Влияние предметно-развивающей среды на развитие детей дошкольного возраста


Автор: Светлана Сергеевна Дебелая
Место работы: КДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Амурзет»
Должность: воспитатель


Влияние предметно-развивающей среды на развитие детей дошкольного возраста

 

В этом мудрость, в этом счастье – увлекаясь, увлекать.
Зажигать и в тоже время самому светло сверкать.
Увлекая, увлекаться – мудрость сердца моего.
Этим я могу достигнуть слишком многого – всего.
К. Бальмонт

 

Воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности – одна из главнейших государственных задач, на выполнение которой нацелены вопросы совершенствования системы образования, методов воспитания и обучения. Перед нами, педагогами дошкольных образовательных учреждений поставлена задача создания благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.

Одним из основных путей обновления содержания воспитания и образования является переход на личностно-ориентированную модель развития и воспитания. Поэтому ведущими способами общения для меня стали понимание, признание личности ребёнка, способность занять его позицию, учесть точку зрения и не игнорировать детские чувства и эмоции. Всестороннее развитие ребёнка успешно осуществляю в условиях обогащённой развивающей предметной среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельностью ребёнка и обогащение его речевого опыта.

Над созданием такой среды я задумалась три года назад, с приходом новых малышей. Мне захотелось так организовать пространство, чтобы детки быстрее адаптировались, привыкли спокойно и непринуждённо расставаться с мамой, а в группу заходили с радостью и интересом. Дети растут, крепнут, развиваются, им уже по четыре года, поэтому на протяжении трёх лет предметно-развивающая среда изменяется, пополняется в соответствии с возрастными особенностями.

Я поставила перед собой цель создать условия для развития гармоничной личности: любознательной, коммуникативной, способной овладеть разными видами деятельности, здоровой физически и психически. Сначала я ознакомилась с соответствующей литературой, изучила федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Соблюдая принципы, которые включены в требования, начала организовывать предметно-развивающую среду в своей группе.

Детки у меня были маленькие, и ведущая роль в становлении их личности принадлежала окружающим их взрослым, в том числе, мне. Ведь большую часть времени они проводили со мной. Окружая детей вниманием и заботой, я создала необходимые условия для их развития: приятную, спокойную обстановку в группе, большой игровой центр с играми-забавами и яркими игрушками. Дети с радостным восторгом смотрели на двигающиеся игрушки, каждый ребёнок хотел приблизиться и потрогать, и им предоставлялась такая возможность. Ведь в период раннего возраста ребёнок активно познаёт окружающий мир, осваивает свои действия в быту, игре. Поэтому игра начиналась, как только малыш переступал порог группы. Дети быстро научились занимать себя делом. В игровом уголке я собрала предметы и игрушки, максимально приближенные к окружающим предметам быта: кровать, столик, стулья, диванчик, утюг, посуда, плита, игрушки-куклы, пупсы, спальные принадлежности, фартуки, косынки, прихватки. Мы вместе кормили, укачивали кукол, напевали им песенки, вскоре малыши самостоятельно выполняли эти игровые действия. Дети очень наблюдательны и во всём пытаются подражать мне. Игры типа «Постираем кукле платье», «Одежда для куклы Тани» помогали детям узнать и запомнить названия предметов одежды. В играх «Напоим куклу чаем», «Сварим кукле суп» малыши запоминали названия предметов чайной и столовой посуды. Мальчики и девочки играли вместе, гендерное разделение произошло позже, теперь мальчики играют роль папы, а девочки – мамы. Теперь предметно-развивающая среда наполнена как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Рядом с игровым уголком расположила «уголок ряженья», где были развешаны жилетки, юбочки, фартуки и косынки. Уголок позволяет изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно. Девочки очень любили наряжаться матрёшками, их интерес возрос после того, как мы выучили песенку «Мы ‒ матрёшки». Уже в раннем возрасте проявились артистические способности у трети детей. Особый восторг вызывала у детей возможность надеть шапочку или маску животного, малыши подражали тому, как я изображала животных. Весёлые курочки, задорные петушки, чуть испуганная свинка, громкоголосые гуси – вот такая карусель эмоций, движений и звуков.

Используя атрибуты уголка в играх и забавах, я развивала в детях эмоциональное самовыражение, отклик, происходило обогащение эмоционального опыта.

Из подручного и бросового материала изготовила пособия и игры для развития моторики, сенсорики и манипуляций. Детки осваивали операции выкладывания (игра «Дорожка для зайки», «Выложи коврик»), наложения (игра «Закрой окошечко»), соединение частей в целое (игры с матрёшками). Играя, дети производят разнообразные действия: рассматривают, сравнивают, ощупывают. Здесь же малыши пробовали сначала расстёгивать пуговицы, а затем застёгивать (сюжетное панно «Застегни-расстегни»). Дидактический круг «Букашка» привлекает детей различными застёжками: молнии, кнопки, крючки. Можно поупражняться со шнурками: продевать через отверстия, делать стежки, «пришивать» пуговицы, закреплять на чудо-дереве разные овощи и фрукты и даже собирать машину. Игры меняются, расширяют чувственный опыт ребятишек, стимулируют тонкие движения руки.

Изучала вопрос организации развивающей среды и ее влияния на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников и определила функции развивающей среды.

Предметно-развивающая среда необходима детям, она выполняет по отношению к ним информационную функцию. Каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Механические, электронные игрушки приближают к науке и технике, расширяют технический кругозор. Поэтому в моей группе такие игрушки появлялись часто, в этом мне помогали родители и дети, их они приносили из дома. Произведения народного, декоративно-прикладного искусства обеспечивают художественное восприятие, которое впоследствии становится основой эстетического вкуса. С детьми ходила в «Русскую горенку», где собраны вещи, предметы старины и народного искусства.

Предметы театрализованной и музыкальной деятельности открывают дорогу в мир сцены, песни, музыки. Я знакомлю детей с куклами разных театров, приучаю слушать музыку и импровизировать с музыкальными инструментами.

Разнообразные предметы для проведения опытов, экспериментов, игрушки для подгонки форм, нанизывания обеспечивают познание мира. Такие предметы я вносила постепенно, и они оставались в группе для самостоятельного использования детьми. Продукты творческой деятельности раскрывают детям мир людей, социальную природу результатов их труда. Я сама люблю вышивать, делать поделки из разных материалов, мои работы украшают группу. И детям я даю возможность самим принимать участие в создании среды в группе. Их работы встречают всех, кто приходят к нам в группу.

Не меньшее значение имеет и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней, такая среда отрицательно влияет на ребенка. Развивающая среда в моей группе мобильна и динамична. В какой-то период времени требовалось множество пирамидок, дети активно собирали и разбирали их. Научились строить башенки, заборчики, в группе появились различные кубики, кирпичики из разных материалов. В организации среды я учитывала не только возрастные и индивидуальные особенности ребенка, но и его потребности и способности.

А ведь предметно-развивающая среда, воздействуя и на эмоции детей, побуждает их к деятельности. Так, спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности. У ребенка вырабатывается положительное отношение к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам. Зарядка после сна, босохождение по массажным дорожкам помогает малышам постепенно проснуться и активизировать биологически активные точки стопы. Различные материалы: мелки, краски, кисти, карандаши, фломастеры, солёное тесто, ватман, ткань, позволяют в продуктивной деятельности отражать собственное художественное восприятие, видение мира. Чтобы дети могли учитывать чувства и интересы других, учу их сопереживать самым близким людям – родителям, сверстникам, понимать их настроение. С этой целью в группе есть альбом с картинками, фотографиями людей разного возраста, пола, в разных эмоциональных состояниях.

Сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, обеспечивают развитие деятельности от простых ее форм к более сложным, в этом заключается развивающая функция предметной среды.

Я ознакомилась с принципами создания развивающей среды (в соответствии с концепцией В.А. Петровского). Авторы концепции доказывают, что окружающая ребенка среда имеет приоритетное значение для его развития. И, прежде всего, она должна обеспечивать безопасность жизни детей, способствовать улучшению здоровья и закаливанию организма, а неизменным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.

Любой ребёнок в группе может уединиться от других, пообщаться со мной глаза в глаза, для этого есть место – уголок уединения. (Принцип дистанции, позиции при взаимодействии).

В группе созданы условия для самостоятельной свободной деятельности, малыши могут свободно проявлять себя. Дети привлекаются к созданию своего предметного окружения ‒ это выставки работ, демонстрация своих построек (Принцип активности).

Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, программы. В моей группе больше девочек, поэтому чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу», «магазин». Пространство группы позволяет малышам заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Для этого использую ширмы, перегородки, нетрадиционно располагается мебель. (Принцип комплексирования и гибкого зонирования).

Развивающая среда может быть постоянной, создаваемой на длительный срок (физкультурный, музыкальный зал) и более динамичной, например, оформление раздевалки к празднику, группы к досугу. Ещё более динамичной становится среда многих занятий. (Принцип стабильности – динамичности).

В группе комфортно, уютно и красиво (Принцип эстетической организации среды),есть своё название – «Лучики», альбом с фотографиями детей, полочка красоты и творчества (Принцип открытости – закрытости).

Среда даёт возможности девочкам и мальчикам проявить свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности через сюжетно-ролевые игры «Дом», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Автобус» реализуется принцип половых и возрастных различий.

Создавая предметно-развивающую среду, я поставила перед собой следующие задачи: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, заботиться об эмоциональном комфорте детей; общаться с детьми на познавательные темы, способствовать развитию речи, любознательности и инициативности; создавать условия для развития сюжетно-ролевых игр, для экспериментирования; формировать у детей интерес к художественному творчеству.

Кем я только не была, создавая развивающую среду в группе ‒ я становилась дизайнером, декоратором, швеёй, художником, конструктором. Все материалы распределила в пространстве группы, не перегружая её. И теперь каждый уголок группы учит, воспитывает и развивает малышей.

Руководствуясь принципом комплексирования и гибкого зонирования, я распределила материалы в разных центрах. Но это не означает, что среда остаётся неизменной. Центры периодически объединяются(театральный+ряженья), взаимозаменяются (центр отдыха ‒ центр уединения) и дополняются (патриотический центр, центр по изучению ПДД). Принцип динамичности предметной среды побуждает детей к преобразованию, исследованию нового. Я меняю элементы интерьера, приношу в группу что-то новые, выставляю в центры новые игрушки, предметы. Всё это стимулирует познавательную и двигательную активность, развивает игровую деятельность, творческое воображение.

Мебель и оборудование в группе я расположила так, чтобы оставалось достаточно места для свободной двигательной активности детей. Малыши имеют возможность ходить, бегать, возить машины, катать коляски, строить из крупного строительного материала. Мебель, перегородки устойчивы, полки надёжно закреплены и безопасны для детей. Игры и игрушки расположены на низких полках, чтобы дети могли свободно брать и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности. Дети приучаются отвечать за использование, хранение и бережное отношение к материалам и оборудованию.

День начинается с приёма детей. Раздевалка приветливо встречает детей и родителей. Малыши быстро находят свой шкафчик, глядя на яркую предметную картинку, которую они сами выбирали. По этой же картинке провожу мини-беседу во время одевания на прогулку. Ненавязчиво, давая детям возможность проявить свои знания, сегодня говорим про цвет, завтра уточняем форму, в другой раз определяем назначение предмета и т.д., таким образом я расширяю познания детей о предмете. Здесь же расположен уголок для родителей, куда помещается объявления, консультации и советы родителям. Также в раздевалке развернулась «Полянка творчества», здесь все посещающие группу могут увидеть детские работы и результаты совместного творчества («Птица счастья» из красочных ладошек детей).

В умывальной комнате всё приспособлено к нуждам детей. У каждого ребёнка своё полотенце, над раковинами укреплено зеркало, чтобы дети могли видеть в нем своё отражение. Также в умывальной есть памятка, на которой изображена последовательность мытья рук, умывания лица. Дети имеют перед глазами подсказку-инструкцию для самостоятельных действий.

Пространство групповой комнаты условно поделено на центры. Магнитофоном и телевизором оснащён аудиовизуальный центр. Есть возможность прослушать музыкальные произведения по возрасту детей, провести музыкальную паузу или зарядку, релаксацию под звуки природы. После ознакомления с произведениями художественной литературы можно просмотреть аналогичный мультфильм (например, «Кот, петух и лиса», «Коза-дереза», «Муха-цокотуха»), что поможет ярче раскрыть характеры героев, проследить за поступками и дать им оценку. Просмотренный фрагмент научит детей обыгрывать роли в инсценировках и драматизациях, уловить нужную интонацию речи, характер движений (сказка «Маша и медведь»). Возможно более подробное рассмотрение жизни животных, людей и явлений природы.

Игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики собраны в интеллектуально-сенсорном центре. Играя, малыши производят разнообразные действия: рассматривают, сравнивают по цвету, ощупывают (игры «Закрой окошечко», «Посади бабочку на цветок», «Собери бусы», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке?»). В центре есть сюжетно-дидактическое панно с объектами природы на пуговицах и дидактический круг «Букашка» с пришитыми шнурками, кнопками, молниями, цветными геометрическими фигурами. Здесь же собраны игры, сделанные своими руками из подручного и бросового материала. «Ёжики» – игра с прищепками и разные геометрические фигуры для творческого преобразования их с помощью прищепок в предметы и объекты (круг – солнышко, треугольник – ракета, морковка, овал – жучок и т.д.). Игра «Узнай на ощупь, какой на ощупь» – это чудо-коробочка с разными по весу и твёрдости шарики; шершавые и гладкие досточки и веточки; длинные и короткие ленты; большие и маленькие пуговицы. Мозаика, шнуровки, волчки, пуговицы разного размера и цвета, крупы, семена – для развития мелкой моторики рук. Вкладыши, пирамидки, кубики с картинками всё подобранно для развития у детей аналитического восприятия.

Центр художественно-эстетического развития включает в себя мини-центр художественного творчества, музыкального развития, театральной деятельности, уголок ряженья и книги.

Разнообразие средств в центре художественного творчества открывают ребёнку возможность творить, фантазировать, давать жизнь маленькому кусочку пластилина, оживлять красками скучные белые картинки. Наборы карандашей, пластилин, краски, кисти, трафареты, ватные палочки, мелки восковые, формочки – представлены в этом центре. Большинство моих деток любят раскрашивать. Благодаря этому движения кисти рук стали уверенными, карандаш правильно лёг в детскую ладошку. Дети получают удовольствие от взаимодействия с разными материалами, обогащают свой тактильный опыт. Целью центра является формирование творческих способностей детей, эстетического восприятия, воображения, самостоятельности, активности.

Развитию музыкальной памяти, формированию музыкально-ритмических способностей, умению подыгрывать, эмоционально реагировать на музыку помогают детские музыкальные инструменты (погремушки, металлофон, бубны, дудочки, барабан, свистульки, трещотки и др.), звучащие музыкальные игрушки, шумовые инструменты. Они собранны в центре музыкального развития. Шумные концерты для кукол, украшение мелодий, отбивание ритма доставляют ребятам удовольствие. Особенно музыкально-двигательная импровизация! А самое главное ‒ у детей необычайно повышается интерес к самостоятельной, музыкальной, творческой деятельности.

Детям нравятся театрализованные игры. Почему? Да потому, что они видят окружающий мир через образы, краски и звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимых героев, а главное ‒ всегда готовы прийти к нему на помощь. Так было при драматизации русской народной сказки «Заюшкина избушка». В таких играх активизируется речь, вырабатывается чёткое произношение звуков, снижается закомплексованность, скованность.

Центр театральной деятельности создан для знакомства детей с разными видами театра (настольный, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, театр масок). Театр – это всегда игра, а игра ‒ ведущий вид деятельности детей. Театрализованная игра помогает удовлетворить потребности ребёнка в положительных эмоциях, новых впечатлениях, позволяет самовыражаться. Детки сами разыгрывают несложные сказки «Теремок», «Репку», «Колобок», сопровождают движения простой песенкой. Рядом расположен уголок ряженья. Можно нарядиться и проявить свои артистические способности в игре.

Один из любимых уголков детей – книжный. Кто не любит полистать красочную, иллюстрированную книжку? Полочка для книг всегда пустует – книги на руках! Сосредоточенно разглядывают, с интересом обсуждают, даже ссорятся, и всё из-за книги. Мы часто читаем, рассматриваем книги вместе, дети задают много вопросов. И каждые их «где?», «когда?», «почему?» требуют незамедлительного ответа. Бывают случаи, когда книга «заболеет», тогда мы вместе «лечим» её. Книги в уголке часто меняю, выставляю в соответствии с рекомендациями по программе, также помещаю в уголок детские журналы «Мамино Солнышко», «Спокойной ночи, малыши». Книжный уголок вызывает интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций, помогает формировать потребность в чтении.

Экологический центр и центр экспериментирования слились воедино. Центр расположен рядом с окном, в нем находятся комнатные растения (бегония, спатифиллум, узамбарская фиалка), за которыми дети наблюдают, ухаживают. В центре собраны иллюстрации, картинки с изображением природы в разные времена года, животных домашних и диких, книги о животных, природный материал (семена растений, шишки сосновые, еловые, кедровые, гербарий листьев деревьев, перья птиц и т.д.)

В этом году вместе с детьми устроила огород на окошке. Дети посадили лук, семена редиса, огурца. Сколько было радости, когда появилась первая зелень, проросли семена огурцов и помидоров! Дети наглядно убедились, что растениям для роста нужна вода, солнечный свет, тепло и их заботливые ручки. Урожай был испробован. Так постепенно формирую у детей потребность в самостоятельном изучении природы, развиваю интерес к растениям и животным.

Тут же содержатся материалы для проведения опытов, экспериментов (песок, камешки, земля, лопатки, ситечки, воронки, разные ёмкости, природный материал, материал разной фактуры и т.д.). Центр создан для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследованиям. Здесь дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Радость открытия нового формирует у ребят познавательную мотивацию.

Движение – залог умственного и физиологического развития ребёнка. В центр физического развития яподобрала атрибуты, материалы и оборудование, которые влияют на формирование двигательных навыков, привлекают детей к совместной двигательной активности. Предметное наполнение центра применяю в проведении утренних гимнастик (яркие пластмассовые шары, султанчики, виниловые пластинки с картинками), подвижных играх (кегли, мячи, обручи), индивидуальной двигательной деятельности (скакалки, шишки для метания) и в свободной деятельности детей. У моих детей высокая двигательная активность, им нравятся шумные подвижные игры, в которых нужно убегать, догонять или прятаться. У них вызывает восторг возможность увернуться. Двигаясь, малыши знакомятся с разными предметами и их свойствами (большой, маленький, твёрдый, мягкий, тяжёлый, лёгкий т.п.), определяют расстояние (далеко, близко), учатся ориентироваться в пространстве (впереди, сзади), во времени (быстро, медленно). Двигательная активность способствует развитию восприятия. А накопленный двигательный опыт обеспечивает дальнейшее интеллектуальное развитие.

Я устраиваю динамические минуты с игрой на подражание, имитацию движений животных или предметов окружающего мира (поехали, как поезд; полетали, как птички; попрыгали, как мячик). Дети оживляют даже неживые предметы, передают ему черты живого персонажа, поэтому подвижные игры детей носят сюжетный характер, детей увлекает сам процесс игры. Я хвалю детей за находчивость и смекалку. В подвижных играх воспитывается красота и грациозность движений.

Массажные дорожки, коврик я использую после дневного сна. Расстилаю их по пути продвижения детей к туалетной комнате. Походят детки по дорожкам, и их организм постепенно проснётся, активизируются биологически активные точки стопы, да ещё и профилактика плоскостопия будет. Радостное настроение и положительный эмоциональный настрой на остаток дня обеспечен.

Таким образом, созданный центр физического развития решает оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.

Под центром уединения предполагается укромный уютный уголок в группе. Где же найти место при таком количестве разных центров? С помощью дуги и тюлевой шторы, почти в центре группы был оборудован такой уголок. Он не спасает от шума ребятни, но зайдит ребенок за шторочку, а там… другой мир! Бабочки на стене, зелёные веточки над головой украшают этот мини-интерьер, диванчик с мягкими подушками располагает к отдыху и расслаблению, успокаивают, снимают напряжение.

Игра способствует созданию у детей весёлого, жизнерадостного настроения, пробуждает стремление к общению с взрослыми и сверстниками. Центр игр оборудован атрибутами для сюжетно-ролевых игр, игрушками по возрасту и индивидуальным особенностям. Атрибуты к профессиям и общественным местам находятся в коробках с характерными значками (красный крест – больница, аптека; весы – магазин; руль – автобус ). Не весь игровой материал выкладываю на полки, чтобы не затруднять выбор игр и наведение порядка, просто чаще меняю его.

При организации предметно-развивающей среды учитывала образовательные задачи для детей младшего возраста. Главная задача ‒ обеспечить детям эмоционально положительное самочувствие, поощрять самостоятельность, помогать накапливать опыт предметно-познавательной и коммуникативной деятельности.

Маленькие дети – деятели, поэтому их пребывание в детском саду я организовала так, что каждый получал возможность участвовать в играх, двигательных упражнениях, рисовать, лепить, обследовать свойства и качества предметов. В совместной деятельности с детьми формирую стремление к самостоятельности. Не тороплюсь давать советы, предлагаю подумать, вдруг у них появятся более удачные решения.

У детей в младшем возрасте активно развиваются различные движения, но у них ещё плохая координация, нет ловкости, быстроты реакции. Поэтому оборудование располагаю по периметру группы, оставляя больше места свободным для передвижения. Для стимулирования двигательной активности в группе были дуги для подлезания, валики для перелезания. На большом ковре дети с удовольствием прыгали, лежали, ползали. Мячи разного размера стимулировали детей к ходьбе. В группе были машины на которых дети катались самостоятельно. Предметы ближнего окружения являются для малышей источником любопытства и началом познания мира, поэтому предметная среда была организована так, что ребёнок накапливает чувственный опыт, проявляет активность.

Предметная среда в моей группе способствовала развитию анализаторов, способов обследования. Предметы я подбирала чистых цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый), несложных форм (круг, квадрат), разных размеров, сделанных из безопасных для здоровья детей материалов. Из предметов можно было извлекать звуки (погремушки, самодельные маракасы, коробочки с разными наполнителями) познавать характер поверхности (гладкий, шероховатый).

Самой динамичной является развивающая среда, организованная к непосредственной образовательной деятельности (НОД). Мини-среда отражает содержание образовательной деятельности, помогает решить поставленные задачи. Например, к НОД «Как мы гномику помогали» была сделана касса и поезд из стульев. Дети узнали, что билеты покупают в кассе, а продаёт их кассир. За вежливые слова малыши приобретали билеты с изображением геометрических фигур, а затем находили соответствующее место в «поезде». Подобранная музыка передавала шум движение поезда, дети включились в игру и выполняли характерные движения руками. Музыка поменялась и ребята услышали другие звуки, определили, что это плеск воды. Их встретила река из куска ткани. Дети отвечают на вопросы: река, какая – широкая или узкая? какого цвета? как можно перебраться на другой берег? И решают построить мост из крупного строительного материала, затем переходят реку. Малыши выходят на цветочную поляну, выполненную из зелёной ткани, поверх которой разложены цветы из разноцветного картона, на стойке с комнатными цветами закреплена сплетённая из ниток паутина, в ней бабочки разных цветов. Дети спасают бабочек, прячут их на цветах такого же цвета. Также к занятию была изготовлена игра «Построй дом гному» и чудесный сундучок, где дети нашли угощение от гнома – сладкую морковь.

Созданная к непосредственно образовательной деятельности среда позволяет детям прочувствовать ситуацию, закрепить определённые навыки, узнать новое.

Своим опытом в организации предметно-развивающей среды я делилась с воспитателями нашего детского сада в феврале 2012 года. На районном методическом объединении в октябре 2011 года рассказала педагогам об организации сенсомоторного уголка и его значении в интеллектуальном развитии детей. В мае 2010 года выступала на областной конференции (секция дошкольных работников) с выступлением «Развитие эмоций детей раннего возраста путём организации предметно-развивающей среды»

Большую помощь в организации развивающей среды мне оказывают родители, помогают изготавливать пособия и игры. В уголке для родителей я помещала консультации «Развивающее пространство», «Цвета и краски, на что они влияют», «Игрушка в жизни ребёнка».

Таким образом, выступая в роли посредника между ребёнком и окружающей его предметной средой, я не посторонний наблюдатель, а активный участник, активный партнёр, организующий предметную среду таким образом, что она влияет на развитие способностей детей.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 2 =