Тема урока: «Расы человека»


Автор: Светлана Владимировна Хроленок
Место работы: МБОУ "Лицей №23 с этнокультурным (еврейским) компонентом"
Должность: учитель


Данный урок проводится последним по теме «Происхождение человека. Антропогенез» в 11 классе по программе курса «Общая биология» (70 часов, 2 часа в неделю) Д.К. Беляев.

Тип урока – изучение нового материала

Вид урока – проблемная лекция с элементами беседы

Цели урока :

а) образовательная – способствовать осознанию ведущих понятий по теме, основных характеристик существующих рас, историю их развития и причин их появления. Показать сложность и несостоятельность расистских теорий.

б) развивающая – способствовать формированию общеучебных умений как одного из направлений интегративного подхода для реализации проектной деятельности.

в) воспитательная – создать условия для формирования мировоззренческих взглядов учащихся через осознание ими видового единства современного человека, понимание ложности расизма.

Главная учебная проблема урока : доказать несостоятельность взглядов и убеждений, основанных на расовой неприязни и дискриминации на основе видового единства человека.

Методы

1. По уровню активности познавательной деятельности:

    • объяснительно-иллюстративный метод (объяснение понятий);
    • проблемное изложение изучаемого материала (постановка проблемы по ходу урока);

2. По функциям:

  • методы устного изложения и активизации познавательной активности (демонстрация схем с использованием схем, таблиц);
  • методы закрепления (беседа, применение знаний в новой учебной ситуации);
  • методы проверки и оценки знаний (фронтальный опрос при актуализации знаний).

3. По источникам познания:

  • словесные методы (объяснение, беседа);
  • наглядный метод (демонстрация мультимедийной презентации, таблиц);
  • практический метод (анализ различных источников, подготовка сообщений, презентаций).

Этапы урока

I. Организационный

Подготовка к уроку. Приветствие.

II. Актуализация знаний и умений учащихся.

На доске – эпиграф: «Человек разумный – это вид, способный к самоуничтожению» (В.И. Вернадский).

Насколько разнообразен и различен мир людей! Каждый человек уникален и не похож на других. Часто эта непохожесть является причиной ненависти и агрессии. Трагические новости об убийствах и гонениях среди школьников, студентов, обычных обывателей на почве расовых различий… (привести пример из прессы). «Движение скинхедов, социал-националистов, шовинистов; расовая дискриминация, расовая неприязнь, расовая нетерпимость» ‒ эти выражения стали настолько привычными для нашего слуха. Можно ли дать оправдание этим действиям? Можно ли лишить человека жизни только за то, что его кожа имеет оттенок другого цвета или он говорит на другом, родном ему языке?

Проблема столкновений на почве расовой дискриминации известна человечеству с давних пор. Основу теории и политики расизма составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы. Высшие являются, якобы, единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а низшие не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию.

Расизм зародился еще в рабовладельческом обществе, но основные расистские теории были сформулированы в 19 веке. Выдвинув первую расистскую концепцию, француз Ж.А. Гобино объявил арийцев «высшей расой», поэтому расизм стал официальной идеологией фашизма. В фашистской Германии расизм был возведен в ранг государственной политики и служил оправданием уничтожения «неполноценных» народов на оккупированных территориях. Война, развязанная А. Гитлером, ярким приверженцем теории расового превосходства, и ее последствия навсегда останутся в памяти и сердцах человечества. В США вплоть до середины 20 века расисты пропагандировали превосходство белых над черными и недопустимость межрасовых браков. Интересно, что если в 19 и в первой половине 20 века подтверждали превосходство белой расы, то во второй половине 20 века появились идеологи, пропагандирующие превосходство черной или желтой расы. Таким образом, расизм никак не связан с наукой и призван оправдать чисто политические и идеологические догмы.

III. Постановка темы, цели и задач урока.

Запись темы урока в тетради:

«Расы человека».

Постановка проблемы: есть ли основания и какие-либо поводы у представителей человечества утверждать о превосходстве одних рас над другими и при этом опираться на существенные различия в уровне развития?

IV. Формирование новых знаний и умений.

Для того, чтобы дать обоснованный ответ на такой важный вопрос, нам необходимо просмотреть и проанализировать различные источники информации, касающиеся расоведения ‒ науки, изучающей расовые особенности, их происхождение, формирование и историю.

Человек как существо, принадлежащее к царству Животных, имело те же биологические факторы в своем эволюционном развитии, что и животные.

Фронтальная работа с терминами: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, миграция, изоляция, вид.

Какая связь существует между этими понятиями? (Это биологические факторы ‒ главные движущие силы эволюции). Именно благодаря этим факторам организм древней человекообразной обезьяны претерпел ряд крупных изменений. Они имели решающее значение на ранних этапах антропогенеза (исторического развития человека).

Вспомним понятие «вид»?

Вид ‒ совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, занимающих в природе определенный ареал и живущих в определенных условия среды.

Проблемный вопрос: По мнению ученых, все человечество принадлежит к одному виду ‒ Homosapiens.

Как объяснить, что к одному виду принадлежат и двухметровый чернокожий баскетболист, краснокожий индеец и миниатюрная вьетнамка?

История изучения рас человека.

Уже первобытный человек пристально вглядывался в лица соплеменников и пытался запечатлеть их черты. По мере расширения географического кругозора человечества, появлялось все больше изображений и описаний представителей разных народов. Сохранились древнекитайские свидетельства об облике их соседей по Центральной Азии; древнегреческие и древнеримские тексты об особенностях наружности Евразии и Африки. Постепенно накапливались представления о внешних различиях между людьми, обитающими на нашей планете. Новая эпоха в познании Земли и народов, ее населяющих, началась с открытия Америки и Индии. Тогда европейцы увидели людей с такими особенностями, о которых раньше и не подозревали. В 1684 г. французским путешественником Франсуа Бернье была предпринята первая попытка классификации всех живущих на планете народов. В основу его классификации лег географический принцип. Ученый разделил человечество на 4 группы по местам расселения: европеоиды, монголоиды, негроиды и лапоноиды. Каждой группе он дал характеристику. Следующую попытку классифицировать народы предпринял в 1740 г. К. Линней. Ориентируясь на различия внешних признаков, он выделил азиатскую, европейскую, африканскую и американскую «человеческие формы». Каждая была охарактеризована по внешним признакам: цвет кожи, черты лица, тип волос и т. д. По сути, ученый описал основные человеческие расы. Но сам термин «раса» применительно к человеку был предложен не Линнеем, а его современником, знаменитым французским натуралистом Жоржем Бюффоном. Бюффон впервые высказал мысль, что на возникновение рас повлияла разница в климате на разных частях планеты, отразившаяся на внешности проживающих там людей.

Так ли это? Первые классификации давали лишь общую картину расового многообразия человечества и основывались на внешних различиях. В 1841 году антрополог и анатом Андреас Ретциус предложил классифицировать людей, основываясь не только на разнице в зрительном восприятии, но и на замерах черепа. В начале 20 века Иосиф Деникер добавил еще один определяющий признак – строение волос. Исходя из разницы в строении волос в сочетании с рядом других признаков, Деникер описал целых 29 рас

Современная классификация рас.

Современные классификации значительно отличаются друг от друга. Главное, что волнует каждого исследователя – сколько все же основных рас (стволов) и центров расообразования?

Российские антропологи выделяют три крупнейшие группировки. Это большие расы (расовые стволы), или расы первого порядка: экваториальная (австрало-негроидная), евразийская (европеодная) и азиатско-американская (монголоидная). Большие расы вбирают в себя огромные массы населения, сотни народов.

Таким образом, раса ‒ исторически сложившаяся группа человечества, объединенная общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, глаз, волос, формой черепа и др.), обусловленных общностью происхождения и первоначального расселения.

Однородны ли по своим морфологическим признакам группы людей, составляющих одну большую расу?

Приведем примеры: Известно, что южане ‒ жители Южной Европы чаще брюнеты, среднего роста. А на севере Европы обитают высокие, светловолосые и голубоглазые люди. Разнородны и монголоиды. Внешность вьетнамца, например, отличается от внешности бурята, а китайца от киргиза. Негроиды также отличаются друг от друга. Среди них известны самые маленькие люди нашей Земли – пигмеи бассейна реки Конго (141 см в среднем рост у взрослых мужчин) и самые высокие люди, живущие у озера Чад (182 см). Различия между расами, заметные невооруженному глазу, стираются, когда сравнение затрагивает не классических представителей рас, а переходные типы, которых большинство. Каждая большая раса делится на малые (подрасы), их около 30. Есть много сравнительно небольших расовых групп промежуточного, переходного или смешанного характера, вследствие чего между большими расами нет четких грани, выделяются нации и народности.

Нация – исторически сложившаяся общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территорий, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.

Народность – общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе единства языка и территории и развивающейся общности экономической жизни и культуры.

Вопрос: Разнообразие человечества представлено именно переходными, а не «чистыми» вариантами. Почему? Объясните.

Возникновение рас. Как возникли расы и каковы условия их образования? Человеческие расы начали формироваться, как полагают, около 30-40 тыс. лет тому назад в процессе заселения человеком земного шара. Именно в этот период, по мнению ученых, и начали складываться расы. Многие их признаки возникали случайно. Некоторые были обусловлены необходимостью приспосабливаться к условиям обитания. Ныне учеными делаются попытки установить время расхождения между расами. Так, на основании изучения групп крови у представителей разных рас было вычислено время расхождения между большими расами. Европеодная ветвь отделилась от негроидной около 39 тыс. лет назад, а расхождение монголоидов и европеоидов произошло 33 тыс. лет назад.

По мере заселения новых территорий предкам человека пришлось сталкиваться со все большим разнообразием среды, в том числе и мало пригодной для существования. Выживали и давали потомство лишь наиболее приспособленные индивиды. Наиболее заметное различие между расами по цвету кожи. Возможно, что и древний человек был темнокожим, однако кожа монголоидов и европеоидов пигментирована слабо.

Вопрос: Каким образом морфо-физиологические признаки доказывают приспособленность представителей рас к условиям обитания?

Изменения в облике человека проявлялись и вследствие появления дополнительных естественных барьеров (горные хребты, водоемы), препятствующие смешению отдельных групп, а также благодаря увеличению расстояний между расселившимися группами. Фактор ‒ изоляция. Любая окраина, по разным причинам отрезанная от центральных очагов цивилизации и основных путей миграций, может превратиться в затерянный «остров». Люди здесь живут замкнуто, облик сохраняет черты далеких предков. Пример такого изолированного сообщества, в котором происходила консервация сформировавшихся тысячелетия назад физических черт – население Скандинавии (В чем это проявилось?)

В тропических лесах.

Наименее изучены народы, живущие в тропических лесах. Места их обитания труднодоступны, а сами племена скрытны и агрессивны. Влияние цивилизации на такие племена ничтожно. На о. Новая Гвинея, расположенном севернее Австралии, на территории страны Папуа-Новая Гвинея, среди густых горных лесов, живут племена папуасов. Когда в 1933 г. к одному из этих племен впервые добралась группа исследователей, папуасы приняли их за своих воскресших предков. Позже некоторые племена стали чаще контактировать с внешним миром. Сейчас они выращивают у себя кофейные деревья и выменивают кофе на топоры, посуду, украшения и прочее. Но близость цивилизации не изменила привычного уклада: папуасы по-прежнему живут охотой и собирательством. У папуасов принято украшать, протыкая уши, нос и губы и вставляя в образовавшиеся отверстия пластины из кости, кабаньи клыки, иглы дикобразов, перья, раковины. Эти украшения не просто дань папуасской моде – это своего рода паспорт. У многих народов таким «паспортом» являются татуировки или росписи на теле. В Амазонии и горных лесах Южной Америки живут племена южноамериканских индейцев, образ жизни которых напоминает образ жизни папуасов. Они разрознены и удалены от цивилизации, поэтому о многих из этих общин почти ничего не известно. Вырубка амазонских лесов может привести к полному уничтожению этих племен. В Кении на просторах африканской саванны, живут племена масаи. Они появились в Кении в 16-17 веках, перекочевав туда скорее всего из долины Нила. Почти в то же время началась активная колонизация Африки, и племена масаи стали вытеснять с их земель. Межплеменные войны, ведущиеся этим воинственным народом, болезни, завезенные колонизаторами, сильно сократили численность масаи. Территория их проживания также сокращалась – сначала строительством железной дороги, потом организацией национального парка Масаи-Мара. Живя бок о бок с цивилизацией, масаи сохранили свой образ жизни. Они живут небольшими поселениями по 10-20 семей, в хижинах, сплетенных из прутьев. Из шкур коров масаи шьют одежду и обувь. Чтобы добыть мясо, мужчины направляются на охоту. Масаи, несмотря на недружелюбное и даже порой враждебное отношение к пришлым людям, все же допускают к себе этнографов. Именно поэтому масаи стали самым изученным из африканских племен. Помимо масаи, огромный интерес у исследователей вызывают пигмеи, обитающие в тропических лесах Конго, и бушмены, кочующие в южных пустынях Африки. Эти племена находятся на более раннем этапе развития, чем скотоводы масаи, и живут охотой и собирательством. Таких примеров можно привести немало, когда народы сохраняют первобытный уклад жизни и не желают вступать в тесный контакт с цивилизацией, стараясь сохранить свои традиции и верования.

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

В том, что мир людей многолик, а отношения между людьми сложны и противоречивы, мы убедились. В ходе урока возникли неразрешенные вопросы, на которые убедительно ответить мы постараемся на следующем уроке.

VII. Домашнее задание

Домашнее задание: параграф № 65

Вопрос на дом: Как объяснить, что к одному виду принадлежат и двухметровый чернокожий баскетболист, краснокожий индеец и миниатюрная вьетнамка? (доказательство видового единства).

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + восемнадцать =