Урок в 5 классе по теме «Обыкновенные дроби»


Автор: Анна Анатольевна Плешкевич
Место работы: МКОУ "ООШ с. Желтый Яр"
Должность: учитель математики


Цель урока: Научиться понимать, что такое доля, половина, треть и четверть, уметь записывать и читать дроби. Выполнять различные задания по данной теме.

Задачи урока:

Образовательная: Ввести понятие доли, обыкновенной дроби. Развивать навыки записи и чтения обыкновенных дробей.

Развивающая: Создать условия для развития навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, развития интеллектуальных качеств: внимания, воображения, памяти, умения анализировать, обобщать, выделять главное.

Воспитательная: Воспитать чувство дружественной атмосферы в классе и чувство сопереживания друг к другу. Воспитывать самостоятельность мышления, уважение к мнению других, умение работать в паре, формировать культуру устной и письменной речи, умение слушать и слышать.

Метапредметные

Регулятивные: Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Составлять план решения задачи совместно с учителем. Определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев оценки знаний.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; предполагать какая информация нужна для решения учебной задачи; находить и формулировать решение задач с помощью простейших моделей (предметных рисунков, цветной аппликации); делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; умение работать в коллективе.

Личностные: развивать готовность и способность учащихся к саморазвитию.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Ход урока

1. Мотивационная беседа.

Ребята! На партах у вас лежит отрывок из рассказа Драгунского про Дениску с Мишкой. Прочитайте отрывок и обсудите в парах.

«- Вот, папа, послушай, какую я Мишке задам задачу: вот у меня есть два яблока, а нас трое, как разделить их среди нас поровну? Мишка сейчас же надулся и стал думать. Папа не надулся, но тоже задумался. Они думали долго. Я тогда сказал:

— Сдаешься, Мишка?

Мишка сказал:

— Сдаюсь!

Я сказал:

— Чтобы мы все получили поровну, надо из этих яблок сварить компот. — И стал хохотать……»

А как думаете вы, ребята? Это единственный способ решения этой задачи?

Учитель наглядно делит два яблока на три доли. Показывая, что каждый получит по две доли от каждого яблока. Ученики сами определяют тему урока.

Тема сегодняшнего урока: «Доли. Обыкновенные дроби»

Цель урока: научиться понимать, что такое доля, половина, треть и четверть, уметь записывать и читать дроби. Выполнять различные задания по данной теме.

  1. Ребята, что мы еще можем поделить на доли? Где еще мы можем применить такой способ деления? (Совместные ответы учащихся)
  2. Послушайте задачу: Папа купил арбуз и разделил его на 8 равных частей и дал по одной части дедушке, бабушке, маме, тете, дяде двум детям и себе.
  3. Посмотрите, на сколько частей папа поделил арбуз? (Папа разрезал на 8 частей, потому что в семье 8 человек, и чтобы арбуз достался каждому).
  4. Мы можем сказать, что одна часть арбуза, тоже называется доля, так как арбуз поделили на равные части. Что же такое доля? Доля – это каждая из равных частей единицы. Так как арбуз разделили на 8 равных частей, значит, его разделили на 8 долей и каждый получил «одну восьмую» долю арбуза, или, короче «одну восьмую арбуза».
  5. Для записи доли используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой.
  6. Вопрос классу: Что показывает число под чертой?  Число под чертой показывает, на сколько равных частей разделили целое или единицу. (целое разделили на 8 равных частей) Что показывает число над чертой? (Число над чертой показывает, сколько равных частей взяли)
  7.  Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Самая известная из долей – это, конечно. Половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать часто: (приведите примеры: полчаса, полкилометра, поллитра).
  8. Разделили целое на три части. Взятую часть называют «треть».
  9. Если целое разделили на 4 части и взяли одну, то такую часть называют «четверть». Приведите примеры, когда мы говорим четверть (Учебная четверть, четверть часа)
  10. Как вы думаете, есть ли еще названия у частей? Если целое разделить на пять частей, неужели одну часть будем называть «пятерть», или «шестерть»? Таких странных слов в русском языке нет и поэтому такие части называют «пятая», «шестая». Например: — одна пятая;- одна шестая;- одна восьмая и так далее.

Выполните задание: Прочитайте дроби :

А теперь, у меня к вам вопрос? Что такое дробь?

Очень важно уметь правильно читать дроби. При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, пять и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (вторая, шестая, сто пятая, и т. д.)

Например: — две двадцать пятых; — одна двести сорок пятая; — одна девятая; — пятнадцать шестнадцатых; — восемь тысячных.

Перед вами на доске записаны дроби, давайте с первой дробью поработаем вместе. Дружно прочитаем, назовем числитель, и знаменатель этой дроби. Затем, остальные дроби вы читаете, друг другу в парах, и отвечаете на вопрос

Математический диктант. Запишите в виде обыкновенной дроби:

  • две седьмых;
  • две трети;
  • половина;
  • две четверти;
  • пять десятых;
  • восемнадцать сотых.

Игра «Доли»

Работа индивидуально и затем в парах.

У каждого учащегося на парте три квадрата из картона. Задание: разделить квадрат на четыре равные части тремя способами. Затем в парах обсудите полученный результат.

Вопросы к учащимся:

  • покажите четверть квадрата;
  • покажите 3/4 квадрата;
  • покажите половину квадрата.
 Пример карточек для игры «Доли»

 

Закрепление полученных знаний. Творческое задание «Корабль» (работа в группах)

На партах находятся разные геометрические фигуры из цветного картона, разрезанные на части: прямоугольники, круги, треугольник. Задание учащимся: взять необходимое количество частей и построить корабль:

Прямоугольник, разрезанный на 8 частей – взять из них 6 долей . Это корпус корабля.

Прямоугольник, разрезанный на 4 части – взять из них 2 доли . Это мачта.

2 круга, разрезанные на половинки – взять из них 3 доли . Это паруса.

Один квадрат поделить на два треугольника. Это встречный парус.

Три круга, каждый из которых разрезан на 4 части – взять от каждого круга. Это волны.

Пример выполненной аппликации


Домашнее задание: Сделать аппликацию (из цветной бумаги) из долей квадратов, разрезанных на части тремя различными способами.

3. Стадия рефлексии

Ребята вы сегодня отлично поработали! Мне сегодня с вами было очень приятно проводить время. А сейчас давайте вспомним чему мы сегодня научились и что нового узнали?

Конечно, ребята, вы совершенно правы. На следующих уроках вы ещё многое узнаете о дробях, научитесь их складывать, вычитать, умножать и делить. А в завершении урока я бы хотела вам рассказать одну древнюю притчу:

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

— Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

— Кто работал как первый человек?

— Кто работал добросовестно?

— Кто принимал участие в строительстве храма своих знаний?

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 2 =