Тема: Биологические полимеры. Нуклеиновые кислоты


Автор: Татьяна Владимировна Коротченко
Место работы: МБОУ «СОШ села Амурзет»
Должность: учитель биологии


Тема модуля: Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты (2 варианта)

Тип модуля: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Форма урока: урок-модуль.

Цели урока:

1. Дидактическая: Формирование знаний об особой роли нуклеиновых кислот в живой природе – хранении, передаче и реализации наследственной информации.

2. Метапредметная: формирование умений самостоятельно находить информацию, работа с понятиями, систематизация изученного материала, использование речевых средств для аргументации своей позиции, рефлексия.

3. Предметная: выявление взаимообусловленности строения и функций ДНК. Обоснование отрицательного воздействия вредных привычек на организм человека.

4. Личностная: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; моральная ответственность перед будущими поколениями за формирование здорового образа жизни, формирование ответственного отношения к обучению.

Задачи:

1. Образовательная. Сформированность знаний о строении, видах, локализации в клетке, свойствах и функциях нуклеиновых кислот.

2. Воспитательная. Продолжить формирование убеждённости старшеклассников в познаваемости строения органических молекул научными методами. Формирование представления о единстве происхождения и эволюционного развития живой природы.

3. Развивающая. Развитие интеллектуальных умений анализировать, синтезировать, сравнивать, использовать аналогию. Развитие учебно-организационных умений — принимать и намечать учебную задачу, прогнозировать результаты, осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы, осуществлять коррекцию своей деятельности по итогам контроля и оценки. Развитие учебно-информационных умений работать с учебником, усваивать информацию со слов учителя, с помощью технических средств. Развитие учебно-коммуникативных умений участвовать в учебном диалоге, высказываться в виде рассказа, тематического ответа, характеристики, рецензирования ответа товарища

Планируемые результаты. В результате изучения модуля обучающиеся должны: Знать и понимать:

Термины и понятия нуклеиновые кислоты, мономер, полимер, нуклеотид, комплементарность, редупликация, матричный синтез, водородная связь, репарация. Строение нуклеотидов, I, II, III структуры ДНК, связи стабилизирующие структуры ДНК. Уметь:

Схематично изображать: 1. Строение нуклеотида.

Объяснять биологический смысл редупликации и принципа комплементарности, роль ферментов в биосинтезе и репарации ДНК.

Устанавливать взаимосвязь состава, строения и функций ДНК.

Пользоваться введённой научной терминологией

Тема: Биологические полимеры. Нуклеиновые кислоты.

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ – 0

Пусть вымерли все наши предки —

бессмертные живые клетки,

наследье бережно хранят

«А. Салли — Прюдом»

Франция, вторая половина ХIX века

Все живое на Земле изменяется с течением времени, но в целом жизнь сохраняется. Что же является этим хранителем наследственной информации в клетках живых организмов?

Внимательно прочитайте высказывание и сформулируй-те цель урока.

УЭ — 1

Проблемная задача: Как вы думаете:

1. Почему из 7.2 млрд жителей Земли идентичны только монозиготные близнецы?

2. Каким способом можно установить отцовство?

3.Почему существуют семьи, в которых в нескольких поколениях проявляются музыкальные способности? (Например, Бахи: дед, сын, отец,) предрасположенность к таким болезням, как шизофрения, эпилепсия, сахарный диабет?

 

Предложите свои варианты ответов. Выдвинете гипотезы для объяснения фактов.

Сделаем вывод: Почему необходимо изучать нуклеиновые кислоты?

УЭ – 2

Актуализация знаний:

1 вариант

1. Структура молекулы белка, которую определяет последовательность аминокислотных остатков:

1 – первичная; 2 – вторичная; 3 – третичная; 4 – четвертичная

2. Найдите на рисунке молекулу белка, находящегося в состоянии денатурации

3. Способность связывать и обеззараживать чужеродные вещества и клетки обладают

 1 — белки; 2 – липиды; 3 – углеводы; 4 – нуклеиновые кислоты

4. Группы атомов, обуславливающие амфотерные свойства аминокислот

1 – аминогруппа; 2 – карбоксильная группа; 3 – радикал; 4 — аминогруппа и карбоксильная группа;

Оцените свою работу

Ваша оценка

Максимальное количество баллов – 4

УЭ – 3

Цель: познакомиться с особенностями строения молекулы ДНК.

Задание № 1: Используя текст учебника выполните тестовое задание.

1. Кто из биологов впервые описал нуклеиновые кислоты:

а – Уотсон б –Мишер в – Уилкинс

2. Известно, что нуклеиновые кислоты (НК) – природные полимеры. Что является полимером НК?

а – аминокислота б – глюкоза в – нуклеотид

3. Какие учёные впервые предложили модель молекулы ДНК?

а – Чаргафф б – Уотсон и Крик в — Уилкинс

4. Как называется каждая из цепей ДНК?

а – полипептид б – полинуклеотид в – полисахарид

5. Наследственная информация, закодированная в молекуле ДНК в виде последовательности

а – аминокислот б – простых углеводов в — нуклеотидов

Задание № 2

1. Назовите по схеме компоненты нуклеотида

2. Сколько типов нуклеотидов встречается в молекулах ДНК И РНК? В тетради выпишите соответствующие буквенные обозначения для ДНК и РНК

3. Молекулы ДНК состоят из 4 типов нуклеотидов, однако многообразие молекул ДНК бесконечно. Чем это объясняется?

4. В основе строения ДНК лежит принцип комплементарности. Какую закономерность открыл Эрвин Чаргафф?

5. Определите какой процесс изображён на схеме?

Работаем индивидуально в тетради

Стр.49 – 50

Максимальное количество баллов –5

Работаем в паре

Стр.49 – 50 учебника

Максимальное количество баллов — 5

УЭ – 4

Цель: Изучить черты сходства и различия в строении НК

Задание№1 Выявите сходства и различия в строении молекул ДНК и РНК, заполнив таблицу:

Признаки сравнения

ДНК

РНК

  1. Структуры молекулы

  
  1. Количество цепей

  
  1. Монохариды в нуклеотидах

  
  1. Локализация в клетке

  

Задание № 2

Какие функции выполняют Нуклеиновые кислоты в клетке?

Работаем в паре

Стр. 52 – 53 учебника

Обсуждаем вместе с классом

Максимальное количество баллов — 5

УЭ – 5

Рефлексия

Решите задачи.

1. В одной ДНК Т составляет 16% от общего количества нуклеотидов. Определите количество (в%) каждого из остальных видов нуклеотидов.

2. Сколько содержится Т, А, Ц нуклеотидов в отдельности во фрагменте молекулы ДНК, если в нём обнаружено 880 Г, 22% от их общего количества. Какова длина этого фрагмента ДНК?

Максимальное количество баллов — 5

 

Подведение итогов урока

  • Какая цель стояла перед тобой на сегодняшнем занятии?

  • Какие знания, ранее полученные по этому предмету помогли тебе усвоить новый материал?

  • Какие новые понятия ты усвоил на уроке?

  • Какую главную мысль, основной вывод ты можешь сформулировать после урока?

Оцените свою работу:

10 – 14 баллов – «3»

15 – 19 баллов – «4»

20 – 24 балла – «5»

 

Тема: Биологические полимеры. Нуклеиновые кислоты.

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ – 0

Пусть вымерли все наши предки —

бессмертные живые клетки,

наследье бережно хранят

«А. Салли — Прюдом»

Франция, вторая половина ХIX века

Все живое на Земле изменяется с течением времени, но в целом жизнь сохраняется. Что же является этим хранителем наследственной информации в клетках живых организмов?

Внимательно прочитайте высказывание и сформулируй-те цель урока.

УЭ — 1

Проблемная задача: Как вы думаете:

1. Почему из 7.2 млрд жителей Земли идентичны только монозиготные близнецы?

2. Каким способом можно установить отцовство?

3. Почему существуют семьи, в которых в нескольких поколениях проявляются музыкальные способности? (Например, Бахи: дед, сын, отец,) предрасположенность к таким болезням, как шизофрения, эпилепсия, сахарный диабет?

Предложите свои варианты ответов. Выдвинете гипотезы для объяснения фактов.

Сделаем вывод: Почему необходимо изучать нуклеиновые кислоты?

УЭ – 2

Актуализация знаний:

2 вариант

1. Изображённая на рисунке структура молекулы белка:

1-первичная

2-вторичная

3-третичная

4-четвертичная

2 – Функция, которую выфполняют белки в организме ряда животных:

1-Источник воды;

2-катализатор химических реакций

3-хранитель наследственной информации

3 – нарушение структуры молекулы белка и её развёртывание вследствие разрыва связей:

1-Раздражимость

2-растяжение

3-денатурация

4-необратимый процесс

4 – В органическом мире известно аминокислот:

1 – 20 2 – 100 3 – 150 4 – 200

Ваша оценка

Максимальное количество баллов – 4

УЭ – 3

Цель: познакомиться с особенностями строения молекулы ДНК.

Задание № 1: Используя текст учебника выполните тестовое задание.

1. Кто из биологов впервые описал нуклеиновые кислоты:

а – Уотсон б –Мишер в – Уилкинс

2. Известно, что нуклеиновые кислоты (НК) – природные полимеры. Что является полимером НК?

а – аминокислота б – глюкоза в – нуклеотид

3. Какие учёные впервые предложили модель молекулы ДНК?

а – Чаргафф б – Уотсон и Крик в — Уилкинс

4. Как называется каждая из цепей ДНК?

а – полипептид б – полинуклеотид в – полисахарид

5. Наследственная информация, закодированная в молекуле ДНК в виде последовательности

а – аминокислот б – простых углеводов в — нуклеотидов

Задание № 2

1. Назовите по схеме компоненты нуклеотида

2. Сколько типов нуклеотидов встречается в молекулах ДНК И РНК? В тетради выпишите соответствующие буквенные обозначения для ДНК и РНК

3. Молекулы ДНК состоят из 4 типов нуклеотидов, однако многообразие молекул ДНК бесконечно. Чем это объясняется?

4. В основе строения ДНК лежит принцип комплементарности. Какую закономерность открыл Эрвин Чаргафф?

5. Определите какой процесс изображён на схеме?

Работаем индивидуально в тетради

Стр.49 – 50

Максимальное количество баллов –5

Работаем в паре

стр.49 – 50 учебника

Максимальное количество баллов — 5

УЭ – 4

Цель: Изучить черты сходства и различия в строении НК

Задание№1 Выявите сходства и различия в строении молекул ДНК и РНК, заполнив таблицу:

Признаки сравнения

ДНК

РНК

  1. Структуры молекулы

  
  1. Количество цепей

  
  1. Монохариды в нуклеотидах

  
  1. Локализация в клетке

  

Задание № 2

Какие функции выполняют Нуклеиновые кислоты в клетке?

Работаем в паре

Стр. 52 – 53 учебника

Обсуждаем вместе с классом

Максимальное количество баллов — 5

УЭ – 5

Рефлексия

Решите задачи.

1. В одной ДНК Т составляет 16% от общего количества нуклеотидов. Определите количество (в%) каждого из остальных видов нуклеотидов.

2. Сколько содержится Т, А, Ц нуклеотидов в отдельности во фрагменте молекулы ДНК, если в нём обнаружено 880 Г, 22% от их общего количества. Какова длина этого фрагмента ДНК?

Максимальное количество баллов — 5

 

Подведение итогов урока

1. Какая цель стояла перед тобой на сегодняшнем занятии?

2. Какие знания ранее полученные по этому предмету помогли тебе усвоить новый материал?

3. Какие новые понятия ты усвоил на уроке?

4. Какую главную мысль, основной вывод ты можешь сформулировать после урока?

Оцените свою работу:

10 – 14 баллов – «3»

15 – 19 баллов – «4»

20 – 24 балла – «5»

 

 

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

19 − 16 =