Методическая разработка для проведения уроков учебной практики по теме «Мука, макаронные изделия: изучение ассортимента, продажа».


Автор: Любовь Леонидовна Федореева
Место работы: ОГПОБУ "Многопрофильный лицей" с. Амурзет
Должность: мастер производственного обучения


Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков учебной практики по теме «Мука, макаронные изделия: изучение ассортимента, продажа».

Дисциплина: учебная производственная практика по ПМ 02. Продажа продовольственных товаров.

Профессия СПО: 38.01.02 «Продавец, контролёр-кассир»; профессия по ОК-016 94 «Продавец продовольственных товаров».

Данная разработка составлена в соответствии с ППКРС по профессии СПО 38.01.02. «Продавец, контролёр-кассир» в части овладения профессиональными и общими компетенциями по профессиональному модулю (далее ПМ) 02 Продажа продовольственных товаров, в частности:

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК. 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК.6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ОК.7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров

В ходе урока обучающиеся получают необходимые им в профессиональной деятельности практические умения и навыки по составлению и оформлению торгово-сопроводительных документов, обучаются трудовым приёмам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии. Приемка  товаров является важной составной частью торгово-технологического процесса. Она обеспечивает контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и предотвращает проникновение в торговую сеть недоброкачественных товаров. Все товары, поступившие в магазин, принимают по количеству и качеству в соответствии с инструкциями, утвержденными Госарбитражем.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 

Целью сегодняшнего занятия является:

Обучающая:

Формирование умений и навыков обучающихся с ассортиментом круп, муки и макаронных изделий, характеризовать их, классифицировать по видам, сортам, качеству, на уровне применения: предъявлять требования к качеству товара, осуществлять приемку и выкладку товаров, контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступивший товар, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, осуществлять контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей.

Развивающая:

Развивать логическое мышление при выполнении работ, создать условия для формирования познавательного интереса к предмету выбранной профессии. Развитие творческой самостоятельности, мышления и умения принимать профессионально грамотные решение в различных производственных ситуациях, путем самостоятельного поиска решения проблемных задач обучающимися.

Воспитательная:

Воспитать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, нести ответственность за результаты своей работы, обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве,потребительских свойствах товаров, воспитание корректного отношения друг к другу, умение работать в бригаде, команде, по парам, воспитать бережное отношение к инструменту и оборудованию, добросовестное отношения к труду.

Тип урока: Урок изучения трудовых приемов, операций, формирования умений и навыков.

Методы обучения:

Словесный – беседа, рассказ, фронтальный опрос, объяснение

Наглядный – презентация, упаковки зерновых культур, показ трудовых приемов, демонстрация наглядных пособий, использование технических средств обучения

Практический — решение производственных задач

Формы организации учебно-производственного труда учащихся: индивидуальная, бригадная.

Материально- технические средства:

Компьютер, мультимедийный проектор, производственные столы, стеллажи, натуральные образцы крупы, муки, макаронных изделий, инструкционные карты,накладные, планнограмма, опорные конспекты по теме: зерновые культуры.

Схема урока:

 

Наименвание

этапа

Вид деятельности

Мастера п/о

Обучающихся

1.

Организационный

момент

Приветствую обучающихся,проверка

обучающихся по журналу,проверка

готовности уроку

Преветствуют мастера,проверяют свою

готовность к уроку

2.

Вводный инструктаж

(общая часть)

1.Целевая установка на урок

-сообщаю тему урока

-разъясняю цель урока,

мотивацию деятельности обучающихся;

Объясняю характер и назначение предстоящих учебно-проиводственных работ.

2.Актуализация знаний и опыта

обучащихся:

-проверяю устно и в действий правила техники безопасности и охраны труда.

Записывают тему урока и

Последовательность

учебно-производственных работ

Отвечает устно на вопросы мастера

3.

Вводный инструктаж (формирование

ориентировочной

основы

действий)

Показываю и объясняю последовательность выполнения работ:

-карточек -задании

Внимательно слушают объяснения мастера

Получают карту- задание

4.

Текущий

инструктаж

-проверка организованности начала работы организации рабочих мест

Соблюдение ТБ.

Выполнение карт-задании-

Подготавливают рабочее место

Выполняют карты-задания

5.

Заключительный

инструктаж

-Подвожу итоги и делаю анализ выполненной групповой и каждым обучающимся учебно производственных заданий

-Разбираю с обучающимися типичные ошибки и характерные недостатки

-сообщаю оценки за урок по п/о

-выдаю домашнее задание(работа с пособием для продавца продовольственных товаров)

-принимают

активное участие в оббсуждении итогов урока

-отвечаю на вопросы мастера,

-записывают домашнее задание

в тетрадь

-убираю рабочее место.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Знать необходимо не за тем, чтоб только знат. Но для того, чтобы научиться делать» М. Горький (эпиграф к уроку)

Добрый день, ребята и уважаемые гости!

Тема раздела программы: Зерновые культуры: крупа, мука и макаронные изделия.

Тема урока: «Мука, макаронные изделия: изучение ассортимента, продажа» (Записываем в производственный дневник)

Цели урока: Формирование познавательных и профессиональных интересов обучающихся, активной жизненной позиции будущего специалиста через организацию познавательной деятельности на уроке.

Отработка трудовых приемов , продажа зерномучных товаров, а именно по этапам: приемка товаров, подготовка товаров к продаже, выкладка товаров на стеллажи, обслуживание покупателей и продажа товаров

Хочу обратить ваше внимание на критерии оценивания (написать на доске)

3 б за каждый полный ответ

2 б за ответ, требующий дополнении

1 б за дополнение к ответу отвечающего обучающихся

1 б снимается за подсказки, некорретное поведение и т.п.

Оценка 5- 6 б

Оценка 4- 4-5 б

Оценка 3 2-3 б

Начнем урок производственного обучения с проверки знаний обучающихся по теме: «Мука и макаронные изделия:изучение ассортимента и продажа», что вы узнали на уроках теоретического обучения :Организация и технология розничной  торговли.

Проверим домашнее задание.

Мастер задает вопросы:

На сегодняшнем занятии мы работаем по плану.

Учебно-производственные работы:

Производить приемку зерномучных товаров: круп, мука, макаронные изделия, производить подготовку к продаже, размещения на торгово-технологическом оборудовании, контроль за сохранностью зерновых культур, оценивать качество по органолептическим показателям, устанавливать градации качества и распознавать дефекты,консультировать о свойствах, пищевой ценности и применений продовольственных товаров, расшифровать маркировку, клеймение и эксплуатационные знаки.Соблюдение техники безопасности.

Актуализация знаний и опыта.

Межпредметные связи:

Охрана труда — безопасные условия при работе в торговом зале

Товароведения — классификация, оценка качества товара

Санитария и гигиена – соблюдение санитарных норм

Розничная торговля продтоварами-технология продажи бакалейных товаров, маркировка и упаковка товаров. Технология торговли в гипермаркетах-особенности торговли товарами для оптовых и розничных гипермаркетах

Задание 1

Вопрос 1:Каковы химический состав и пищевая ценность круп? Ответ: в группах содержится:-вода 12-16 %,белки 7-13 %, углеводы (крахмал) 64-67 %,жиры 1-4 %, минеральные вещества(фосфор, магний,,калий), витамины  тгруппы (В1,В 2,В 6),Е,РР

Вопрос 2: Какие виды круп имеются в продаже в магазинах? Ответ: крупы из пшеницы: овса, гречневая крупа, рисовая, пшено, кукурузная,  ячневая, семена бобовых

Вопрос 3: Какие виды круп вырабатываются из пшеницы? Ответ: манная, пшеничная шлифованная, пшеничные хлопья

Вопрос 4: Назовите виды рисовой крупы по способу обработки? Ответ: рис шлифованный, рис шлифованный дробленный (сечка),рис  шлифованный (длинозерный), рис черный-(клейковинный, без клейковины), рис темный итальянский, рис пудинговый.

Вопрос 5: Какие крупы получают из гречихи? Ответ: ядрица, ядрица быстро-разваривающая (пропаренная), продел (расколотые  ядра), продел быстро-разваривающий (пропаренный),

Вопрос 6: По каким показателям оценивают качества муки? Ответ: цвет (темный, светлый), вкус, запах, зараженность вредителями, консистенция.

Вопрос 7: От чего зависит вид муки? Ответ: от вида зерна (пшеничная, гречневая)

Вопрос 8: Из какой пшеницы получают муку для макаронных изделий? Ответ: из пшеницы с высоким содержанием клейковины не менее 30 % и белком 13,5 %

Вопрос 9: Дайте характеристику ассортимента пшеничной муки? Ответ: мука пшеничная (хлебопекарная делится на 6 сортов: экстра, крупчатка, высший, первый, второй, обойная), мука пшеничная общего назначения

Вопрос 10:По каким показателям оценивают качество крупы. Ответ: цвет, вкус, запах, влажность, наличие посторонних примесей (сор, другие зерна), зараженность вредителями

.Вопрос 11: Как квалифицируются макаронные изделия? Ответ: трубчатые (рожки, перья, макароны), нитеобразные (вермишель), лентообразные, фигурные (алфавитные, спиральки, гребешки, ракушки, ушки, колесики, колечки, витушки)

Вопрос 12:Что такое макаронный лом и крошка? Ответ: это макароны длиной от 5 до 13 см, крошка меньше 5 см.

Вопрос 13: Какие макароны крупнее особые или любительские? Ответ: любительские размер поперечного сечения более 7 миллиметров

Вопрос 14: Назовите самую тонкую вермишель? Ответ: паутинка не более 0,8 миллиметров в диаметре

Задание 1(а)

Техника безопасности и охраны труда при работе в торговом зале.

Вопрос: Что прежде всего нужно соблюдать на территории предприятия

Ответ: соблюдать правила внутреннего распорядка компании, при входе в зал и  выходе из зала предъявлять сотрудникам охраны бейджик и личные вещи для  досмотра

Вопрос: Как нужно ставить товар в торговом зале ?

Ответ: чтобы он не представлял угрозы для сотрудников и покупателей

Вопрос: Что нужно делать для подъема и опускания крупногабаритного груза с верхних полок стеллажей ?

Ответ: зону необходимо огораживать оградительной лентой

Вопрос: Что должен выполнять обучающися в торговом зале? Ответ: соблюдать дисциплину, своевременно и точно выполнять задания, бережно относиться к имуществу, проверить исправность и безопасность инструмента, которым предстоит работать, не находится в опасных зонах, соблюдать пожарную, не стоять и не проходить под местами, откуда возможно падение предметов, не пользоваться телефоном и наушниками. Обучающиеся расписываются в инструктаже

Мукой называют продукт, получаемый путем измельчения зерна до порошкообразного состояния. На муку размалывают в основном пшеницу и рожь и в значительно меньших количествах ячмень, кукурузу и другие зерновые культуры. Муку получают путем помола зерна и классифицируют её по виду, типу и сорту.

Вид муки определяется той хлебной культурой, из которой она получена. Различают муку пшеничную, ржаную ячменную, овсяную, рисовую, гороховую, гречневую, соевую. Муку можно получать из одной культуры и также из смеси пшеницы и ржи (пшенично-ржаная и ржано-пшеничная).

Тип муки определяется ее целевым назначением. Например, мука пшеничная может вырабатываться хлебопекарной и макаронной. Хлебопекарная мука вырабатывается в основном из мягкой пшеницы, макаронная — из твердой высоко-стекловидной. Ржаная же мука вырабатывается только хлебопекарной.

Сорт муки является основным качественным показателем всех ее видов и типов. Сорт муки связан с ее выходом, т. е. количеством муки, получаемой из 100 кг исходного продукта — зерна. Выход муки выражают в процентах. Чем больше выход муки, тем ниже ее сорт. То есть тем более грубая мука получается.

Для выработки хлеба и хлебобулочных изделий применяют в основном пшеничную и ржаную муку.

Сейчас предлагаю посмотреть видео (Мука и макаронные издлия) внимательно а потом выполняем задание по карточкам 5 минут

(На лист чистой бумаги насыпьте по отдельности образцы каждого сорта муки,положите сверху чистый лист бумаги и хорошо разровняйте муку, приглаживая сверху рукой.После этого верхний лист бумаги снимите.Потом 2 и 3 пункт выполняем,заносим в таблицу ваши наблюдения.Потом выполняем задание 2.

Задание 2

Выполнить письменное задание по карточкам-заданием, ответить ДА или НЕТ, затем поменяться карточками и проверить задание друг у друга. правильный ответ +, неправильный — (ответ сверить с эталоном на доске)

  1. Из проса вырабатывают пшено
  2. Из ячменя вырабатывают крупу перловую
  3. Крупа продел- это целые ядра гречихи
  4. На марки М,ТМ,Т подразделяют  ячневую крупу
  5. Крупу перловую подразделяют на пять номеров
  6. В ржаной муке содержится жира больше,чем в соевой
  7. Макароные изделия подразделяют на  группы А,Б, и В

Эталон ответов:

  1. Из проса вырабатывают пшено Да
  2. Из ячменя вырабатывают крупу перловую да
  3. Крупа продел- это целые ядра гречихи нет
  4. На марки М,ТМ,Т подразделяют ячневую крупу нет
  5. Крупу перловую подразделяют на пять номеров да
  6. В ржаной муке содержится жира больше, чем в соевой нет
  7. Макароные изделия подразделяют на группы А,Б, и В да

Обучающиеся самостоятельно проверяют это задание, сравнивая с графиком на доске

Для следующего задания вам нужно разделится на две команды, выбрать себе бригадира и ответить на вопросы.№ Вопрос Варианты ответов

Задание 3

1 Какая мука содержит больше витаминов? А. Экстра Б. Первый сорт В. Второй

2 От чего зависит сорт муки?  А.От содержание отрубей Б. От вкуса и запаха В. От количествам клейковины

3 Какие крупы содержат полноценные белки?А. Горох,гречка Б. Рис, просо В. Перловая, ячневая

4 Какие крупы применяют в диетическом и детском питании?  А.Горох,фасоль Б. Манная, рисовая В.Перловая, кукурузная

5 К какому типу относятся рожки ? А. Лентообразные Б. Нитеобразные В.Трубчатые

6 Макаронные изделия подразделяются на классы?  А. Третий Б. Первый, второй В. Пятый

7 Какие сроки хранения макаронных изделий без добавок? А. 12месяцев Б. 7 месяцев В. 3 месяца

8 В каком отделе реализуют крупы ? А. В мясном Б. В бакалейном В. Бытовая техника

9 К какому типу макаронных изделии относятся– Спагетти ? А. Вермишель Б. Лапша В. Рожки

10 Какая из перечисленных круп-пшеничная? А. Рисова,ядрица Б. «Полтавска» «Артек» В. Продел,ячневая

В торговом зале отрабатываются приемы и трудовые операции торгово-технологического процесса, который состоит из 4-х этапов:

  • Приемка товара
  • Подготовка товаров к продаже
  • Размещение и выкладка товаров
  • Обслуживание покупателей и продажа товаров

 

Задание 4

Вопрос: Подскажите мне два вида приемки товаров ? Ответ: по количеству и по качеству

Вопрос: Что такое приемка товаров по количеству? Ответ: пересчет товара, проверка количества по накладной, соответствия наименования, сорта, торговой марки, цена

Вопрос: Какие документы необходимы при приемки товара ? Ответ: накладная,  сертификат, сопроводительные документы

Вопрос: Что такое приемка товара по качеству? Ответ: проверка маркировки (производитель, наименование, дата изготовления,),сертификатов, внешний вид упаковки органолептическим методом

Вопрос: Что такое органолептический метод? Ответ: когда определяется качество товара по вкусу, цвету и запаху

Вопрос: Что такое маркировка товара? Ответ: на каждом товаре содержится информация — наименование товара,  наименование изготовителя и его координаты

Задание 5

Выполнить задание: Отработать трудовые приемы. по приемки товаров в  магазине. Этап приемки: произвести маркировку зерномучных товаров :круп, муки и макаронных изделий используя инструкционную карту.

Инструкционная карта. Изучите вид и сорт крупы, муки и макаронных изделий по представленным  образцам

Задание 6

Второй этап — Подготовка товара к продаже

Вопрос: Что такое паллет ? Ответ: поддон на котором уложен товар

Вопрос :Что укладывают на паллеты ? Ответ: товар который не используют для продажи

Вопрос: При осмотре товара, какая должна быть упаковка ? Ответ: упаковка должна быть чистая,целая, с четкой маркировкой

Вопрос: Что такое сортировка товара ? Ответ: товар должен быть разложен по наименованиям, по видам, сортам, торговым маркам

Вопрос: Если вы обнаружили бракованную, вскрытую упаковку ваши действия.  Ответ: товар нужно отнести на утилизацию

Вопрос: Что такое ценник ? Ответ: это носитель товарной информации –наименование товара, наименование производителя, сорт, вид, масса, цена, дата и подпись

Вопрос: Где должен находится ценник? Ответ: строго под соответствующим товаром

Третий этап – Выкладка товара на стеллажи

Вопрос: Как осуществляется выкладка товара? Ответ: по планнограмме

Вопрос: Что такое планограмма ? Ответ: схема расположения товара на стеллаже

Вопрос: Как вы будите выкладывать товар на стеллажи ? Ответ: выкладка товаров осуществляется по наименованию, видам, торговым маркам, лицевой стороной к покупателю

Вопрос: Где должен находиться ценник

И заключительный этап – Обслуживание покупателей и продажа товара

Помощь в поиске товара – помочь найти нужный товар на полке, прочесть покупателю цену, направить в узел расчета

Обучающиеся расписываются в инструктаже

3. Текущий инструктаж-215 минут

Целевые обходы рабочих мест обучающихся, индивидуальное инструктирование.

Первый обход: проверка организации рабочих мест и соблюдение безопасных условий труда

Второй обход: проверка правильности выполнения трудовых приемов

Третий обход: проверка правильности осуществления самоконтроля, взаимоконтроля

Четвертый обход: текущая проверка и инструктирования технологических  процессов выполнения УПР, проверка правильности выполнения технических  условий, ведения межоперационного контроля

Мастер производственного обучения: (физминутка)

Пятый обход: прием и оценка выполненных УПР обучающимися

Заключительный инструктаж 15-20 минут. Анализ качества выполненных работ каждого обучающегося. Выставление оценок (мотивация выставленных оценок, сообщение ошибок). Отметить лучшие работы

Тема следующего урока « Овощи,плоды,грибы:изучение ассортимента,продажа». Дать домашнее задание . Убрать рабочее места

Список литературы

  1. Организация и технология торговли: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. Образования, / З.В. Отскочная, Ю.А. Наплекова, И.И. Чуева, О.Н. Дегтяретрь; М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 192 с. – (Торговля).
  2. Технология розничной торговли: учебник /О.В. Памбухчиянц. – 9-е изд. Перераб. И доп. –М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 288с
  3. 3 . Правила торговли 2011. – М.: Эксмо, 2011. -96 с. – (Российское законодательство.)