Использование деятельностного подхода при проведении лабораторных работ по биологии


Автор: Елена Анатольевна Чередниченко
Место работы: МКОУ СОШ с. Биджан
Должность: учитель биологии


Дополнительные файлы

Биологическая наука содержит множество фактической информации об окружающем мире, а также включает совокупность методов, позволяющих отыскивать факты и развивать теории, т. е. осуществлять процесс накапливания знаний с последующим их применением.

Науку развивает человеческая любознательность, и моя задача как учителя состоит в том, чтобы учащиеся не только запомнили совокупность знаний, но и освоили их в ходе выполнения лабораторных работ. В процессе выполнения лабораторных работ по биологии учащиеся получают элементарное представление о методах научного исследования. Данный деятельностный подход позволяет учащимся проверять на практике выводы науки, выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности учащихся.

По моему мнению, проведение лабораторных работ стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблем. Моё глубокое убеждение состоит в том, что выполнение лабораторных работ имеет огромное значение в учебно- воспитательном процессе, так как в наибольшей степени позволяет реализовать важные принципы дидактики ‒ деятельностный подход и гуманизацию процесса обучения. Ученик из объекта обучения превращается в субъект собственной деятельности. А именно субъектная позиция школьника является характерной чертой развивающего обучения, лежащего в основе ФГОС ООО.

В своей работе я использую различные типы лабораторных работ: по форме организации деятельности учащихся я провожу фронтальные, групповые и индивидуальные лабораторные работы; по содержанию: лабораторные работы по биологии растений, биологии животных, биологии человека, общей биологии; по источникам используемой биологической информации на уроках зоологии я выделяю лабораторные работы по изучению типичных животных, лабораторные работы с микроскопом, с разнообразным раздаточным материалом.

При проведении лабораторных работ на уроках биологии учащиеся выполняют задания как репродуктивного, так и частично-поискового и исследовательского типа. Организуя урок с лабораторными работами, я точно устанавливаю цель и содержание работы, определяю её ход, точно планирую продолжительность каждой её части, составляю задания, заранее готовлю объекты исследования и подбираю всё необходимое оборудование.

При проведении лабораторных работ я использую логические, организационные и технические методические приёмы. Лабораторная работа начинается с установления её цели, причём я стараюсь, чтобы цель определяли сами учащиеся, затем провожу инструктаж (устно, с помощью рисунка, натуры, модели). После этого лаборанты раздают инструменты, приборы и раздаточный материал. В роли лаборантов выступают ученики, увлекающиеся биологией. Учащиеся приступают к работе, проводят наблюдения и опыты, затем делают записи в тетрадях. В заключении я совместно с учащимися подвожу итоги проделанной работы и делают выводы.

В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся как можно больше высказывали своё мнение и приходили к согласию. Мои ученики активно включаются в подготовку и проведение лабораторных работ по биологии. Ученикам даются задания по нахождению информации из различных источников по строению и функциям представителей различных типов растительного и животного мира, данная информация оформляется в рисунках, фотографиях, ученики собирают коллекции раковин моллюсков, панцирей морских ежей, погибших возле просёлочных дорог насекомых, перьев птиц и др.

Часть лабораторных работ ученики выполняют самостоятельно летом в природе. По результатам проведённой летом работы ученики готовят презентации и выступают на уроках и внеклассных мероприятиях.

Проведение лабораторных работ во всех классах повышает мотивацию учащихся к изучению биологии, увеличивает степень самостоятельности ученического труда, развивает умения учащихся находить информацию из различных источников, развивают познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные универсальные учебные действия.

В своей педагогической практике мне удалось изменить отношение детей к программным лабораторным работам за счёт расширения контрольно-оценочной части каждой лабораторной работы. Мною разработаны к каждой лабораторной работе проверочные задания, контрольные вопросы, которые требуют от учащихся анализа изучаемого материала, систематизации имеющихся знаний, умений в формулировке выводов и аргументаций. Опережающее ознакомление обучающихся с содержанием контрольно-оценочных материалов в моём опыте выполняет функцию положительного фактора, стимулирующего познавательную деятельность детей. Иллюстративный материал в лабораторных работах подготовлен самими обучающимися с использованием интернет-ресурсов. Активная деятельность, т. е. деятельностный подход, позволяет выводить обучающихся на метапредметные результаты. Приводимые в приложении лабораторные работы, на мой взгляд, могут быть интересны детям, полезны учителям.