Развитие познавательной активности учащихся в условиях реализации ФГОС на уроках биологии


Автор: Татьяна Владимировна Коротченко
Место работы: МБОУ «СОШ села Амурзет»
Должность: учитель биологии


«Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети в классе, как мыслит каждый его ученик, что будет ему легко, что трудно…Нужны разнообразные приемы и методы обучения, чтобы вызвать интерес к учебе…» П. Н. Чернов

Образование одна из важнейших сфер человеческой деятельности и определяющий фактор развития человечества. Это обусловливает необходимость внедрения в образовательную практику новейших технологий. Результативность этого процесса достигается использованием современных эффективных методов, средств и приемов, обеспечивающих творческое овладение огромным массивом знаний. Главным продуктом инновационной работы по использованию современных технологий и методик является урок, на котором наглядно иллюстрируются та или иная педагогическая технология, методика. Современный урок это урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. Инновация в образовании нововведение, новшество, направленное на усовершенствование педагогического процесса, повышение его эффективности, связанное, как правило, с ломкой устоявшихся, традиционных подходов. Что означают термины «инновации» и «инновационные процессы» в образовании. Слово «инновация» происходит от латинского inovatis (in в, novus новый) и в переводе означает «обновление, новинка, изменение». Педагогическая инновация это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения школьников. То, что ново для одной школы, одного учителя, может быть пройденным этапом для других. Что такое педагогическая технология? На этот вопрос имеется множество, порой не совпадающих друг с другом, ответов. Это говорит о том, что теория и практика педагогических технологий еще только разрабатывается. Технология (от греч.: techne искусство, мастерство, умение; logos слово, учение) совокупность методов, осуществляемых в каком-либо процессе. Отсюда педагогическая технология это совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание школьника. Недаром говорят: учитель, освоивший педагогическую технологию это человек, владеющий педагогическим мастерством.

Инновационные технологии ‒ алгоритм последовательных действий, в системе вытекающих одно из другого, направленных на получение положительного конечного результата.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, чтобы ученик стал активным участником учебного процесса, а учитель, забыв о роли информатора, являлся организатором познавательной деятельности ученика.

За 40 лет работы в школе я апробировала разнообразные педагогические технологии. Идеальной системы обучения, как известно, не существует. Поэтому наиболее целесообразным является отбор ряда методов из разных обучающих систем и применение их в определенных сочетаниях, взаимодополняющих друг друга, обогащающих выбранную систему обучения. Преобладающими при этом будут методы, соответствующие типу системы, на основе которой строится урок с разнообразными дидактическими элементами. Определяющую роль в выборе учителем типа обучающей системы играет характер изучаемого материала. Немаловажным также является уровень компетентности учащихся (знания, умения, изученность темы) и цели обучения, как общие, так и характерные данному школьному периоду. Преподаю биологию в 5-11-х классах. Следует заметить, что традиционное обучение мало интересует ребенка. Учителя стараются как можно быстрее обучить его знаниям, умениям, навыкам. В основе же творческого урока обязательно лежит мотивация, создать которую призвано «стартовое» задание или, как его называют, открытое задание. Суть этих заданий состоит в том, что они не имеют однозначности решения. Этим они и отличаются от традиционных вопросов и заданий. Открытые задания позволяют ученикам не просто изучать материал, а формировать собственные знания о реальном объекте познания.

С учётом умственных, возрастных и психологических особенностей детей подбираю формы и методы обучения. Формирование интереса – одна из составных частей обучения. Цель моего урока – вызвать интерес к предмету. Создание положительной мотивации, организация самостоятельной поисковой деятельности, повышение познавательного уровня учащихся, развитие коммуникативных способностей через субъект – субъектные отношения. Вовлечение каждого учащегося в учебный процесс по достижению конкретных целей. Новую информацию ребята получают в ходе решения теоретических и практических проблем, повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения.

Этому способствует проблемное и модульное обучение, здоровьесберегающие и информационные технологии. Как для ученика, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком смысле слова. Приступая к планированию урока, учитываю:

  • своеобразие темы, степень её изученности;
  • место и роль данной темы в курсе,
  • уровень способностей учащихся данного класса, их познавательную активность;
  • отбор учебного материала;
  • постановку цели и задач урока;
  • связь с предыдущим материалом;
  • форму и тип урока
  • оптимальный набор приёмов и методов.

Проблемное обучение на уроках биологии

Проблемное обучение – один из видов развивающего обучения, получило свое название в связи с тем, что его моделирование направлено на создание инновационной познавательной среды. Его содержание представлено системой проблемных задач различного уровня сложности. В процессе их решения, учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, познавательная мотивация. Постоянное обновление учебной среды, информационного и процессуального состава действий влечёт за собой повышение уровня притязания обучающихся в достижении целей и, следовательно, воспитание субъективной позиции человека, развитие его стремления понять, объяснить явления или события, предоставленные ему для анализа, решить задачу-проблему, снять имеющуюся в задаче неопределенность, устранить препятствие, создающее психологический барьер для осуществления познавательного процесса. Теория проблемного обучения базируется на организации учебного процесса, которая предусматривает создание проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность учащихся в её решении, что ведет к развитию творческого мышления и способности к самостоятельной деятельности.

Мышление начинается с возникновения проблемы, вопроса, задачи, которые успешно решаются при использовании частично- поискового, или эвристического метода. Его сущность в том, что небольшой подсказкой учителя сокращается поле поиска, либо задача расчленяется на подзадачи и тем самым сохраняется проблемность, облегчается пошаговое движение ученика к конечному решению.

Любому учителю биологии, вероятно, приходилось в своей практике сталкиваться с тем, что многие учащиеся шестых классов не проявляют ярко выраженного познавательного интереса к изучению ботанического материала. А мальчики вообще считают изучение растений скучным занятием. Поэтому я систематически использую на уроках познавательные задания, которые ориентируют учащихся на осуществление активной мыслительной работы, имеющей творческую направленность. Такая деятельность имеет несомненный развивающий эффект и интересна подавляющему большинству учащихся.

Приведу некоторые примеры: В 6 классе при изучении темы «Воздушное питание растений – фотосинтез».

Более трёхсот лет назад учёный Ван Гельмонт поставил опыт:

Поместил в горшок 80 кг. земли и посадил в неё ветку ивы, предварительно взвесив её. Ива росла 5 лет, не получая никакого питания, а только поливалась водой, не содержащей солей. Взвесив иву через 5 лет, учёный обнаружил, что вес ивы увеличился на 65 кг., а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 г. Почему произошло такое явление? Далее привожу слова К.А. Тимирязева: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях». Так что же совершается в зелёных листьях?

Затем задаю ребятам вопрос: Как вы понимаете термин «специализированный орган»? Можно ли сказать, что лист растения – это специализированный орган? Предположите, о чем будет идти речь на уроке? Как называется этот процесс? Затем с помощью опыта доказываем, что только на свету в зелёных листьях идёт процесс фотосинтеза. При подведении итогов урока предлагаю ребятам решить задачи:

1. В сочных яблоках находиться запас органических веществ. Объясните, как произошло образование и накопление органических веществ в яблоке.

2. Почему на солнечной поляне ягоды земляники лесной слаще, чем в тени?

Объясните следующие выражения:

1. Огонь костра – эта солнечная энергия.

2. Что такое солнечные консервы.

3. Растение – космический посредник на Земле.

При изучении темы «Внешнее строение листа», задаю ребятам следующие вопросы:

1. У растения стержневая корневая система. Какое будет жилкование листьев данного растения. Почему?

2. У растения параллельное жилкование листьев, какое количество семядолей в зародыше семени будет у данного растения? Почему?

При изучении темы «Опыление растений», вначале урока задаю вопрос: «Вскоре после открытия Новой Зеландии и Австралии туда прибыли первые поселенцы из Европы. Они возделывали там поля и посеяли клевер, которого раньше на этих землях не было. Клевер пышно разрастался на плодородной почве, но семян не давал, и, следовательно, не размножался. Каждый раз для посева приходилось привозить новые семена из Англии. Почему не происходило размножение?» А в конце урока при рефлексии «Почему ливни над фруктовым садом весной могут стать причиной плохого урожая осенью?».

«Почему весной выносят ульи в цветущий сад?»

7 класс: После изучения темы «Простейшие» задаю ребятам вопрос:

1. На начальных этапах изучения простейших удивление исследователей вызывал следующий факт: после продолжительной засухи в водоёмах, образовавшихся в результате обильного дождя, наблюдалось внезапное появление богатой фауны простейших, представленных, прежде всего, жгутиконосцами. Объясните с научной точки зрения это «чудо».

2. Амёб поместили в две колбы: одну с родниковой водой, а другую с кипячёной. В одной из колб через некоторое время амёбы погибли. Как вы объясните, почему в одной из колб погибли амёбы?

В ходе урока «Многообразие и значение насекомых», ребята разбиваются на группы, и каждая группа получает карточку, в которой два задания. Приведу пример одного задания: На основании приведённых ниже данных сделайте вывод о характере питания муравьёв. В течение лета рабочие муравьи приносят в гнездо до 3-8 млн. различных насекомых, около 20 вёдер сладкого сока, в основном выделяемого тлями. 40-60 тысяч семян разных растений. Объясните высказывание: «Погубив одну единственную стрекозу, человек выпускает на волю сотни, тысячи комаров и мошек».

В конце урока зачитываю ребятам слова Холленда, записанные на доске: «Насекомые сейчас единственные существа, оспаривающие у человека право господства над планетой». И предлагаю ребятам ещё одно высказывание этого учёного. В своём труде «Книга о ночных бабочках» Холленд пишет: «Когда луна навсегда померкнет, а полуденное солнце будет светиться тёмно-красным светом, когда все моря замёрзнут, а полярные шапки, расползаясь, сомкнуться на экваторе… когда давно опустевшие города рассыплются в пыль, и всякая жизнь на планете будет идти к угасанию, под лучами состарившегося Солнца будет сидеть, чистя свои крылышки, крошечное насекомое – печальная букашка, последний остаток жизни на нашей Земле».

Как вы думаете, почему Холленд отвёл такую роль насекомым? Начиная тему «Нервная система» в 8 классе, я задаю ребятам вопрос: «Почему эту систему органов называют «телефоном»? Или тема «Система органов пищеварения» ‒ почему её называют «лабораторией и кухней» организма?

Задачи на уроках биологии: 8 класс тема «Кровь». Каждый день у человека образуется и отмирает 2 млрд. эритроцитов. Это одна десятитысячная всех эритроцитов. Сколько у человека всего эритроцитов?

В организации такой учебной деятельности учащихся немаловажное значение имеет проблемный подход к изложению на уроке нового учебного материала. Поэтому урок по теме «Дыхательная система. Значение дыхания. Органы дыхания» один из вариантов проблемного урока по биологии в 8 классе. Ребята опираются на знания, полученные ранее при изучении курса зоологии. В ходе урока школьники развивают творческое мышление в решении проблемных вопросов и, проделывая эксперименты, анализируют их, делают выводы. Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Один человек курил 15 лет, выкуривал по 10 сигарет ежедневно. Он умер в 55 лет. Сколько бы он прожил, если бы не курил? Задаю ребятам проблемные вопросы и проделываем эксперимент: скажите слово мама при вдохе и выдохе. Что произошло?

— Почему у человека меняется голос при потере зубов, насморке?

— Почему человек не может говорить без языка?

— Что такое артикуляция? Что такое шёпот?

  1. Объясните, почему, на ваш взгляд, нос человека имеет две ноздри, а не одну большую?
  2. Сделайте глотательное движение. Что происходит в это время с дыханием? Объясните причину взаимосвязи дыхательных движений и глотания, используя знания о строении органов дыхания.
  3. Почему дыхание через нос предпочтительнее, чем через рот?
  4. Мальчик случайно вдохнул сахарную пудру и через 10 минут почувствовал сладкий вкус во рту. Почему?
  5. Почему во время бега и плавания дышат ртом?
  6. Щёлкните себя по щеке – получится глухой тихий звук. Надуйте щеку и щёлкните по надутой щеке – звук получается более громкий и звучный. Почему?

Творческая лаборатория:

1. В каких случаях затрудняется носовое дыхание? Каковы последствия этого нарушения? Предложите свод правил по гигиене дыхания.

2. Разработайте рекомендации и комплекс упражнений для исправления дыхания.

Не обходятся без проблемных вопросов и задач модульные уроки.

Например, в модулу по теме «Тканевая совместимость и переливание крови», стоят проблемные вопросы: Каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание». Что подразумевается под «кораблями» и «гаванями»?

Модуль по теме «Профилактика заболеваний органов пищеварения»

1. Физиолог И.П. Павлов проводил следующий эксперимент: он вшивал воротную вену в нижнюю полую вену и кормил после этого собаку в основном мясной пищей. Через несколько дней животное погибло. Объясните почему?

2. У человека в сутки вырабатывается 500 – 1500 мл желчи. Процесс желчеобразования идёт непрерывно, а желчевыделение происходит периодически, в основном в связи с приёмом пищи. Натощак желчь в кишечник почти не поступает. Объясните, куда же девается избыточный секрет?

Опорно-двигательная система. Перед началом новой темы – вопрос: Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. Объясните, почему это происходит? Почему нельзя спать «калачиком»?

Создание на уроках проблемных ситуаций, которые вызывают умственное напряжение и стимулируют познавательный интерес – важное средство развития мотивов интеллектуальной деятельности. Например, при изучении темы «Органические вещества» в 10 классе предлагаю ребятам такие задания:

1. Желудочно-кишечный тракт большинства животных и человека не приспособлен к перевариванию целлюлозы, тогда как гликоген и крахмал расщепляются до глюкозы и усваиваются организмом. Объясните причину такого явления, учитывая, что перечисленные полисахариды состоят из остатков глюкозы. За счёт чего происходит переваривание клетчатки в организмах травоядных животных?

2. При окислении 1 г жира выделяется 38,9 КДЖ энергии, а при окислении 1 г углевода – 17,6 КДЖ. Объясните, почему энергоёмкость жиров в 2 раза выше энергоёмкости углеводов? Воспользуйтесь знаниями о строении молекул этих веществ.

При изучении темы «Функции белков», прежде чем называется функция, ребята решают познавательные задачи:

1. При окислении 1 г белка выделяется столько же энергии, сколько при окислении 1г углевода. Почему организм использует белки как источник энергии в крайних случаях?

2. Миллионы человеческих жизней были спасены от оспы, бешенства, полиомиелита, лихорадки и других болезней. Каким образом медицина предупреждает названные инфекционные заболевания?

11 класс. Тема «Экосистема. Биотические факторы» 1) Известная поговорка «С миру по нитке – голому рубашка», по словам учёных А. Георгиевского и Е. Попова отражает природу комменсализма. Подтвердите примерами мнение учёных.

2) Если популяция реагирует на собственную высокую плотность снижением рождаемости, то почему возможно чрезмерное размножение вредителей на полях и в садах?

Без навыков математического расчета и знаний биологии животных, некоторые задачи решить нельзя.

Например, 11 класс. Тема: «Основы экологии».

1. На основании правила экологической пирамиды, определите, сколько нужно планктона, чтобы в море вырос один дельфин массой в 300 кг.

2. Самки различных животных в течение всей жизни производят разное количество оплодотворенных яиц: мышь – 50, акула 20, слон – 5, треска – 9 • 106, устрица – 100 • 106. Сколько оплодотворенных яиц от одной самки в среднем должно выжить, чтобы численность популяции каждого из названных видов не уменьшилось?

А при изучении темы «Происхождение человека» проблемная задача — Дриопитек в основном питался растительной пищей, а неандерталец – преимущественно животной. Каким образом можно объяснить такие различия? Используя проблемные ситуации, создаю осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильного найденного решения.

Использование модульных технологий на примере изучении темы «Птицы»

В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, учителя понимают, что обучение подрастающего поколения должно быть личностно ориентированным. А это значит, необходимо учитывать способности, потребности, особенности учащихся. Обучение должно быть развивающим, мотивационным, дифференцированным.

Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучение, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий. Ведь для сегодняшних юношей и девушек это особенно важно, ибо их ждёт не простая жизнь, где всё надо уметь делать самому. Поэтому возможности модульной технологии огромны, так как благодаря ей здесь центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением – мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует. А что такое модуль? Под модулем понимаем целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и способы овладения этим содержанием. Иными словами, это план учебной деятельности ученика, который составляется учителем. Учитель в данном случае проектирует индивидуальную образовательную траекторию учащегося. На модуль нужно смотреть глазами ученика и с позиции его деятельности – что нужно сделать, чтобы научиться? Модуль в напечатанном виде имеется у каждого ученика класса. От рабочей тетради на печатной основе он отличается тем, что представляет собой не просто перечень заданий, а методическое средство, в котором указаны цели учебной деятельности школьника на данном уроке, а также учебные задания и методы их выполнения.

Модульные уроки отличаются от обычного урока тем, что они строятся в логике процесса усвоения знаний и представляют собой полный цикл познания, совпадающий по своей структуре с циклом учебной деятельности ‒ описание, объяснение, проектирование (обычные же уроки строятся в такой логике: проверка домашнего задания, изучение нового материала, его закрепление, задание на дом).

Начинается модульный урок с целеполагания (определения целей деятельности учащихся ‒ чему они научатся за урок).

Следующий этап в модульном уроке ‒ мотивация на усвоение содержания и учебную деятельность. Это различного рода графические диктанты, небольшие тесты или интеллектуальные разминки.

Далее идет информационный блок: содержание в виде рассказа учителя, лекции, фильмы, сообщений учащихся, чтения учебника или комбинации этих элементов. Далее — отработка материала: лабораторные работы, решение учебных задач, проблем, ответы на вопросы, выполнение заданий, игры. На этом этапе используются «мягкие» формы контроля — самоконтроль и взаимоконтроль. Заканчивается урок экспертным контролем (контроль учителя), коррекцией знаний и умений с постоянной рефлексией относительно целей учебной деятельности. Экспертный контроль ‒ это обычная проверочная работа, зачет, устный опрос или итоговый тест.

На каждом модульном уроке как обязательный элемент проводится рефлексия (оценка себя, своей деятельности). В конце каждого урока ученики возвращаются к целям занятия и оценивают степень их достижения и свою работу на уроке.

Подготовка к проведению модульного урока

Готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа.

  • Тщательно проработать весь учебный материал и каждого урока в отдельности.
  • Выделить главные основополагающие идеи.
  • Сформулировать для учащихся интегрирующую цель (ЭУ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, понять, определить.
  • Определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указать время, отводимое на каждое из них, и вид работы учащихся.
  • Подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты, графические диктанты.
  • Приступить к написанию методического пособия для учащихся (технологическая карта).
  • Размножение (через принтер, ксерокопии) технологических карт по числу учащихся в классе.

Алгоритм составления модульного урока

1. Определение места модульного урока в теме.

2. Формулировка темы урока.

3. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.

4. Подбор необходимого фактического материала.

5. Отбор методов и форм преподавания и контроля.

6. Определение способов учебной деятельности учащихся.

7. Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них.

Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7), но обязательно следующие:

1. УЭ – 0 – определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.

2. УЭ – 1 – включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалам.

3. УЭ – 2, 3… – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих).

У меня составлены модульные уроки для 7 класса по темам «Земноводные», «Пресмыкающиеся», «Птицы»; 8 класс – по темам «Система органов пищеварения», «Кровеносная система», «Органы чувств», «Анализаторы», «Кожа»; 9 класс – по теме «Экология»; 10 класс – по темам «Реализация наследственной информации», «Сцепленное с полом наследование», «Нуклеиновые кислоты. ДНК».

Предлагаю вниманию модульную программу по теме «Класс Птицы» (раздел «Животные» 7 класс). К каждому модулю я составляю презентацию.

Модуль №1. Тема: Класс Птицы.

Общая характеристика. Среда обитания. Внешнее строение.

учебного элемента

 

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ – 0

Интегрирующая цель: в процессе изучения учебного материала вы сумеете давать общую характеристику класса птиц; определять среду обитания;

раскроете особенности внешнего строения птиц, связанные с полётом.

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ – 1

Актуализация знаний:

  1. Какой тип животных мы изучаем?

  2. Перечислите классы изученных животных и их представителей.

  3. Почему все они являются холоднокровными животными

  4. Что влияет на активность животных.

Оцените свою работу по пятибалльной шкале.

Ваша оценка

УЭ – 3

Цель: дать общую характеристику класса птиц.

Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у любителей природы вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полётом и, конечно, загадочным образом жизни. Характерное свойство подавляющего большинства птиц – способность летать. Птицы летают превосходно благодаря особенностям перьев. Перо – чудо искусства природы.

ЗАДАНИЕ: посмотрите видеофильм «Птицы» и ответьте на вопросы:

  1. Какова среда обитания птиц

  2. Чем питаются птицы?

  3. Отметьте характерные признаки птиц, связанные с полётом.

  4. Прочитайте статью в учебнике «Общая характеристика» и отметьте общие признаки класса птиц.

Оцените свою работу по пятибалльной шкале.

Работаем

Индивидуально

Стр.208

Ваша оценка

УЭ – 3

Цель: в ходе лабораторной работы изучите внешнее строение птиц, строение пера птицы, определите, какие особенности внешнего строения птиц связаны с полётом. Какие особенности внешнего строения птиц указывают на их родство с пр5смыкающимися.

Лабораторная работа.

Тема: «Внешнее строение птиц. Строение пера».

Оборудование: чучело птицы, набор перьев, лупа, учебник.

Ход работы:

1. Рассмотрите внешний вид птицы, определите форму тела.

2. Найдите основные отделы тела. Назовите их.

3. Рассмотрите голову. Какие органы расположены на ней.

4. Рассмотрите туловище птицы. Какие органы расположены на нём, какую роль они играют в жизни птиц?

5. Обратите внимание на ноги, найдите неоперенную часть – цевку, пальцы с когтями. Чем покрыты цевка и пальцы ног? Вспомните, у каких животных такой покров?

6. Рассмотрите хвост птицы. Запишите название перьев, расположенных на пере и хвосте.

 

Признаки

Особенности строении

1

Форма тела птицы

 

2

Покров тела

 

3

Основные отделы тела

 

4

Органы, расположенные на голове

 

5

Органы, расположенные на туловище

 

6

Чем покрыта цевка и пальцы

 

7. Что такое перо? Исследуйте контурное перо. Назовите его основные части. С помощью лупы рассмотрите опахало. Зарисуйте строение контурного пера и попишите название его основных частей.

8. Нарисуйте пуховое перо. Чем оно отличается от контурного?

9. Сделайте вывод, указав черты приспособленности птиц к полёту.

Оцените работу по пятибалльной шкале

Работаем парами, можно пользоваться учебником

По ходу работы – заполняйте таблицу.

Ваша оценка

УЭ – 4

Рефлексия:

  1. На станице 212 учебника прочитайте термины. Какие для вас являются новыми? Попробуйте дать им определение.

  2. Какие особенности внешнего строения птиц указывают на их родство с пресмыкающимися?

  3. В чём различие линьки птиц и змей?

  4. Как птицы ухаживают за своим перьевым покровом?

  5. Назовите характерные признаки животных класса птиц.

Оцените свою работу по пятибалльной шкале

Работаем вместе с классом

Ваша оценка

УЭ – 5

Подведение итогов:

  1. Прочитайте цель урока

  2. Достигли ли вы цели? В какой степени?

  3. Какие затруднения возникли у вас при работе на уроке?

  4. Оцените свою работу на уроке: «5», «4», «3», «2».

  5. Выполнили все УЭ на «4» и «5» можете выполнить творческое задание (Составьте альбом «Птицы леса», «Водоплавающие птицы» можно в электронном варианте).

Испытывали затруднения, допускали ошибки – прочитайте ещё раз записи в тетради и § 44

По желанию

Модуль № 2. Тема: Внутреннее строение птиц

учебного элемента

 

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ – 1

Интегрирующая цель: В процессе изучения учебного материала вы усвоите знания о процессах жизнедеятельности птиц; раскроете особенности строения систем органов птиц связанные с полётом; научитесь распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями систем органов;

продолжите развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, выделять причинно-следственные связи в природе.

Прочитайте внимательно цель урока

УЭ – 2

Актуализация знаний: Ответьте на вопросы:

  1. Какая наука изучает птиц?

  2. За счет чего достигается красота формы тела птицы? Какая форма тела птиц?

  3. С какими проблемами сталкивается организм при освоении воздушной среды, как они решаются у птиц?

  4. Как птицы ухаживают за своим перьевым покровом?

  5. Как обеспечить максимальную прочность опоры при ее минимальной легкости;

  6. Какие особенности внешнего строения птиц указывает на их родство с пресмыкающимися?

  7. Перечислите признаки класса птиц.

Оцените свою работу по пятибалльной шкале.

Работаем индивидуально, обсуждаем вместе с классом

Ваша оценка

УЭ – 3

Цель: изучить особенности строения систем органов птиц, выявить отличия от пресмыкающихся, найти особенности, связанные с полётом.

ЗАДАНИЕ: изучите строение систем органов птиц, используя данные

§ 46, и ответьте на вопросы:

1) Система органов пищеварения

  • Рассмотрите рисунки (на доске) «Строение клюва у разных видов птиц». Можно ли по строению клюва определить, чем питается птица?

  • Прочитайте в учебнике «Строение и деятельность органов пищеварения», запишите особенности, связанные с полётом.

  • Чем отличаются пищеварительные системы птиц и рептилий?

  • Сделайте вывод

2) Система органов дыхания

Имеет важные черты, связанные с полётом. Она состоит из трахеи, двух бронхов, лёгких и воздушных мешков. Лёгкие представляют собою плотные губчатые тела. Воздушные мешки занимают всё пространство между органами и заходят даже в губчатые кости.

При полёте у птиц двойное дыхание

В покое птица дышит чаще, чем рептилия, но реже, чем млекопитающие. В полете, частота дыхания увеличивается в 3 – 16 раз, а объём вдыхаемой порции – в 2 – 4 раза. Возможности дыхательной системы птиц поразительны: многие птицы во время полётов летят на высоте 6 км, где давление воздуха в 2 раза ниже, чем у земли, а гуси и утки перелетают Памир и Гималаи на высоте 9 км. Ни млекопитающие, ни тем более рептилии, на таких высотах дышать не могут.

Значение двойного дыхание огромно:

— Объём воздушных мешков в 10 раз больше, чем лёгких, что уменьшает плотность тела птицы.

— Предохраняет тело птицы от перегрева при полёте.

Сделайте вывод – особенности органов дыхания, связанные с полётом.

3) Кровеносная система

Сравните кровеносную систему птиц и пресмыкающихся. В чём сходство и отличие? Сделайте вывод – с чем связано усложнение кровеносной системы птиц

4) Нервная система

  • В чём сходство и отличие в строении головного мозга птиц и пресмыкающихся?

  • С чем связано сложное поведение птиц? Что такое условные рефлексы?

  • Что такое экстраполяция?

  • Как вы понимаете выражение «острое зрение и тонкий слух – основные органы ориентации птиц при полёте»?

  • Почему у птиц слабо развито обоняние?

Сделайте выводы – в чём заключается усложнение в строении нервной системы птиц? С чем это связано?

5) Система органов выделения

  • К чему приспособлена система органов выделения у птиц?

  • Какие органы относятся к этой системе?

  • Что служит основным продуктом выделения и почему?

Почему птицы теплокровные животные?

Сделайте общий вывод к уроку.

Оцените свою работу по пятибалльной шкале.

Работаем в парах, обсуждаем вместе с классом

Стр. 215-216 учебника

Внимательно прочитайте текст

Стр. 217-218 учебника

Стр. 218-219 учебника

Стр. 219 учебника

Ваша оценка

УЭ – 4

Рефлексия Цель: систематизировать знания по теме «Внутреннее строение птиц»

Какие утверждения верны:

1. Прочность скелету птиц придаёт неподвижное соединение, срастание многих костей.

2. Птицы удерживают и размельчают пищу с помощью зубов.

3. Сердце птиц, в отличие от пресмыкающихся, четырёхкамерное.

4. Птицы имеют хорошо развитые отделы головного мозга, поэтому отличаются сложным поведением.

6. Интенсивный обмен веществ и большие затраты энергии на полёт птиц требуют много пищи.

Оцените свою работу по пятибалльной шкале.

Ваша оценка

УЭ – 5

Подведение итогов:

  • Прочитайте цель урока

  • Достигли ли вы цели? В какой степени?

  • Какие затруднения возникли у вас при работе на уроке?

  • Оцените свою работу на уроке: «5», «4», «3», «2».

  • Выполнили все УЭ на «4» и «5» можете выполнить творческое задание (напишите сообщение «Происхождение птиц»).

  • Испытывали затруднения, допускали ошибки – прочитайте ещё раз записи в тетради и § 46

Работаем вместе с классом

По желанию

Модульное обучение активизирует ребят, поэтому желающим предлагаются задания творческого характера, за выполнение этой работы оценку выставляю в журнал.

Информационные технологии

На современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств, применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

Применение компьютера на уроках биологии может помочь в организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации — формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей

ИКТ позволяет демонстрировать на уроке:

  • фотографии животных, растений
  • отсканированные иллюстрации книг
  • схемы и таблицы,
  • тесты, кроссворды для проверки знаний,

Вместо наглядных пособий можно использовать анимации, подвижные схемы, появляющиеся и исчезающие иллюстрации. Например, при изучении в 5 классе темы «Царство животные» показываю анимации передвижения одноклеточных животных (амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки), по теме «Многообразие и значение грибов», показываю анимацию размножение гриба мукора. При изучении биологии в 6 классе демонстрирую анимации «Двойное оплодотворение у цветковых растений», размножение водорослей, мхов, папоротников, голосеменных растений.

В 7 классе при изучении темы «Кишечнополостные» ‒ анимация размножение гидры.

Использование на уроках ИКТ (презентаций, интерактивной доски) позволяет сократить потери рабочего времени, научить ребят работать самостоятельно, приучает их к дисциплинированности и точности выполнения заданий, сокращает время для осуществления самопроверки или взаимопроверки. Появляется возможность организовать работу каждого ребенка, оценить его на уроке, это очень важно для поддержки мотивации ученика. Применение ИКТ целесообразно также для организации самостоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности учащихся по биологии и внеклассных мероприятий.

Внедрение в учебный процесс информационных технологий, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. В результате использования ИКТ развивается познавательная активность учащихся на уроках, повышается качество знаний, наблюдается рост мотивации, участия ребят в конкурсах, конференциях, в проектной и исследовательской деятельности.

Здоровьесберегающие технологии

На каждом уроке биологии решается задача по формированию у учащихся понятий здорового образа и сознательном отношении к нему. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО. Это дает положительные результаты в обучении и направляет развитие и воспитание учащихся на защиту от неблагоприятных для здоровья воздействий.

Практический метод

Выполнение лабораторных и практических работ является фундаментом изучения биологии в основной школе. На уроках биологии лабораторные работы являются одной из форм активизации познавательной деятельности. Они позволяют учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского характера за различными биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение. Большое значение при выполнении лабораторных работ имеет вводная беседа учителя, в которой он определяет проблему и ставит цель. Учитель разъясняет ход лабораторной работы, раздает инструктивные карточки или задания, указывает на форму записи результатов наблюдений (текстовая запись, схема, таблица), ставит проблемные вопросы для выводов и обобщений. Наличие в содержании инструкции проблемных вопросов позволяет активизировать познавательный интерес учащихся к исследовательской деятельности.

Наблюдая явления, рассматривая организмы, проводя опыты, учащиеся извлекают полезную информацию самостоятельно. Это те знания, которым они доверяют, об этом же написано в учебнике и рассказывал учитель. Проведение лабораторных работ, постановка опытов, наблюдение развивают практическое мышление, требовательность к результатам работы. Умение проверять теорию практически, осмысливать и объективно оценивать информацию пригодится учащимся в их повседневной практической деятельности. Проведение лабораторных работ исследовательским методом развивает творческий потенциал учащихся. Правильная организация и проведение лабораторных работ по биологии позволяет добиться эффективного усвоения учащимися материала непосредственно на уроке, ознакомить школьников с методами познания природных объектов и явлений.

В качестве примеров приведу инструкции по выполнению лабораторных работ.

7 класс тема «Внешнее строение насекомого».

Цель работы: развитие у учащихся познавательной самостоятельности, активной мыслительной деятельности, логического мышления.

Формулировка вопроса

Для ответа на данный вопрос выполни следующие действия

1. Какой покров (плотный или мягкий) имеет насекомое? Каково его значение?

1. Осторожно дотронься до тела жука пальцем.

2. Из скольких отделов состоит тело насекомого?

— Отличаются ли по форме и размерам отделы тела насекомого?

2. Найди у жука голову, грудь и брюшко. Внимательно рассмотри их и ответь на вопросы.

3. Сколько усиков, глаз, ротовых частей имеет жук?

— Какую роль могут играть эти органы в жизни насекомого?

3. Рассмотри голову насекомого, найди перечисленные органы.

Подумай и ответь на вопросы.

4. Сколько члеников образуют грудь насекомого?

— Какие органы расположены на грудном отделе насекомого? Каково их число?

— Какие функции могут выполнять органы расположенные на груди?

4. Переверни жука нижней стороной вверх. Сосчитай число члеников груди. Рассмотри органы, расположенные на грудном отделе, определи их число. Ответь на вопросы.

5. Чем отличается передняя пара крыльев от задней?

— Какова может быть функция каждой пары крыльев?

— Почему жуков относят к типу членистоногих?

5. Рассмотри первую и вторую пары крыльев, сравни их по степени сложности, окраски, форме и размерам. Обрати внимание на особенности строения ног.

6. Сколько члеников образует брюшко насекомого?

— Как расположены мелкие отверстия на брюшке и каково их значение?

6. Рассмотри брюшко жука. Посчитай число члеников с помощью лупы, найди на брюшке отверстия.

7. Чем отличаются по внешнему строению насекомые и ракообразные?

— В чем заключается внешнее сходство насекомых и ракообразных? О чем оно говорит?

— Почему жука и рака относят к одному типу, но к разным классам животных?

7. Сравни внешнее строение жука и рака по признакам, приведенным в 1-й графе инструкции. Сделай вывод.

Лабораторная работа

Тема: Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука

Цель: сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить наблюдение и объяснять полученные результаты.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.

Ход работы:

1. Снимите эпидермис с чешуйки луковицы. Приготовьте микропрепарат, поместив клетки эпидермиса в каплю воды.

2. Рассмотрите препарат при увеличении микроскопа. Обратите внимание на оболочку клетки, цитоплазму.

3. Зарисуйте строение клетки.

Наблюдение плазмолиза – постепенное отставание цитоплазмы от оболочки клетки

4. Снимите покровное стекло с препарата, удалите воду фильтровальной бумагой и нанесите на препарат каплю 8 %-ного раствора NaCl. Рассмотрите препарат под микроскопом. Зарисуйте наблюдаемое явление. Объясните причину плазмолиза.

Наблюдение деплазмолиза – возвращение цитоплазмы к оболочке клеток.

5. Вновь поместите препарат в воду и наблюдайте восстановление тургора (напряжения) в клетках в результате постепенного возвращения цитоплазмы к оболочке клеток. Сделайте рисунок. Объясните причину деплазмолиза.

6. Ответьте на вопрос:

1. Куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли?

2. Чем можно объяснить такое направление движения воды?

3. Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется?

4. Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время?

5. Каково значение плазмолиза и деплазмолиза в жизни растений?

6. Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?

Сделайте вывод по работе

Примечание. Химический состав клетки относительно постоянный. Поэтому клетка должна поддерживать обмен веществ со средой. Регулирование этого обмена осуществляет клеточная мембрана. Транспорт воды в клетку с растворенными в ней веществами осуществляется путем осмоса по градиенту концентрации. (Медленная диффузия растворителя и веществ через полупроницаемые перегородки (мембраны) – называется осмосом). Транспорт молекул воды осуществляется из обычного раствора в более насыщенный раствор.

Плазмолиз ‒ отделение пристеночного слоя цитоплазмы от твердой оболочки растительной клетки вследствие утраты ею воды. Для наблюдения плазмолиза используют гипертонический раствор безвредного вещества. (Гипертоническим называется раствор, концентрация которого выше, чем концентрация растворенных веществ в клетке. Если концентрация окружающего клетку раствора меньше, чем концентрация клеточного содержимого — он называется гипотоническим). Причина плазмолиза ‒ диффузия воды через полупроницаемую перегородку, т.е. проницаемую для воды и непроницаемую для молекул растворенных в воде веществ. Вода перемещается со стороны раствора менее концентрированного (в нашем случае ‒ это клетка) в сторону более концентрированного, гипертонического раствора. Диффузия воды направлена на выравнивание концентраций растворенного вещества по обе стороны от полупроницаемой перегородки. Функции полупроницаемой перегородки выполняет вся цитоплазма, но в первую очередь ‒ мембрана клетки. Свойство полупроницаемости присуще только живым клеткам. Мембраны неживых клеток пропускают как воду, так и растворенные в ней вещества, поэтому плазмолиз в таких клетках не происходит. Плазмолиз ‒ процесс обратимый. Для деплазмолиза необходимо заменить гипертонический раствор на гипотонический или воду.

Перед началом лабораторной работы, показываю ребятам фрагмент видеофильма «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках листа элодеи».

Таким образом, эффективность урока зависит от того, насколько полно решаются на нём задачи обучения, воспитания и развития учеников. Поэтому важно, чтобы урок был заполнен педагогически целесообразной деятельностью всех учащихся, чтобы процесс усвоения ими знаний проходил в условиях активной мыслительной деятельности и максимально содействовал формированию у школьников умения творчески мыслить, самостоятельно пополнять знания. В организации такой учебной деятельности учащихся немаловажное значение имеют инновационные технологии алгоритм последовательных действий, в системе вытекающих одно из другого, направленных на получение положительного конечного результата. Каждый педагог определяет для себя те формы работы, которые для него наиболее приемлемы, которым он отдает предпочтение. Поэтому учителю необходимо постоянно следить за новшествами в образовании и осуществлять инновационную деятельность.

Используя технологии проблемного, модульного обучения,информационные технологии, практический метод, здоровьесберигающие теъхнологии я достигла значительных образовательных результатов. Эти результаты выражаются в приобретении школьниками таких качеств, как навыки, умения, способы мышления. У большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению биологии, познавательный интерес не только к отдельным темам, но и ко всему курсу биологии (учащиеся ежегодно выбирают мои предметы для итоговых и промежуточных аттестаций), возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, которая позволяет ребятам анализировать ситуацию неопределенности и находить из нее правильный выход (подтверждают это результаты ЕГЭ, срезов, участия в олимпиадах на муниципальном и региональном уровнях).

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 2 =