Взаимодействие с родителями


Автор: Ирина Васильевна Белькова
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 24»
Должность: воспитатель


Понимаю, что семья, где воспитывается ребенок, является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Я стараюсь выстраивать с семьями партнерские отношения, основанные на доверии и взаимной информации о ребенке. С целью популяризации шахматного образования при выстраивании взаимодействия с семьями воспитанников мною используются традиционные формы взаимодействия:

  • родительские собрания

  • консультации индивидуальные;

  • информационные стенды на темы:

— нужно ли учить детей играть в шахматы;

— шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников;

— ежемесячный отчёт о кружковой работе;

  • участие в конкурсах поделок «В шахматном королевстве».

  • помощь в подготовке развлечения «Путешествие в шахматное королевство» (пошив костюмов, изготовление декораций…).

Интерактивные, которые на данный момент практика определила наиболее оптимальными:

  • «Творческая мастерская», целью которой является привлечь родителей к обогащению развивающей среды для дошкольников. И в ходе практической деятельности передать опыт изготовления дидактических игр и пособий для интеллектуального развития ребенка.

  • «Мастер-класс» позволяет родителям быть всегда в курсе событий, посвящённых обучению шахматной игре. Помочь своему ребенку запомнить стихотворение, считалочку, проиграть дома ту или иную ситуацию.

  • «Интерактивная площадка», где родители сами могут открыться воспитателю. Рассказать, что для них важно, в чем они могут поучаствовать, что они готовы сделать.

Для решения поставленных задач мной составлен перспективный план взаимодействия с родителями (Приложение 2), в котором прописана работа в рамках реализации проекта «Шахматы дошколятам».

РЕЗУЛЬТАТЫ-ЭФФЕКТЫ:

Воспитанники:

С помощью внедрения шахматного образования у старших дошкольников развились интеллектуальные способности, улучшились важные компоненты школьной готовности, такие как:

  • развитие логического мышления;

  • развитие пространственной ориентации на плоскости;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • повышение интереса детей к игре в шахматы.

Родители:

  • создано единое образовательное пространство дошкольного учреждения и семьи по шахматному образованию дошкольников;

  • увеличено количество родителей, вовлеченных в совместные мероприятия по шахматной деятельности, имеется понимание необходимости в шахматном образовании дошкольников;

  • сформирован положительный позитивный имидж МБДОУ.

Педагог:

  • приобретен новый опыт работы по организации шахматной деятельности дошкольника, произошел рост профессионального мастерства;

  • повысилась квалификация педагога по шахматному образованию,имеется понимание необходимости в развития шахматного образования в ДОУ;

  • пополнилась обновленная развивающая предметно-пространственная среда в группе;

  • повысилось мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

Результаты

  • оборудован шахматный центр в ДОУ, группе;

  • разработан перспективный план работы по шахматному образованию;

  • разработана и проведена презентация на ГМО для воспитателей подготовительных к школе групп по интеллектуальному развитию дошкольника (2020 г.);

  • создана картотека дидактических игр по обучению шахматной игре;

  • Проведено развлечение для родителей, педагогов «Путешествие в шахматную страну».

Критерии оценки деятельности и результативности

  • заинтересованность детей в обучении игре в шахматы;

  • уровень готовности выпускников к обучению в школе;

  • форсированность эмоционально-положительного отношения к игре в шахматы;

  • уровень овладения детьми начальными навыками шахматной игры: знание шахматных фигур, ход и взятие фигур, решение дидактических шахматных игр, умение разыгрывать шахматную партию;

  • уровень компетентности педагога и родителей.

Воспитательное значение шахмат чаще всего связывают с развитием интеллектуальных функций.

Подводя итог работы по обучению детей шахматной игре за 2019-2020 гг. высокий уровень интеллектуального развития детей, обучающихся игре в шахматы увеличился.

Дети стали играть в шахматные партии. Научились понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. В свободной деятельности чаще стали проводить время за игрой в шахматы. Дети, которые овладели игрой в шахматы, стали обучать остальных детей группы шахматной игре выступая в роли учителя, наставника. Повысился уровень самооценки детей. Расширению кругозора детей способствовало знакомство детей с историей шахмат. Дети научились рассуждать, делать выводы, у них стало более развито логическое мышление, умение работать в паре, умение поддерживать командный дух и играть за себя.

Высокие показатели интеллектуального развития детей дошкольного возраста при обучении игре в шахматы – это результат совместной работы родителей и педагогов. Обучаются шахматной игре не только дошкольники, но и члены семьи, в семье появился новый досуг.

В 2021 году в рамках областных курсов повышения квалификации педагогов на базе ОГАОУ ДПО «ИПКПР» был представлен опыт работы с детьми по интеллектуальному воспитанию через игру в шахматы.

Подводя итог работы с детьми по обучению детей первоначальным навыкам шахматной игры, можно утверждать, что шахматы являются эффективным средством развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста.

Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и поэтому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.

Научить играть в шахматы можно каждого, но для этого необходимо запастись терпением. Наша цель – не воспитывать чемпионов, а прививать интерес к мудрой игре.

Я уверена, что мои воспитанники навсегда подружатся с этой увлекательной и мудрой игрой. Так как шахматы – это целый мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и несчастьями. Как педагог, рада подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир.