Тренировка глаз всегда была и остается актуальной. Своевременная профилактика снижает потерю зрения. Упражнения для глаз:
все упражнения выполнять без очков;
упражнения выполнять спокойно, без какого-либо напряжения;
научиться расслабляться (полное физическое и психическое расслабление);
начинать тренировку лучше всего с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным;
между упражнениями часто моргать глазами;
продолжительность занятий: начинать с 1-2 мин, постепенно увеличивая до 10 мин;
упражнения выполнять два раза в день.
Г.Г. Демирчоглян (1996) для сохранения и улучшения зрения рекомендует выработать у ребенка следующие навыки:
моргать непрерывно, доведя это движение до автоматизма;
дышать легко и непрерывно;
смотреть на ближние и удаленные объекты, скоординировав деятельность психики и глаза; возбуждать в себе интерес — во время рассматривания объекта путешествовать по нему;
-
воспринимать увиденное без усилия;
часто закрывать глаза, чтобы давать им отдых.
Упражнения для развития устойчивости глаз к утомлению
1. И. п. – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть их на 3-5 с. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.
2. И. п. – сидя. Быстрые моргания в течение 1 мин. Способствует улучшению кровообращения.
3. И. п. стоя. 1) Смотреть прямо перед собой 2-3 с; 2) поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз; 3) перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 с; 4) опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
4. И. п. – сидя 1) Смотреть прямо перед собой 2-3 с; 2) перевести взгляд на кончик носа на 3-5 с. Повторить 6-8 раз. Упражнение развивает способность продолжительное время удерживать взгляд на близких предметах.
5. И. п. – сидя. 1) Закрыть веки; 2) массировать их круговыми движениями пальцев. Повторять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.
6. И.п. – стоя. 1) Отвести правую руку в сторону; 2) медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию.
7. И. п. – стоя. 1) Поднять правую руку вверх; 2) медленно передвигать палец полусогнутой руки сверху вниз и снизу вверх, не двигая головой, следить за пальцем. Повторить 10-12 раз.
Комплекс упражнений при заболеваниях органов зрения
1. На протяжении шести секунд быстро моргать глазами, затем сделать небольшой перерыв и повторить упражнение (всего выполнить 2-3 повтора).
2. На 4-5 секунд сильно зажмуриться, затем на 4-5 секунд открыть глаза (выполнить 5-8 повторений).
3. Вытянуть руку перед собой и сконцентрировать взгляд на кончиках пальцев (рука строго посередине лица). Начать медленно приближать руку, при этом взгляд держать на кончиках пальцев, пока изображение не начнет раздваиваться (выполнить 5-8 повторений).
4. Медленно переводить взгляд снизу вверх и обратно. При движении глазами голова должна оставаться на месте (выполнить 6-10 повторений).
5. Выполнить круговые движения глазами сначала влево, затем вправо(выполнить 6-10 повторений).
6. Движения глазами влево – вправо, вверх – вниз, по часовой и против часовой стрелки, также при дальнозоркости рекомендуется поочередно фокусировать взгляд на близких и дальних предметах.
7. На несколько секунд сильно зажмуривать глаза, затем открыть и посмотреть вдаль.
8. Следить за вытянутым перед глазами пальцем (перемещать палец вверх, вниз, в стороны).
9. Тремя пальцами легко надавить на веки, продержать пару секунд и убрать пальцы (выполнить 4-5 повторений).
10. Мягко массировать закрытые глаза указательными пальцами.
Игра «Найди себе пару». Играет нечетное количество игроков, например 11. По кругу кладут пять обручей. Идя по внешнему кругу, дети выполняют раз личные упражнения на осанку. Со словами руководителя «Стоп, ребята не зевайте! Быстро пару выбирайте!» игроки вбегают в обручи, образуют пары и встают спиной друг к другу, принимая заранее обусловленное положение правильной осанки. Игрок, оказавшийся лишним, идет по кругу и вместе с руководителем отмечает игроков с неправильной осанкой. Игрок, не сумевший выполнить упражнение правильно, получает штрафное очко, а игрок, оказавшийся без пары, — два штрафных. Победителем становится тот, у кого окажется наименьшее количество штрафных очков.
Игра «Зайчики». Команды выстраиваются в колонны по одному перед линией старта. Перед направляющими лежат мешочки с песком размером 10 х 20 см. В 4 м от линии старта установлены поворотные флажки (звуковой сигнал). Ведущий говорит: «Прыг-скок, прыг-скок, скачут зайцы, белый бок. По лесочку, по снежочку к заповедному кусточку». С последним словом, направляющие в колоннах берут мешочек, кладут его на голову, принимают положение руки на пояс, локти назад, спина прямая и прыжками (бегом) движутся по направлению к флажкам. Обогнув свой флажок, они снимают мешочки, бегом воз вращаются к своей команде, которая подает звуковой сигнал своему товарищу. Передают мешочек следующему игроку, а сами встают в конец колонны. Если мешочек упал, его следует поднять, положить на голову и продолжить прыжки. Игра длится до тех пор, пока направляющие снова окажутся впереди своих колонн. Они поднимают руки вверх. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.
Игра «Космонавты». В центре зала мелом обозначают круг диаметром 2-2,5 м, вокруг которого на расстоянии 2 м кладут обручи (цветные). Большой круг – это земля, а обручи – ракеты. В каждой команде только по два места. Играющих на несколько человек больше, чем мест в ракетах. Дети встают по внешней стороне круга друг за другом. По команде ведущего они идут и выполняют движения, формирующие осанку, одновременно проговаривая речитатив: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок на планете; на какую захотим — на такую полетим. Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!» С последним словом игроки разбегаются в разные стороны и занимают попарно любую ракету. Встав в обруч лицом к земле, дети поднимают его вверх, отводя лопатки, и по команде «взлет!» приставными шагами движутся по кругу, затем по команде «посадка» все останавливаются. Пока космонавты совершают полет опоздавшие стоят в центре большого круга и машут руками. Игра повторяется несколько раз. В конце игры отмечаются дети, совершившие больше полетов.