Автор: Т. В. Недоимкина, учитель литературы МБОУ СОШ № 11 с. Волочаевка
Цели урока:
Образовательные:
познакомить обучающихся со стихотворениями К. Симонова о Великой Отечественной войне;
продолжить работу над усвоением литературоведческих терминов (эпитет, метафора, сравнение, монолог)
Развивающие: способствовать развитию универсальных учебных действий (УУД) : монологической речи, умения вести диалог, высказывать свою позицию
-
Воспитательные : способствовать воспитанию вдумчивого отношения к поэтическому слову, чувства патриотизма и сопричастности к событиям ВОв, героическому прошлому Родины.
Оборудование : печатные тексты стихотворений К.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» и «Майор привёз мальчишку на лафете…», электронная презентация, модуль ВЦИОР о Д.Д.Шостаковиче, музыкальные сопровождения (эпизод «Нашествие» Седьмой симфонии Шостаковича, песни «Вставай, страна огромная…» Александрова, «День Победы» Тухманова), записи авторского чтения стихотворений, фильм школьного отряда «Поиск» «Расскажи о ветеране», раздаточные листы со словарём литературоведческих понятий, репродукции картин на военную тематику, словарь незнакомых и малознакомых слов (лафет, кринка, околица, пажить, плис, салоп, просёлок), карточка на доску с опорными выражениями.
Тип урока: комбинированный.
Наш долг – сохранять память.
Ход урока
Оргмомент (на фоне 1 слайда презентации)
Вступление.
2 слайд презентации: смена фотографий ветеранов ВОв на фоне песни из к/ф «Офицеры»
Ученик (чтение наизусть стих-я Д. Самойлова «Сороковые…»
3 слайд с темой урока, запись в рабочие тетради учениками
4 слайд, звучит начало песни «Священная война»
Учитель Многие музыкальные деятели также откликнулись на события войны. Среди них композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
Учебный модуль ВЦИОР «Шостакович» + рассказ ученика о композиторе
Ученик. Шостакович Дмитрий Дмитриевич родился 25 сентября 1906 года. Во время ленинградской блокады композитор вместе с другими ленинградцами дежурил на крышах домов, куда падали зажигательные бомбы, умирал от голода, и в это же время сочинял свою знаменитую седьмую симфонию, посвященную блокадному городу Ленинграду. Летом 1941 года Шостакович написал на партитуре: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю 7-ю симфонию». Это произведение потрясло многих. В осажденном городе люди нашли в себе силы исполнить симфонию. Её часто сравнивают с документальными произведениями о войне. В статье, посвященной седьмой симфонии, Евгений Петров так писал об эпизоде нашествия: «Она сотрясает мир. … что-то железное идет по человеческим костям, и вы слышите их хруст. Вы сжимаете кулаки. Вам хочется стрелять в это чудовище с цинковой мордой, которое неумолимо и методично шагает на вас, — раз, два, раз, два».
Исполнение симфонии передавалось по радио и городским громкоговорителям. В гитлеровских войсках это произведение тоже слушали. По признанию некоторых немецких солдат, в тот день они поняли, что войну проиграют.
Основная часть.
Учитель Гнев к фашистам, боль за судьбу страны и народа зазвучали в произведениях поэтов. Одним из любимых и читаемых поэтов периода ВОв стал Константин Симонов. Сегодня мы будем говорить о двух его стихотворениях: «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», выразительное чтение которого ребята 6 класса должны будут подготовить дома, и «Майор привёз мальчишку на лафете», отрывок которого ученики 5 класса должны будут выучить наизусть. А пока я предлагаю вам ближе познакомиться с поэтом.
Слайд 5-6 + рассказ о поэте ученика 6 класса
Слайд 7 прослушивание стих-я «Ты помнишь, Алёша, ….»
Анализ произведения ведёт учитель
Слайд 8 прослушивание стих-я «Майор привёз мальчишку на лафете…»
Анализ произведения ведёт учитель
— Ребята, какое впечатление произвело на вас это стихотворение? (учитель не комментирует ответы учеников)
— Откуда был привезён мальчик?
— Что вы знаете о городе Бресте?
— Давайте прослушаем небольшое сообщение об этом городе. (выступление ученика 5 класса)
Ученик. Брестская крепость – крепость-герой в черте города Бреста в Белоруссии. Во время нападения фашистов на нашу Родину малочисленный гарнизон крепости первым принял удар и, находясь в окружении, героически оборонялся с 22 июня до 20-ых чисел июля 1941 года. Вместе с солдатами в крепости находилось и гражданское население: старики, женщины, дети. Испытывая голод, нехватку питьевой воды, находясь под обстрелами и бомбёжками, многие из них умерли или погибли. И только немногим удалось остаться живыми.
— Найдите в тексте и зачитайте описание мальчика.
— На какие эпитеты вы обратили внимание? (привязанный к щиту, заснувшую игрушку, седой мальчишка)
— О чём нам говорят эти эпитеты, как вы поняли их смысл?
— Зачитайте концовку 1-го столбца. Как вы понимаете эти строки?
— Можно ли считать эти слова признанием подвига мальчика? Почему?
— Прочитайте выразительно 5 столбец стих-я. Почему увиденная картина «оборвала сердца» солдатам? Что значат последние слова?
— Как вы понимаете смысл строфы «Теперь мой дом не там, где прежде жили,// А там, где отнят у мальчишки он»?
— Ребята, от имени кого мы узнали историю о мальчике из разрушенного Бреста?
— Значит, речь здесь ведётся от одного лица. Посмотрите на лист с литературоведческим словарём. Как называется такой литературный приём? (предлагается понятие записать в тетрадь)
— Обратите внимание на эмоциональность монолога. Какие чувства испытывает воин, рассказывая историю о судьбе десятилетнего мальчика, познавшего, что такое война? (обратиться к опорным выражениям на доске)
Учитель . Среди наших односельчан тоже есть люди, которые, будучи детьми, испытали на себе тяготы и лишения военного времени. С одним из них я предлагаю вам познакомиться.
(фильм отряда «Поиск» «Расскажи о ветеране»)
Учитель. Ребята, в 2010 году издана книга Памяти Волочаевского сельского поселения, в которой увековечена память о наших односельчанах, воевавших и трудившихся в годы ВОв.
Слайд 9, постепенно звук уменьшается, песня «День Победы» звучит приглушённо
Заключение.
Д.З. Выучить стихотворение