Цель: Расширение знаний учащихся о водах суши.
Задачи:
- Сформировать представление о леднике, снеговой линии, айсбергах, условиях их образования.
- Раскрыть значение ледников в жизни человека и планеты Земля.
- Продолжить формирование навыков работы с учебником и географическими картами.
Оборудование: физическая карта мира, географический атлас, учебник, фотографии ледников, диск «География 6-10 классы»; иголочки и флажки для показа маршрута; раздаточный материал: «История о черепашках», листы для проверки домашнего задания, тесты, контурные карты.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Содержание урока:
Организационный момент
Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие по земному шару с целью изучения ледников. Мы с вами узнаем, как и при каких условиях образуются ледники, о типах ледниковых покровов, а также о значении ледников в жизни человека и Земли.
Отправимся в путешествие на воздушном шаре, а чтобы шар поднялся в воздух, необходимо получить доступ к управлению, проверив домашнее задание.
Проверка домашнего задания
Графический диктант
Если вы согласны с утверждением, то ставите дугу в две клетки, если нет, то прямая линия в две клетки:
- Озеро — замкнутый водоём, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении. (+)
Самое маленькое озеро на Земле – Каспийское. (-) - Самое глубокое озеро нашей планеты – Байкал. (+)
- Углубления, в которых находятся озёра, называются озёрными котловинами. (+)
- В результате движения земной коры образуются ледниковые озёра. (-)
- Котловины, образованные древними ледниками и заполненные водой, называются ледниковыми озёрами. (+)
- Озёра, занимающие кратеры потухших вулканов, называются вулканическими. (+)
- Озёра, из которых вытекают реки, называются бессточными. (-)
- Бессточные озёра – Каспийское и Аральское моря – озёра. (+)
Изучение нового материала
— Наш воздушный шар поднимается вверх, и мы направляемся к леднику Федченко (Памир). Там находится крупнейшая станция по изучению ледников. Именно здесь мы узнаем о том, что такое ледник и как он образуется.
— Запишем в тетрадь определение, что такое ледник.
Ледник – это многолетнее скопление льда на суше.
(Демонстрация электронного наглядного пособия: «Характеристика природы – Воды – Образование ледников».)
— Зарисуем схему строения ледника в тетрадь.
— А теперь рассмотрим схему.
Заполним таблицу:
Горные ледники | Покровные ледники |
Находятся в горах | Занимают полярные области (Антарктида, Гренландия, Канадский арктический архипелаг) |
Покрывают вершины, горные долины | Имеют форму щитов и куполов |
Снеговая линия высоко | Снеговая линия находится низко |
Обладают пластичностью, движутся вниз по склону | Лёд растекается в стороны |
Образуют морены – ледниковые отложения | Образуются айсберги |
— Говорят, ледники есть даже в Африке. Вы согласны с этим мнением?
— Где в Африке можно встретить ледники?
— Давайте проверим. Отправляемся в путь. Вот мы у подножия горы Килиманджаро. Есть ли на ней ледник? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте решим задачу.
Задача:
Определите, есть ли ледник на вершине Килиманджаро, если температура у её подножия весь год +25ºС. (С высотой температура воздуха понижается на 6º на каждую 1000 метров.)
Решение: (6000: 1000) х 6=36
25º-36º= -11ºС
— Так существуют ледники в Африке? Почему?
— Есть материк, на 98,5% покрытый ледником. Как вы думаете, что это за материк? Давайте на нём побываем.
(Демонстрация слайдов: Электронное пособие «7 класс. Антарктида. Климат. 5-10 слайды)
— Пришло сообщение: «Возле берегов Гренландии большое количество айсбергов. Грузовое судно терпит бедствие». Для того чтобы спасти судно, запишите определение айсберга в тетрадь с помощью учебника. Ответьте на вопрос: «Почему образуются айсберги?»
— Проходящие корабли услышали сигнал SOS. Они готовы нам помочь, но запрашивают информацию о районах распространения ледников.
(Работа с контурными картами: нанести районы распространения ледников.)
Закрепление изученного материала
— Пора отправляться домой, но нас просят о помощи гляциологи и биологи из Южной Америки. У них в компьютере поселился вирус, который испортил их научные труды. Нам необходимо помочь. Наша задача – не только найти и исправить ошибки, но и обнаружить в тексте географические понятия и дать им определения.
История о черепашках
Гидросфера – это влажная оболочка Земли. Здесь находятся любимые места обитания морских черепашек, которые называются красивым именем морена. Летом они плещутся в тёплых солёных водах. Зимуют же черепашки в горах, выше снеговой линии, где круглый год нет снега и льда. А с наступлением весны, когда от вершин горных ледников откалываются айсберги, начинается новое путешествие, но это уже совсем другая история.
Вопросы к тексту:
1. Какие географические ошибки были допущены?
2. Какие понятия вы нашли? Дайте определения.
— А теперь мы отправимся домой и покажем, чему мы научились.
Тест
Ледник – это:
а) водная оболочка Земли
б) многолетнее скопление льда на суше
Ледниковые отложения называются:
а) морена
б) айсберги
в) пороги
Закончить предложение: Отколовшиеся от покровного ледника глыбы льда называются_____________.
Дать определение: Снеговая линия – это____________________________________________ .
Установите соответствие:
Тип ледников
Свойства
А – горные ледники
Б – покровные ледники
- образуются, где снеговая линия находится низко
- обладают пластичностью
- имеют форму щитов, куполов
- можно сравнить с рекой
Материк, на 98,5% покрытый ледником:
а) Евразия
б) Северная Америка
в) Антарктида
7. Горные ледники образуются:
а) на равнинах
б) в горах
8. Места образования айсбергов:
а) Антарктида, Гренландия, Канадский арктический архипелаг
б) горные районы Земли
-
Итог урока. Домашнее задание