Способы создания учебных ситуаций на уроках русского языка и литературы




Пичугина Оксана Анатольевна, учитель русского языка и литературы  МКОУ СОШ с. Биджан

Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.

(Н. Е. Щуркова)

Учебная ситуация — это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, переформулируют, или предлагают своё описание и т. д., частично — запоминают.

Учебной ситуацией является, например, выполнение заданий «составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста» и т.д.

Главная цель в данном направлении — создание такой ситуации, которая неизбежно должна вызвать стремление к познавательной деятельности, к самостоятельной работе над углублением и расширением своих знаний. Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребёнка познавательных процессов.

Задача учителя – продумать способы перевода конкретной учебной задачи в учебную ситуацию, для которых необходимо не только определить содержание учебной задачи, но и поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения. При этом должно учитываться то, что:

  • условия, в которые помещаются дети, диктуют необходимость действия;
  • задание для детей обязательно должно содержать трудность;
  • задание для детей должно включать знания и возможность применения способностей, сформированных ранее;
  • знание, вырабатываемое детьми, служит им средством разрешения ситуации.

На уроке ученик в основном сидит, а ведь должен идти. Значит, нужен путь. Интересный – всем и каждому…

(Е.Н. Ильин)

Такой путь стараюсь найти, чтобы ученик не сидел. Предлагаю несколько приёмов создания учебных ситуаций.

Приёмы создания проблемных ситуаций

Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

― Можете ли вы выполнить задание? В чем затруднение?

Вопросы и предложения для формулирования проблемы

― Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно?

На этапе актуализации знаний учащимся предлагается заполнить таблицу (приём «верные/неверные утверждения») до и после чтения учебно-научного текста по теме урока