«Не пытайтесь удовлетворить своё тщеславие, стараясь научить кого-то слишком многому. Разбудите в человеке любопытство. Достаточно приоткрыть разуму дверь, не перегружая его, просто заронить в него искру. Если там есть чему гореть, разум будет охвачен пламенем».
Анатоль Франс
Каждый педагог хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках. Такое отношение вполне правомерно, ведь из класса в класс материал, изучаемый на уроках физики, становится всё сложнее и сложнее и, соответственно, интерес детей всё более гаснет, ничем не поддерживаемый. Лет 30 назад, всего 8-10 % учащихся высказывались о том, что предмет физика сложный, а сегодня таких в некоторых классах до 80% и более. Из общего числа учащихся в 7 классе 85% школьников имеют устойчивый интерес к изучению физики (14% учащихся – желанием поступить в ВУЗ, 35% изучают ее для познания физических явлений, 36% учащихся – желанием знать больше для получения специальности). В 11 классе только 30% учащихся имеют устойчивый интерес; а 75% учащихся от общего числа – желанием получить хороший аттестат. Таким образом, можно сделать вывод, о том, что за годы изучения физики устойчивый интерес к предмету остается только у тех учащихся, которые выбрали этот предмет для поступления в ВУЗ, где он является профилирующим.
Формирование мотивации учения и познавательного интереса в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы. Многие ученики считают уроки физики довольно скучными, непонятными и иногда только поэтому – ненужными. Такое отношение вполне правомерно, ведь из класса в класс материал, изучаемый на уроках физики, становится всё сложнее и сложнее и, соответственно, интерес детей всё более гаснет, ничем не поддерживаемый. В соответствии с этим можно обозначить проблему исследования: недостаток интереса к физике и активизации мыслительной деятельности обусловленный «сухостью» преподавания. Исследования показывают, что одна из главных причин, почему дети не хотят ходить в школу – это учитель.
В настоящее время существует большое количество теорий мотивации, которые отражают различные взгляды на такие феномены, как нужда, потребность, мотив, мотивация, интересы, склонности и т. д. В нашей стране вопросами мотивации поведения человека занимались такие известные психологи, как А.Ф. Лазурский,
Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Л.С. Выготский – первый, кто начал изучать вопрос формирования произвольной мотивации. Огромнейший вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой. Все учёные, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчёркивают большую значимость её формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и, как следствие, развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни. Психолого-педагогические исследования показали, что формирование мотивации учения находится в тесной взаимосвязи с содержанием учебного предмета, в рамках которого она формируется (А.К. Маркова, М.В. Матюхина и др.).
В словаре, изданном под редакцией А.В. Петровского и
М.Г. Ярошевского, даётся несколько определений мотива:
1) побуждения, в основе которых лежат потребности, совокупность внешних или внутренних условий, влияющих на активность субъекта;
2) предмет (идеальный или материальный);
3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий человека.
В другом психологическом словаре определение мотива ограничивается тем, что он соотносится с предметом, материальным или идеальным, и указывается источник побудительной силы мотива – потребность.
Мотив не может возникнуть сам по себе – необходим внешний толчок (стимул). К числу стимулов познавательного интереса можно отнести:
1) новизну информационного материала – стимулирующий фактор внешней среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности;
2) демонстрацию незавершенности теоретических знаний.
Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придаёт ему личностный смысл и значимость. Названные функции мотивации реализуются многими побуждениями. Фактически мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов ценностных ориентации, потребностей, мотивов, целей, интересов и т. д.
Всякая деятельность начинается с потребностей, складывающихся во взаимодействии ребёнка и взрослого. Потребность – это направленность активности ребёнка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Предмет её удовлетворения определяется только тогда, когда человек начинает действовать. Но без потребности не побуждается активность ребёнка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей.
Выделяют пять уровней учебной мотивации.
Первый уровень – высокий уровень мотивации учения, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)
Второй уровень – хорошая учебная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей к внеурочной деятельности. (Эти дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)
Четвертый уровень – низкая учебная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми, испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности.)
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, имеют проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.)
В настоящее время наблюдается тенденция на снижение мотивации и познавательного интереса у учащихся к обучению в общем и к физике в частности. Это объясняется тем, что:
1. В сознании общества возникли перемены, направленные на личностную мотивацию. Современная педагогика с трудом отыскивает новые мотивы в старых ценностях. Низкая мотивация уже сейчас препятствует усвоению материала
2. Необычно возросший поток информации, быстрое проникновение научных знаний во все сферы человеческой деятельности определяет и новые задачи, встающие перед школой. Отсюда возникает необходимость строить так учебный процесс, чтобы, прежде всего, развивать умственную деятельность школьников.
К. Ушинский говорил «Ребенок это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь».
Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: «Мне тогда все понятно, когда интересно». Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.
Причины спада школьной мотивации
1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечётко сформировано чувство будущего.
2. Отношение ученика к учителю.
3. Отношение учителя к ученику.
4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
5. Личная значимость предмета.
6. Умственное развитие ученика.
Зная причины спада школьной мотивации и познавательного интереса к учению, считаю необходимым применение в процессе преподавания физики методов и приёмов, содействующих развитию у учащихся логического мышления, активности, инициативы, самостоятельности. Это методы проблемного изложения, объяснительно- иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские.
Из приёмов, реализующих перечисленные методы, мною апробированы такие:
— создание проблемных ситуаций;
— опорный конспект;
— дидактические игры;
— физический диктант;
— физические ребусы;
— творческие работы;
— кроссворд;
— использование дополнительной литературы;
— алгоритмы решения задач;
— домашние лабораторные работы;
— лабораторный практикум.
Мотивы учения могут быть подразделены на две группы. К первой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Ко второй относятся мотивы, связанные с потребностью ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями обучающегося занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности – словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, а также методы самостоятельной учебной работы под руководством педагога.
Ребенка нельзя заставить учиться, если он относится к знаниям равнодушно и без интереса. От мотивации зависит учебная активность и успеваемость обучающихся. Есть мнение, что «сильные» и «слабые» обучающиеся отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а по силе мотивации учебной деятельности.
Таким образом, каким бы не был обучающийся без желания и мотивации к учебе, успехов он не добьется.
Советский педагог Шалва Александрович Амонашвили говорил «Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими».
Поэтому, одним из способов повышения мотивации обучающихся считаю создание проблемных ситуаций на уроке.
Скука и однообразие – величайшие враги успешного урока.
Ведь известно, что больше всего дети утомляются в бездействии. Поэтому, надо вовлекать учеников в деятельность, создавая на уроке проблемную ситуацию, когда они сталкиваются с тем, что для понимания и объяснения чего-либо прежних знаний недостаточно. Организованная деятельность учащихся по разрешению учебной проблемы побуждает учеников к поиску, возбуждает у учащихся активную умственную деятельность.
Для создания проблемных ситуаций:
использую проблемные вопросы
организую проблемный диалог
предлагаю задачи практической направленности
демонстрирую опыты или предлагаю детям провести эксперимент самостоятельно
Универсальный прием состоит в том, что перед обучающимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ребенок осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Это создание проблемной ситуации гарантирует интерес к познанию.
Психологи придумали серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях. Ответы, на которые, требуют логики, сравнения, анализа и т.д. Это способствует более глубокому пониманию материала и самостоятельному поиску знаний.
Что случится, если …?
Приведи пример…В чем сильные и слабые стороны …? (Обосновать)
На что похоже …?
Что мы уже знаем о …?
Каким образом … можно использовать для …?
Чем похожи … и …?
Каким образом … влияет на …?
Какой … является лучшим и почему?
Примеры создание проблемных ситуаций на отдельных этапах урока:
Постановка проблемного вопроса на этапе открытия новых знаний.
1. Почему птицы и зимой сидят на проводах?
2. Что общего между тепловым двигателей с ребристой внешней поверхностью радиатора?
3. Почему оконные стекла не делают более 5 мм?
4. Учащимся предлагается определить скорость диффузии запаха в помещении и сравнить ее со скоростью движения молекул, которая сообщается ученикам. Скорость молекул примерно 400 м / с, она соизмерима со скоростью пули. Скорость получится примерно 25 см/с. В чем причина такого несоответствия скоростей?
Решение задач практической направленности.
1. Как приблизительно определить массу улова, имея две одинаковые литровые банки, моток бечевки, нож и палку?
2. Петя и Вася проживают на разных этажах дома. Петя на первом, а Вася на пятом. Выйдя на балкон, кто раньше услышит звук приятеля?
3. Имея только линейку и зная плотность кирпича, определите, сколько кирпичей можно погрузить в машину грузоподъемностью 800 кг. Плотность кирпича 1800 кг/м3.
Создание проблемной ситуации при выполнении эксперимента.
1. Стальная игла тонет в воде, потому что её плотность больше плотности воды. Положите иглу очень аккуратно плашмя на воду, и она не будет тонуть. Почему?
2. Кусок пластилина тонет в воде, так как его плотность больше плотности воды. Как сделать так, чтобы пластилин плавал, а не тонул?
3. Будет ли шоколадка тонуть в воде?
4. Демонстрируются три сосуда: в одном яйцо плавает на поверхности воды, во втором – плавает внутри воды, а в третьем оно утонуло. В чем причина?
5. Как опытным путем определить, отчего зависит сопротивление проводника?
Создание проблемной ситуации на этапе рефлексии.
1. Почему воздушный шарик, заполненный гелием поднимается вверх, а заполненный воздухом нет?
2. Вспомните, какие тепловые явления вы наблюдали на улице, у себя дома?
3. Назовите как можно большее число механических явлений, которые вы видели на улице, у себя дома?
4. Назовите измерительные приборы, какие есть у вас дома? Что они измеряют?
При изучении темы «Давление твердых тел» можно во время физминутки проверить понимание этой темы. Учитель задает вопрос, а учащиеся, выполняя упражнения, отвечают.
1. Как изменилось давление вашего тела при вставании? (увеличилось)
2. Увеличьте давление на пол ещё в 2 раза! (стать на одну ногу)
3. А теперь еще больше! (на носочки)
4. Встаньте на обе ноги. Как изменилось давление? (уменьшилось)
5.Что нужно сделать, чтобы ещё уменьшить давление на опору? (сесть)
Все эти задания повышает мотивацию у учеников, так как такие задания вызывают интерес, дают возможность предполагать, высказываться, экспериментировать. Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они и учатся лучше. Я считаю, что физика один из тех предметов, который может реализовать данные подходы на своих уроках, а проблемное обучение поможет достигнуть главной цели воспитания и обучения.
В своей работе использую разнообразные методы и приёмы, которые позволяют мне провести обучающегося от любопытства к познавательному интересу.
Большое внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования.
Одно из центральных мест в учебном процессе по физике занимает решение задач. Это неудивительно, если учесть, что оно является одной из наиболее эффективных форм углубленного изучения и закрепления теоретического материала и развития мышления учащихся. Это одна из форм проверки знаний учащихся: ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, НИКО, МИ. Любая задача – это проблема, решить задачу – справиться с проблемой. В любой задаче присутствует крупица открытия. Если учащийся имеет интерес к предмету, целеустремлен, то он сможет испытать ведущее к открытию напряжение ума и насладиться радостью победы. Такое состояние, пережитое в восприимчивом школьном возрасте, могут пробудить вкус к умственной работе и на всю жизнь оставить отпечаток на уме и характере.
Таким образом, учителю физики предоставляются великолепные возможности. Наибольший «эффект» в развитии мышления учащихся связан с применением не тренировочных задач, решаемых по одному образцу, а задач творческого характера.
В начале изучения курса физики, в 7 классе, как только перешли к решению задач, у учащихся возникают первые сложности и неудачи. У многих этот негатив сохраняется и в старших классах.
Чтобы пробудить интерес к решению задач, включению его мышления в процесс решения задачи я стараюсь выбрать задачу с интересным содержанием («внешний эффект»).
Примеры некоторых задач:
1. Учащиеся 7 класса собрались пойти в поход в соседний населенный пункт, поселок Хинганск. Расстояние до поселка 20 км. Средняя скорость человека 5 км/ч. Реально ли планировать поход на один день? Эта задача требует вычисления времени движения и рассуждения. Как пример, что взять с собой в поход?
2. Пирамида Хеопса при массе 5,84 Мт имеет фундамент площадью 5 га. Каково давление его на фундамент? Во сколько раз оно отличается от давления, развиваемое акулой при укусе, если последнее составляет 30.
3. Сможет ли лифт поднять 4-х человек массой 80, 100, 65 и 40 кг, если грузоподъемность лифта 400 кг?
4. Определить толщину волоса, тонкой нити длиной около 1 метра имея линейку.
5. Измерить расстояние от дома до школы зная длину своего шага.
6. Измерить площадь школьного спортзала, если есть секундомер и метровая линейка. Линейку закрепить на полу (перекладывать нельзя).
7. Семья Ивановых за декабрь заплатила за потребление электроэнергии 615 рублей, а за январь – 1435 рублей. Мама Пети, ученика 8 класса, попросила проверить правильность начисления платы за электроэнергию. Для этого она предоставила сыну данные квитанции: предыдущие показания счетчика 923, текущие 1273. Стоимость 1 кВт ч энергии – 4 руб. 10 коп. Помогите Пете выполнить задание мамы. Попытайтесь определить, почему в январе семья Ивановых заплатила гораздо больше за электроэнергию.
8. Рассчитайте потребление электроэнергии за два выходных дня дома и продумайте пути ее экономии. При решении этой задач учащиеся 8 класса могут привлекать родителей или своих старших братьев или сестер.
9. Страус бежит по пустыне со скоростью 79,2 км/ч. Сколько время ему понадобится, чтобы пробежать всю пустыню, если ее протяженность 594000 мм?
10. Луна вокруг Земли вращается со скоростью 1000 м/c. Какое расстояние она пройдет за 8 секунд?
11. Мальчик увидел в комнате муху и решил определить, сколько метров она пролетел, если ее скорость 5 м/c, а летела она 1 минуту?
12. Имея линейку, определить массу воздуха в классе.
Многие творческие задачи являются для большинства учеников особо трудными. Поэтому необходимо тщательно продумывать организацию их деятельности на уроке и дома. Главное, чтобы каждый учащийся принял непосредственное участие в процессе решения задач. Нужно избегать поглощения «готового продукта» коллективной деятельности. И всегда нужно помнить, что решение задач побуждает к творческому и логическому мышлению ученика.
Развитие мышления учащихся при решении задач – процесс очень кропотливый и продолжительный во времени. Очень многое в этом деле зависит от педагога.
Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал.
Поэтому на своих уроках я всегда стремлюсь разнообразить формы обучения. Одна из таких работ – это решение и составление кроссвордов, ребусов, загадок.
Кроссворды хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость. Учащимся предлагается отгадать зашифрованное слово. Это может быть название темы, единица измерения, высказывание ученого и т. д. Разгадывание кроссвордов в большей степени способствует развитию памяти и внимания учащихся. Порой в форме кроссворда провожу зачетный урок. На доске записывается слово, например, «результирующая» и тема «Движение» или «Теплота». Результат: ученики вспомнят основные понятия, правильность написания этих слов, а главное – определения, а их 14 и смогут дать оценку своим знаниям.
Интересная форма работы учащихся, это решение ребусов. Разгадав его, можно дать расширенный ответ на это слово.
Пример:
При изучении любой темы по электричеству, можно задать вопрос «Какой ребус здесь лишний?
Любой из данных ребусом можно использовать для определения темы урока и т.д
Прием «Корзина идей»
Как изготовить елочную гирлянду.
Как определить плотность и объем тела человека.
Т.е задается тема, вопрос, а учащиеся предлагают способы объяснения.
Большую роль в развитии устойчивой познавательной мотивации играет умелое использование разнообразных индивидуальных домашних заданий. Это способствует развитию самостоятельного мышления, оставляет ученику возможность творчества, побуждает интерес к предмету.
Примеры домашних заданий:
— придумать рекламу закона, раздела, понятия, явления;
— составить задачу по теме (расчет платы за электроэнергию);
— составить кроссворд по теме;
— написать рассказ, стихотворение;
— придумать домашний эксперимент по теме, используя домашние подручные средства (определить плотность мыла, будет ли шоколад плавать на поверхности воды);
— предложить способ… (экономии электроэнергии, воды, тепла, определить толщину листа бумаги, человеческого волоса );
— исследовать зависимость ..( остывания воды от времени)
— усовершенствовать прибор …
— изготовление домашних приборов: термометр, психрометр .
— провести домашние опыты.. ( опытным путем определите, сколько стекол содержат оконные рамы в квартире, и ответьте на вопрос, почему оконное стекло не толще 5 мм)
— Ответить на вопрос (почему в яркий солнечный день не следует поливать растения сверху? Почему у нас нет возможности использовать поезд «Сапсан» , что означает выражение «Не вписался в поворот», какое из тел испытывает меньшее сопротивление и где это учитывается?
Универсальный прием. Активизирует внимание и физическое мышление учащихся, создает интерес к предмету.
Примеры:
1) Во время пожара из баллона разлили керосин и он воспламенился. В вашем распоряжении емкость с водой, брезент, ватное одеяло. Что возьмете в качестве средства тушения?
2) Вы собрались позавтракать и налили в чашку кофе. Но, зазвонил телефон и вам пришлось отлучиться на несколько минут. Сделайте вывод, что нужно сделать, чтобы к вашему возвращению кофе был горячим.
3). Представьте, что вы оказались зимой в лесу. Как применить знания физики, чтобы выжить?
4) Работа плитки, утюга основана на законе Джоуля–Ленца. А как этот закон используют птицы?
Прием «Найди ошибку». Это можно использовать при проверке формул, электрических цепей, расстановкой сил, на рисунках физических явлений. Пример:
Физическая величина | Обозначение | Единицы измерения | Прибор, включение | Формула |
Сила тока | I | В | Амперметр, параллельно | I = q/t |
Напряжение | U | А | Вольтметр, последовательно | U = A/q |
Сопротивление | R | Ом | Омметр, параллельно | R = pS/l |
Физическая величина | Обозначение | Единицы измерения | Прибор, включение | Формула |
Сила тока | I | A | Амперметр, последовательно | I = q/t |
Напряжение | U | B | Вольтметр, параллельно | U = A/q |
Сопротивление | R | Ом | Омметр, параллельно | R = pl/S |
Хороший результат дает такой вид работы, когда на доске записываю одно слово, одну букву и учащиеся говорят об данном понятии все, что знают. Пример: скорость, сила, движение, температура…
Можно хорошо знать теорию, знать законы, но не уметь объяснять простые примеры, значит эти знания «балласт». Пример: почему батареи под окном, а форточки вверху, почему пуховик теплее пальто, почему зимнюю обувь берут на размер больше, почему зимой на остановках люди танцуют «танцы народов мира», почему люди южных районов летом одевают теплую одежду и пьют горячий чай.
Возможность говорить, искать необходимую информацию, а главное, делать свои выводы, проявить свои индивидуальные качества, вызывают задания:
— звук вокруг нас полезный и вредный;
— что произойдет, если не будет силы трения;
— атмосферы;
— силы упругости.
Например,
1. После изучения темы «Сила трения. Виды сил трения» проводим конкурс на лучшее высказывание по теме «Мир без трения».
2. После изучения темы «Звук» было предложено сделать сообщение по данной теме. Группа учащихся подготовила разработку классного часа, памятки для учащихся.
Мероприятия по защите от шума
От людей требуется:
1) Соблюдение гигиенических норм – определённой громкости шума:
а) уровень шума в 20-30 дБ практически безвреден для человека. Это естественный шумовой фон, без которого возможна человеческая жизнь.
Для «громких звуков» допустимая граница составляет примерно 80 дБ.
б) звук в 130дБ уже вызывает у человека болевое ощущение, а в 150 дБ – становится для него непереносимым.
2) Соблюдение гигиенических норм продолжительности слушания музыки:
а) слишком громкая музыка плеера вызывает у подростка проблемы слуха. Без ущерба для органов слуха барабанные перепонки могут выносить такую нагрузку не более 1,5-2 минут.
б) не допускать длительного воздействия на слух музыки современного жанра в сочетаниях с другими факторами, например яркими, быстро мигающим светом, так как может привести к нервному истощению.
3). Не шуметь на уроках, так как шум не только мешает восприятию материала, но и вредно влияет на наше здоровье;
4). Издавать меньше визгов и криков (которые при коллективном исполнении по мощности почти сравнимы с шумом, издаваемым реактивным самолетом), а больше мелодичных звуков в виде красивых песен, стихов, приятного и негромкого смеха;
5). Регулярно сажать деревья; они не только кислород вырабатывают, помогая решить нам проблему загрязнения воздуха, но и защищают нас от шума;
6). Больше бывать на природе, слушать пение птиц, шелест листвы и так далее; это благотворно сказывается на состоянии нервной системы и здоровья в целом.
Вывод
Полностью оградить себя от шума невозможно, да и не нужно, но мы сами можем уменьшить его влияние на себя и окружающих. Для этого надо просто быть более внимательными друг к другу. Например, не стоит выражать свои эмоции на улице слишком громко, не нужно ставить свою машину с работающим двигателем и включенной сигнализацией под окна своих соседей. Не нужно включать музыку на полную громкость и т.д. и тогда возможно, мы услышим пение птиц и вопрос обращающегося к нам ребенка, а не грохот проезжающего мимо грузовика.
3. Физика и кошки. Тема позволила учащимся ответить на вопрос, а какую роль играет физика в жизни домашнего любимца – кошки. Учащийся 9 класса сделал книжку.
Универсальный прием. Активизирует внимание учащихся.
Примеры:
1) Во время пожара из баллона разлили керосин и он воспламенился. В вашем распоряжении емкость с водой, брезент, ватное одеяло. Что возьмете в качестве средства тушения?
2) Вы собрались позавтракать и налили в чашку кофе. Но, зазвонил телефон и вам пришлось отлучиться на несколько минут. Сделайте вывод, что нужно сделать, чтобы к вашему возвращению кофе был горячим.
3). Представьте, что вы оказались зимой в лесу. Как применить знания физики, чтобы выжить?
4) Работа плитки, утюга основана на законе Джоуля–Ленца. А как этот закон используют птицы?
Сложно развить физическое мышление без стимулирования учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Учащиеся разные. У каждого свои индивидуальные способности, умения, темп работы, поэтому необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Если же у ученика обнаружились явные недостатки развития того или иного качества мышления (например, ученик малонаблюдателен), то я предлагаю такому ученику такие задания, которые способствуют развитию именно этого качества. Например:
— вспомните, какие тепловые явления вы наблюдали на улице, у себя дома?
— в какой комнате больше находится электроприборов?
— назовите как можно большее число механических явлений, которые вы видели на улице, у себя дома?
— назовите измерительные приборы, какие есть у вас дома? Что они измеряют?
— находясь в кабинете физики, назовите объекты, работа которых объясняется законами физики.
Поэтому я часто слышу, а я и не знал, не обращал внимания. На уроках часто слышу от учащихся вопрос, а как объяснить то или явление. И это приятно, потому что есть интерес к предмету. Плохо, что не у всех Может быть, поэтому среди моих учеников нет неуспевающих и заядлых прогульщиков уроков.
Задача учителя заключается как раз в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание мотивов учебно-познавательной деятельности.
Основной формой учебной деятельности является урок, на котором стараюсь создать для каждого ученика ситуацию успеха, применяя различные формы работы. Формирование мышления, особенно физического, это сложный, длительный процесс, это не закладка готовых мотивов и целей в голову учащегося. Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе, и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Мотивация учения может выступить к тому же хорошим показателем уровня психического благополучия учащегося, а также показателем уровня его развития.
Важнейшая роль в формировании мотивации учения у школьников отводится учителю. Ему предоставляется право самостоятельного выбора технологий и приёмов обучения. Учителю необходимо реализовать соединение традиционных и новых методов обучения. Критерием успешной работы должен служить ученик, обладающий ключевыми компетенциями.