Урок в 5 классе по теме «Треугольник»


Автор: Анна Анатольевна Плешкевич
Место работы: МКОУ "ООШ с. Желтый Яр"
Должность: учитель математики


Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

1. Образовательные: Ввести понятие треугольника, его элементов, обозначение; познакомить учащихся с «жесткостью» треугольника; рассмотреть сумму углов треугольника (в упрощенном варианте);

2. Развивающие: Развивать пространственное воображение учащихся, абстрактное мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь; учить самостоятельно добывать знания, побуждать к любознательности.

3. Воспитательные: Воспитывать в учащихся дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду, умение к совместной деятельности.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, интерактивный.

Формы обучения: коллективная, индивидуальная.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас на этом уроке! Давайте проверим вашу готовность к уроку. У Вас на партах должны быть: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка и дневник. Все готовы? Тогда начнем урок.

2.Постановка познавательной задачи.

Цель: создание мотивации учащихся по принятию познавательной задачи.

Учитель: В Атлантическом океане существует такое место. Оно загадочное, интересное. О нем много написано, сняты фильмы. Это пространство разместилось между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида и именуется «Бермудским треугольником». А ещё его называют «дьявольский треугольник», «треугольник проклятых». Загадочность его заключается в том, что собственно в нём безо всяких следов пропадают корабли и самолёты. Природа «Бермудского треугольника» остаётся загадкой и по сей день. Во время моего маленького рассказа я произнесла название фигуры, вам, вероятно знакомое. О какой геометрической фигуре сегодняшний наш урок?

Ответ учащихся: — О треугольнике.

Учитель: — Тема нашего урока «Треугольник» (запись на доске). Давайте мы с вами составим кластер по теме «Треугольник» (работа групп по составлению вопросов для кластера). Что получилось? (Кластер оформляется на доске, записываются все сформулированные вопросы учениками).

Образец кластера

3. Усвоение новых знаний.

Цель: ввести понятие треугольника, его элементов, обозначение; ознакомить учащихся со свойствами треугольника; побуждать детей «добывать» новые знания.

Учитель: — У вас у каждого на парте лежат рабочие листы. В течение урока мы будем их заполнять. Итак, начнем. Отметьте в ваших рабочих листах три точки, обозначьте их прописными латинскими буквами , и . Соедитине их по две отрезками. Рассмотрим два случая, когда три точки лежат на одной прямой и когда три точки не лежат на одной прямой. Что получили?

— В одном случае фигуру ABC, а в другом – все точки выстроились в ряд и образовали просто отрезки.

Образец построения треугольника в рабочих листах

— Так что такое треугольник? (Учащиеся формулируют определение треугольника) Сравниваются и уточняются определения.

4. Вывод:

— Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх соединяющих их отрезков.

Учитель: — Вместо слова «треугольник» используют знак Δ. Запишем: . Ребята, эти три точки, не лежащие на одной прямой, называются вершинами. Запишем. Отрезки – это стороны треугольника. Сколько их? (Работа в парах) Записываем: , и . Какие элементы есть еще у треугольника? (Выясняем, записываем). Итак, у треугольника есть три угла. Три стороны, три угла, три вершины – всё это элементы треугольника.

Учитель: А теперь рассмотрим свойства. Можно ли изменить форму треугольника (работа в группах с моделями треугольника).

Вывод (после обсуждения): Треугольник – «жесткая» фигура. Если заданы три его стороны, то форму треугольника уже изменить нельзя, не разрушив его. Это свойство широко используется на практике.

Приведите примеры.

Примеры:— 1) К калитке всегда прибивают планку, для того, что бы получились треугольники, которые обеспечивают прочность конструкции калитки и тогда ее не перекосит. 2) В конструкции любых мостов всегда присутствуют треугольники, тоже для обеспечения прочности. Чем больше треугольников в любой конструкции, тем она прочнее.

5. Физминутка

А сейчас встаньте рядом с партами. Порисуем в воздухе геометрические фигуры.

Рисуем руками квадрат сверху вниз и наоборот снизу вверх.

Теперь рисуем треугольник сверху вниз и наоборот снизу вверх.

Теперь окружность, большую-пребольшую на сколько хватает рук. Сверху вниз и наоборот снизу вверх.

И последняя фигура многоугольник, так же сверху вниз и снизу вверх.

6. Закрепление знаний.

Учитель: Как вы думаете, чему равна сумма углов любого треугольника? (Заслушать ответы). Давайте это выясним, верны ли ваши предположения. Предлагаю провести измерения углов с помощью транспортира.

Измерив все углы, производят из сложение и получают в сумме 180. Ребята безошибочно делают выводы.

— Сумма углов треугольника равна 180° (учащиеся записывают в рабочих листах). Примем за основу этот факт. Но в 7 классе это утверждение докажем.

Учитель: Продолжим знакомство с треугольниками. У треугольника есть пространственные родственники — тетраэдр, октаэдр, икосаэдр (демонстрация моделей на плакатах).

Вопрос. А отчего эти геометрические тела считаются родственниками треугольника?

Ученики рассматривают модели, обсуждают вопрос. Делают вывод.

Ученики: Грани этих тел – треугольники.

7. Подведем итог урока, В подведении итога нам поможет стихотворение Льва Шеврина:

Ты на него, ты на меня,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла
И столько же вершин.
И трижды — трудные дела
Мы трижды совершим.

8. Домашнее задание.

Нарисовать красочный рисунок, где и как применяется «жесткость» треугольника в быту. По желанию сочинить стихотворение о треугольнике. К следующему уроку подготовить сообщение по любому вопросу из кластера.

9. Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…

При выполнении заданий:

У меня возникли трудности при …
У меня не возникло трудностей и …

Делая выводы об интерактивных методах обучения, можно сказать, что все они направлены на эффективное восприятие материала, на мотивацию учащихся, что в свою очередь не противоречит общим принципам образования и воспитания подрастающего поколения.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

три + 6 =