Урок по теме «Ледники». (6 класс)


Автор: Алла Владимировна Москаленко
Место работы: МБОУ «СОШ № 1 п. Смидович»
Должность: учитель географии


Цель: Расширение знаний учащихся о водах суши.

Задачи:

  • Сформировать представление о леднике, снеговой линии, айсбергах, условиях их образования.
  • Раскрыть значение ледников в жизни человека и планеты Земля.
  • Продолжить формирование навыков работы с учебником и географическими картами.

Оборудование: физическая карта мира, географический атлас, учебник, фотографии ледников, диск «География 6-10 классы»; иголочки и флажки для показа маршрута; раздаточный материал: «История о черепашках», листы для проверки домашнего задания, тесты, контурные карты.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Содержание урока:

  1. Организационный момент

Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие по земному шару с целью изучения ледников. Мы с вами узнаем, как и при каких условиях образуются ледники, о типах ледниковых покровов, а также о значении ледников в жизни человека и Земли.

Отправимся в путешествие на воздушном шаре, а чтобы шар поднялся в воздух, необходимо получить доступ к управлению, проверив домашнее задание.

  1. Проверка домашнего задания

Графический диктант

Если вы согласны с утверждением, то ставите дугу в две клетки, если нет, то прямая линия в две клетки:

  1. Озеро — замкнутый водоём, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении. (+)
    Самое маленькое озеро на Земле – Каспийское. (-)
  2. Самое глубокое озеро нашей планеты – Байкал. (+)
  3. Углубления, в которых находятся озёра, называются озёрными котловинами. (+)
  4. В результате движения земной коры образуются ледниковые озёра. (-)
  5. Котловины, образованные древними ледниками и заполненные водой, называются ледниковыми озёрами. (+)
  6. Озёра, занимающие кратеры потухших вулканов, называются вулканическими. (+)
  7. Озёра, из которых вытекают реки, называются бессточными. (-)
  8. Бессточные озёра – Каспийское и Аральское моря – озёра. (+)

 

  1. Изучение нового материала

— Наш воздушный шар поднимается вверх, и мы направляемся к леднику Федченко (Памир). Там находится крупнейшая станция по изучению ледников. Именно здесь мы узнаем о том, что такое ледник и как он образуется.

— Запишем в тетрадь определение, что такое ледник.

Ледник – это многолетнее скопление льда на суше.

(Демонстрация электронного наглядного пособия: «Характеристика природы – Воды – Образование ледников».)

— Зарисуем схему строения ледника в тетрадь.

— А теперь рассмотрим схему.

Заполним таблицу:

Горные ледники

Покровные ледники

Находятся в горах

Занимают полярные области (Антарктида, Гренландия, Канадский арктический архипелаг)

Покрывают вершины, горные долины

Имеют форму щитов и куполов

Снеговая линия высоко

Снеговая линия находится низко

Обладают пластичностью, движутся вниз по склону

Лёд растекается в стороны

Образуют морены – ледниковые отложения

Образуются айсберги

— Говорят, ледники есть даже в Африке. Вы согласны с этим мнением?

— Где в Африке можно встретить ледники?

— Давайте проверим. Отправляемся в путь. Вот мы у подножия горы Килиманджаро. Есть ли на ней ледник? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте решим задачу.

Задача:

Определите, есть ли ледник на вершине Килиманджаро, если температура у её подножия весь год +25ºС. (С высотой температура воздуха понижается на 6º на каждую 1000 метров.)

Решение: (6000: 1000) х 6=36

25º-36º= -11ºС

— Так существуют ледники в Африке? Почему?

— Есть материк, на 98,5% покрытый ледником. Как вы думаете, что это за материк? Давайте на нём побываем.

(Демонстрация слайдов: Электронное пособие «7 класс. Антарктида. Климат. 5-10 слайды)

— Пришло сообщение: «Возле берегов Гренландии большое количество айсбергов. Грузовое судно терпит бедствие». Для того чтобы спасти судно, запишите определение айсберга в тетрадь с помощью учебника. Ответьте на вопрос: «Почему образуются айсберги?»

— Проходящие корабли услышали сигнал SOS. Они готовы нам помочь, но запрашивают информацию о районах распространения ледников.

(Работа с контурными картами: нанести районы распространения ледников.)

  1. Закрепление изученного материала

— Пора отправляться домой, но нас просят о помощи гляциологи и биологи из Южной Америки. У них в компьютере поселился вирус, который испортил их научные труды. Нам необходимо помочь. Наша задача – не только найти и исправить ошибки, но и обнаружить в тексте географические понятия и дать им определения.

История о черепашках

Гидросфера – это влажная оболочка Земли. Здесь находятся любимые места обитания морских черепашек, которые называются красивым именем морена. Летом они плещутся в тёплых солёных водах. Зимуют же черепашки в горах, выше снеговой линии, где круглый год нет снега и льда. А с наступлением весны, когда от вершин горных ледников откалываются айсберги, начинается новое путешествие, но это уже совсем другая история.

Вопросы к тексту:

1. Какие географические ошибки были допущены?
2. Какие понятия вы нашли? Дайте определения.

— А теперь мы отправимся домой и покажем, чему мы научились.

Тест

  1. Ледник – это:
    а) водная оболочка Земли
    б) многолетнее скопление льда на суше

  1. Ледниковые отложения называются:
    а) морена
    б) айсберги
    в) пороги

  1. Закончить предложение: Отколовшиеся от покровного ледника глыбы льда называются_____________.

  1. Дать определение: Снеговая линия – это____________________________________________ .

  1. Установите соответствие:

Тип ледников

Свойства

А – горные ледники

Б – покровные ледники

  1. образуются, где снеговая линия находится низко
  2. обладают пластичностью
  3. имеют форму щитов, куполов
  4. можно сравнить с рекой
  1. Материк, на 98,5% покрытый ледником:
    а) Евразия
    б) Северная Америка
    в) Антарктида

7. Горные ледники образуются:
а) на равнинах
б) в горах

8. Места образования айсбергов:
а) Антарктида, Гренландия, Канадский арктический архипелаг
б) горные районы Земли

  1. Итог урока. Домашнее задание