Урок по теме «Основные классы неорганических веществ»


Автор: Галина Николаевна Сергушева
Место работы: МБОУ СОШ № 7 п. Николаевка
Должность: учитель химии и биологии


Девиз урока. «Повторение – мать учения». (Русская народная пословица.)

Цели урока. Обучающая. Повторение, углубление и обобщение сведений об основных классах неорганических соединений

Задачи.

  • Обучающие. Повторить основные понятия темы: оксиды, кислоты, основания, соли, индикаторы; проверить умения составлять формулы оксидов, оснований, кислот и солей, анализировать и систематизировать вещества по их строению, отвечать на вопросы, делать выводы и обобщать.

  • Развивающие. Развитие «химического» мышления, умения использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию..

  • Воспитательные. Формирование интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей

План урока:

    1. Повторение классов неорганических веществ

    2. Конкурс 1 «Крестики-нолики»

    3. Конкурс 2  Игра «Прятки с формулами»

    4. Конкурс 3 «Черный ящик».

    5. Конкурс О чем рассказала этикетка

    6. конкурс Улыбка

    7. конкурс О чем говорят эти рисунки

    8. Загадки

Учитель. Целью сегодняшнего урока является повторение и обобщение знаний по этой теме в занимательной форме.

Ребята, если вы обратили внимание на доску, то, наверное, заметили, что от названия темы вниз идут четыре стрелки. Пустые места под стрелками мы будем заполнять по мере отгадывания загадок.

«Их получают путем горения 
Или сложных веществ разложения. 
В них два элемента, один – кислород. 
Я отнесу к ним и известь, и лед». 
Какие это вещества?

(О т в е т. Оксиды.)

 «Они имеют кислый вкус. 
В них изменяет цвет лакмус.
 
А если активный металл попадет,
 
Получим мы соль и еще водород».

(О т в е т. Кислоты.)

 «В каких веществах у фенолфталеина 
Бывает не жизнь, а сплошная малина?»

(О т в е т. Щелочи.)

 «Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты
 
Я без труда и боли
 
Объединю в класс…»
(О т в е т. Соли.)

Конкурс 1 «Крестики-нолики»: правила этой игры знакомы. Представлено четыре задания на определение формул оксидов, кислот, оснований и солей. Групповое обсуждение задания.. При проверке задания все вместе вспоминаем отличительные признаки каждого класса.

HNO3

SO3

NaOH

HCL

H3PO4

H2SO4

MgO

FeСl2

CuO

Al2O3

SO3

NaOH

HCL

K2O

H2SO4

MgO

FeСl2

CuO

Al2O3

NaCl

NaOH

HCL

K2CO3

H2SO4

MgO

BaСl2

CuO

Al2O3

SO3

NaOH

HCL

KOH

H2SO4

Mg(OH)2

FeСL2

CuO

Найдите выигрышный путь. Выигрышный путь составляют формулы: а) оксидов; б) оснований; в)кислот; г) солей.

Время проведения конкурса — 2 мин.

Оценка конкурса — 4 балла.

Конкурс 2  Игра «Прятки с формулами»

Цель игры: развить умение, наблюдательность, умение составлять формулы неорганических веществ. Необходимо вписать знак химического элемента, который «спрятался». Max число баллов -3. Игрок должен составить формулу, прочитать её, дать название

H2-O3

Na3P-

H2-O4

-CO3

KO-

-NO3

-SiO3

-OH

H3-O4


Конкурс 3 «Черный ящик».

Вносят Черный ящик, вещество, которое там находится нужно угадать.

Учитель зачитывает описание этого вещества, отвечает та команда, члены которой быстрее поднимут руку. Если отгадывают после первой фразы, получают 5 баллов. После каждой фразы количество баллов уменьшается на один.

Без этого вещества нет жизни. Полагают, что массовая гибель наполеоновских солдат при их отступлении из Москвы была обусловлена нехваткой этого вещества в пище. 5баллов

У древних народов нередко бывали войны из-за его источников.

У римлян ни одно жертвоприношение не обходилось без него. 4 балла

А римские легионеры времен Цезаря часть жалованья получали

этим веществом. Это вещество заменяло деньги во многих странах.3балла

В Китае XIII века, как свидетельствует Марко Поло, из этого

вещества изготавливались монеты. И даже в 1927году в Эфиопии,

по свидетельству академика Н. И. Вавилова, это вещество заменяло крупные деньги, а красный перец – мелкие. 2балла

У всех народов это вещество – символ гостеприимства.

И наоборот, просыпать это вещество, означало по

древним поверьям, навлечь на себя гнев богов. 1балл

Учитель. Да это вещество поваренная соль. Какому классу соединений это вещество дало название? Какие вещества называют солями? Запишите формулу поваренной соли, если известно, что она состоит из ионов натрия и хлорид ионов. Дайте название по международной номенклатуре.

Конкурс 4 «О чем рассказала этикетка»

От каждой команды в конкурсе участвует по одному человеку. Они получают этикетку Минеральная вода. Читая этикетку, они должны сделать вывод, о том какие соли входят в состав минеральной воды. Составить формулы и назвать

Конкурс 5 «Улыбка».

На доске две веселые мордашки забавного человечка. В место рта у него15 точек, расположенных в три строки. Этим точкам соответствуют пять вопросов и три варианта ответа на каждый. Учащиеся выбирают правильный ответ красным карандашом, обводят нужные точки, а затем соединяют их плавной линией. И для первой, и для второй команды правильные ответы подбираются так, чтобы при соединении получилась улыбка.

  1. Укажите формулу основного оксида:

1) CuO; 2). SO3; 3) NaOH

2. Укажите формулу растворимого основания:

1) 2Al(OH)3; 2) Ba(OH); 3)Cu(OH)2

3) Что из перечисленного не подходит для характеристики соляной кислоты?

1. ) Сильная; 2.) бескислородная 3. ). двухосновная

4) В растворах щелочей фенолфталеин имеет цвет:

а) синий; б) малиновый; в) бесцветный

  1. Какой оксид соответствует гидроксиду железа (III):

1) Fe 2O3; 2)K2O; 3). Fe O

Конкурс 6 О чем говорят эти рисунки?

Задание: начав движение с левой верхней клетки, передвигаясь по горизонтали или по вертикали, пройди все клетки таким образом, чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось одно из правил техники безопасности при работе с химическими реактивами. Запиши его.

СЛТАТКСКЛЯСЛИ
ВИСОРИВАВНЯЛВ
АЙТЕЕАКТИКУДА

 

Конкурс 7 Загадки

Лакмус

Ничего не могу поделать с собой:

Как едкая щёлочь- от страха синею,

А с кислотой – совершенно другой,

От пылкой любви мгновенно краснею.

Фенолфталеин Попасть в кислоту – для него неудача,

Но он перетерпит без вздоха, без плача,

Зато в щелочах у такого блондина

Начнется не жизнь, а сплошная малина

Метилоранж От щелочи я желт, как в лихорадке,
Краснею от кислот, как от стыда.
Но бросаюсь в воду без оглядки,
И здесь уж не заест меня среда.

Подведение итогов.

Домашняя работа Подготовиться к контрольной работе по теме «Основные классы неорганических веществ»