Упражнения на развитие навыка чтения


Автор: Ольга Михайловна Усова
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» с. Аур
Должность: учитель начальных классов


Речевые разминки

Задания на развитие артикуляционной подвижности речевого аппарата.

Ш. А. Амонашвили

Этап 1. Работа с отдельными звуками.

Упражнение 1.

Дети сначала просто прочитывают текст, а затем читают, обращая внимание на ударение.

а у и у а о у и ы э

а о и у а о у и ы э

а и о у а о у и ы э

а у о и а о у и ы э

а у и о а о у и ы э

а о у и а о у и ы э

Упражнение 2.

Дети читают, начиная с О, а затем с И. При чтении желательно менять громкость звучания и темп чтения.

Упражнение 3. Работа с согласными звуками.

Дети должны четко произносить каждый звук, а затем произносить их как можно быстрее.

зсш зож жсш жсшз

дпп пбд бдтп птдб

рлм мнрл имрл лрми

Этап 2. Чтение чистоговорок.

Троекратное повторение слога в начале чистоговорки помогает правильно его произнести в конце фразы.

Шо-шо-шо

Все будет хорошо.

Шпри-шпря-шпра-шпро-шпре-шпру

Начинаем мы игру.

Этап 3. Чтение скороговорок.

В скороговорках необходимо выяснить ее смысл, затем преодолеть все трудности звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам в медленном темпе, без каких-либо затруднений. Проговаривать каждую скороговорку нужно сначала беззвучно, артикулируя, затем переходить на шепот, и лишь потом — вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром. Необходимо помнить о четкости произношения. Работая со скороговоркой, отрабатывается чистота звука и интонация.

Развитие техники чтения (комплекс приемов и упражнений).

Для того чтобы повысить технику чтения, пользуюсь методом динамического чтения. Динамическое чтение — это чтение глазами. Поэтому начинать работу нужно с развития зрительной памяти, внимания, поля зрения. Этому способствует упражнение «Фотоглаз». За короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение, «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос. Можно предлагать задания: «Найди лишнее слово», «Раздели слова на две группы».

Задания на увеличение поля зрения.

1. Посмотри внимательно в центр первой строки. Не отводя взгляда от центра, назови, какие буквы ты видишь слева направо.

2.При чтении объёмных произведений средней линией делятся трудные для восприятия слова, которые необходимо прочитать с доски.

 

3. «Путешествие в слово».

Последняя буква одного слова является началом следующего.

«Буксир»

Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Проверка осуществляется путем внезапной остановки на каком-нибудь слове.

«Молния»

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому ученику скорости чтения про себя, с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния!» и продолжается с 20 секунд до 2 минут.

Задания на развитие мышления, внимания, восприятия.

Цели: овладеть комплексом упражнений, воздействующих на развитие внимания, мышления, восприятия.

  • Сколько спряталось слов?

Волчишкоткрытоященокночь

  • Поставь слоги на место.

РА     КО     БЛИК

    РЕ         МО

РО МАТ СЫ

Формировать навык владения дыханием и голосом возможно с помощью следующих упражнений.

       Задуйте свечу.  Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

 Выдох со счетом. Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. Использование скороговорки (хором): Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка…… (до полного выдоха).

  Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Все эти задачи решаю на уроке во время артикуляционной гимнастики, которая не отнимает много времени и сил. Она проводится в начале и в конце урока в качестве физкультминутки в течение 5 – 7 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.

Дыхательные упражнения

а) разминка

вдох носом, выдох через рот;

вдох, задержка дыхания, выдох;

вдох, выдох по порциям.

б) упражнения для развития четкости произношения:

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

в) чтение согласных

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

Выделяется два качества техники чтения: правильность, беглость.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл прочитанного.

Беглость чтения – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения.
Поле чтения (или угол чтения) – это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление.

Для расширения поля чтения первоклассникам с первых дней учебы предлагается

* для чтения «текст», составленный из цветных точек, заменяющих буквы. Читают такой «текст», называя цвет точки.

*Игра «Фотоглаз».
Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных учителем, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит учитель, в перечне или нет?

*За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.


*«Кто быстрее»? Требуется найти в тексте предложение, которое прочитал учитель. По команде «Начали» ученик «скользит по тексту» в поисках данного предложения. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент.

*Упражнения, направленные на развитие четкости произношения:

Звуковая разминка. Мимические упражнения и артикуляция.
Слова, трудные для произношения (портфель, иллюминация)

«Иголочка» :напрягаем кончик языка и вытягиваем его вперед повторяем 3-4 р

«Улыбка»: широко растягиваем губы в улыбке. Повторяем 3-4 р

«Вкусная конфета»: языком толкаем щеки по очереди. Рот закрыт.

«Зубная щетка»: языком совершаем круговые движения по зубам. Рот закрыт

«Лошадка»: цокаем язычком. Повторяем 10 р

В 1 классе вводится в разминку чтение сочетаний изучаемого звука с гласными: би – бе –ба – бо – бу – бы, ри – ре – ра – ро – ру – ры;

чтение сочетаний 2 –3 согласных с гласными:

ст – а,о, у, ы, и, э; стр- а, о, у, ы, и, э.;

чтение слов, текстов. Скороговорок, чистоговорок, содержащих изученный звук для выработки навыков чёткости произношения при любом темпе речи.

Упражнения из книги Ш. Ахмадуллина

Спрут- тест

Спрут –тест представляет собой последовательность слов, обозначающих цвета написаны разными цветами, при этом цвет букв не соответствует значению слова.

Ребенку нужно внимательно читать и называть не само слово, а цвет, которым оно написано.

фиолетовый красный чёрный зелёный

красный синий фиолетовый зелёный

жёлтый чёрный синий красный

чёрный синий красный оранжевый

Рисование двумя руками

 

Обвести симметричный рисунок сразу двумя руками. Делать это нужно максимально быстро, но при этом аккуратно.

Слово – фигура-число

Это упражнение формирует правильное движение глаз с пятью фиксациями на строке. Ребенку нужно вести взгляд слева направо и называть то, что находится в круге.

Чтение с пальцем

В этом упражнении необходимо читать, ведя указательным пальцем под текстом и избегая возвратных движений. При этом не важно, читает ребенок вслух или про себя. Палец должен двигаться непрерывно, не останавливаясь.

Слова для отработки

Ребенок должен быстро читать вслух написанные слова ( в зависимости от задания по строчкам или по столбикам). Задача- довести узнавание этих слов до полного автоматизма, что в дальнейшем повысит скорость чтения.

когда вот два со под

сказать очень новый там давать

до кто даже после слово

мой при хотеть понимать нет

наш день должен ли место

чтобы можно раз где каждый

становиться жизнь их рука без

говорить первый работа город ребёнок

самый сам какой вопрос ну

Потерянный текст

Ребенок должен вслух прочитать текст, часть которого отсутствует. При этом читать нужно максимально быстро.

Птичьи заботы.