Одним из важных прав человека в современном обществе является свобода выбора профессии. Как показывает практический опыт, не всегда профессиональное самоопределение детей-сирот рассматривается с позиции их социальной защиты. В любых условиях государство обязано обеспечить гарантии социальной защиты детям-сиротам. В соответствии с федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», функция защиты ребенка относится к компетенции образовательных учреждений. Интернатное учреждение, как одно из важнейших социальных институтов, обязано оказывать своим воспитанникам помощь в адаптации к современным условиям жизни, в том числе и к будущей профессиональной деятельности.
В ходе профессионального самоопределения кризисы могут возникнуть у любого подростка, но особенно им подвержены дети-сироты. Это, в первую очередь, неудачная реализация профессиональных намерений, а так же, несформированная «Я-концепция» и проблемы с ее коррекцией, которым особенно подвержены подростки. Следует особенно внимательно относиться к профориентационной работе с этой группой учащихся, вследствие значительного количества факторов, затрудняющих профессиональное самоопределение детей-сирот.
Правильный выбор профессии – не личная проблема, ведь нереализованная социально-профессиональная ориентация ставит перед человеком целый спектр трудностей, сопряженных с потребностью коррекции планов относительно жизненного самоутверждения, позиций в социальной структуре, возможностей развития. А это влечет за собой негативные результаты, как для личности, так и для общества. Формирование личности человека, планирование им профессионального и жизненного пути во многом определяется тем, как он всматривается в собственный внутренний мир.
Анализ научной литературы и практики учебных заведений интернатного типа свидетельствует о том, что в наше время проблема профессионального самоопределения детей-сирот в едином контексте с социальной защитой (основу которых составляют общие цели, задачи и содержание работы) весьма актуальна.
В связи с ограничением социальных контактов детей-сирот процесс их социализации затруднен. Существенным образом он находится в зависимости от тех норм, установленных в социальном окружении ребенка, которые регулируют требования к нему и гарантируют развитие его личности. Воспитанник детского дома, прежде всего, принимает складывающиеся взаимоотношения между детьми и взрослыми в этом учреждении как эталонные нормы отношений, при этом в качестве такой нормы выступает особое положение детей-сирот в обществе, что в какой-то степени деформирует понимание данным ребенком других социальных норм и создает трудности для адекватного социального развития.
Подросток не видит прошлого семьи, а следовательно ему трудно представить собственное будущее. Потеря личностной истории сильно влияет на формирование ребенка в целом. У детей-сирот весьма сужен круг выбираемых профессий и крайне ограничена мотивация выбора. Это сопряжено с неимением своей истории, выбор ограничивается специальностями, которым обучают в училищах, техникумах.
В силу указанных причин, подростки из детских домов чаще имеют проблемы с самоопределением как профессиональным, так и личностным, чем другие дети.
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам социальной адаптации выпускников образовательных учреждений интернатного типа. Приоритетным направлением работы в части организации жизнедеятельности несовершеннолетних является решение вопросов, связанных с их профессиональной ориентацией и подготовкой, созданием условий для трудоустройства.
Актуальность профессионального самоопределения воспитанников интернатных учреждений очевидна. Во-первых, важнейшая задача таких учреждений — формирование полноценных граждан своей страны, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие воспитанники, какую профессию они изберут, и где будут работать. Во-вторых, грамотно профессиональное самоопределение позволяет решать и многие насущные проблемы ещё в период обучения, так как оптимистическая перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегают многих подростков от необдуманных шагов и различных «соблазнов».
Свою работу по профессиональному самоопределению планирую в соответствии с программой «Дорога в жизнь» которая нацелена на содействие в формировании у воспитанников ориентации на трудовую деятельность как средства развития и самореализации духовных и физических потребностей, повышения профессиональной активности воспитанников в профессиональном самоопределении при выходе на рынок труда.
В ходе реализации программы решаются следующие задачи:
- Оказать психолого-педагогическую поддержку в процессе приобретения воспитанниками представлений о профессии;
- Создать условия для изучения воспитанниками своих профессиональных возможностей с целью дальнейшего самоопределения и самореализации;
- Выявить способности, интересы, склонности воспитанников;
- Организовать знакомство с миром профессий и способом приобретения желаемой профессии;
- Оказать помощь в социально-профессиональной адаптации.
Помощь в профессиональном самоопределении учащихся – одна из основных функций социального педагога, которая связана с развитием у учащихся профессионально значимых качеств, выработкой рекомендаций по их переводу на более высокую ступень обучения, целесообразности обучения и повышения профессионального уровня. Реализуя данную функцию, я веду работу по следующим направлениям:
- Профессиональное просвещение, включающее профинформирование, профпропаганду и профагитацию;
- Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов, способностей личности к той или иной профессии;
- Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии.
При консультировании я соблюдаю определённые правила профессионального консультанта:
- знать перечень специальностей, характерных для данного региона;
- во время консультации иметь показания и противопоказания к профессиям, набор диагностических методик;
- все рекомендации давать тактично, консультацию проводить в доверительной обстановке, при этом направлять усилия личности с учетом условий и требований общества;
- делать выводы на основе комплексного изучения личности, причем необходимо учитывать в большей степени последние данные о личности, чем предыдущие;
- воздействуя на интеллектуальную и эмоциональную сферы учащегося, должен учитывать его психологическое состояние. Его цель – понять собеседника и быть понятым им.
Эффективность своей работы по профессиональному самоопределению с воспитанниками определяю многими факторами, в том числе и уровнем своей информированности. Основными составляющими информированности в области профориентации считаю:
- знание классификации профессий, владение информацией о содержании труда, требованиях профессии к человеку;
- владение информацией о путях получения образования (информация об учебных заведениях, специальностях, средних и высших учебных заведениях, условиях поступления);
- владение информацией о правилах приема, итогах вступительной кампании (конкурсах, рейтингах);
- знание особенностей рынка труда (специалисты каких профессий востребованы на рынке труда сейчас, какие профессии будут востребованы в будущем и т.д.);
- знание особенностей детского, подросткового и юношеского возраста и грамотное применение этих знаний в организации профориентационной работы.
В рамках реализации программы с воспитанниками младших классов проводятся игры «Весёлый Профи», «Знаешь ли ты профессии?», где дети в увлекательной форме знакомятся с профессиями, расширяют свой кругозор. Ребята с большим интересом принимают участие в играх, при выполнении заданий проявляют смекалку и находчивость.
С воспитанниками 7-8 классов проводится конкурс сочинений на тему «Моя будущая профессия». Ребята с удовольствием принимают в этом участие, они рассуждают о будущей профессии, высказывают свои мечты и страхи. Большинство учащихся достаточно объективно оценивают возможности своей профессиональной деятельности, незначительная часть учащихся показывает высокий уровень притязаний при завышенной самооценке, что дает им возможность проявить мечтательность в плане будущего профессионального самоопределения.
С выпускниками 9-11 классов проводится беседа-консультация «Я – абитуриент вуза», на которой обсуждаются вопросы правил поступления в учебные заведения, о предоставлении льгот для детей-сирот при обучении, о правилах проживания в общежитиях, получении стипендий, продления пенсий и т.п.
Проводятся экскурсии на различные предприятия и в учебные заведения города. Ребята бывают в технологическом и политехническом техникумах, где им показывают учебные кабинеты, рассказывают о профессиях, которые можно получить в данных учебных заведениях, о востребованности этих профессий, а так же о студенческой жизни: секциях, кружках, занятиях по интересам.
Недавно мы детьми побывали с экскурсиях на предприятия города: пекарный цех Шодиева, почта России, Сбербанк России, гипермаркет «Самбери», колбасный цех «Бридер», ГИБДД. Ребята с интересом знакомились с работой специалистов на данных предприятиях, узнавали много нового о профессиях.
Анализируя свою работу по сопровождению профессионального самоопределения воспитанников детского дома за 2016-2019 годы, я пришла к выводу, что ситуация изменилась в положительную сторону: число воспитанников, поступающих в вузы, ссузы значительно увеличилось.
Количество выпускников поступивших в учебные заведения
в период с 2016 по 2019 гг.
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |
Всего выпускников /чел. | 17 | 25 | 12 | 11 |
вузы | 1 | 3 | 1 | 2 |
ссузы | 4 | 4 | 11 | 9 |
ПУ | 12 | 15 | — | — |
Вся моя работа направлена на то, чтобы сформировать у воспитанников целевую установку на получение образования на протяжении всей жизни, понимание, что рост мобильности, доступности и качества образования является важным условием роста статуса человека в обществе и что образование – это путь к достижению личностного и профессионального успеха.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль социального педагога при профессиональном самоопределении воспитанников детского дома огромна. Социальный педагог должен обладать не только разнообразной информацией о профессиях, но и быть способным донести эту информацию до воспитанников. Чтобы выпускник сделал правильный выбор, необходима долгая и кропотливая работа.
И хочется сказать словами Роберта Де Ниро, человека, добившегося больших высот в профессии: « В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно».
Литература
- Голуб, Г.Б., Великанова, А.В. Предпрофильная подготовка учащихся : рекомендации по организации и проведению / под ред. Е.А. Когана. – Самара: Учебная литература, 2006.
- Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» / под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 1998.
- Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М.: МПСИ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2002.
- Резапкина, Г.В. Я и моя профессия : программа профессионального самоопределения для подростков. – М.: Генезис, 2000.
- Родичев, Н.Ф. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: элективный ориентационный курс для учащихся 9 кл. / Н.Ф. Родичев. – М.: Академия, 2012. – 205 с.
- Сухотенко, О.Н. Ступени профессионального выбора / О.Н. Сухотенко / Школа и производство. – 2014. – № 3. – С. 28.
- Фаткуллин, Р.П. Организационно-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в условиях учреждений интернатного типа / Р.П. Фаткуллин // Вестник Башкирского университета. – 2007. – Т. 12, № 4. – С. 246-249.
- Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: метод. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. / С.Н. Чистякова. – М.: Академия, 2013. – 110 с.