Тип урока: повторительно-обобщающий (лекционное занятие).
Цель урока:
формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетентностей при подготовке к экзамену, а именно:
— систематизация правил правописания Н и НН в разных частях речи;
— развитие умения разграничения и опознавания языковых единиц (в частности, кратких причастий и кратких прилагательных, кратких причастий и наречий);
— развитие умения лингвистического анализа текста, характеристики авторской позиции и аргументирования своего мнения для выполнения;
— отработка навыка написания Н и НН в суффиксах разных частей речи.
Задачи урока:
обучающая – закрепить полученные знания по теме Н и НН в суффиксах различных частей речи;
развивающая – развивать умение осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их и употреблять на письме слова с этими суффиксами; развивать умение связно излагать свои мысли;
воспитывающая – воспитывать уважение к русскому народу – истинному творцу родного языка.
Оборудование урока:
раздаточный материал на каждого студента (опорный конспект), карточки с заданиями, компьютер, задания-тренажеры.
Ход урока.
I. Орг. момент. Слово учителя.
Запись темы урока, обращение к студентам:
— Как вы думаете, каковы задачи нашего урока? Сформулируйте.
— Что мы ещё должны научиться различать?
II. Актуализация знаний студентов (опорный конспект).
Правописание -НН- и -Н- в суффиксах различных частей речи
Правописание -Н- и -НН- в именах существительных | |
— Н — | -НН — |
В именах существительных, образованных от основы имён прилагательных, пишется столько же Н, сколько Н пишется в производящей основе | Если новое существительное образовано от имени существительного, основа которого заканчивается на Н, то в нём пишется НН |
конопляный — конопляник | малина — малинник, воспитание — воспитанник |
Правописание -Н- и -НН— в именах прилагательных | |
в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ИН-, -АН-, -ЯН-, | в прилагательных, образованных от существительных, основа которых оканчивается на и, с помощью суффикса —Н— |
гусь — гусиный, кожа — кожаный, волос — волосяной, серебро — серебряный | цена — ценный, конь — конный, весна — весенний |
Искл. стеклянный, оловянный, деревянный | в прилагательных, образованных от основы существительных с помощью суффикса -ЕНН-, -ОНН- |
в прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов с помощью суффиксов –Н— или –ЕН— и не имеющих приставок или пояснительных слов | вещество — вещественный, высокий — высоченный; дискуссия — дискуссионный, станция — станционный |
кипячёное молоко, ношеный костюм | в прилагательных, образованных с помощью суффиксов -НН- или -ЕНН-(-ЁНН-) от глаголов, имеющих приставку (Исключения: посаженый отец, названый брат, смышлёный мальчик, приданое невесты) |
в прилагательных: багряный, бараний, зелёный, пряный, пьяный, румяный, рьяный, свиной, синий, юный | поношенное платье, заплаканное лицо |
в кратких прилагательных, если в полном прилагательном было Н | в прилагательных на -ОВАННЫЙ, -ЁВАННЫЙ, образованных от глаголов |
деревья зелёные – зелены, солнце румяное — румяно | балованный ребёнок, иллюстрированный журнал |
в кратких прилагательных, если в полном прилагательном было два НН | |
местность пустынна (от пустынный) | |
Обратите внимание. 1.ВетреНый день, но безветреННый день, обветреННое лицо; маслеНый блин, но замаслЕННая ткань, маслЯНый насос.
| |
Правописание -Н- и -НН- в причастиях | |
в кратких страдательных причастиях прошедшего времени (какова? каков?) | в полных страдательных причастиях прошедшего времени, имеющих при себе приставку или зависимое слово |
задача решена, машина перегружена | выкрашенный забор, крашенный зелёной краской забор, перегруженная машина, груженная цементом машина |
в некоторых причастиях, образованных от бесприставочных глаголов совершенного или несовершенного вида (написание НН в таких причастиях объясняется тем, что они обычно сохраняют значение действия, несмотря на отсутствие приставок или пояснительных слов, и не называют, в соответствии со своим значением, какого-либо постоянного свойства предмета, что является основным признаком прилагательного) | |
брошенный, виденный, данный, желанный, купленный, лишённый, нечаянный, негаданный, нежданный, недреманный, невиданный, неслыханный, пленённый, слыханный, читанный | |
Обратите внимание. 1. В страдательных причастиях прошедшего времени пишется суффикс —НН-, если основа глагола, от которого образовано причастие, оканчивается на гласные —а(-ать), -я(-ять), -е(-еть), при этом сохраняется написание гласной в основе глагола: завязать — завя-за-нн-ый, расстрелять — растреля-нн-ый, увидеть — увиде-нн-ый. Если основа глагола оканчивается на -и(-ить), -ти, -чь, то в страдательных причастиях пишется суффикс -енн- (-ённ-). При этом гласная и в основе глагола на -ить опускается: навесить — навешенный, выпечь — выпеченный. 2. Правописание –Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных, образованных от глаголов жевать, клевать, копать, плевать, совать, зависит только от наличия или отсутствия при них пояснительных слов: кованая цепь, кованная кузнецом цепь. 3.Наличие слитно пишущейся частицы НЕ, выступающей в значении приставки, не влияет на написание –Н- или –НН — в причастиях и отглагольных прилагательных: крашеный пол — некрашеный пол; разгаданный ребус — неразгаданный ребус. | |
Правописание -Н- и -НН- в наречиях | |
если в прилагательном или причастии, от которого образовано наречие, пишется Н, то и в наречиях пишется одно Н | если в прилагательном или причастии, от которого образовано наречие, пишется НН, то в наречиях сохраняется написание НН |
смешной — смешно, срочный — срочно | временный — временно, всесторонний — всесторонне, взволнованный — взволнованно |
III. Обобщение и закрепление изученного материала. Диагностический контроль (с целью выявления «слабых мест»).
Студенты рассаживаются за компьютеры и выполняют работу с электронными тренажерами на закрепление правила «Правописание -НН- и -Н- в суффиксах различных частей речи».
- Правописание Н и НН в наречиях на -О и -Е (21 задание)
- Правописание Н и НН в различных частях речи (21 задание)
- Правописание О (Е, Ё) после шипящих и Ц (31 задание).
При выполнении данной работы можно еще раз повторить правило, которое отражено в тренажере, так же посмотреть результат, и если были у студентов ошибки, они сгруппированы в результатах.
Затем студентам предложены тренировочные задания (отдельно каждому).
Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи
1. В каком ряду пишется НН?
1) муравьи…ый след 3) сея..ый песок
2) небелё..ый потолок 4) даль тума…а
2. В каком ряду пишется НН?
1) цели..я земля 3) море взволнова..о ветром
2) кипяче..ое молоко 4) непроше..й гость
3. В каком ряду пишется одно Н?
1) краше..ые волосы 3) сушё..ые на солнце вишни
3) операцио..ая 4) дети непосредстве…ы
4. В каком варианте ответа правильно указанны все цифры, на месте которых пишется НН?
Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитками в виде лошади(4)ой головы.
1) 1,2 2) 2,3 30 1, 2, 3 4)3, 4
5.В каком варианте ответа правильно указанны все цифры, на месте которых пишется НН?
В спортивной ходьбе запреще(1)о отрывать от земли обе ноги одновреме(2)о, как это обыкнове(3)о делают при беге; все нарушения бывают чётко зафиксирова(4)ы кинокамерой.
1) 1, 2, 3, 4 2) 2,4 3) 2, 3 4) 3, 4
6.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
В стари(1)у лук был грозным оружием: калё(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену.
1) 1, 2, 4 2) 2, 4 3) 3 4) 3, 4
7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н?
Ось вращения спутника Земли вокруг собстве(1)ой оси направле(2)а почти перпендикулярно к плоскости эклиптики, поэтому в области полюсов Луны расположе(3)ы два необычных типа областей.
1) 1 2) 2 3) 3 4) 2, 3
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н?
На автопортрете художник одет в изыска(1)ый плащ, лицо спокойно и увере(2)о, усы и бородка тщательно ухоже(3)ы.
1) 1 2) 2 3) 3 4) 1, 3
9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
В духе классицизма скульптор создал обобщё(1)ый, идеальный образ, в котором объедине(2)ы невида(3)ая сила и изящество.
1) 1 2) 2 3) 1, 2 4) 1, 3
10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н?
В первых картинах И.Н. Никитина была некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)го пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.
1) 1 2) 2 3) 1, 2 4) 1, 2, 3
11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Когда тума(1)ый восток посветлел и в лагере отгремела бараба(2)ая дробь, нежда(3)о началась атака неприятеля.
1) 1 2) 2 3) 2, 3 4) 1, 2, 3
12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н?
Старший лесник, дли(1)ый и неуклюжий, в галифе из домотка(2)ого сукна, в стира(3)ой сорочке, сидел в стороне от всех и насмешливо улыбался.
1) 1 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 2, 3
IV. Подведение итогов. Домашнее задание:
1.Повторить опорный конспект.
2. Закончить выполнение заданий карточки.