Сюжет – это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении; в произведении изобразительного искусства – предмет изображения.
Фабула – фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, к-рые компонуются и оформляются автором в сюжете (см.) на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.
Роды́литерату́ры – это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося («носителя речи») к художественному целому. Выделяются три рода : драма, эпос, лирика.
Жанр (от фр. genre – род, вид) – форма, в которой проявляются основные роды литературы, т.е. эпос, лирика, драма, в их разновидности. Например, в эпосе – былина, сказка, роман, повесть и т.д., в драме – комедия, драма, трагедия и т.д., в лирике – послание, элегия, эпиграмма, песня…
Литературное направление (англ .literary movement , фр. mouvement littéraire , нем. Literaturrichtung ) – совокупность литературно-эстетических и духовных принципов, характерная для произведений многих писателей, сохраняющаяся и реализующаяся в их творчестве на протяжении некоторого исторического периода. Литературные направления складываются под влиянием исторических обстоятельств; вместе с тем, иногда они имеют своих теоретиков и идеологов, в произведениях которых объясняются и обосновываются упомянутые принципы.
В источниках выделяются различные литературные направления:
- классицизм
- сентиментализм
- романтизм
- реализм
- модернистские течения (символизм, акмеизм, футуризм)
Классицизм – это направление в искусстве XVII – начала XIX в., основанное на подражании античным образцам, античной поэтике; система образования, основанная на изучении античных (классических) языков и литератур.
Сентиментализм – это литературное направление (в России – в конце XVIII и нач. XIX в.), возникшее как протест против оторванности классицизма от жизни и отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы.
Романтизм – это направление в литературе и искусстве первой четверти XIX в., выступавшее против канонов классицизма и характеризовавшееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств, противопоставленных окружающей действительности; направление в литературе и искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека.
Реализм – это направление в литературе и искусстве, ставящее основной целью правдивое воспроизведение объективной действительности в её типических чертах.
Символизм – это направление в искусстве и литературе (конец XIX – нач. XX в.), проникнутое крайним индивидуализмом и мистицизмом.
Акмеизм – это модернистское течение в русской поэзии начала XX в., провозглашавшее, в отличие от символизма, материальность, предметность тематики и образов с позиции «искусства для искусства».
Футуризм – это формалистическое направление в искусстве и литературе 10-х гг. XX в., отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, к-рый должен был бы разрушить все традиции и приёмы старого искусства.
Композиция – это строение, соотношение и взаимное расположение частей художественного произведения.
Онегинская строфа – твёрдая форма в русской лиро–эпической поэзии, впервые введённая в неё А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Строфа состоит из 14 стихов, объединённых постоянной рифмовкой AbAbCCddEffEgg.
Афори́зм – (от др.-греч. ἀφορισμός «определение»)–оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.
Сатира – это обличающая, бичующая ирония; литературное произведение, обличающее отрицательные явления действительности.
Сарказм – это язвительная насмешка, злая ирония.
Пейзаж – это рисунок, картина, изображающие природу, а также описание природы в литературном произведении.
Юмор – это беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь.
Проблематика произведения – это отбор, выделение, усиление в избранном материале (теме) таких сторон, которые кажутся писателю наиболее значимыми с социальной, идейной, нравственной и психологической точек зрения.
Тема ( греч. θέμα «положение») – предмет (суть) какого-либо рассуждения или изложения. В литературе – круг проблем, образующих основу художественного произведения.