Содержание и организация образовательной деятельности с детьми, имеющими ОВЗ


Автор:
Место работы: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №21" г. Биробиджана
Должность:


Современный этап развития образования характеризуется повышенным вниманием к проблеме обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развития.

Ограничение возможности здоровья – любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, либо отклонение от них, влекущее полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих возрастных, социальных или иных факторах.

В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, которые нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети».

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие вести полноценную жизнь.

Приток таких детей в образовательные учреждения, в том числе и дошкольные, увеличивается, это связано прежде всего с политикой государства:

— обеспечение каждого ребенка равными стартовыми возможностями;

— создание условий для каждого участвовать в полном объеме в жизни социума;

— получение полноценного и эффективного образования для каждого.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, лечение и оздоровление, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Этап дошкольного детства – время вхождения ребёнка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему – систему дошкольного воспитания и обучения.

Ребенок с ограниченными возможностями как субъект воспитательного воздействия, независимо от вида дефекта, представляет собой развивающуюся личность и индивидуальность. В процессе воспитания у такого ребенка, хотя и при некотором возможном снижении темпов и изменении некоторых качественных характеристик развития, постепенно складываются собственные мотивы и стимулы поведения, развиваются потребности, формируются личностные качества, интересы, появляется возможность ставить перед собой цели сознательного самосовершенствования и осуществления самовоспитания. То есть ребенок с ограниченными возможностями, как и ребенок, не имеющий дефектов, способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях.

Логика воспитания ребенка с ограниченными возможностями требует наличия специальных знаний, выработки наиболее оптимальной стратегии и тактики воспитательной работы с учетом дефекта, типа семьи, условий жизни и других факторов.

Вся работа осуществляется планомерно и целенаправленно. В ДОУ работает творческая группа педагогов по четырем направлениям, цель работы которой – организация воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ, расширение круга общения детей, социальная поддержка семей.

Целью деятельности нашего детского сада является всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных способностей и возможностей, готовности к школьному обучению.

Принципы, на которых строится работы с детьми с ОВЗ в нашем детском саду:

— каждый ребенок дорог и ценен, независимо от его способностей и достижений;

— каждый ребенок имеет право на образование, общение;

— процесс воспитания и обучения может осуществляться в контексте реальных взаимоотношений;

— социум усиливает возможности, способности ребенка.

Задачи, которые ставит перед собой учреждение:

— осуществлять индивидуальную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ;

— способствовать усвоению детьми с ОВЗ образовательной программы дошкольного образования;

— обеспечить позитивные сдвиги в психофизическом развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимуляцию интеллектуального развития и личностного саморазвития;

— оказать методическую и психологическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Основными задачами детского сада являются:

— охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

— обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

— воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

— взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

— осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Предметом деятельности детского сада является реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в разном сочетании, в группах для детей:

  • с фонетико-фонематическими нарушениями речи и для детей с тяжелыми нарушениями речи,

  • слабовидящих детей, для детей с амблиопией и косоглазием,

  • для детей с умственной отсталостью легкой степени,

  • группы риска по туберкулезу.

Приём детей в детский сад осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). Порядок комплектования детского сада определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основными направлениями работы являются:

— коррекция нарушений зрения,

— коррекция нарушений речи,

— коррекция нарушений умственной отсталости (легкой степени),

— оздоровление воспитанников.

Профилактическое направление:

— обеспечение благоприятного течения адаптации,

— определение оптимальной нагрузки,

— выполнение сангигиенического режима,

— физкультурные занятия и гимнастика,

— организация двигательного режима,

— прогулки,

— закаливание,

— дыхательная гимнастика,

— активный отдых,

— диспансерное наблюдение,

— пропаганда здорового образа жизни в коллективе детей, родителей, сотрудников.

Лечебно-оздоровительное направление:

— витаминотерапия,

— физиопроцедуры,

— корригирующая гимнастика.

Психодиагностика (познавательная, эмоционально-волевая и коммуникативная сферы).

Психопрофилактика (подгрупповые занятия по развитию коммуникативных способностей и социальной адаптации; развитие мелкой и общей моторики, памяти, воображения, пространственных представлений; развитие эмоциональной сферы; развитие способности к дифференцированию эмоциональных состояний).

Психокоррекция (по диагностированным сферам):

— индивидуальная игровая терапия,

— сказкотерапия,

— психогимнастика,

— куклотерапия и арттерапия,

— релаксация,

— игры по развитию психомоторики.

Коррекционная работа:

— обследование и диагностика,

— создание специальной предметно- развивающей среды,

— эмоционально и нравственно обоснованное личностное взаимодействие взрослых и детей (духовное пространство);

— в группах для детей с нарушениями зрения ‒ организация коррекционно-педагогического процесса с опорой на сохранные анализаторы, коррекция сенсорных и моторных нарушений, гимнастика для глаз, учет индивидуальных зрительных нагрузок, подбор специального наглядного оборудования (цвет, размер);

— в группах для детей с нарушениями речи ‒ ранняя диагностика речевых нарушений, логопедический массаж, развитие мелкой моторики рук, развитие подвижности органов артикуляционного аппарата, музыкально-логоритмические занятия, соблюдение речевого режима в семье и ДОУ;

— коррекционные фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия;

— аутотренинг, релаксация, психогимнастика.

Работа с родителями:

— индивидуальная и консультационная работа (по результатам диагностики, по запросам родителей, по наблюдениям психолога),

— родительские собрания,

— анкетирование,

— наблюдение за ребенком,

— посещение семьи,

— беседы с родителями,

— обследование семьи с помощью проективных методик,

— тренинги,

— дни открытых дверей,

— совместное проведение досугов и праздников,

— семейные вернисажи,

— обмен опытом семейного воспитания и традиций.

Ориентируясь на современную концепцию коррекционно-развивающего обучения, в структуру коррекционно-педагогического процесса входят следующие направления: диагностическое, физкультурно-оздоровительное, воспитательно-образовательное, коррекционно-развивающее, социально-педагогическое. Каждое из перечисленных направлений имеет свои цели, задачи, содержание, которые реализуются с опорой на основные линии развития ребенка: физическое, социально-коммуникативное, познавательное и речевое, художественно-эстетическое развитие.

Все пребывание ребенка с ОВЗ в ДОУ имеет коррекционно-развивающую направленность, а педагогическая деятельность специалистов и воспитателей строиться на диагностической основе. Педагогическая диагностика является индикатором результативности оздоровительного, коррекционно-развивающего и образовательно-воспитательного воздействия на ребенка.

Воспитательные задачи направлены на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребёнка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных качеств. Совместная работа специалистов в этом направлении подразумевает оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем, помощь в разработке воспитательных мероприятий, координацию их выполнения специалистами.

Коррекционно-развивающие задачи направлены на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка, преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. Организация работы предполагает тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, направленное на обучение родителей и педагогов отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

Образовательные задачи направлены на развитие познавательной активности дошкольников, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Одной из важных задач является подготовка детей к школьному обучению, которая ведется с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.

Все эти задачи решаются коллективом дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников.

Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, ознакомления с художественной литературой). Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности). Реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Последовательность осуществления коррекционо-образовательной деятельности с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов находит свое отражение в календарно-тематическом планировании всего коррекционного процесса. В перспективном плане нашего ДОУ отражены все разделы базовой программы, при этом их содержание выстраивается в новой логике: включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что представляется целесообразным для образования любого ребенка, и совершенно необходимым для ребенка с ОВЗ.

Содержание планирования основано на принципе комплексности и тематического похода к образовательному процессу, определяется синтезом комплексной программы дошкольного образования и специальных коррекционных программ с учетом индивидуальных особенностей дошкольников с ОВЗ: возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п.

Содержание работы с детьми с ОВЗ выстроено с учетом комплексно-тематического принципа, интеграции образовательных областей. Построение образовательного процесса вокруг центральной темы создает условия для развития детей, так как появляются большие возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков. Весь процесс коррекционно-развивающего обучения имеет коммуникативную направленность.

Существует несколько вариантов выбора тематики для комплексного планирования. В нашем ДОУ в основу комплексно-тематического планирования положен метод тематического восприятия окружающего мира дошкольниками. Выбирается тема недели, которая первоначально рассматривается в ходе непосредственно организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, все остальные формы работы продолжают предложенную тему, и так или иначе связаны с ней.

Таким образом, специфика перспективного планирования образовательной работы для детей с ОВЗ заключается в том, что основой коррекционной работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала, а основной принцип организации работы – принцип комплексности (взаимодействие специалистов).

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога,воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и педагогов дополнительного образования) в работе с ребенком с ОВЗ следующая: каждый специалист вносит свой вклад в организацию обучения детей с ОВЗ. Учитель-логопед в детском саду начинает коррекцию при достижении ребенком 4 лет. Основными задачами учителя-логопеда являются развитие речевого слуха, нормализация звукопроизношения и грамматического строя речи, расширение словарного запаса, развитие связной речи.

Учитель-логопед:

  • Диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

  • Составляет индивидуальные планы развития, планы специально-организованных занятий;

  • Проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция дефектных звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые и фронтальные занятия (формирование фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте);

  • Консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

  • Организует коррекционно-развивающее и речевое пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В задачи учителя-дефектолога входит определение причины отставания в развитии и выработка программы по ее преодолению. Задачей учителя-дефектолога является не столько обучение ребенка, сколько развитие и коррекция его недостатков в процессе обучения. Чтобы добиться лучших результатов и учесть особенности каждого ребенка, учитель проводит занятия с малыми подгруппами или индивидуально.

Учитель-дефектолог:

  • Диагностирует уровень сформированности психических процессов, особенности познавательной деятельности, определяет уровень сформированности представлений о себе и окружающем мире, элементарных математических представлений;

  • Составляет индивидуальные планы развития, планы специально-организованных занятий;

  • Развивает психические процессы, формирует элементарные математические представления, расширяет представления об окружающем мире, обогащает словарный запас, обеспечивает сенсорное развитие, развитие мелкой моторики;

  • Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия в первой половине дня, формирует подвижные группы с учетом актуального развития детей;

  • Консультирует педагогических работников и родителей о применении специальных методов и технологий коррекционно-развивающей работы, знакомит родителей с результатами диагностики, с планом индивидуального развития;

  • Организует коррекционно-развивающее пространство с учетом возрастных и индивидуальных возможностей.

Еще одним важным аспектом при осуществлении работы с детьми с ОВЗ является обеспечение психологического сопровождения. Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Дети ОВЗ более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. «Особым» воспитанникам, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер. Занимаясь с детьми индивидуально или группами, педагог-психолог учит детей лучше чувствовать, сопереживать и понимать других и себя. Психолог является помощником и проводником для родителей в понимании детей. Во многих случаях он может помочь и в нормализации ситуации в семье, так как часто между родителями возникают конфликты из-за непонимания причин отставания развития их ребенка, из-за отсутствия у родителей специальных знаний, методов и приемов, необходимых для воспитания и обучения ребенка в условиях семьи.

Педагог-психолог:

  • Организует взаимодействие педагогов;

  • Оказывает методическую помощь педагогу-дефектологу, воспитателю в разработке коррекционных программ индивидуального развития ребенка;

  • Проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;

  • Организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;

  • Повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;

  • Проводит консультативную работу с родителями.

На каждого ребенка заведена карта и составлен индивидуальный план работы с учетом возрастных особенностей. Результатом деятельности такой работы, выравнивание уровня ребенка до нормы.

В течение года для детей нашего ДОУ согласно тематическому плану проводятся коррекционно-развивающие занятия, а также:

1) детей младших групп занятия на развитие мелкой моторики;

2) для детей средних групп развивающие игры, сказкотерапия;

3) для детей старших групп занятия развивающие, по развитию эмоционально-волевой сферы, творческого мышления;

4) для детей подготовительных к школе групп развивающие игры, занятия по развитию мелкой моторики.

Еще одним направлением в развитие ребенка являются занятия музыкой и изобразительной деятельностью, которые организуют музыкальный руководитель и педагог дополнительного образования. Специалисты в области специальной педагогики используют занятия музыкой и изобразительной деятельностью как мощное коррекционное средство, имеющее гармонизующий характер. Музыка воздействует на глубинные сферы психики ребенка, на его эмоции, способствует развитию чувства ритма, пространственных и временных представлений. Большую радость детям и их родителям доставляют музыкальные праздники, которые тоже являются частью коррекционно-образовательной работы.

Музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования:

  • Осуществляют музыкальное и эстетическое воспитание детей;

  • Учитывают психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий;

  • Используют на занятиях элементы элементы психогимнастики, музыкотерапии, логоритмики и др.

Важное значение в развитии ребенка имеет его физическое здоровье. По этой причине задачи оздоровления, физического и двигательного развития стоят наряду с коррекционно-развивающими задачами. Реализуют эти задачи старшая медицинская сестра, воспитатели групп, инструктор по физическому воспитанию.

Инструктор по физической культуре:

  • Осуществляет укрепление здоровья детей;

  • Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Медицинский персонал: 

  • Проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;

  • Осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Воспитатели объединяют и замыкают на себе и специалистов, и детей, и их родителей. Воспитатели организуют непосредственно образовательную деятельность, играют с детьми, рисуют, читают, гуляют, укладывают спать. Поставим многоточие, так как перечисление может занять несколько страниц. Наши воспитатели отличаются от воспитателей массовых садов тем, что все они прошли обучение на специальных курсах повышения педагогической квалификации, хорошо знают особенности развития детей с ОВЗ, владеют методами и технологиями специального воспитания и обучения.

Воспитатель:

  • Проводит НОД по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

  • Воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;

  • Организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, тифлопедагога);

  • Применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;

  • Консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогический коллектив ДОУ осуществляет соблюдение баланса между занятиями, нерегламентированными видами деятельности, свободным временем ребенка и коррекционными мероприятиями, координируя деятельность всех специалистов детского сада и родителей. Педагоги ДОУ используют приемы интеграции и комплексности содержания в занятиях разными видами деятельности, используют различные виды кружковой работы.