Цель: Знакомство с внутренними водами области.
Задачи: Познакомить учащихся с условиями образования внутренних вод ЕАО. Продолжить формирование умений работать с различными источниками информации. Воспитывать чувство любви к своей малой родине, бережное отношение к природе.
Оборудование: физическая карта ЕАО, историко-географический атлас ЕАО; учебное пособие, иллюстрации, компьютер, видеоролик «Наводнения».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Содержание урока:
Организационный момент
Запись на диске: «Дорогие друзья, вас приветствует экипаж межгалактического космического корабли ШК-10. На борту пилоты, командир, штурман. На нашей планете угроза жизни, воды не хватает. Отправляемся в экспедицию на планету Земля. Цель: знакомство с условиями образования и типами внутренних вод, оценка водных ресурсов. Добавьте каплю живительной влаги, доставьте на нашу планету.
Внимание, внештатная ситуация. Срочная эвакуация! Немедленно сообщите о местонахождении».
Рассказ ученика о географическом положении Еврейской автономной области. (Закончить фразой: «Территория в изобилии снабжена водой, которая содержится в реках, озёрах, подземных водах».)
2. Изучение нового материала
Для допуска к изучению внутренних вод ЕАО определим ваш исходный уровень.
Географический диктант
1. Место, где начинается река. (Исток)
2. Место впадения реки в озеро, море или реку. (Устье)
3. Место в речной долине, по которой течёт река. (Русло)
4. Территория, с которой в реку стекают подземные и поверхностные воды. (Бассейн)
5. Река со всеми притоками. (Речная система)
6. Граница между бассейнами. (Водораздел)
7. Поток воды, текущий по руслу. (Река)
8. Скопление воды в природном углублении на суше. (Озеро)
9. Вода в земной коре. (Подземные воды)
Работа в группах
— Итак, вы показали свои знания, поэтому допускаетесь к изучению внутренних вод. Помогут вам атласы, учебные пособия. По плану вы должны охарактеризовать реки, озера, болота и подземные воды области. На подготовку задания 5 минут.
1 группа – Характеристика рек.
2 группа – Характеристика озёр.
3 группа – Характеристика болот.
4 группа – Характеристика подземных вод.
Работа с сигнальными карточками
— На территории области очень много водоёмов. Земляне дали им красивые названия. В связи с этим они оставили нам послания. Расшифруйте некоторые из них. За правильный ответ вы получите каплю-жетон.
— Многие водоёмы на Земле часто выходят из берегов в период обильных дождей. Такое стихийное явление называется наводнение.
(Просмотр ролика «Наводнение»)
— Это явление характерно и для водоёмов области, правда, не в таких угрожающих масштабах, как вы видели в ролике.
Рассказ ученика о наводнениях, происходящих на реках области.
— Фронтальная беседа.
— Чем опасны наводнения?
— Почему водоёмы области выходят из берегов?
— В какой период это случается?
— Какие меры необходимо предпринимать, чтобы себя обезопасить? (Дамбы, своевременная эвакуация, прогнозирование)
— Живые организмы не могут существовать без воды. В том числе и люди. Вода – источник жизни. Её используют в хозяйстве, в быту. В результате деятельности человека проявляются негативные явления на водоёмах.
Задание: Выявите использование человеком воды, а также источники её загрязнения. Заполните таблицу.
Использование воды человеком | Негативные явления |
1. Промышленность | 1. Загрязнение бытовыми отходами |
— Какие меры необходимо предпринимать по сохранению водных ресурсов?
Стихотворение на тему «Вода».
— Для того, чтобы присвоить вам учёную степень по изучению вод области, позвольте оценить ваши знания индивидуально. Решите тесты.
Работа с тестами (индивидуально)
— Молодцы, вы хорошо потрудились. Наша экспедиция подходит к концу. Вы получили знания о внутренних водах ЕАО, о стихийных бедствиях, связанных с водой, о необходимости бережного отношения к воде. А какая команда получит кристально чистую воду с территории области, мы сейчас узнаем. Проведём торг. Первоначальная цена – 6 жетонов-капель. Кто больше?
3. Домашнее задание
Прочитать в учебнике §7«Внутренние воды». Определить по карте ЕАО географические объекты:
А)
Б)
В)