Упражнения и игры, способствующие развитию у детей чувства ритма


Автор: Людмила Николаевна Колонтаева
Место работы: МКДОУ "Детский сад" "Солнышко" с. Амурзет"
Должность: музыкальный руководитель


Поприветствуем друг друга, для чего проговорим и прохлопаем: «Здравствуйте!» Ручки поздоровались. Молодцы! А теперь ножки поздороваются «топотушками». Топаем и проговариваем: «Здравствуйте!». Плечиками, пальчиками, локоточками, коленочками, животиками и т.д. можно предложить множество вариантов приветствия, в котором связаны речь и движения. Игры-приветствия развивают у дошкольников эмоциональную отзывчивость, способствуют адаптации детей в коллективе через общение; развивает речевые интонации.

 

Приветствие: «Здравствуйте, ладошки!» или «Имена» просто (хлоп) + ласково (шлеп)

Например: младшая группа

  • «Солнышко» (потешка) – развитие ощущения метрической пульсации и координации)

4+4 прыжка с хлопками

Солнышко, солнышко, выгляни в оконышко 4+4 хл,

Твои детки плачут, по камушкам скачут 4+4 прыжка с хлопками

 

  • «Ножки шагают и бегают» – учить различать ритм шага (qq) и бега (ееее)

«Идем гулять» – шаги палочками, будто это ножки – qq

«побежали» – ееее

Будьте внимательны, слушайте мои шаги, чтобы не отстать и не убежать вперед. Когда игра достаточно усвоена, роль ведущего поручаю ребенку.

 

Средняя группа

  • «Музыкальные молоточки»

Задача – развитие чувства ритма.

Дятел сядет на сучок, тук-тук-тук

Дятел смотрит, где сучок, тук-тук-тук.

Над дубравой сильный град. Туки-туки-тук.

С дуба желуди летят: Туки-туки-тук.

Строят хатку два бобра. Тук. Тук-да-тук.

Без гвоздей и топора. Тук. Тук-да-тук.

  • «Наконец настали стужи»

Задача – учить детей читать стихи в ритме, сопровождая их движением, развивать ритм и координацию.

Наконец настали стужи. Во дворе замерзли лужи – 4 хл., 4 будто шлепка

И, чирикая, детей поджидает воробей – «клювики», поворот с кивком влево-вправо.

  • «Зайчики и лошадки»

Задача – усвоить и воспроизвести ритм зайки и лошадки на музыкальных инструментах и в движении.

1 группа на ложках ритм лошадки (ееее), а 2 группа – бег с высоким подъемом колен, затем 2 группа – ритм зайки на бубне, а 1 группа в прыжках (ее q – 3 прыжка, Ш – более долгий).

  • «Капли»

Задача – передать смену ритмической пульсации в движении.

Капли раз, капли два, капли медленно сперва –

Кап-кап, кап-кап, кап-кап, кап-кап – ладошки-капельки q q q q

Стали капли поспевать, капля каплю догонять –

Кап-кап,кап-кап, кап-кап, кап-кап ееее

Зонтик поскорей раскроем, от дождя себя укроем – крыша ручками.

  • «Шагаем под музыку»

Задача – почувствовать и передать в движении метрический пульс.

Под музыку сначала на месте, а затем по залу, передавая в шагах метрический пульс.

  • «Хлопаем в такт»

Задача – чувствовать и воспроизводить в хлопках метрический пульс речи (стихотворений) или музыки.

Читаю стихотворение или исполняю музыкальную пьесу, дети улавливают и отхлопывают.

 

  • «Утята»

Задача – освоить равномерный ритм на барабане и глиссандо на металлофоне;

Выполнять ритмизацию текста с движением.

1. Ритмизация текста с хлопками, затем с движением.

2. Добавила барабан и металлофон, задания распределяю по группам детей.

Вышли с мамой налегке малые ребята – шаг q q q q + игра на барабане

И поплыли по реке желтые утята – «плывут» + глиссандо на металлофоне.

Старшая группа

  • «Хлопаем в такт» (как в средней)

Читаю (сама или с детками) стишок или исполняю музыкальную пьесу, дети улавливают и отхлопывают.

В огороде за забором созревают помидоры.

Держатся за колышки, греются на солнышке.

  • «Сенокос»

Задача – читать в ритме и сопровождать ритмичными движениями. Развивать метроритмическое чувство, внимание, координацию.

Старый заяц сено косит, «косит»

А лиса сгребает. «сгребает»

Муха сено к возу носит «носит»

А комар кидает «кидает»

Довезли до сеновала «вращение колес»

С воза муха закричала:

На чердак я не пойду, головой вращать вправо-влево

Я оттуда упаду притопы

Ноженьку сломаю, 4 прыжка на одной ноге

Буду я хромая «хромает».

  • «Ай, дуду»

Задача – читать в ритме и сопровождать ритмичными движениями.

Развитие ритмичности и координации движений и слова.

Ай, дуду, дуду, дуду, пружинка с разворотом

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу имитация игры на трубе

Во трубу серебряну.

  • «Волк»

Через речку, через мост приставной шаг с пружинкой

Серый грозный волк идет.

Страшный волк-волчи-ще выбрасывание пальцев рук «брызги»

Щелк-щелк-щелк-щелк 4 хлопка

Острые зубищи «брызги»

Щелк-щелк-щелк-щелк 4 хлопка.

  • «Ты, мороз!»

Задача – развитие ритмичности, слухового внимания.

Ты, мороз, мороз, мороз, сужение круга

Не показывай свой нос! расширение

Уходи скорей домой, сужение

Стужу уноси с собой. расширение

А мы саночки возьмем легкий бег на носочках по кругу

И на улицу пойдем.

Сядем в саночки – самокаточки, присели

С горки – ух! Упали

  • «Как на горке снег, снег»

Задача – развивать чувство ритма, внимание, координацию.

Как на горке снег, снег 4 хлопка

И под горкой снег, снег 4 шлепка

А под снегом спит медведь 7 притопов

Тише-тише, не шуметь 4 «тс».

  • «Тук-тук»

Задача – развитие ритмичности, координации, умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках.

Тук-тук-тук-тук – кулачок о кулачок

Это что за стук? Хлопки

Деревянный это звук: шлепки

Тук-тук-тук-тук кулачок о кулачок

Тук-тук-тук-тук – кулачок о кулачок

Это что за стук? Хлопки

Дятел жил в дупле пустом шлепки

Дуб долбил, как долотом кулачок о кулачок.

Подготовительная к школе группа

  • «Лиса по лесу ходила»

Задача – развивать чувство ритма, внимание, координацию.

Лиса по лесу ходила, дробный шаг по кругу

Звонки песни заводила на последний слог – разворот лицом в круг

Лиса лычки драла хлопки-«тарелочки»

Лиса лапотки сплела поочередное выставление ног на пятку.

  • «Скок-скок-поскок»

Задача – развивать чувство ритма, внимание, координацию

Скок-скок-поскок ритмичные поскоки по кругу

Сколочу мосток отстукивание ритма стиха на кубиках

Серебром замощу

Всех ребят пущу

В конце все останавливаются, ведущий вступает в диалог с кем-нибудь («ритмический разговор»).

  • «Стало теплее»

Задача – воспроизведение синкопы с ритмослогами и на фоне метрического пульса в 2-дольном размере.

Стало теплее, воздух свежее.

День прибывает, снег уже тает.

  • «Апрель!»

Задача – декламация стиха со звучащими жестами и с музыкальными инструментами, развитие ритмичности

Апрель, апрель! 4 хлопка

На дворе звенит капель «капельки» или шлепки

По полям бегут ручьи, «ручьи» – перебор пальцами

На дорожках лужи ладошками вниз двигать по поверхности лужи

Выбегают муравьи

После зимней стужи имитируют шаги

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы громче петь «крылья»

И расцвел подснежник изобразить подснежник.

  • «Сильная и слабая доли»

Задача – различать и выделять звучащими жестами сильную и слабую доли в стихотворениях и в пении.

Дети выделяют сильную – хлопками, а слабую – шлепками при ритмизации текста и во время пения.

  • «Будем листья собирать»

Задача – развивать ритмичность, мелкую моторику.

1, 2, 3, 4, 5, сжимают и разжимают кулачки

Будем листья собирать поочередно загибают пальцы

Листья березы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины.

Листики дуба мы соберем

В садик осенний букет принесем сжимают и разжимают кулачки.

Игры с именами «Звучащие имена» («Назови и прохлопай свое имя, имя друга или кличку собаки»). Хлопки меняем на другие движения – жесты – притопы, шлепки, удары кулачками. Могу предложить детям сыграть на одном или нескольких детских музыкальных инструментах.