Воспитательный потенциал детской организации в начальной школе


Автор: Оксана Петровна Щетнёва
Место работы: МБОУ "НОШ № 14" г. Биробиджана
Должность: педагог- организатор


Актуальность проблемы воспитательного потенциала образовательного процесса в современных условиях обусловлена социально-экономическими и организационными преобразованиями, происходящими в обществе и влекущими за собой значительные перемены в работе школы.

Основываясь на работах В.В. Волохова, а также на исследованиях В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, А.Н. Лутошкина, И.П. Иванова, А.В. Мудрика и других ученых, я выделила в структуре воспитательного потенциала следующие компоненты:

  • социальная активность,
  • самореализация,
  • позитивно направленная деятельность.
  • Считаю, что современный подход к повышению воспитательного потенциала образовательного процесса состоит в создании реальных условий для:
  • осознания личностью целей и перспектив педагогического процесса;
  • актуализации и развития личностных интересов, потребностей, возможностей ребенка и взрослого;
  • обеспечения личностно значимой многоролевой деятельности интенсивного межличностного и межвозрастного общения.

По вопросу повышения воспитательного потенциала наша школа работает, руководствуясь важной целью, ‒ повысить статус воспитания в образовательном учреждении, привлечь к проблеме воспитания широкую педагогическую и родительскую общественность, гуманизировать воспитание на основе личностно-ориентированного подхода. Отсюда следующие задачи, от решения которых зависит достижение поставленной цели:

  1. создать «воспитательное пространство», которое позволит включить в развитие и воспитание детей все социальные институты общества;
  2. обеспечить эффективность профилактики детской беспризорности, правонарушений за счет организации максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования детей, увеличения количества творческих объединений по интересам, привлечения семьи к воспитанию детей;
  3. содействовать созданию детских общественных организаций;
  4. обеспечить повышение профессионального уровня педагогических работников, осуществляющих воспитательную деятельность в работе с детьми.

Воспитательная работа в школе включается во все виды и формы деятельности образовательного учреждения. Я выделяю семь основных блоков, через которые решаются эти воспитательные задачи:

  • воспитание через учебный процесс;
  • дополнительное образование в школе и вне ее (кружки, секции, студии);
  • профилактика безнадзорности и правонарушений;
  • пропаганда здорового образа жизни, профориентационная работа;
  • работа с родителями ‒ активными участниками образовательного процесса;
  • методическая работа с классными руководителями.

Воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную деятельность и общение, призвана обеспечить более полное разностороннее развитие личности каждого ребенка. Этому способствует состав организаторов воспитательного процесса школы: заместитель директора по ВР, педагог-организатор, психолог, классные руководители, педагоги дополнительного образования. Они грамотно организуют свою работу с детскими коллективами, проводят диагностику учащихся, на основе которой выстраивают свою деятельность, имеют тесные контакты с родителями, следят за успеваемостью и посещаемостью. В результате детские коллективы становятся более сплоченными, в них меньше пропусков уроков без уважительных причин, выше уровень успеваемости, дети проявляют активность в школьной жизнедеятельности.

Этому помогают такие мероприятия, как педсоветы, семинары-практикумы, работа методических объединений школы.

Цели воспитания и вытекающие из них задачи реализуются с помощью общешкольных целевых программ по духовно-нравственному воспитанию и здоровому образу жизни.

Каждая программа имеет свое обоснование, содержание и определенные формы деятельности. Особое место в повышении воспитательного потенциала образовательного процесса занимает работа по организации детского движения, инициатором организации которого я являюсь.

Главным средством повышения воспитательного потенциала детский организации в нашей школе выступает деятельность, основными видами которой являются познавательная, игровая, нравственная, трудовая, художественно-эстетическая, спортивная, общественная. Разнообразие ее ‒ важное условие реализации воспитательного потенциала: чем разнообразнее деятельность, тем больше возможности самореализации личности ребенка, проявления его социальной активности.

Итак, феномен «воспитательный потенциал» является комплексным, интегрированным показателем, формирующимся деятельностью, отношением и поведением ребенка, где ведущими параметрами воспитанности могут быть: отношение ребенка к окружающим, поведение его в школе и в учреждении дополнительного образования, в неформальной обстановке, отношение к самому себе и сверстникам.

Таким образом, проблема повышения воспитательного потенциала образовательного процесса чрезвычайно важна на современном этапе и требует поиска новых, инновационных подходов к постановке и решению ее, что реализуется в нашем учреждении через созданную мною детскую организацию «РИТМ» (Республика интересных творческих малышей), которая существует в школе № 14 десять лет. В настоящее время я являюсь координатором деятельности детской организации.

Целью данной детской школьной организации является выявление лидеров среди младших школьников, развитие лидерских качеств, активности, инициативы, милосердия, воспитания активной жизненной позиции.

Структура организации выглядит следующим образом: возглавляет организацию координатор (педагог-организатор школы), координируют работу в детских объединениях классные руководители и управляющие класса (командиры) (Приложение 6). На базе 1-4 классов созданы детские объединения, активная работа которых начинается со второго класса. С обучающимися 1-х классов в течение года ведется подготовительная работа (знакомство с историей школьной организации, законами, правами и обязанностями, символикой). Каждое объединение в результате коллективного обсуждения выбрало название, девиз. Созданы конституции классов как основной закон детского объединения, по которому живут и работают члены объединения. Каждое объединение делится на группы, которые выполняют определенные поручения. Это дает возможность каждому ребенку проявить себя в той или иной деятельности. Возглавляет работу детского объединения управляющий класса, выбранный путем тайного голосования сроком на один год. Стать управляющим не просто. Кандидатам необходимо участвовать в предвыборной кампании и предложить свою программу деятельности для детского объединения. В силу своих возрастных особенностей, такие программы ребята создают вместе с родителями. Ежегодно в школе проводится конкурс вариативных программ детских объединений. Так, лучшими программами деятельности детских объединений в этом году признаны «Энерджайзер» (автор Дубина Ксения), «Книголюбы» (автор Гриценко Виталий), «Сочи – 2014» (автор Татунец Кирилл), программа «Максимум»: мы выбираем здоровый образ жизни (автор Дружинина Ульяна) (Приложения 2-5).

Деятельность школьной организации возглавляет Совет координаторов, в компетенцию которого входит обсуждение наиболее важных вопросов школьной жизни, планирование деятельности организации, проведение и анализ проведенных мероприятий в классах и школе, подведение итогов работы классных объединений за месяц, год.

Членов организации «РИТМ» объединяет стремление сделать жизнь интереснее, желание научиться слышать, понимать друг друга и действовать вместе, потребность узнать больше.

Организация «РИТМ» имеет устав (Приложение 1) и символы: флаг, герб, отличительные знаки. За время существования детской организации символика менялась несколько раз. В основном изменялись отличительные знаки. Вначале это были галстуки в виде шарфиков: розовые у девочек, синие у мальчиков. Затем значки с изображением герба организации, с 2010 года к школьной форме добавились галстуки определенного цвета на каждой параллели.

Деятельность членов организации реализуется по различным направлениям: спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому, научно-познавательному, военно патриотическому.

Используются различные формы вовлечения ребят в социально значимую деятельность: трудовые десанты, общественно-полезный труд, конкурсы, соревнования, коллективные творческие дела. Традиционными мероприятиями школьной организации стали Дни Здоровья, спортивные праздники «Папа, мама, я ‒ здоровая семья», «Веселые старты», Дни открытых дверей, выставки семейных достижений; праздники, посвященные Дню рождения школы; акции «МЫ выбираем ЗОЖ», «Дари добро» с вручением подарков, сделанными своими руками; экологические марафоны, семейные конкурсные программы «Это мой ребенок», «Минута славы»; проведение тематических декад по предметам и т. д.

Комплексность проводимых мероприятий способствует развитию личностных качеств, учебно-познавательных интересов, социальной мотивации, уверенности в себе.

Ежегодно в конце каждой четверти проводится Слет малышей, на котором подводятся итоги работы деятельности объединений, анализируются проблемы, определяются дальнейшие планы, награждаются самые активные члены организации.

Отличительной чертой проводимых слетов является представление деятельности детских объединений в форме творческого отчёта. Лучшие детские объединения по спорту, чистоте, организованности, активности награждаются сладкими призами и им вручаются переходящие вымпелы. Материалы о работе самых активных членов организации помещаются на общешкольный стенд «Лучшие ученики месяца, года», что способствует стимулированию деятельности обучающихся.

Вся деятельность членов детской организации отражена ежемесячной газете «РИТМ» 

Создание условий для совместной деятельности детей и взрослых в процессе проводимых мероприятий организации «РИТМ» позволяет раскрыть талант ребенка, развивать его интеллект, формировать нравственные чувства, гуманные отношения, ценностные ориентиры на здоровье, потребность творить добро, создавать красоту. В ситуации сотрудничества и насыщенной творческой деятельности формируется социальной опыт ребенка ‒ базис его личностной культуры.

Результатом деятельности организации за период 2011-2012 года является:

  • положительная динамика в уменьшении количества детей, проявляющих тревожность (с 24% до 17%);
  • снижение агрессии у детей (с 19% до 15%);
  • улучшение межличностных отношений между обучающимися (с 64,7 до 83%);
  • повышение уровня активности во внеурочной деятельности (с 81,2% до 94,8%).

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

два + девять =