Поприветствуем друг друга, для чего проговорим и прохлопаем: «Здравствуйте!» Ручки поздоровались. Молодцы! А теперь ножки поздороваются «топотушками». Топаем и проговариваем: «Здравствуйте!». Плечиками, пальчиками, локоточками, коленочками, животиками и т.д. можно предложить множество вариантов приветствия, в котором связаны речь и движения. Игры-приветствия развивают у дошкольников эмоциональную отзывчивость, способствуют адаптации детей в коллективе через общение; развивает речевые интонации.
Приветствие: «Здравствуйте, ладошки!» или «Имена» – просто (хлоп) + ласково (шлеп)
Например: младшая группа
«Солнышко» (потешка) – развитие ощущения метрической пульсации и координации)
4+4 прыжка с хлопками
Солнышко, солнышко, выгляни в оконышко 4+4 хл,
Твои детки плачут, по камушкам скачут 4+4 прыжка с хлопками
«Ножки шагают и бегают» – учить различать ритм шага (qq) и бега (ееее)
«Идем гулять» – шаги палочками, будто это ножки – qq
«побежали» – ееее
Будьте внимательны, слушайте мои шаги, чтобы не отстать и не убежать вперед. Когда игра достаточно усвоена, роль ведущего поручаю ребенку.
Средняя группа
«Музыкальные молоточки»
Задача – развитие чувства ритма.
Дятел сядет на сучок, тук-тук-тук
Дятел смотрит, где сучок, тук-тук-тук.
Над дубравой сильный град. Туки-туки-тук.
С дуба желуди летят: Туки-туки-тук.
Строят хатку два бобра. Тук. Тук-да-тук.
Без гвоздей и топора. Тук. Тук-да-тук.
«Наконец настали стужи»
Задача – учить детей читать стихи в ритме, сопровождая их движением, развивать ритм и координацию.
Наконец настали стужи. Во дворе замерзли лужи – 4 хл., 4 будто шлепка
И, чирикая, детей поджидает воробей – «клювики», поворот с кивком влево-вправо.
«Зайчики и лошадки»
Задача – усвоить и воспроизвести ритм зайки и лошадки на музыкальных инструментах и в движении.
1 группа на ложках ритм лошадки (ееее), а 2 группа – бег с высоким подъемом колен, затем 2 группа – ритм зайки на бубне, а 1 группа в прыжках (ее q – 3 прыжка, Ш – более долгий).
«Капли»
Задача – передать смену ритмической пульсации в движении.
Капли раз, капли два, капли медленно сперва –
Кап-кап, кап-кап, кап-кап, кап-кап – ладошки-капельки q q q q
Стали капли поспевать, капля каплю догонять –
Кап-кап,кап-кап, кап-кап, кап-кап ееее
Зонтик поскорей раскроем, от дождя себя укроем – крыша ручками.
«Шагаем под музыку»
Задача – почувствовать и передать в движении метрический пульс.
Под музыку сначала на месте, а затем по залу, передавая в шагах метрический пульс.
-
«Хлопаем в такт»
Задача – чувствовать и воспроизводить в хлопках метрический пульс речи (стихотворений) или музыки.
Читаю стихотворение или исполняю музыкальную пьесу, дети улавливают и отхлопывают.
«Утята»
Задача – освоить равномерный ритм на барабане и глиссандо на металлофоне;
Выполнять ритмизацию текста с движением.
1. Ритмизация текста с хлопками, затем с движением.
2. Добавила барабан и металлофон, задания распределяю по группам детей.
Вышли с мамой налегке малые ребята – шаг q q q q + игра на барабане
И поплыли по реке желтые утята – «плывут» + глиссандо на металлофоне.
Старшая группа
«Хлопаем в такт» (как в средней)
Читаю (сама или с детками) стишок или исполняю музыкальную пьесу, дети улавливают и отхлопывают.
В огороде за забором созревают помидоры.
Держатся за колышки, греются на солнышке.
«Сенокос»
Задача – читать в ритме и сопровождать ритмичными движениями. Развивать метроритмическое чувство, внимание, координацию.
Старый заяц сено косит, «косит»
А лиса сгребает. «сгребает»
Муха сено к возу носит «носит»
А комар кидает «кидает»
Довезли до сеновала «вращение колес»
С воза муха закричала:
На чердак я не пойду, головой вращать вправо-влево
Я оттуда упаду притопы
Ноженьку сломаю, 4 прыжка на одной ноге
Буду я хромая «хромает».
«Ай, дуду»
Задача – читать в ритме и сопровождать ритмичными движениями.
Развитие ритмичности и координации движений и слова.
Ай, дуду, дуду, дуду, пружинка с разворотом
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу имитация игры на трубе
Во трубу серебряну.
«Волк»
Через речку, через мост приставной шаг с пружинкой
Серый грозный волк идет.
Страшный волк-волчи-ще выбрасывание пальцев рук «брызги»
Щелк-щелк-щелк-щелк 4 хлопка
Острые зубищи «брызги»
Щелк-щелк-щелк-щелк 4 хлопка.
«Ты, мороз!»
Задача – развитие ритмичности, слухового внимания.
Ты, мороз, мороз, мороз, сужение круга
Не показывай свой нос! расширение
Уходи скорей домой, сужение
Стужу уноси с собой. расширение
А мы саночки возьмем легкий бег на носочках по кругу
И на улицу пойдем.
Сядем в саночки – самокаточки, присели
С горки – ух! Упали
«Как на горке снег, снег»
Задача – развивать чувство ритма, внимание, координацию.
Как на горке снег, снег 4 хлопка
И под горкой снег, снег 4 шлепка
А под снегом спит медведь 7 притопов
Тише-тише, не шуметь 4 «тс».
-
«Тук-тук»
Задача – развитие ритмичности, координации, умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках.
Тук-тук-тук-тук – кулачок о кулачок
Это что за стук? Хлопки
Деревянный это звук: шлепки
Тук-тук-тук-тук кулачок о кулачок
Тук-тук-тук-тук – кулачок о кулачок
Это что за стук? Хлопки
Дятел жил в дупле пустом шлепки
Дуб долбил, как долотом кулачок о кулачок.
Подготовительная к школе группа
«Лиса по лесу ходила»
Задача – развивать чувство ритма, внимание, координацию.
Лиса по лесу ходила, дробный шаг по кругу
Звонки песни заводила на последний слог – разворот лицом в круг
Лиса лычки драла хлопки-«тарелочки»
Лиса лапотки сплела поочередное выставление ног на пятку.
«Скок-скок-поскок»
Задача – развивать чувство ритма, внимание, координацию
Скок-скок-поскок ритмичные поскоки по кругу
Сколочу мосток отстукивание ритма стиха на кубиках
Серебром замощу
Всех ребят пущу
В конце все останавливаются, ведущий вступает в диалог с кем-нибудь («ритмический разговор»).
«Стало теплее»
Задача – воспроизведение синкопы с ритмослогами и на фоне метрического пульса в 2-дольном размере.
Стало теплее, воздух свежее.
День прибывает, снег уже тает.
«Апрель!»
Задача – декламация стиха со звучащими жестами и с музыкальными инструментами, развитие ритмичности
Апрель, апрель! 4 хлопка
На дворе звенит капель «капельки» или шлепки
По полям бегут ручьи, «ручьи» – перебор пальцами
На дорожках лужи ладошками вниз двигать по поверхности лужи
Выбегают муравьи
После зимней стужи имитируют шаги
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы громче петь «крылья»
И расцвел подснежник изобразить подснежник.
«Сильная и слабая доли»
Задача – различать и выделять звучащими жестами сильную и слабую доли в стихотворениях и в пении.
Дети выделяют сильную – хлопками, а слабую – шлепками при ритмизации текста и во время пения.
«Будем листья собирать»
Задача – развивать ритмичность, мелкую моторику.
1, 2, 3, 4, 5, сжимают и разжимают кулачки
Будем листья собирать поочередно загибают пальцы
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины.
Листики дуба мы соберем
В садик осенний букет принесем сжимают и разжимают кулачки.
Игры с именами «Звучащие имена» («Назови и прохлопай свое имя, имя друга или кличку собаки»). Хлопки меняем на другие движения – жесты – притопы, шлепки, удары кулачками. Могу предложить детям сыграть на одном или нескольких детских музыкальных инструментах.