Цель урока: совершенствование навыков выполнения арифметических действий с рациональными числами.
Задачи урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах действий с положительными и отрицательными числами; закрепить умение применять эти правила на практике.
Развивающие: развивать вычислительные навыки, математическую речь, логическое мышление; формировать умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Воспитательные: развивать навыки самостоятельной работы, анализа своей работы; способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету; воспитывать культуру общения, активность.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Форма урока: урок – путешествие
Ход урока
1. Организационный этап
Я рада приветствовать Вас на этом уроке. Давайте проверим, все ли готовы к уроку? Все готовы, тогда улыбнемся друг другу и мне и начнем наш урок!
2. Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
— Какие числа мы изучаем уже на протяжении нескольких уроков?
— Какие числа мы можем называть рациональными?
— Приведите несколько примеров рациональных чисел?
— Какие действия мы умеем выполнять с рациональными числами?
Наконец-то мы изучили все действия с рациональными числами, а значит пришло время эти полученные знания обобщить и систематизировать. И для того что бы нам это сделать, я приглашаю вас в интересное путешествие по стране Рациональных чисел.
На каждой станции, после выполнения заданий результаты каждого путешественника будем фиксировать в личной карте. Будем записывать все баллы. У каждого на парте есть личная карта, заполните ее. В пустой прямоугольник впишите свою фамилию и имя.
Вы готовы, дети? Отправляемся в путешествие.
Первая станция – Повторительная.
На этой станции вам необходимо отвечать на вопросы. За каждый верный ответ – 1 балл.
Продолжите предложения:
1. Чтобы сложить два отрицательных числа…
2. Чтобы сложить два числа с разными знаками…
3. Чтобы найти разность двух чисел…
4. Чтобы умножить два отрицательных числа…
5. Чтобы умножить два числа с разными знаками…
6. Чтобы разделить два отрицательных числа…
7. Чтобы разделить два числа с разными знаками…
8. Чтобы решить уравнение…
Приведите примеры:
- двух отрицательных чисел, сумма которых равна -24;
- двух чисел с разными знаками, сумма которых равна -24;
- двух чисел с разными знаками, сумма которых равна 24;
- двух чисел, разность которых равна -24;
- двух отрицательных чисел, произведение которых равно 24;
- двух чисел с разными знаками, частное которых равно -24;
- двух чисел с разными знаками, произведение которых равно 24.
У вас здорово получилось, с ловкостью справились с заданиями. Не забываем записывать в свою карту все заработанные баллы.
Вторая станция – Ошибочная.
Скажите, почему она так называется?
Это задание выполняется в группах. Разделитесь на группы по рядам.
Не забывайте правила работы в группах. Лидер группы должен координировать работу группы.
Найдите ошибки в примерах, которые представлены на слайде и есть на ваших партах. На выполнение задания дается 5 минут. Постарайтесь найти и исправить ошибки, одновременно определить в каком месте был нарушен алгоритм решения.
1) 32 + (-48) = -80
2) -2,7 + (-3,6) = 6,3
3) 26 – 74 = 48
4) 54 : (-3) = 18
Проверяем
Лидеры оценивают работу и участие каждого участника группы:
2 балла – принимал активное участие в ходе всего обсуждения, находил и исправлял ошибки;
1 балл – принимал участие в обсуждении, но не всегда был активен, затруднялся в нахождении и исправлении ошибок;
0 баллов – не принимал никакого участия.
Не забудьте выставить свои баллы в личные карты.
На пути третья станция — Исследовательская.
На этой станции необходимо выполнить такие задания: Заменить звездочки в выражениях, так что бы равенство стало верным.
Таблица 2.3 – Карточки вариантов для задания
1 вариант | 2 вариант |
1) -3 + * = -8 | 1) * + (-12) = -17 |
2) * + 5 = -10 | 2) -18 + * = -9 |
3) 25,3 + * = 19,1 | 3) * + (-8,4) = 15,2 |
*⋅(-5)=-175 | 4) 42 ⋅ * = -168 |
5) -21 : * = 7 | 5) -35 : * = 5 |
6) * -6,8 = -4,5 | 6) 4,3 — *= -5,5 |
Самостоятельная работа по вариантам, выполняем в тетрадях. Задание рассчитано на 7 минут.
А теперь поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка. Правильные ответы на доске. За правильное задание ставим плюс, за неправильное минус.
Подсчитываем свои полученные плюсики. Заносим свои баллы в личные карты.
Следующая наша станция – Спортивная.
Как же без Спортивной станции. Нам необходимо размять свои руки.
Зарядка называется «Кулак-ребро-ладонь». Сядьте поудобнее. Положите руки на парту. Ударьте по парте кулаком (не сильно), затем опустите на прту ребро ладони, а теперь хлопните по парте всей ладонью. Сначала делаем правой рукой, потом повторяем левой, а потом обеими. Повторите два раза.
Молодцы ребята, каждый может себе поставить по одному баллу за успешную зарядку.
На пути последняя станция – Итоговая.
Что бы наше путешествие успешно завершилось, нам следует ответить на вопросы:
— Какую цель мы ставили в начале путешествия?
— Мы с вами достигли этой цели?
— Пришло время подсчитать все ваши заработанные баллы и перевести количество в соответствующую оценку:
14 и более баллов – «5»
11 – 13 баллов – «4»
7 – 10 баллов – «3»
0 – 6 баллов – «2».
Я хотела бы услышать от вас, какие впечатления оставило у вас сегодняшнее путешествие по «Рациональным числам»? Продолжите предложения:
На уроке для меня самым интересным было…
На уроке для меня самым трудным было…
Своей работой на уроке я…
— Домашнее задание — №1215 (2). В ходе выполнения этого задания вам будет необходимо выполнить все действия с рациональными числами, т.е. еще раз повторить и закрепить все изученные алгоритмы. [6].
— Урок окончен. Всем спасибо.