Долгое время дошкольное образование было отделено от семьи, принимая часть задач, которые связанны с обучением и развитием детей, поступающих в общественное учреждение на себя. Сотрудничество в дошкольных учреждениях с родителями в основном было направлено на поиск различных способов продвижения образовательных знаний, разработаны довольно эффективные образовательные формы. Но в современной социальной и экономической обстановке их недостаточно.
Важной частью интеллектуальной и личностной подготовки дошкольника является развитие элементарных математических представлений. В старшем дошкольном возрасте проблема развития элементарных математических представлений актуализируется, это связано с предстоящим переходом ребенка к систематическому обучению в школе.
Одним из главных условий формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей. Черпать свои знания по математике ребёнок должен не только с занятий по математике, но и из повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего мира. Здесь на первое место выходят родители.
Математика относится к группе самых сложных учебных предметов. Известно также, что от уровня математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения на уроках математики в начальной школе. Таким образом, одна из важнейших задач педагога и родителя в области формирования математического представления – развитие интереса ребенка к математике в дошкольном возрасте и подготовка к школе, формирование познавательного интереса и логического мышления ребенка.
Е.П. Арноутова, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева отмечают, что взаимодействие педагогов с родителями должно основываться на принципе доверия и открытости. Т.В. Короткова подчеркивает необходимость общения в неформальной, эмоциональной обстановке и способствует сближению педагогов, родителей, детей. М.Д. Маханева определяет главные принципы работы с семьей – единство, достигающееся в случае четкого понимания целей и задач воспитания детей.
Вопросов готовности детей к школьному обучению в целом, и математической готовности в частности прямо и косвенно касались в своих трудах такие ученые, как Ш.А. Амонашвили, В.А. Антонов, Л.А. Венгер, Ю.Н. Карандашев, Л.П. Князева, Я.Л. Коломинский, Е.Е. Кравцова, Л.И. Кузьминых, В.М. Назарова, Е.А. Панько, Н.Г. Салмина, У.В. Ульенкова, Е.М. Фадеева, С.А. Яличев.
Содержимое
Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – значимый промежуток в жизни детей. В данный период происходит вступление детей в мир общественных взаимоотношений, усваивание простых нравственных условий, приучение к их осуществлению. В старшем дошкольном возрасте протекает активное формирование умственной, нравственно-волевой и психологической сфер личности ребёнка. Формирование личности и деятельности характеризуется возникновением новых качеств и потребностей: расширяются познания касательно объектов и явлений, которые дошкольник совсем не замечал раньше. Ребенка занимают взаимосвязи, присутствующие между объектами и явлениями. Проникновение дошкольника в эти взаимосвязи в значительной степени определяет его развитие.
Одним из условий полноценного развития старших дошкольников является осмысленное общение со сверстниками и взрослыми. Педагог старается разнообразить практику общения с каждым ребенком. Участвуя в общении и сотрудничестве, он проявляет доверие, любовь и уважение к детям дошкольного возраста. В то же время в нем используется несколько моделей взаимодействия: по типу прямой передачи опыта, когда педагоги обучают детей новым навыкам и методам действий; по типу равноправного партнерства, когда педагоги являются равноправными участниками деятельности детей, по типу «контролируемых взрослых», когда педагоги специально призывают детей помогать решать проблемы, когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослыми, дают советы.
Важным показателем самопознания старших дошкольников является их оценочное отношение к себе и окружающим. Впервые его идеи о возможном будущем позволяют ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и попытаться преодолеть их с помощью взрослых. Поведение дошкольника, так или иначе, связано с тем, что он думает о себе и какой личностью он должен или хочет быть. Позитивный взгляд ребенка на собственное «я» напрямую влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей и способность видеть их положительные качества в ситуациях совместных действий. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, осознает его и одновременно осознает самого себя. Опыт самопознания создает предпосылки для формирования у дошкольников способности преодолевать нехорошие отношения со сверстниками и конфликтные ситуации. Понимание своих способностей и особенностей может помочь понять ценность окружающих вас людей.
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие задачи воспитания и развития детей в старшем дошкольном возрасте:
1. Воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
2. Развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение детей к художественной культуре.
3. Развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей и учебных навыков.
4. Формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника.
5. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Это общие задачи, но наша более конкретная задача заключается в использовании ряда методов и приемов, различных видов работы, для формирования представлений детей об окружающем мире, об особенностях неживой природы, особенно воды и воздуха, а также развития познавательной деятельности детей, желания быть активным и способным приобретать знания и проводить исследования с помощью экспериментов в пределах своих возрастных возможностей.
Дошкольное учреждение предоставляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления. Для мышления детей 5-6 лет характерны следующие особенности:
— ребенок решает логические задачи, представляя их условия, мышление становится внеситуативным;
— освоение речи приводит к развитию рассуждения как способа решения мыслительных задач, возникает понимания причинности явления;
— детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;
— появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления;
— экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, попробовать свои силы;
— складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.
В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире с помощью обобщенных представлений. Эти представления являются основой его понимания и восприятия окружающей среды. Однако для формирования таких представлений необходимо иметь развитую память. Память играет важную роль в развитии ребенка в дошкольном возрасте. По мнению Л. С. Выготского, память занимает центральное место в его сознании. Она позволяет ребенку сохранять и вспоминать информацию, которую он усваивает и воспринимает. Это включает в себя и сохранение сенсорных представлений, таких как запахи, звуки, вкусы и текстуры. Развитие памяти у ребенка происходит постепенно. Вначале он может запоминать простые факты и события, а затем начинает формировать связи между ними. Соотношение произвольной и непроизвольной форм памяти в психической функции воображения интересно изучать. Воображение, как и память, проходит через постепенные изменения, приобретая все больше произвольного характера. Например, у детей возникает способность создавать замыслы, планировать их и воплощать в реальность. Однако особенно значительный прогресс в развитии воображения происходит благодаря игре, которая требует наличия замещающей деятельности и предметов-заместителей. Игра является неотъемлемым условием для развития воображения у детей. Когда ребенок играет, он осваивает различные приемы и средства создания образов. Ему больше не требуется наглядная опора для формирования образов, поскольку его воображение переходит на внутренний план.
В старших группах дошкольного учреждения активно продолжается формирование личности, нравственных качеств и культурных привычек поведения. Содержание процесса обучения на этом этапе включает воспитание уважения к родным и близким, уважение к педагогам, желание сознательно радовать старших добрыми делами и желание быть полезным другим. У старших дошкольников необходимо активно и последовательно формировать дружеские отношения на примере героев известных художественных произведений.
Учет возрастных особенностей один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги регламентируют время занятости детей математической деятельностью, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, отбор материала, формы методов учебно-воспитательной деятельности.
Особенности математической подготовки детей к школе
Формирование представлений о математике является мощным инструментом для интеллектуального развития дошкольников, способствующим развитию их познавательных способностей и творческого мышления. Проблема интеллектуального развития детей дошкольного возраста рассматривалась различными авторами, проводившими исследования в области математического развития малышей (Л.Н. Вахрушева, Е. В. Соловьева, Н.Г. Белоус, Р.Л. Березина, З.А. Грачева, Е.А. Носова). Как отмечают несколько исследователей (Н.Г. Белоус, Л.И. Божович, Н.И. Непомнящая, Л.С. Славина, А.А. Смоленцева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Г.И. Щукина и др.), система обучения, применяемая в дошкольных учреждениях, недостаточно ориентирована на развитие познавательных интересов и интеллектуальных навыков детей в процессе изучения математики, что приводит к потере интереса, безразличию к учению уже на ранних этапах и негативно влияет на развитие личности.
Одна из основных проблем формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста заключается в необходимости обеспечить преемственность между работой детского сада и школы, в связи с чем, возникает потребность в разработке эффективных методов и приемов обучения. Программа изучения математики в начальной школе предусматривает умение детей уверенно ориентироваться в количественных и пространственных отношениях окружающего мира. Однако современные методы обучения в детском саду не всегда полностью решают эти задачи.
В процессе обучения, я умею устранять отрицательные факторы, которые могут влиять на результаты детей. В случае, если ребенок испытывает трудности со слухом или зрением, наиболее эффективным будет посадить его поближе к педагогу. Для активных и отвлекающихся детей, которые часто сбиваются с основного занятия, полезной тактикой является систематическое задавание вопросов и предоставление промежуточных заданий. Если же ребенок выполняет задания медленно, ему необходимо своевременно оказать помощь, предоставив наглядный материал и, возможно, подсказав возможные решения. Однако всегда важно помнить, что каждому ребенку необходимы индивидуальные условия для достижения успеха в обучении, и нет универсального подхода, подходящего для всех.
При работе я учитываю с детьми их эмоциональность, склонность к возбудимости и скорую утомляемость. Это требует соответствующих изменений в методиках ведения занятий.
Организационно-педагогические условия успешного взаимодействия ДОУ и родителей в процессе математической подготовки детей к школе
В контексте «семья – дошкольные образовательные учреждения» основным моментом является личное взаимодействие педагогов и родителей по вопросам трудностей и радостей, успеха и неудачи, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Я стараюсь создавать такие условия, чтобы у всех участников образовательного процесса (детей, родителей) была личная готовность раскрывать себя в определенных видах деятельности и событиях, рассказывая о своем счастье, тревогах, успехах и неудачах и т.д. Свое взаимодействие строю на доверительных отношениях между детьми, родителями и педагогами, объединения их в команду для совместного решения проблем.
Взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста осуществляю в основном через:
приобщение родителей к педагогическому процессу;
расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Для включения семьи в образовательное пространство ДОУ создаю следующие условия:
1. Социально-правовые: моя работа основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах.
2. Информационно-коммуникативные: предоставляю родителям информацию о реализуемых программах, раскрываю вопросы специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, его безопасности в ДОУ и т.д.
3. Перспективно-целевые: создаю и реализую краткосрочные и долгосрочные планы работы с семьями, предоставляю родителям права участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка.
4. Потребностно-стимулирующее: изучаю интересы и потребности семей, этнические особенности восприятия информации, устои семейного воспитания.
Только в этом случае ДОУ сможет оказать своевременную социально-психолого-педагогическую поддержку семье и ребенку.
Моя задача – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.
В настоящее время использую всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.
Посещение семьи ребенка позволяет провести много исследований по этому вопросу, установить контакт с ребенком и его родителями и уточнить условия воспитания. Педагогическая помощь родителям основана на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи и каждого ребенка.
Наглядная пропаганда. Для проведения обучения и пропаганды, использую комбинации различных типов наглядности. Это не только позволяет ознакомить родителей в вопросах образования с помощью стендов, специальных выставок и других материалов, но и непосредственно показать им образовательный процесс, передовые методы работы, доступную и убедительную для родителей необходимую педагогическую информацию.
В работе с родителями использую консультации, которые провожу индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации приглашаю родителей, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целью консультации ставлю усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
Информирую родителей о деятельности в детском саду, в течение дня, через мессенджеры. Предлагаю творческие задания для выполнения с детьми. Привлекаю родителей к изготовлению костюмов, игрового материала к утренникам и физкультурным праздникам.
При проведении мероприятий с детьми, родители с большим желанием оказывают мне помощь в их организации. Главное правильно донести до родителей всю значимость таких мероприятий.
В информационно-просветительской работе оформляю наглядные материалы для родителей, в форме стенгазеты «Наши именинники», «Мамины помощники», «Папа мой герой», «Из жизни нашей группы». Родители всегда с интересом изучают данный материал, фотографируют на память.
Провожу конкурсы детей совместно с родителями, такие как «Лучшая кормушка для птиц», «Фантазии природы», «Новогодняя игрушка нашей семьи» и т.д., которые позволяют родителям активней и осознанней включаться в процесс воспитания ребенка.
Таким образом, использование различных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: меняется характер взаимодействия воспитателя и родителей, и многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада.
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в процессе математической подготовки детей к школе
Мною было организовано и проведено экспериментальное исследование, целью которого являлась проверка организационно-педагогических условий успешного взаимодействия ДОУ и родителей в процессе математической подготовки детей к школе.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап – анкетирование. Данный этап позволил мне выявить уровень родительского отношения и готовность детей к школе.
Второй этап – внедрение организационно-педагогических условий. Данный этап позволил выяснить, на сколько эффективны организационно-педагогические условия в процессе математической подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.
Третий этап – повторная диагностика. Этот этап позволил пронаблюдать разницу между уровнем взаимодействия, который был и тем, который стал после проведения эксперимента.
Четвертый этап – подведение итогов исследования.
Анкетирование показало, что большинство родителей положительно относятся к своему ребенку, принимают таким какой он есть, но не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком стараются быть ближе к нему, оградить от неприятностей. Половина родителей высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу, стараются быть с ним на равных. Небольшая часть родителей считают своего ребенка маленьким неудачником и относятся к нему как к несмышлёному существу.
Я разработала программу «В стране занимательной математики».
Ведущие цели программы при взаимодействии детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Главными задачами в этом направлении я ставила: способствовать единению, сплочению семьи, устанавливать доверительные взаимоотношения родителей и детей, создать комфортные условия для ребенка в семье, а также всестороннее систематически изучать семьи, особенности семейного воспитания ребенка.
Программа рассчитана на длительный срок.
Предполагаемый результат:
— расширятся представления и знания родителей в вопросах воспитания и обучения ребенка;
— появится тенденция к повышению культуры детско-родительских отношений;
— повысится интерес и активность родителей в процессе взаимодействия с ДОУ.
При взаимодействии с родителями:
1. Повышение педагогических знаний родителей
1.1. Собрание. Мастер класс. Консультирование – 1 раз в квартал
1.2. Индивидуальные беседы – по мере необходимости
2. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс:
2.1. Проектная деятельность – 1 раз в год
2.2. Участие в конкурсах разных уровней – в течение года
2.3. Формирование предметно-пространственной среды – в течение года
При взаимодействии педагога с детьми:
1. Непрерывно образовательная деятельность – 1 раз в месяц
2. Индивидуальные занятия – 1 раз в неделю
3. Игровая деятельность – ежедневно
4. Проектная деятельность – 1 раз в год
5. Участие в конкурсах разных уровней – в течение года
При взаимодействии родителей и детей:
1. Проектная деятельность – 1 раз в год
2. Изготовление дидактических игр и пособий – в течение года
3. Творческие задания – в течение года
4. Участие в конкурсах – в течение года
Очень важно для педагога самому знать, чему и как обучать детей, и знакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения сделать их своими помощниками. Родителей нужно привлекать к помощи в виде конкретных советов и разъяснений, консультаций, практических примеров.
При проведении итоговой диагностики, я выявила, что большинство родителей положительно относятся к своему ребенку, принимают таким какой он есть, но не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком стараются быть ближе к нему, оградить от неприятностей. Также многие родители высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу, стараются быть с ним на равных. Наименьшая часть родителей считают своего ребенка маленьким неудачником и относятся к нему как к несмышлёному существу.
При сравнении результатов первичной и итоговой диагностик можно увидеть, что отношение родителей к своим детям улучшилось.
В детском саду созданы необходимые условия для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Заключение
Работу по развитию у детей элементарных математических представлений я организую на занятиях и вне занятий: утром, днем во время прогулок, вечером; 2-3 раза в неделю. Использую все виды деятельности для закрепления у ребят математических знаний. Например, в процессе рисования, лепки, конструирования у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, числе и размере предметов, об их пространственном расположении. Для закрепления математических представлений широко использую дидактические и подвижные игры, игровые упражнения.
В работе с семьей воспитанников осуществляю поддержку и сотрудничество, как в групповой, так и в индивидуальной форме. Родители нуждаются в обновлении своих педагогических знаний, ознакомлении с современными методиками математического развития детей и рекомендациями по использованию литературы. Чтобы привлечь родителей в совместную деятельность, предлагаю задания и приглашаю их на проведение открытых мероприятий.
Организация такой работы с родителями способствует формированию у них творчества, повышению их педагогической культуры. Только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, способствует всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.
Используемая литература
- Белошистая А. В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования Текст.: автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2004. — 46 с.
- Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
- Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
- Запорожец А. В. Интеллектуальная подготовка детей к школе Текст. // Дошкольное воспитание. 1977. — № 8. — С. 30-34.
- Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Сфера. – 2010. – 144 с.
- Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. — Под ред. А.А.Столяра. — М.:Просвещение, 1991. – 34 с.
- Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М.:Просвещение, 1987. — 67 с.
- Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. — Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998. – 139 с.
- Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10». Издание 2-е, дополненное и переработанное. Творческий центр, М.2009г. – 65 с.
- Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. – 265 с.
- Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. — 253с.
- Максаков А.И. Учите играя. / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. – М.: Просвещение, 1983. – 52 с.
- Островская Л.Ф. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников». М, 1990 – 123 с.