Технологическая карта урока по литературному чтению. Сказка «Петух и собака»




Антипова О.А., учитель начальных классов ОГАОУ «Центр образования «Ступени»

Технологическая карта урока

Общая часть

Предмет

Литературное чтение

Класс,

ФИ учащегося

1 класс

Тема урока

Русская народная сказка «Петух и собака»

Тип урока

Открытие нового знания

Цель

Познакомить с русской народной сказкой «Петух и собака»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Умение слушать и читать произведение, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, объяснять смысл названия произведения.

Регулятивные: умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений; умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание учителя.

Познавательные: сравнение различных произведений; умение находить общее и отличие.

Положительное отношение и интерес к урокам чтения, умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими произведениями.

Коррекция нарушений развития ребенка

Развивать память, внимание, мышление и речь учащегося

Основные понятия и термины

Незнакомые слова в тексте, народная и авторская сказка

Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.)

Учебник «Литературное чтение» 1 класс, презентация, загадки, иллюстрации, чистоговорка

Методы обучения

Наглядный, словесный, репродуктивный, частично-поисковый.

Организационная структура урока

Этап урока

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащегося

Формируемые образовательные результаты

Орг.момент

Приветствует учащегося, настраивает его на рабочий лад.

Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.

— Я желаю, чтобы этот урок прошел с пользой для тебя и чтобы в твоем сердце было много доброты.

Проверяет готовность к уроку, приветствует учителя, настраивается на рабочий лад.

Мотивирование на урок, осознание себя в роли ученика

Актуализация знаний

— С какими произведениями устного народного творчества мы познакомились на прошлом уроке?

— Прочитай понравившееся произведение.

— О чем в нем говорится?

С потешками и небылицами

Читает

…….

Воспроизводит усвоенную раннее информацию, строит речевое высказывание в устной форме

Речевая разминка

— Прочитай чистоговорку по слогам, про себя, шепотом, впол голоса, целыми словами

Са-Са-Са — вот бежит лиса

Со-Со-Со — лиса катит колесо

Сы-Сы-Сы — хвост красивый у лисы

Су-Су-Су — в лесу видел я лису

— О ком говорится в этой чистоговорке?

— Что ты узнал о лисе?

Читает чистоговорку по заданию учителя

О лисе

Лиса живет в лесу и у нее красивый хвост, еще она катит колесо

Выполняет задание, согласно инструкции учителя

Самоопределение к деятельности

— Сегодня мы познакомимся с новой русской народной сказкой. А о ком она, ты узнаешь, отгадав загадки.

1) Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди

Лучше в дом не заходи!

— Какие бывают собаки?

— Что умеют делать собаки?

2) Он носом в землю постучит,

Взмахнёт крылом и закричит.

Кричит он даже сонный

Крикун неугомонный.

— Опиши петуха. Какой он?

3) Лесная рыжая плутовка –

Известна всем её сноровка.

С ней аккуратней, не зевай,

А дверь в курятник запирай!

— Опиши лису, какая она?

— Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит?

— А когда увидит охотников, что она делает?

— Как ещё можно сказать?

— Как ты думаешь, героями какого произведения они могут быть?

— Открой учебник на стр. 55. Рассмотри иллюстрацию. Прочитай название произведения.

— Кто его автор?

— Почему нет автора?

— Какие задачи ты поставишь перед собой на уроке?

Отгадывает загадки, отвечает на вопросы учителя

Собака

Злые, ласковые, кусачие, большие, маленькие

Лаять, бегать, сторожить, кусаться, ласкаться

Петух

голосистый, звонкий, с красным гребешком, пышным разноцветным хвостом, красивыми пёрышками, со шпорами на ногах

Лиса

Рыжая, пушистая, хитрая, ловкая…

Тихо, неслышно

Убегает

Удирает, уносит ноги, летит стрелой, мчится…

Высказывает свои предположения

Открывает учебник и читает: сказка «Петух и собака»

Автора нет

Это народная сказка

Познакомиться с новой сказкой; учиться анализировать сказку; учиться правильному чтению….

Личностные УУД: мотивация к изучению новой сказки;

Регулятивные УУД:

Постановка цели и учебных задач;

Коммуникативные УУД: высказывания ученика.

 

Словарная работа

— Прежде, чем мы приступим к знакомству со сказкой, давай поработаем над непонятными словами, которые встретятся нам в произведении.

Занялась заря – рассвело.

Масленый праздник – праздник Масленицы.

Припасла – заготовила про запас.

Счастье привалило – повезло.

Дупло – пустота в стволе дерева.

Скотина — крупные сельскохозяйственные животные.

Животина — домашнее животное.

— А сейчас прочитай слова, которые могут вызвать затруднения при чтении. Сначала по слогам, а затем целыми словами:

СКО-ТИН-КА — скотинка

ЖИ-ВО-ТИН-КА — животинка

ПРО-ДА-ДИМ — продадим

ИС-ПУ-ГАЛ-СЯ — испугалася

РАС-СКА-ЗАЛ — рассказал

ЗА-НО-ЧЕ-ВА-ЛИ — заночевали

ЗА-НЯ-ЛАСЬ — занялась

РАЗ-ЛИ-ВА-ЕТ-СЯ — разливается

РАС-ХВА-ЛИ-ВА-ЕТ — расхваливает

ПО-ЛА-КО-МИТЬ-СЯ — полакомиться

ОБ-РА-ДО-ВА-ЛАСЬ — обрадовалась

БРО-СИ-ЛАСЬ — бросилась

Пытается объяснить значения некоторых слов, узнает о значении некоторых слов

Читает по слогам, а затем целыми словами

Познавательные УУД: уметь находить значение слов и выражений в словаре учебника и сносках к тексту

 

Первичное восприятие сказки

— А сейчас я предлагаю тебе прослушать аудио запись сказки «Петух и собака»

https://yandex.ru/video/search?filmId=666392626621058703&text

— Понравилась сказка?

— Назови героев сказки.

— У кого жили петух и собака?

— Что однажды решили сделать петух и собака?

— Чем закончилась сказка?

Слушает аудио запись сказки, затем отвечает на вопросы учителя

Понравилась

Петух, собака и лиса

Они жили у старика со старухой

Они решили уйти жить в лес

Собака спасла петуха от лисы

Коммуникативные УУД: уметь внимательно слушать аудио запись и формулировать ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения, участвовать в диалоге

Физминутка

— А сейчас давай немного отдохнем.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели — встали, сели — встали

И на месте побежали.

Выполняет движения совместно с учителем

Умение выполнять движения по инструкции

Вторичное чтение сказки и ее анализ

— А сейчас ты прочитаешь сказку самостоятельно. Но, чтобы тебе лучше ее понять, мы будем читать ее по частям

I часть (До слов: «Утром, как только занялась заря, петух запел…»).

— Как жили старики? Прочитай.

— Зачем петух прибежал к собаке?

— Что же решили сделать петух и собака?

— Прочитай слова собаки.

— Как ты понимаешь слово «житье»?

— Житье, значит жизнь. Где решили заночевать герои? Прочитай.

II часть (До конца)

— Когда запел петух?

— Что произошло потом?

— Зачем лиса пригласила петуха к себе в гости?

— Прочитай, как лиса звала петуха в гости.

— Что ответил петух на приглашение лисы?

— Прочитай, как обрадовалась лиса.

— Смогла ли лиса полакомиться петухами? Почему?

— Какая собака по характеру?

— А петух какой?

Читает сказку самостоятельно по частям и отвечает на вопросы учителя

Жили они очень бедно, скотины у них не было, только старая собака да старый петух.

Петух прибежал к собаке, чтобы рассказать ей, что его хотят зарезать.

Они решили уйти в лес.

Ну, Петя-петушок, уйдем-ка в лес. Житьё здесь плохое, хуже не будет.

Это значит жить

Ночевать надумали на дереве. Выбрали большой дуб. Петух взлетел на сук, а собака забилась в дупло

Петух запел утром, когда занялась заря.

Пение петуха услышала лиса, прибежала к дереву и начала расхваливать петуха.

Лиса захотела съесть петуха.

Пойдем ко мне в гости, сегодня масленый праздник, я зерна для тебя припасла

Петух сказал, что он пойдет не один, а со своим товарищем.

Вот счастья-то привалило – целых два петуха съем!

Не смогла, так как товарищем петуха оказалась собака, которая испугала лису.

Собака надежная, верная, умная.

Находчивый, умный

Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответы на вопросы по содержанию прочитанного произведения, участвовать в диалоге.

Познавательные УУД: умение работать с информацией

Закрепление. Работа с пословицами

— Соедини пословицу с героем к которому она относится

1) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

— К кому из героев относится эта пословица?

2) Не рой другому яму – сам в неё упадёшь.

— А эта пословица к какому герою подходит?

Самопроверка на слайде

Выполняет задание, отвечает на вопросы

К петуху. У него был верный друг собака. Она с ним вместе и от стариков ушла и от лисы его спасла.

К лисе. Она хотела петуха съесть, а сама чуть ноги унесла.

Выполняет самопроверку

Личностные УУД: нравственно-этическая оценка, умение строить речевое высказывание

Итог урока. Рефлексия

— С какой сказкой мы познакомились сегодня на уроке?

— Назови героев сказки

— Какая эта сказка?

— Как ты понимаешь выражение:

Сказка – ложь, да в ней намёк

Добрым молодцам урок.

— Чему учит изученная сегодня сказка?

— Как ты думаешь, может ли такая ситуация возникнуть у людей?

— Как нужно поступать, чтоб не возникало таких ситуаций?

— Оцени свою работу на уроке

Сказка «Петух и собака»

Петух, собака и лиса

Эта сказка о животных

Сказка это выдумка, но она нас чему — то учит

Выручать товарища из беды

да

Нужно помогать своим друзьям, не бросать их в беде.

Оценивает свою работу на уроке

Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание сказки; высказывать своё отношение, оценивать свою работу на уроке.

Домашнее задание

Чтение и пересказ сказки

Записывает домашнее задание

Сохраняет и выполняет учебную задачу

 
 

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + =