Свободная самостоятельная деятельность занимает важное место в образовательном процессе дошкольных организаций. Несмотря на то, что самостоятельная деятельность детей имеет место в различные режимные моменты (на прогулках, во время хозяйственно-бытового труда), в повседневной жизни дошкольного учреждения термин «самостоятельная деятельность» чаще всего связывается со свободным временем и употребляется в случаях, когда речь идёт об организации занимательных дел, игр по интересам. Именно в свободное время ребёнок получает полезную самостоятельность действий, начиная с выбора вида занятости. Остановимся на характеристике свободной самостоятельной деятельности дошкольников. Такая деятельность отличается разнообразием, её видами выступают:
Игровая свободная самостоятельная деятельность, занимает важное место в образовательном процессе дошкольных организаций. Именно в свободное время ребёнок получает полезную самостоятельность действий, начиная с выбора вида занятости.
Музыкальная:музыкальная (игра на детских музыкальных инструментах, исполнение песен, хороводов, танцев, организация музыкально-дидактических игр и т. п.).
Художественно-речевая: рассматривание книг, иллюстраций; рассказывание и сочинение сказок, стихотворений.
Трудовая: работа с природным материалом, бумагой, картоном.
Конструирование: создание построек с использованием конструкторов и строительных наборов.
Двигательная: выполнение упражнений с использованием физкультурного оборудования: обручей, скакалок, мячей; организация подвижных, спортивных игр.
Включение детей в самостоятельную деятельность происходит по разному: по личной инициативе; приглашению сверстников; иногда педагога. Ребёнок может быть активным участником игры – продолжительно и увлечённо что-то мастерить; а может включаться в дело лишь фрагментарно – просто наблюдать за индивидуальной или совместной деятельностью детей. Дети в праве заниматься одним делом в течении всего свободного времени, допустимо выполнение нескольких видов деятельности: например поиграть со сверстниками в настольно-печатную игру; сделать из бумаги воздушного змея, разрисовать его и т.д. Возникает вопрос: «всегда ли занятость ребёнка в свободное время стоит рассматривать как самостоятельную деятельность?». Л.С. Выготский, известный отечественный учёный, отмечает что деятельность как самостоятельную можно рассматривать тогда, когда индивид способен выполнять новые, всё усложняющие задачи или действовать в незнакомых ситуациях, ориентируясь в них без посторонней помощи.
Существует три компонента, входящие в свободную самостоятельную деятельность:
1. Ориентировочный компонент – включает в себя такие составляющие как:
а) Мотив – побудитель к деятельности. Ребёнок выбирает лишь те игры, которые являются для него привлекательными;
б) Цель – она направляет и регулирует активность, поведение детей; обуславливает характер организации, совместная или автономная.
в) Опорные знания и представления – успех определяется наличием опыта, основой которого составляет знания и представления необходимые для организации игр.
г) Планирование – последовательность действий необходимых для достижения поставленной цели.
2. Исполнительский компонент – включает в себя выполнение действий двух видов:
а) Организационные действия – в них входит определение цели, планирование, подготовка необходимых атрибутов, контроль за способом выполнения.
б) Действия, обусловленные спецификой конкретной, выбранной ребёнком игры. Эти действия применяются внутри одного конкретного вида деятельности и обеспечивают содержательность, разнообразие действий, стиль выполнения.
3. Контрольно-корректировочный компонент включает контроль за способами действий, полученный результат с поставленной целью.
Успешность выполнения всех компонентов, входящих в свободную деятельность детей, зависит от умения детей её организовывать, то есть:
а) Умение выделять цели деятельности, принять цель от других при организации совместных видов деятельности.
б) Умение планировать последовательность выполнения действий, обеспечивающих успешность выполнения поставленной цели.
в) Умение реализовывать намеченное, используя для этого заранее продуманные атрибуты, предметы, привлекая личный опыт, советы педагога или сверстников.
г) Умение осуществлять контроль.
д) Умение осуществлять самооценку.
Таким образом, самостоятельная деятельность детей – важное направление образовательного процесса. Условиями, обеспечивающими успешность формирования умения организовывать самостоятельную деятельность, являются наличие у детей интересов, личного опыта и создание соответствующего уклада жизни в дошкольной образовательной организации.
Задачу формирования активной, самостоятельной личности необходимо решать уже в дошкольном возрасте. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности. Сегодня понятие самостоятельности насыщается качественно новым содержанием. Оно тесно связанно с личностно-ориентированным и развивающим обучением, вопросами социализация личности ребёнка; его актуальность обуславливается гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающей личности, её творческих потенций.
Полноценное развитие ребёнка осуществляется в результате его самопроявления и самоутверждения в деятельности, через активность, самостоятельные пробы и ошибки, а успешность ребёнка в разных видах деятельности и общения во многом зависит от способности действовать самостоятельно.
Я начала изучать эту тему прежде всего потому, что на практике организации самостоятельной деятельности детей у меня, как у воспитателя, появились затруднения. Как направлять каждого ребёнка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в игровой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решать эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребёнка.
Начиная работу по этому вопросу поставила цель – воспитать ребёнка взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать решения, отвечающим за свои поступки, делающим осознанные выборы и строить свою жизнь.
Я начала более углубленно изучать методическую литературу по этой теме (Н.С. Ежкова «Руководство самостоятельной деятельности детей старших дошкольников», Н.А. Модель «Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества» в трёх частях, учебное пособие «Дошкольная педагогика» под редакцией Е.А. Флериной, глава «Руководство занятиями по выбору детей»).
Диагностика самостоятельности моих дошкольников показала, что они не умеют подбирать дидактическую игру, найти место, где играть, нет навыков закончить и убрать её на место. В сюжетно-ролевых играх дети не умеют распределять роли, объединять сюжеты в одной игре, не умеют договариваться. Дети не умеют самостоятельно рассматривать серии картин, составлять план рассказа и др.
После проведения диагностики для дальнейшей работы поставила следующие задачи:
Уточнять сущность понятия «самостоятельность» дошкольников.
Устанавливать критерии и уровни формирование умения организовывать самостоятельную деятельность детей.
Разработать педагогические условия, способствующие формированию самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Создавать предметно-пространственную развивающую среду, способствующую поддержке детской инициативы;
Повышать уровень информационной компетентности родителей по вопросам развития инициативности, творчества и самостоятельности детей.
Опираясь на поставленные задачи, я сформировала план воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста (табл.):
Таблица
План воспитания самостоятельности
у детей 5-6 лет
Сроки | Содержание работы |
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь — Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май | 1. Игровая технология творческого развития на основе коммуникативного, познавательно- исследовательского сеанса. Мастер-класс «Зайка с сюрпризом». 2. Консультация для родителей «Организация игровой деятельности дошкольника дома». 3. Выставка детских рисунков «Любимая игрушка». |
План воспитания самостоятельности | |
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь – Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
Воспитание самостоятельности у дошкольников способствует формированию умения ставить цель, планировать и предвидеть результат предстоящей деятельности.
Также в процессе самостоятельной работы у ребёнка появляются такие качества, как инициативность, целеустремлённость, любознательность, что позволяет ему управлять своими эмоциями и регулировать своё поведение.
В своей работе я использую серии картинок, которые представляют собой разновидность предметно-схематической модели; последовательность изображений на картинках, соответствует последовательности организационных действий: (постановка цели, планирование, практическое осуществление, самоконтроль и самооценка). Такая модель помогает детям усвоить существенные связи внутри выполняемой деятельности и умении её организовывать. Для пробуждения интереса к любому занимательному делу я демонстрирую детям собственную увлечённость: проводить беседы, создавать ситуации способствующие активизации жизненного и игрового опыта дошкольников, готовить атрибуты. В старшем дошкольном возрасте дети уже самостоятельно выбирают игру, выбирают товарищей, предлагая им поиграть, или товарищи проявляют инициативу и желание вступить в игру, соглашаясь с правилами. Дети распределяют между собой роли, выбирают нужные атрибуты, определяют правила игры. Как правило, это происходит в процессе совместного обсуждения. Хорошо знакомые игры не требуют включения воспитателя, и я отдаю свою инициативу и самостоятельность детям.
Зачастую дети бывают пассивными, безучастными, не могут самостоятельно организовать игру, договориться со сверстниками, часто ссорятся, и чтобы дети стали более активными, самостоятельными и организованными, в качестве эксперимента я решила в группе оформить «Домик желаний», где дети в начале дня на «групповом сборе» делают выбор, чем бы они хотели заниматься сегодня, в какие игры играть. Ребята рисуют карточки сами, соблюдая правила:
1. Выбирай только одну карточку на день.
2. Не забывай исполнить желание.
Затем распределяют, в какое время в течение дня они будут выполнять данное желание с учётом занятий, режимных процессов и погодных условий. В конце дня дети оценивают свою деятельность. Я использую поощрительные фигурки (сердечки, солнышки, улыбки). Задание считается завершённым если оно выполнено самостоятельно, в указанный временной отрезок и в полном объёме. Дети не только хвалят себя, но и оценивают, что особенно получилось, а над чем надо поработать, чтоб было ещё лучше.
«Домик желаний» приносит положительные результаты. Развивает инициативность, самостоятельность в течении дня, договариваться, распределять роли и обязанности. Например, я спрашиваю у ребят, кто и чем планирует заниматься в свободное время. А Саша мне говорит: «Вчера мы играли в очень интересную подвижную игру. Мы проиграли её три раза, но ни разу по считалочке мне не выпало быть ведущим. Сегодня я хочу снова поиграть в эту игру и быть в ней ведущим». «Какое замечательное желание. А когда ты планируешь в неё поиграть?» «На прогулке» – ответил Саша. Нарисовал, как он в неё играет и самостоятельно выбрал партнёров. Желания могут быть разными. Порисовать красками, как традиционным методом, так и нетрадиционным; слепить и обыграть различных персонажей; вырезать что-либо, и даже дежурство по столовой или в уголке природы.
Дидактические игры создаются на основе серии картинок, они представляют собой длинные полоски бумаги, поделённые квадратики по количеству должны соответствовать числу структурных элементов входящих в процесс организации той или иной самостоятельной деятельности. Общение на эту тему можно провести в первой или во второй половине дня с группой или подгруппами детей. Например, я обращаю внимание детей на игрушку Петрушку, который сидит рядом с настольно-печатными играми. Он заинтересовался такими яркими и красочными коробками и хотел бы узнать, что в них лежит. Дети отвечают, затем я ставлю игры на стол и предлагаю детям научить петрушку играть. Сначала раскладываем игры: на один стол кладём те игры, в которые может играть один ребёнок, а на другой стол – игры, в которые можно играть вдвоём или подгруппой. Дети по желанию мне помогают. Сначала научим Петрушку играть одного. Я сажаю куклу за стол с играми для индивидуального пользования: разрезные картинки, мозаика и др. Предлагаю ребятам, кто хочет научить Петрушку пользоваться этой игрой. Таким образом обсуждаются все игры. Затем следует перейти к описанию других игр, при этом Петрушку я пересаживаю за другой стол. Петрушка очень доволен, благодарит детей.
Оказывается, в каждой игре есть свои правила и определённые игровые действия. Дальше предлагаю рассмотреть серию картинок, на которых изображены игры детей. Показываю. На одной серии картинок изображены мальчик Петя и девочка Маша, которые играют вдвоём, а на другой – мальчик Петя показывает, как правильно играть одному. Каждое изображение обсуждается вместе с детьми. Первая серия картинок: первая картинка – мальчик стоит у полки и обдумывает, какую игру взять; вторая картинка – кладёт мозаику на стол; третья картинка – играет, выполняя разные игровые действия; четвёртая картинка – собирает всё в коробку; пятая картинка – убирает мозаику на место. Вторя серия картинок: первая картинка – девочка стоит у полки с играми и обдумывает, какую игру выбрать; вторая картинка – кладёт лото на стол; третья картинка – приглашает мальчика поиграть; четвёртая картинка – дети сидят за столом, играют; пятая картинка – собирают карточки от игры в коробку; шестая картинка – девочка убирает игру на место.
Петрушка в знак благодарности дарит детям новые игры, которые помогут интересно и занимательно провести свободное время. Петрушка прощается с детьми. А я предлагаю детям рассмотреть новые игры. Такие наборы желательно иметь разные по цвету, например: на розовом фоне оформляется набор карточек отображающий процесс организации художественной деятельности, на зелёной – процесс организации ручного труда, на оранжевой – процесс организации конструирования.
Также я использую игры-инсценировки с детьми. Их желательно организовывать по подгруппам, где тоже необходимо соблюдать определённую последовательность: это постановка цели, планирование, задуманное, осуществление самоконтроля. Например, игра-инсценировка, направленная на осознание ставить цель, необходимости планировать, осуществляя задуманное до конца, по стихотворению Ю. Корчагина «Про мишку». Я ставлю игрушечную мебель: стол, стул. Беру плюшевого медведя и сажу его за стол. Медведь решил заняться своим любимым делом – рисованием. Берёт карандаш, белый лист бумаги и начинает беспорядочно водить карандашом. Когда он закончил свой рисунок, то закачал головой, ведь рисунок не получился, всё черным-черно. Я задаю вопрос мишке «что же ты хотел нарисовать?» Он ответил, что хотел нарисовать то, не знаю, что. Дети, как помочь мишке? В чём его ошибка? Расскажите, как нужно правильно заниматься рисованием. Приведите примеры, когда у вас или ваших товарищей тоже не получался рисунок, объясните почему. Дети отвечают, что сначала надо поставить цель, запланировать, что именно я хочу нарисовать, выполнить задуманное.
Организация сюжетно-ролевых игр детей не должна сводиться только к больнице, магазину и парикмахерской. Я часто детям предлагаю поиграть во что-нибудь новенькое. Но ни в коем случае не навязываю правила игры, а лишь предлагаю идею. А дальше уже дело за моими воспитанниками. Например, наша игра «Такси» началась так… Я вспомнила, как недавно была на рынке и накупила много продуктов, автобус был переполнен и пришлось вызвать службу такси. Водитель попался очень доброжелательным и рассказал несколько интересных историй о том, как он перевозил пассажиров: кто-то ехал с собакой, кто-то очень спешил и нервничал, а кто-то забыл сумку и пришлось возвращаться назад. – «А хотели бы вы поиграть в такси?». Некоторые дети согласились. Не все, но это их самостоятельное решение, их на тот момент привлекла другая деятельность. А тот, кто согласился, был полон инициативы и идей. Тут моя задача была лишь немного помочь детям определить роли, которые могут быть в игре: таксист, его сменщик, оператор, пассажиры, историю которых придумывали сами исполнители роли. Так в нашей игре появилась женщина с ребёнком, направляющиеся в поликлинику; супергерой, супермашина которого сломалась и он так спешил оказать помощь, что заставлял водителя превысить скорость; и дама с собачкой, роль которой на себя взяла я. Игра получилась интересной: дети предлагали свои идеи, взаимодействовать в процессе игры, выбирали нужные атрибуты. В процессе к нам подключились ещё дети, проявив инициативу к участию и предложив свои идеи. Мы с удовольствием удовлетворяли их желание и принимали в игру – это наше правило, которое позволяет детям развивать свои коммуникативные навыки и открыто выражать своё желание, преодолев стеснение. Моя поддержка детской инициативы заключалась в предложении поиграть в новую игру и подсказать возможные роли, а далее предоставить развитие сюжета для детского творчества.
Таким образом, игровая деятельность детей пополняется разнообразными сюжетами и идеями: пожарные, мастер маникюра, почтальон, дрессировщик и др. Руководствуясь пособием для воспитателя «Организация сюжетной игры в детском саду» Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А., я использую такой способ игры, как сюжетосложение. Этот способ предоставляет максимальную творческую активность и самостоятельность детей не только при выборе игры, распределению ролей и выбору атрибутов, а позволяет самостоятельно придумывать сюжет совершенно новой игры. Я предлагаю детям придумать новую игру, садимся в кружок и начинаем придумывать вместе.
Иногда приходится подать детям идею, например: «Жила-была одна девочка, однажды она с мамой пошла гулять…», и здесь слово предоставляется детям. Каждый по очереди или без неё, предлагает свои идеи для продолжения истории, дополняя друг друга. Я при этом стараюсь быть как бы в стороне, принимая участие лишь в том случае, если история заходит в тупик, предлагая свою идею или задавая наводящий вопрос. Например, в поисках мамы Оля подходит к большой реке и не знает, как её переплыть, потому что нет лодки: – «А может ей кто то помочь?», и дети начинают предлагать свои идеи. Придумав сюжет для игры, распределяются роли, придумывают атрибуты.
Высоким показателем творчества и активности являются истории, придуманные детьми самостоятельно. Так мальчики с моей группы самостоятельно придумали историю о двух нерушимых крепостях. Выбрали и распределили солдатиков, построили две крепости, выбрали другие атрибуты. В процессе игры возник спор о том, что у противника бронированная стена и все атаки противоположной стороны она отражает. Игра грозилась закончиться. Заметив это, я попыталась наладить обстановку, отметив, что у мальчиков очень интересная игра. У противника бронированная стена, а какими способами ещё можно одолеть противника, если бы можно было подъехать к стене на машине или попробовать атаковать с воздуха. Дети тут же схватились за машины и воздушный транспорт. Игра была продолжена. В итоге крепости были не разрушены и объявили перерыв на прогулку, обед и сон. В данной ситуации моей задачей было поддержать детскую инициативу, похвалить за интересно придуманную игру и помочь мальчикам разрешить конфликт, подсказав идею для возможного развития сюжета в условиях появившихся трудностей.
Придумывание и изготовление атрибутов к играм также очень инициативный, самостоятельный и творческий процесс. Я предоставляю своим детям возможность самостоятельно искать нужный атрибут из имеющихся в группе, придумывать им замену, при отсутствии нужной вещи, или изготавливать их самостоятельно. Моя задача при этом ненавязчиво предложить идею, если это необходимо, и предоставить материал. Так из картона получаются отличные крылья для дракона и мечи, из бумаги – корона или карта, из стульев и конструктора – транспорт, замки и крепости, из кусков ткани – плащи и платья. Активно используется уголок ряжения.
Уделяя внимание поддержке и развитию детской самостоятельности, творческого мышления, я привлекаю родителей. По данной теме провожу родительские собрания, семинары, круглые столы для родителей на такие темы, как «Помогите ребёнку целесообразно провести свой досуг»; «Как развивать самостоятельность детей в организации разных видов деятельности»; «Не пускайте на самотёк свободное время вашего ребёнка»; «Роль досуговой деятельности в подготовке ребёнка к обучению в школе».
В индивидуальных беседах и консультациях обсуждаем круг интересов ребёнка, организацию предметно-развивающего жизненного пространства, особенности взаимоотношений со взрослыми, детьми, характер волевых усилий во время игр или выполнения работы, качество результатов проведённого досуга.
В своей группе при проведении фронтальных и индивидуальных форм работы я использую иллюстративный материал (видеофильмы, серии картинок, фотографии и тд). Организовываю выставки детских работ, наглядно показывающие различные варианты занятости детей в свободное время. В наглядной форме я оформляю стенды, книжки-передвижки, что показывает разные варианты руководства самостоятельной деятельности детей в условиях семьи.
Опыт работы по данному направлению показал, что в результате постоянного руководства самостоятельной деятельностью дети стали проявлять в разных видах деятельности инициативу и самостоятельность; развивается познавательная активность, любознательность, наблюдательность, мышление. Возрастает уровень умений сравнивать, анализировать, выражать своё мнение, обобщать, делать выводы на основе собственных наблюдений.