Формирование конституционного правосознания учащихся на уроках обществознания


Автор: Колчанова Светлана Владимировна
Место работы: МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана
Должность: учитель истории и обществознания


«Конституция это генеральное соглашение между всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом, о фундаментальных правилах, по которым живет страна».

В.Д. Зорькин

Школа – это центральное звено в решении проблемы формирования и совершенствования правосознания общества, отдельных граждан. Правовое сознание – отношение людей к действующему законодательству, праву, выражающееся в идеях, представлениях, чувствах. Формирование правосознания, как и развитие правовой культуры, происходит на протяжении всей жизни человека.

Важность школьного правового образования определяется тем, что молодые люди, с одной стороны, представляют собой самую обширную и наиболее деятельную часть общества, а с другой стороны, ту часть, которая является самой неустойчивой и сильно подверженной различным негативным влияниям. Именно среди этой части российского общества широко и повсеместно распространяется правовой нигилизм и апатия, тем более что у подрастающего поколения правосознание и правовая культура находятся еще в стадии формирования, их правовые знания носят бессистемный характер, они еще весьма смутно понимают роль и значение права и законов в жизни нашего общества.

Формирование правовой культуры – это не просто приобретение фактических знаний учащимися, это процесс проявляется в практическом понимании, приобретении навыков и способностей, ценностных ориентаций и позиций в правовой сфере.

Конституционное право – ядро российской правовой системы. Оно занимает особое место, потому что его положения являются фундаментом для других юридических дисциплин. Вопросы организации правового просвещения в сфере прав человека нашли свое отражение в Федеральных государственных стандартах на всех уровнях образования, что подчёркивает актуальность и межпредметность обучения правам человека в образовательных организациях.

Изучение вопросов конституционного права является важной составляющей правового образования современного школьника.

Обществознание – основной школьный предмет, посредством которого начиная с 6 класса закладываются основы правосознания. Наиболее интенсивно становление гражданской позиции осуществляется в подростковом возрасте, поскольку в этот период происходит переход от внешнего управления поведением человека к внутреннему самоуправлению.

В обновленным ФГОС ООО одним из предметных результатов по учебному предмету «Обществознание» является овладение обучающимися смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач, в том числе извлечений из Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов.

В соответствии с ФГОС СОО изучение предметной области «Общественные науки» в средней школе должно обеспечить сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации.

Конституционное право России – это отрасль права, закрепляющая основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране. Основой конституционного права России является конституция – правовой акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и взаимоотношение государства и гражданина.

Основным школьным предметом, посредством которого закладываются основы правосознания и как следствие, ознакомление с основными положениями Конституции РФ, основами государственного строя, национально-государственного устройства, принципами формирования государственных органов власти и органов местного самоуправления и др., является обществознание. Пробуждение интереса к формированию у учащихся основ правовой культуры, представлений и установок, основанных на правовых ценностях, способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений; принятию правовых решений, связанных с защитой прав, свобод и законных интересов личности, правомерной реализации гражданской позиции является приоритетной задачей учителя обществознания. Сейчас перед учителем обществознания стоит иная методическая задача. Она выражается в практической направленности обучения. Конечный результат определятся не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни.

На уроках обществознания ученики знакомятся с основными положения Конституции РФ, основами государственного строя, национально-государственного устройства, принципами формирования государственных органов власти и органов местного самоуправления. т. е. идет процесс целенаправленного формирования правового сознания подростков, их гражданской позиции.

Школьники учатся ориентироваться в современной политической жизни, вести дискуссии по актуальным вопросам современности, развивают исследовательские навыки.

Благодаря изучению конституционного права у обучающихся формируются представления об основном законе государства, об основах правового статуса личности, об общих принципах и нормах, регулирующих государственное устройство, конституционном статусе власти и системе конституционных прав и свобод.

Изучение Конституции Российской Федерации

в основной школе

ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании правового блока. На современном этапе цель правового образования – формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к правовым нормам, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире.

Содержание Конституции РФ является сложным для восприятия обучающимися, поэтому тщательное и глубокое изучение этого документа требует немало времени. Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции. И знание основ Конституции РФ нужно нам, чтобы не чувствовать себя чужими в собственной стране, т.е. ощущать себя ее гражданами с определёнными правами и обязанностями.

Ученики должны понимать, что Конституция – основной закон общества и государства, который носит универсальный характер, так как регулирует все сферы общественной жизни. Это высший нормативно-правовой акт, который определяет основу государственной власти, функционирование её органов и т.д.

В 6-9 классах обучающиеся знакомятся с общими понятиями права, характеризующими правовую сферу жизни общества, с конституционными основами государственного строя Российской Федерации, государственными символами России, конституционными правами и свободами человека и гражданина в Российской Федерации, а также конституционными обязанностями гражданина Российской Федерации. Содержание Конституции Российской Федерации является сложным для восприятия подростками. В связи с этим необходима специальная подготовительная работа, направленная на адаптацию текста с учетом возрастных особенностей обучающихся, их социального опыта.

В 6-8 классах изучение предмета ориентировано прежде всего на анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ в жизни общества. Для того чтобы сделать процесс изучения Конституции более живым и интересным, можно использовать ситуации, вопросы, ответы на которые учащиеся могут найти в Конституции РФ. А для этого необходимо использовать текст Конституции РФ систематически.

Активность обучения по формированию конституционного правосознания учащегося основывается на;

— заданиях

— командной работе

— интерактивных методах

— критическом мышлении

— участии учащегося в процессе обучения

Знакомство с отдельными статьями Конституции РФ начинаю с ребятами уже на первых уроках обществознания в 6 классе.

Так при изучении темы «Потребности человека» объясняю ученикам, что человек – существо биосоциальное. Он имеет свои потребности. Знакомимся с пирамидой потребностей А. Маслоу, в которой выделены физиологические, социальные, экзистенциальные, социальные, престижные, духовные. А затем проследим, как в Конституции РФ предусматривается удовлетворение всех этих потребностей.

1 группа. Физиологические потребности – это потребности в пище, воздухе, благоприятных условиях жизни. Обращаемся к главе 2 «Права и свободы человека и гражданина». Конституция выделяет право на жизнь, гарантирует право человека на жилище, на личную неприкосновенность, на благоприятную окружающую среду, которая включает качество воздуха, воды, почвы, продуктов питания. Таким образом мы знакомим детей с гражданскими, экологическими правами человека.

2 группа. Социальные потребности это потребности в чувстве принадлежности к обществу, чувстве социального взаимодействия, чувстве привязанности и поддержки (дружбе, любви, взаимопонимании). Они связаны с получением образования, медицинским обслуживанием, перемещением по карьерной лестнице. А затем, используя текст Конституции РФ, знакомим учащихся с социально-экономическими правах гражданина РФ

3 группа. Экзистенциальные потребности – это потребность в безопасности, в защите от опасностей окружающего мира и потребность в уверенности в завтрашнем дне. В ходе коллективной работы с указанными учителем статьями находим подтверждение реализации данной потребности в тексте Конституции РФ. Ученики начинают знакомство с полномочиями органов власти по реализации и защите данных потребностей человека. Государство обязуется обеспечивать безопасность, оборону своих граждан. Президент обязан принять меры по сохранению суверенитета страны. Правительство обязано принять меры по обороне страны, развитию медицины для социального благополучия. Данные гарантии мы также можем найти в Конституции РФ.

4 группа. Духовные потребности – объективная нужда людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности.

Согласно Конституции РФ, у каждого человека есть право на самовыражение, творчество, доступ к культурным ценностям, свобода совести.

Ребята читают и разбирают статью 44:

1. «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Обсуждая текст данной статьи, учимся находить подтверждение данного права в реальной жизни, подбираем конкретные примеры.

Также можно использовать текст Конституции РФ, изучая тему «Сферы общественной жизни», элементы которой встречаются в 7 классе в главе 2 «Человек в экономических отношениях», тема № 8 «Экономика и ее участники».

В 8 классе при изучении материалов главы 1 «Личность и общество», тема 3, 4 «Общество как форма жизнедеятельности. Развитие общества»; в главе 2 «Сфера духовной жизни» тема 10 «Образование», тема 12 «Религия»; в главе 4 «Экономика», тема 17 «Экономика и ее роль в обществе».

При изучении экономической сферы целесообразно обращаться к статье 8 Конституции РФ, которая закрепляет основы рыночной экономики: свободу предпринимательства, конкуренции, провозглашает многообразие форм собственности.

При изучении вопроса использования факторов производства, о которых мы говорим в 7 классе в главе 2 «Человек в экономических отношениях» тема 10 «Производство, затраты, выручка»; в 8 классе: глава 4 «Экономика», Тема № 19 «Собственность», Тема № 21» Производство – основа экономики».

Например, при изучении темы «Предпринимательская деятельность» читаем и разбираем статью 34. 1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. 2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В ходе урока ребята узнают, что такой фактор производства, как земля, может быть в частной собственности граждан РФ и организаций, которые зарегистрированы в РФ.

За подтверждением данного тезиса обращаемся к статье 9, пункт 1 Конституции Российской Федерации: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». В 7 классе на уроке «Деньги и их функции» мы обязательно читаем статью 75, в которой говорится, что денежной единицей в РФ является рубль – единая валюта на всей территории.

При изучении социальной сферы ребята узнают о том, что государство принимает на себя обязательства оказывать поддержку малоимущим семьям, материнству, отцовству, детству; обеспечивать охрану труда и здоровья граждан; поощрять благотворительную деятельность; финансировать фундаментальные научные исследования, образовательные, культурные программы; участвовать в реализации межгосударственных научных, культурных, образовательных и иных программ; устранять причины социальной напряженности и конфликтов. А для закрепления полученной информации предлагаю решить ряд тестовых заданий.

Пример:

Согласно Конституции РФ‚ наша страна является социальным государством. Выберите в приведённом списке черты, характеризующие социальное государство, и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан РФ

2) создание институтов, обеспечивающих демократическое развитие государства

3) установление гарантированного минимального размера оплаты труда

4) обеспечение государственной поддержки семьи

5) укрепление обороноспособности страны.

Духовная сфера

На уроке по теме «Религия» обязательно обращаемся к статье 14 Конституции РФ и к комментариям при изучении понятия «светское государство». «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Разбираться с понятие «светское государство» помогает чтение комментариев к Конституции РФ.

«Светским является государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным. Светскость обеспечивается, как правило, отделением церкви от государства».

В ходе обсуждения говорим о том, что на территории РФ проживают люди различных вероисповеданий – православные, мусульмане, католики, иудеи, лютеране. Государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. А отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав их членов участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

Много внимания уделяем работе с тестом Конституции, готовясь к Всероссийской проверочной работе. Например, 7 класс, учимся решать задания, аналогичные заданиям ВПР:

А) В статье 24 Конституции РФ записано: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

1. Почему нельзя распространять информацию о частной жизни человека без его согласия?

2. В повседневной жизни, на уроках вы пользуетесь различной информацией. Составьте рассказ о роли информации в вашей деятельности, используя следующий план:

1) Какими источниками информации вы пользуетесь при подготовке к урокам? Каково значение их использования в вашей учебной деятельности?

2) Какие правила существуют при использовании информации? Почему их важно соблюдать?

Б) Статья 37 Конституции РФ гласит «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.

1. Объясните, как вы понимаете словосочетание «принудительный труд»?

2. Для взрослых людей труд основной вид деятельности, для подростков главная деятельность – учеба. Это не значит, что школьники не должны трудиться. Проанализируйте свое участие в трудовой деятельности. Составьте рассказ, используя следующий план:

1) Какие виды труда доступны для подростка.

2) Для чего нужно трудиться.

3) Назовите условия, которые должен соблюдать работодатель по отношению к несовершеннолетнему.

4) В чём вы видите пользу труда для себя и для своих сверстников.

Изучение Конституции РФ должно быть построено на активной деятельности учеников, таким образом мы реализуем системно-деятельностный подход на уроках обществознания. Сложность работы с правовыми актами можно завуалировать игровой формой. Игра позволяет базировать обучение на деятельностном подходе, что сегодня особенно актуально.

Создание на уроке атмосферы сотрудничества, использование продуктивных технологий, соответствующих уровню подготовки учащихся, выполнение творческих заданий (иллюстрация статей Конституции РФ, составление викторин, кроссвордов, буклетов, листовок, мини-книжек, «паспортов» с правами и обязанностями учеников), встречи с представителями власти сделают урок более эффективным и интересным.

Изучение Конституции РФ в 10-11 классах

Обществознание по-прежнему остается самым распространенным предметом для сдачи ОГЭ и ЕГЭ по выбору. Учащиеся старших классов могут применить уже имеющиеся знания из курса права и обществознания, устанавливать логические связи между изученным теоретическим материалом и реальным правовым документом. Задача учителя – на практике при работе с текстом Конституции РФ закрепить данные знания на практике, систематически выполняя такие задания.

В новой версии КИМ ЕГЭ-2022 на проверку знания Конституции ориентированы задания 12, 13 и 23. Отметим, что задание 12 во всех вариантах проверяет знание основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (позиция 5.4 кодификатора элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию, главы 1 и 2 Конституции РФ), а задание 13 – позиции 4.14 и 4.15 кодификатора элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию, то есть знание полномочий высших органов государственной власти и осуществления полномочий федеральным центром и совместно федеральным центром и субъектами РФ (главы 3, 4, 5, 6 и 7 Конституции РФ).

ЕГЭ прошлых лет показал, что выпускники 11 класса не понимают таких основ конституционного строя Российской Федерации, как социальное государство, идеологическое многообразие, светское государство, а также затрудняются в объяснении смысла п. 3 ст. 38 Конституции Российской Федерации: «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях» и п. 4 ст. 43: «Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».

В ходе практических работ обращаю на такие проблемы особое внимание. Раскрывать основы конституционного строя Российской Федерации, а также характеризовать права, свободы и обязанности гражданина Российской Федерации, федеративное устройство нашего государства, полномочия различных субъектов государственной власти в Российской Федерации необходимо только с опорой на Конституцию Российской Федерации.

Так, анализируя текст нормативно-правового акта, учащиеся самостоятельно выделяют основы конституционного строя России, указывают статью, в которой они изложены, ее основное содержание, комментируют значение данного положения.

Например, Россия является правовым государством (ч. 1 ст. 1). Это значит, что в стране гарантируется верховенство права, приоритет прав и свобод человека, система разделения властей. Такую же работу делаем по основным статьям Конституции РФ, характеризующим государственный строй.

В ходе работы с текстом Конституции РФ (глава 1) учащиеся определяют основы конституционного строя России, составляют «Памятку гражданина по основам конституционного права» (можно оформить в тетради или в форме компьютерной презентации).

Например, что

  • суверенитет её многонационального народа (ст. 3), что означает верховенство народной власти, право народа быть носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ;

  • государственный суверенитет РФ (ст. 4), означающий, что государственная власть в РФ едина, верховна и независима;

  • федерализм (ст. 5), обеспечивающий государственную целостность России и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

  • разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (ст. 10), означающий, что органы законодательной, исполнительной, судебной власти «сдерживают» друг друга, не допуская сосредоточения власти в руках одного органа;

  • Россия – социальное государство (ст. 7). Этот принцип закрепляет социальную ответственность государства за удовлетворение потребностей членов общества и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Пример задания 12

Согласно Конституции Россия является социальным государством. Выберите из приведённого списка черты социального государства и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Религиозные объединения находятся вне политики, не могут создавать политических партий и участвовать в выборах в органы государственной власти.

2) В РФ устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. 3) В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

4) Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

5) Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за её пределами.

6) Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Ответ: __________________

  • идеологическое и политическое многообразие (ст. 13).

Идеология представляет собой систему политических, правовых, религиозных, философских взглядов на общество и отношения людей между собой. Согласно статье Конституции РФ, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Каждый человек вправе самостоятельно или совместно с другими гражданами иметь собственные взгляды, разрабатывать, распространять, защищать политические взгляды, идеи, теории. Принцип идеологического многообразия получил свое развитие в правах человека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания. Важными гарантиями его действенности стали отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, реализации принципа политического многообразия. Главным его проявлением является политическое многообразие или многопартийность.

Пример задания 12

В Статье 13 Конституции РФ закреплен принцип политического идеологического плюрализма. Это означает, что:

1) признаются и защищаются равным образом различные формы собственности

2) устанавливается запрет на признание какой-либо идеологии в качестве официальной

3) отсутствует государственная религия

4) провозглашена свобода политических мнений и действий

5) утверждена основа для существования в стране многопартийности

6) признаны права и свободы человека и гражданина

  • Россия – светское государство. Это означает, что в России не допускается установление никакой религии в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14).

Пример задание 12

Какие из перечисленных позиций относятся к основам конституционного строя Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) единство экономического пространства

2) наличие официальной идеологии

3) правовое государство

4) приоритет судебной власти

5) светское государство

При изучении с учащимися 9 класса содержания главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» читаем теоретически материал учебника, а затем учащиеся составляют таблицу «Права и свободы человека и гражданина».

После составления такой таблицы предлагаю ребятам закрепить полученные знания, решая тестовые задания в формате ОГЭ по теме «Права человека и гражданина», используя информацию из таблицы.

Данная работа способствует усвоению учащимися всех групп прав человека и гражданина.

Права

Статьи Конституции РФ

ГражданскиеЛичные (гражданские) права и свободы

Право на жизнь.

Право на защиту чести и достоинства.

Право на свободу и личную неприкосновенность.

Право на неприкосновенность частной жизни.

Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных сообщений.

Право на неприкосновенность жилища.

Свобода совести, вероисповедания.

Свобода мысли и слова.

Свобода передвижения и выбор места жительства.

Право определять и указывать свою национальную принадлежность.

Право пользования родным языком, выбора языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Уголовно-правовые и процессуальные гарантии.

Политические

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (кроме граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда).

Право граждан РФ на равный доступ к государственной службе.

Право граждан РФ участвовать в отправлении правосудия.

Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Право граждан РФ обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Свобода информации и средств массовой информации.

Социальные

Право на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда.

Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.

Право на защиту от безработицы.

Право на отдых.

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей.

Право на жилище.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ней.

Экономические

Право частной собственности и её наследования.

Граждане и их объединения вправе иметь в частной

собственности землю.

Свобода предпринимательской деятельности.

Духовные

Право на образование.

Свобода творчества и преподавания.

Право на участие в культурной жизни, на пользование

культурными достижениями.

Доступ к культурным ценностям.

А на этапе контроля предлагаю выполнить задания с выбором ответа или задания на соотнесение, так же проверяющие, насколько хорошо ученик понимает, чем отличаются политические права, записанные в Конституции РФ, от социально-экономических и др.

Пример задания.

Что из перечисленного относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) на государственные пенсии и социальные пособия

2) мирно, безоружно участвовать в митингах, шествиях, демонстрациях

3) на жилище

4) на свободный выезд за пределы РФ

5) на объединение, включая профессиональные союзы

4 июля 2020 года вступили в силу одобренные общероссийским голосованием поправки в Конституцию РФ

Изучая с ребятами Конституцию, необходимо обязательно остановиться на поправках, внесенных в нее 01.07.2020 года, определить причины необходимости принятие поправок в Конституцию России, познакомиться с конституционными поправками.

Так, изучение темы «Органы государственной власти в РФ» проходит в форме практической работы с главами 4, 5, 6 и 7 Конституции РФ. Целесообразно начать урок с чтения статьи 10 и актуализирующей беседы.

Ст. 10. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Вопросы и задание.

1) Вспомните, что представляет собой система разделения властей.

2) Какие органы власти к какой из ветвей относятся?

3) В чем специфика системы разделения властей в России?

Организуется обсуждение. Учащиеся с помощью учителя делают вывод о важности системы разделения властей для демократического государства, для обеспечения сменяемости власти, осуществления системы сдержек и взаимодополнения властей. Самая распространённая ошибка: учащиеся не различают назначений и функций законодательной и исполнительной властей, а также путаются. Для ликвидации пробелов предлагаю ребятам, используя текст Конституции РФ, заполнить таблицу «Органы государственной власти Российской Федерации».

Большую помощь при подготовке к урокам мне оказывает сборник под редакцией академика РАН Т.Я. Хабриевой «Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). С учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года».

При выполнении заданий с развернутым ответом, например, при написании плана по темам «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание Российской Федерации», «Правительство Российской Федерации» и т.п., необходимо приводить информацию с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. Обязательно обращаю внимание обучающихся на следующие изменения в Конституции РФ с принятием поправок:

Полномочия Президента РФ

Изменение требований к кандидату: проживание на территории РФ не менее 25 лет + не имеет иностранного гражданства.

Ограничена возможность занимать должность Президента более двух сроков подряд.

Президент может освободить премьер-министра от должности с сохранением Правительства.

Совет Федерации

Введено новое понятие «сенатор». Члены Совета Федерации теперь называются сенаторами.

Лица, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности + бывшие Президенты могут назначаться сенаторами пожизненно.

Новые полномочия сенаторов:

— могут лишить неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

— могут назначать Председателя Конституционного суда;

— назначать Председателя Счетной палаты;

— направлять парламентские запросы руководителям органов государственной власти.

Государственная Дума

Ужесточены требования к депутатам: избираться вправе лицо, постоянно проживающее в России, не имеющее иностранного гражданства и вкладов за границей.

Полномочия депутатов:

— утверждать по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства;

— выдвигать обвинения против Президента для отрешения его от должности или против Президента, прекратившего исполнение своих полномочий – в целях лишения его неприкосновенности;

— осуществлять парламентский контроль (вместе с Советом Федерации);

— нельзя одновременно занимать должность депутата и сенатора.

Правительство РФ

Председатель Правительства несет персональную ответственность перед Президентом за осуществление возложенных на Правительство полномочий.

Ужесточение требований к премьер-министру, министрам и иным руководителям федеральных исполнительных органов: возрастной ценз – 30 лет, лицо не должно иметь иностранного гражданства и вкладов за границей.

Председатель Правительства вступает в должность после утверждением его кандидатуры Государственной Думой.

Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды

Судебная система

Уменьшение состава судей Конституционного суда с 19 до 11 человек;

Новая обязанность Конституционного суда – проверка конституционных актов по запросу Президента РФ;

Ужесточение требований к судьям: отсутствие иностранного гражданства и вкладов за пределами РФ.

Пример задания 13

Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти Российской Федерации, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

Органы власти

А) обеспечение исполнения федерального бюджета

Б) осуществление управления федеральной собственностью

В) осуществление помилования

Г) утверждение военной доктрины

Д) утверждение изменения границ между

субъектами Российской Федерации

1. Президент РФ

2. Совет Федерации

3. Правительство РФ

Одним из навыков, которым должен овладеть выпускник средней школы, является умение выполнять задания с развёрнутым ответом. Как и все задания второй части, задание по Конституции основано на умении школьника владеть и оперировать необходимой терминологией, выражать мысли, выявлять проблемы, развивать полемику, аргументировать и обосновать.

Задание 23 ЕГЭ по обществознанию по основам конституционного строя проверяет, насколько хорошо данный навык сформировался у учеников. Владеют ли они необходимой терминологией, умеют ли выражать свои мысли, обосновывать проблему, приводить аргументы и доказательства. Выпускник школы должен четко понимать и объяснять принципы основ конституционного строя. Правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания. Максимально за выполнение данного задания можно получить 3 первичных балла. В КИМ ЕГЭ 2022 г. данное задание представлено двумя моделями.

Алгоритм выполнения задания 23 (независимо от модели) выглядит следующим образом.

1. Внимательно прочитайте и проанализируйте условие задания.

2. Установите количество элементов ответа, позволяющих получить максимальный балл.

3. Приведите требуемое количество своих объяснений (подтверждений и т.п.) / своё объяснение по каждому пункту задания.

4. Проверьте свои ответы на корректность и соответствие Конституции Российской Федерации.

Задания первой модели имеют следующую структуру: характеристика (условие задания) и три объяснения (подтверждения) данной характеристики (требование задания).

Пример:

Конституция Российской Федерации защищает семью и семейные ценности. На основе положений Конституции Российской Федерации сформулируйте три подтверждения этой характеристики.

Вариант ответа:

1. Семья – это форма отношений, которая основана на браке или кровном родстве. Конституция обеспечивает поддержку материнства, отцовства, детства.

2. Поправка Конституции статья 72 защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях;

3. Дети являются приоритетом в РФ. В РФ забота о детях и их воспитания является обязательным для обоих родителей – это семейные ценности. В соответствии со статьей 38 Конституции РФ, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Конституция осуществляет защиту института брака как союза мужчины и женщины – это тоже является семейной ценностью для нашего государства.

Задания второй модели имеют следующую структуру: три характеристики нашего государства (условие задания) и по одному объяснению смысла каждой характеристики (требование задания).

Пример:

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя нашего государства, права и свободы человека и гражданина. На основе Конституции Российской Федерации объясните смысл следующих характеристик нашего государства: 1) федеративное государство; 2) республиканская форма правления; 3) суверенное государство. (Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.) Могут быть приведены такие объяснения:

  1. федеративное государство, например: Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации; 2) республиканская форма правления, например: глава государства

  2. Президент Российской Федерации – избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание;

  3. суверенное государство, например: суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию / Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации / Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Могут быть приведены другие объяснения в соответствии с требованием задания.

Пример:

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя нашего государства, права и свободы человека и гражданина. Какие положения Конституции РФ подтверждают следующие характеристики нашего государства: 1) республиканская форма правления, 2) суверенное государство, 3) реализация принципа разделения властей? На основе положений Конституции сформулируйте по одному подтверждению каждой характеристики. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространенное предложение с опорой на конкретное положение Конституции РФ. Указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания не требуется).

Могут быть приведены такие объяснения:

1. Президент РФ избирается сроком на 6 лет гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании

2. суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию / Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ / РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории

3. государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную

Задания 24-25.

Составное задание 24–25 проверяет умение подготавливать доклад по определённой теме, а именно:

Задание 24 требует составления плана;

Задание 25 требует конкретизации отдельных аспектов заданной темы (пункты плана) и обращения к реалиям современного российского общества и государства.

Пример:

Вам необходимо подготовить доклад по теме «Конституционно-правовой статус человека и гражданина».

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Конституционно-правовой статус человека и гражданина». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

Обоснуйте мысль о том, что правовой статус человека и гражданина требует конституционного закрепления. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Какие права относятся к группе личных (гражданских) прав? (Назовите любые три из них). Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему государственную защиту этого права в РФ. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три способа государственной защиты личных прав в РФ). Это задание на ЕГЭ по обществознание проверяет умение подготавливать устное выступление, аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу. Оно направлено на составление сложного плана по заданной теме.

Уже в основной школе при работе с тестом учу ребят четко придерживаться алгоритма выполнения при составлении плана.

  • Выявить вопросы (пункты плана), обязательные для раскрытия предложенной темы (не менее трёх).

  • Продумать формулировки пунктов плана так, чтобы они соответствовали теме.

  • Придерживаться структуры плана. Составить сложный план с детализацией в подпунктах не менее двух пунктов плана, непосредственно раскрывающих тему по существу.

  • Исследовать каждый детализированный пункт: может ли он быть раскрыт как минимум в трёх подпунктах или только в двух.

  • Посмотреть, «работают» ли пункты и подпункты на раскрытие заданной темы, не являются ли они формулировками абстрактно-формального характера, что не отражает специфики темы.

  • Проверить на неточности, ошибки и корректность формулировок.

Таким образом, блок тем школьной программы, посвященный конституционному праву, позволяет расширить кругозор каждого обучающегося в вопросах организации государства и общества, демократии, правового государства и гражданского общества, народовластия и федерализма и ряда других.

Следует отметить, что для достижения образовательных целей одной из главных задач педагога является выбор эффективных методов обучения, способствующих благоприятному усвоению учебного материала. Также для успешного формирования правового сознания и правовой культуры у подрастающего поколения педагогу не стоит пренебрегать современными образовательными технологиями, каждая из которых позволяет сделать урок увлекательным и полезным. Сочетание строгости в изложении теоретических вопросов с занимательностью, в том числе за счет многочисленных рисунков, позволяющих учащимся лучше запомнить основные положения.