждении распространение педагогического опыта проходило через открытые просмотры, выступления из опыта работы на методических мероприятиях, в том числе городских и областных. Хочу отметить, что наиболее востребована нашими педагогами такая форма методической работы, как открытые показы, потому что педагоги могли получить практические советы, ответы на интересующие вопросы, открытые показы помогали стать свидетелем процесса педагогического творчества. В ДОО был изучен, обобщён и представлен опыт педагогов по темам: «Система работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста», «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края», «Экологическое воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности», «Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников», «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования».
Деловые игры – метод имитации принятия решения педагогами в различных производственных ситуациях, осуществляемых по заданным правилам. В ДОО были проведены с педагогами деловые игры на экологическую тематику «Экология рядом с нами», «Знатоки экологии», «Природа – главное средство экологического воспитания дошкольников», «Экологическое ассорти» и др.
Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими. В детском саду были организованы конкурсы экологической направленности: «Есть у нас огород» в рамках реализации экологического проекта в ДОО «Огород на подоконнике», «Конкурс экологических плакатов», «Конкурс уголков по экологии», «Конкурс на лучшее итоговое мероприятие в рамках реализации экологических проектов в ДОО», «Лучшая мультимедийная презентацию к НОД по экологическому воспитанию», «Самая яркая клумба».и т.д.
Хочется отметить, что педагоги нашего ДОО принимают участие в профессиональных конкурсах разного уровня, в которых представляют свои методические материалы и разработки на экологическую тематику.
Мастер-класс. При использовании данной формы осуществлялась организация опытно-поисковой, инновационной и проектно-исследовательской деятельности ДОО, направленной на освоение новых педагогических технологий, разработку авторских проектов, пособий для экологического воспитания дошкольников. В ДОО были проведены мастер-классы на темы: «Экспериментирование как средство экологического воспитания дошкольников», «Использование лэпбука как инновационной педагогической технологии в воспитательно-образовательном процессе ДОО», «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников», «Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников» (Приложение 2).
Самообразование педагогов осуществляется с целью совершенствования теоретических знаний и деятельности по вопросам экологического воспитания дошкольников. В нашем коллективе несколько педагогов в рамках работы по самообразованию выбрали темы, отражающие экологическое воспитание дошкольников.
В детском саду вопросы экологического воспитания дошкольников педагогами рассматриваются в рамках работы методического объединения – организованы открытые просмотры различных форм работы с дошкольниками и их обсуждение, а также использованы другие методы работы с педагогами: деловая игра, мини-сочинение, анкетирование, коллективное обсуждение проблем, игровой практикум, презентация опыта и другие. В ДОО прошли заседания методического объединения на темы«Новые подходы по организации экологического воспитания в ДОО», «Эколого-краеведческая деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников».
Для повышения качества методической помощи педагогам в работе по экологическому воспитанию дошкольников, обязательным условием является обратная связь с педагогами, то есть получение информации, связанной с их образовательными потребностями и желаниями. Для сбора данной информации в методическом кабинете мною разработаны анкеты-заявки, анкеты, диагностический инструментарий на выявление потребностей педагогов в получении новых знаний в области экологии и экологического воспитания дошкольников.
Считаю, что на данном этапе действующая система методической помощи педагогам в работе по экологическому воспитанию дошкольников приносит положительные результаты. Построенная таким образом система работы с педагогами формирует экологическое мышление педагогов, развивает их экологическое сознание, культуру, у педагогов сформирована значимость проблем экологии, сформирована потребность в экологическом образовании и самообразовании, активно осваиваются конкретные технологии экологического воспитания, развит творческий потенциал.
Создание экологически развивающей среды ДОО
Для более эффективной работы с целью формирования экологического сознания у дошкольников в детском саду создана соответствующая экологическая предметно-пространственная развивающая среда. В группах оснащены уголки природы, где есть растения, мини-коллекции, макеты природных зон, наборы животных, овощей, фруктов, альбомы для рассматривания, природный материал, дидактические игры и многое другое. Имеется мини-лаборатория, где собран материал для организации опытов, водой, воздухом, и др. В группах имеются коллекции презентаций, видеофильмов о растительном и животном мире, игровой уголок содержит игры по ознакомлению с природой. Размещение материала экологического содержания учитывается при комплектации групповых уголков и интегрируется с традиционным материалом, который содержится в этих уголках (к примеру, в уголке книги, произведений художественной литературы содержится библиотека книг и журналов, энциклопедий о природе, флоре и фауне), в музыкально-театрализованном уголке имеется материал, костюмы, атрибуты для постановок экологических сказок, произведений о природе. В уголке художественного творчества содержится различный природный материал для использована нетрадиционных способов изобразительной деятельности, а также репродукции анималистического содержания, пейзажей, натюрмортов и д.р.
В ДОО имеется укомплектованный экологический кабинет, в котором также содержится разнообразный наглядный, дидактический природный материал по ознакомлению с природой.
На территории ДОО произрастают различные породы деревьев, в летний период функционирует огород, на каждом участке группы разбиты цветники, ягодники и клумбы, за которыми дети совместно с педагогами наблюдают в разное время года.
Экологическое воспитание дошкольников
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе, а также осуществляется с использованием разных форм и методов обучения.
Материал экологического содержания успешно интегрируются с различными образовательными областями: «Познавательное развитие, «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Система работы по формированию экологических представлений включает взаимосвязь работы воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Систематически инструктор по физической культуре проводит сюжетные физкультурные занятия с элементами экологического воспитания. Совместно с музыкальным руководителем проводятся экологические праздники и развлечения.
Работа в ДОО проводится по трем направлениям:
Формирование представлений о природе;
Формирование отношения к природе;
Формирование умения осуществлять деятельность с природными объектами.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста ведется с использованием разных форм и методов обучения: непосредственно образовательная деятельность по экологическому воспитанию проводится в увлекательной форме с решением проблемных ситуаций, наблюдением, проектной деятельности, с использованием музыкального сопровождения, викторин, дидактических игр, использованием познавательных презентаций и т.д. Кроме того, природоведческие знания интегрируются в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (экскурсии, целевые прогулки, наблюдения за трудом взрослых по уходу за уборкой территории детского сада, посадке семян, цветов, овощей, уходу за ними и т.д.).
В совместной игровой деятельности с детьми педагоги широко используют разнообразные игры экологического содержания: дидактические подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные и др.
Педагогами уделяется внимание чтению произведений художественной литературы, заучиванию стихов о природе, также педагоги знакомят детей с устным народным творчеством пословицами, поговорками, приметами природоведческого содержания.
Знакомство с природой, вызывает стремление и желание ребенка изобразить то, о чем только что услышал, увидел. Поэтому, эта работа находит отражение в продуктивной деятельности. Работы детей, отражают впечатления, положительные чувства к природе, основанные на своих собственных наблюдениях.
Работа по экологическому воспитанию включена в самостоятельную деятельность дошкольников: игровую деятельность, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, энциклопедий, самостоятельную художественно творческую деятельность, познавательно-исследовательскую деятельность.
Выше перечисленные формы работы способствуют расширению и углублению представлений детей о природном мире. У детей формируется осознанно-правильное положительное отношение к природе. Дошкольники приобщаются к участию в мероприятиях по охране природы, приобретают навыки культурного поведения в природной среде.
Работа по экологическому воспитанию имеет свое продолжение в рамках дополнительных образовательных услуг. В ДОО функционирует экологический кружок «Родничок», для старших дошкольников. Основу занятий экологического кружка составляют наблюдение, экспериментирование, опыты, организация поисковой и исследовательской деятельности, решение проблемных ситуаций с целью познания мира флоры и фауны.