Цель: обобщить и углубить знания учащихся о натуральных числах; сформировать умение распознавать натуральные числа, приводить их примеры.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока
Математика – основа и царица всех наук,
И тебе с ней подружиться я советую, мой друг.
Ее мудрые законы, если будешь выполнять,
Свои знанья приумножишь,
Станешь ты их применять.
Содержимое
1. Актуализация опорных знаний
Поскольку тема не является новой для пятиклассников, целесообразно провести с учащимися беседу:
— Сколько тебе лет?
— Сколько девочек у нас в классе?
— Сколько месяцев в году?
Все вами названые числа имеют что то общее?
Конечно же, они используются для счета и поэтому называются натуральными числами.
Пожалуйста, приведите примеры натуральных чисел.
Например: (натуральные числа означающие количество учеников в ряду, означающих количество учебников в портфеле и т.д.)
Давайте запишем эти числа.
А теперь ответь на следующие вопросы:
— Какую часть недели составляют рабочие дни? (6/7)
— Какую часть года составляет лето? (3/12 или 1/4)
— Сколько в вашем классе учеников, старше 20 лет? (0)
Каждое из названных чисел записываем на доске (и в тетрадях), Являются ли эти числа натуральными?
Акцентирую ваше внимание на том что:
- числа, которые используются во время счета предметов, являются натуральными;
- не все числа, которые знаем, являются натуральными.
2. Изучение нового материала
Этот этап урока также целесообразно провести в виде эвристической беседы. Для получения знаний об основных свойствах натуральных чисел целесообразно предложить учащимся, например, такие вопросы:
- Если надо посчитать количество цветов в радуге (конфет в коробке, деревьев в саду и т.д.), то с какого числа начинаем счет? Итак, какое натуральное число является наименьшим?
- Как отличается каждое следующее число от предыдущего? А от следующего?
- Какое натуральное число предшествует числу 365, стоит за числом 349?
После ответов на вопросы делаем важные выводы:
- Наименьшим натуральным числом является 1.
- Наибольшего натурального числа не существует.
- Все натуральные числа, записанные в порядке возрастания, образуют ряд натуральных чисел. Например: 1, 2, 3, 4, 5, … — ряд натуральных чисел; 1, 2, 5, 7 — не является рядом натуральных чисел.
3. Закрепление новых знаний и умений учащихся
Математическое лото «Натуральные числа»
Правила игры
Для игры необходимо заготовить заранее карточки с двумя вариантами по количеству учащихся в классе. Работают на своих местах. Учитель зачитывает вопросы, на каждый из которых отводится не больше 30 секунд. Учащиеся зачеркивают те клетки в карточках, числа в которых являются, по их мнению, правильными ответами. После последнего вопроса пары обмениваются карточками для проверки, сверяясь с ответами на слайде.
Максимальная оценка за все правильные ответы – 12 баллов.
Учитель подводит итоги по результатам лото и обращает внимание на ошибки.
Вид карточек для лото
1 вариант
1 | 0 | 499 | 100 | |
24 | 10 | 14 | ||
101 | 7 | 17 | 13 |
2 вариант
98 | 100 | 7 | 22 | |
13 | 17 | 24 | ||
499 | 0 | 1 | 10 |
Вопросы для лото:
- Какое из чисел натурального ряда является наименьшим?
- Вспомните сказку о волке и козлятах. Сколько было козлят?
- Какое из двузначных натуральных чисел является наименьшим?
- Какое число следует за наибольшим двузначным числом?
- Какое число предшествует 500?
- Если а=16, то чему равно а+1?
- Если а=25, то чему равно а-1?
- По преданиям, какое число является несчастливым?
Ответы:
У 1 варианта должны остаться клетки с числами 0,14,101, у 2 варианта – 0,22,98.
Письменное выполнение упражнений (с комментарием учеников с места или у доски)
№№ 5; 6; 8; 10. (Повторить еще раз вывод, сделанный при решении устных упражнений.)
Дополнительно
Разгадайте анаграмму и найдите лишнее слово: ОСЛИЧ; ЛЬНУ; РОЬДБ; НАСЕТ.
(Решение. Число; нуль; дробь; стена; лишнее — стена.)
4. Итог урока
Повторим основные понятия, рассмотренные сегодня на уроке.
- Какие числа называются натуральными?
- Приведите примеры чисел, не являющихся натуральными.
- Назовите наименьшее натуральное число.
- Существует больше натуральное число?
- Запись называется рядом натуральных чисел? Сколько натуральных чисел стоит в натуральном ряду между 100 и 900?
5. Домашнее задание
§1, п. 1, №№ 7; 9; 11. [20].