Понимаю, что семья, где воспитывается ребенок, является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Я стараюсь выстраивать с семьями партнерские отношения, основанные на доверии и взаимной информации о ребенке. С целью популяризации шахматного образования при выстраивании взаимодействия с семьями воспитанников мною используются традиционные формы взаимодействия:
родительские собрания
консультации индивидуальные;
информационные стенды на темы:
— нужно ли учить детей играть в шахматы;
— шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников;
— ежемесячный отчёт о кружковой работе;
участие в конкурсах поделок «В шахматном королевстве».
-
помощь в подготовке развлечения «Путешествие в шахматное королевство» (пошив костюмов, изготовление декораций…).
Интерактивные, которые на данный момент практика определила наиболее оптимальными:
«Творческая мастерская», целью которой является привлечь родителей к обогащению развивающей среды для дошкольников. И в ходе практической деятельности передать опыт изготовления дидактических игр и пособий для интеллектуального развития ребенка.
«Мастер-класс» позволяет родителям быть всегда в курсе событий, посвящённых обучению шахматной игре. Помочь своему ребенку запомнить стихотворение, считалочку, проиграть дома ту или иную ситуацию.
«Интерактивная площадка», где родители сами могут открыться воспитателю. Рассказать, что для них важно, в чем они могут поучаствовать, что они готовы сделать.
Для решения поставленных задач мной составлен перспективный план взаимодействия с родителями (Приложение 2), в котором прописана работа в рамках реализации проекта «Шахматы дошколятам».
РЕЗУЛЬТАТЫ-ЭФФЕКТЫ:
Воспитанники:
С помощью внедрения шахматного образования у старших дошкольников развились интеллектуальные способности, улучшились важные компоненты школьной готовности, такие как:
развитие логического мышления;
развитие пространственной ориентации на плоскости;
развитие коммуникативных навыков;
повышение интереса детей к игре в шахматы.
Родители:
создано единое образовательное пространство дошкольного учреждения и семьи по шахматному образованию дошкольников;
увеличено количество родителей, вовлеченных в совместные мероприятия по шахматной деятельности, имеется понимание необходимости в шахматном образовании дошкольников;
сформирован положительный позитивный имидж МБДОУ.
Педагог:
приобретен новый опыт работы по организации шахматной деятельности дошкольника, произошел рост профессионального мастерства;
повысилась квалификация педагога по шахматному образованию,имеется понимание необходимости в развития шахматного образования в ДОУ;
пополнилась обновленная развивающая предметно-пространственная среда в группе;
повысилось мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Результаты
оборудован шахматный центр в ДОУ, группе;
разработан перспективный план работы по шахматному образованию;
разработана и проведена презентация на ГМО для воспитателей подготовительных к школе групп по интеллектуальному развитию дошкольника (2020 г.);
создана картотека дидактических игр по обучению шахматной игре;
Проведено развлечение для родителей, педагогов «Путешествие в шахматную страну».
Критерии оценки деятельности и результативности
заинтересованность детей в обучении игре в шахматы;
уровень готовности выпускников к обучению в школе;
форсированность эмоционально-положительного отношения к игре в шахматы;
уровень овладения детьми начальными навыками шахматной игры: знание шахматных фигур, ход и взятие фигур, решение дидактических шахматных игр, умение разыгрывать шахматную партию;
уровень компетентности педагога и родителей.
Воспитательное значение шахмат чаще всего связывают с развитием интеллектуальных функций.
Подводя итог работы по обучению детей шахматной игре за 2019-2020 гг. высокий уровень интеллектуального развития детей, обучающихся игре в шахматы увеличился.
Дети стали играть в шахматные партии. Научились понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. В свободной деятельности чаще стали проводить время за игрой в шахматы. Дети, которые овладели игрой в шахматы, стали обучать остальных детей группы шахматной игре выступая в роли учителя, наставника. Повысился уровень самооценки детей. Расширению кругозора детей способствовало знакомство детей с историей шахмат. Дети научились рассуждать, делать выводы, у них стало более развито логическое мышление, умение работать в паре, умение поддерживать командный дух и играть за себя.
Высокие показатели интеллектуального развития детей дошкольного возраста при обучении игре в шахматы – это результат совместной работы родителей и педагогов. Обучаются шахматной игре не только дошкольники, но и члены семьи, в семье появился новый досуг.
В 2021 году в рамках областных курсов повышения квалификации педагогов на базе ОГАОУ ДПО «ИПКПР» был представлен опыт работы с детьми по интеллектуальному воспитанию через игру в шахматы.
Подводя итог работы с детьми по обучению детей первоначальным навыкам шахматной игры, можно утверждать, что шахматы являются эффективным средством развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста.
Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и поэтому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.
Научить играть в шахматы можно каждого, но для этого необходимо запастись терпением. Наша цель – не воспитывать чемпионов, а прививать интерес к мудрой игре.
Я уверена, что мои воспитанники навсегда подружатся с этой увлекательной и мудрой игрой. Так как шахматы – это целый мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и несчастьями. Как педагог, рада подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир.